УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы № 438 Зам. директора по УВР на заседании МО
_____________________ ____________________ Протокол № ______
«____» _________ _____г. «____» _________ _____г. «____» _________ _____г.
Программа курса
"Ландшафтный дизайн"
Учитель географии
Калякин Валерий Петрович
Москва
Пояснительная записка
Направленность программы:
Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка.
Актуальность данной программы в ее прикладной значимости. Знания, полученные учащимися, могут быть применены ими в своей повседневной жизни и для облагораживания территории вокруг школы.
Цели:
Познакомить учащихся с основами ландшафтного творчества и проектирования;
Создать условия осознанного выбора профессии;
Расширить знания учащихся об окружающем мире.
Задачи:
формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;
развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству;
совершенствовать умение учащихся в работе с дополнительным материалом;
развивать навыки исследовательской работы, самостоятельного анализа.
Отличительная особенность данной программы в том, что учащиеся получают начальные профессиональные знания и навыки.
Данная программа разработана для учащихся 13-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов в неделю: 1
Количество часов по плану: 34
Формы проведения занятий: лекции, дискуссии, практические работы, защита творческих проектов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
понятий «дизайн», композиция, цвет, фон, форма, ландшафт, цветочно-декоративные растения, газон, рабатка, клумба, бордюр, рокарий, альпийская горка;
правил размещения и выращивания различных растений на участке;
основных составных частей оформления различных видов ландшафта.
Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
Форма подведения итогов: защита творческого проекта.
Содержание программы
Раздел I. Дизайн вашего сада
Цели, задачи, объекты ландшафтного дизайна. Связь ландшафтного искусства с другими науками. Сады и парки Древнего мира и стран Востока. Садово-парковое искусство античного периода в Греции и Риме, в Европе и России.
Раздел II. Проектирование
Состав проекта: генеральный план, разбивочный чертеж, план дорожной сети, дендроплан. Составление сметы. Обзор компьютерных программ по проектированию.
Анкета клиента. Зонирование территории.
Практическая работа: Составление ситуационного плана.
Раздел III. Законы и приемы построения ландшафтной композиции.
Композиция. Перспектива линейная и воздушная. Симметрия, ассиметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность.
Раздел IV. Декоративно-лиственные растения в саду
Основы дендрологии. Использование древесных насаждений. Ассортимент деревьев и кустарников. Декоративные признаки древесных растений. Форма кроны. Декоративнолиственные и красивоцветущие кустарники. Сад непрерывного цветения. Способы посадки и сроки посадочных работ.
Розарий (планировка, современная классификация, подбор сортов, агротехника)
Вечнозеленые растения, используемые в оформлении участка, их классификация, биологические особенности и агротехника их выращивания. Применение в оформлении участка.
Практическая работа: Разработка эскиза оформления участка вечнозелеными растениями.
Раздел V. Цветочно-декоративные растения
Цветочно-декоративные растения, их классификация, особенности размещения и выращивания на приусадебном участке.
Практическая работа: Разработка проекта размещения цветочно-декоративных культур.
Вьющиеся и ампельные растения, их агротехника. Применение этих растений в оформлении участка.
Значение ковровых и почвопокровных культур в оформлении участка.
Практическая работа: Разработка эскиза размещения вьющихся и ампельных растений на участке с ковровыми и почвопокровными культурами
Раздел VI. Дизайн цветников.
Виды газонов, их назначение, способы устройства. Уход за газонами. Ассортимент газонных трав.
Оформление рабаток. Применение рабаток в оформлении участка. Форма и размер рабаток. Цветовой состав рабаток.
Практическая работа: Разработка эскиза оформления рабатки.
Оформление клумб. Размещение клумб на участке, форма и размер клумбы. Размещение цветов на клумбе.
Практическая работа: Разработка эскиза оформления клумбы.
Оформление бордюров. Использование цветов в оформлении бордюров.
Практическая работа: Разработка проекта дизайна цветника.
Устройство альпийских горок. Место и время устройства альпийских горок. Видовой состав растений для альпийских горок.
Практическая работа: защита проекта «Цветник около школы»
Раздел VII. Вода в вашем саду
Устройство декоративных бассейнов, водоемов. Составные части бассейна. Форма, размер бассейна. Оборудование для водоемов, бассейнов и фонтанов. Уход за водоемами. Видовой состав растений при оформлении водоемов.
Раздел VIII. Разработка, оформление и защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад»
Вычерчивание плана участка. Анализ участка. Разработка дизайна. Генеральный план участка. Подготовка проекта к защите.
Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов |
лекции | практика |
Раздел I. Дизайн вашего сада Что такое ландшафтный дизайн. Планирование сада. История садово-паркового искусства. | 2 | |
Раздел II. Проектирование | | |
Анализ территории. Составление ситуационного плана. | 1 | 1 |
Функциональное зонирование территории. | 1 | |
Раздел III. Законы и приемы построения ландшафтной композиции. Симметрия и асимметрия. Пропорциональность и масштабность. | 1 | |
Динамика и статика. Фигуры и линии, применяемые в ландшафтном дизайне. Цвет. | 1 | |
Раздел IV. Декоративно-лиственные растения в саду Растения и окружающая среда. Особенности микроклимата. | 1 | |
Параметры, определяющие подбор растений: рельеф, освещенность, тип почв, виды удобрений. | 1 | |
Дендрология. | 1 | |
Листопадные деревья и кустарники. | 1 | |
Розарий (планировка, подбор сортов, агротехника). | 1 | |
Декоративные и плодовые деревья. | 1 | |
Вечнозеленые растения, используемые в оформлении участка. | 1 | 1 |
Раздел V. Цветочно-декоративные растения Однолетние, двулетние и многолетние растения (классификация, жизненные формы). | 1 | 1 |
Вьющиеся и ампельные растения, их агротехника. Применение этих растений в оформлении участка. | 1 | |
Значение ковровых и почвопокровных культур в оформлении участка. | 1 | |
Раздел VI. Дизайн цветников. Устройство газонов. Место газонов, видовой состав трав. | 1 | |
Оформление рабаток. Применение рабаток в оформлении участка. | 1 | 1 |
Оформление клумб. Размещение клумб на участке, форма и размер клумбы. Размещение цветов на клумбе. | 1 | 1 |
Оформление бордюров. Применение бордюров на приусадебном участке. Видовой состав бордюра. | 1 | 1 |
Устройство альпийских горок. Размер, внешний вид горок. Видовой состав растений, используемых в оформлении горок. | 1 | |
Защита проекта «Цветник около школы». | | 1 |
Раздел VII. Вода в вашем саду Декоративные бассейны и пруды. | 1 | |
Фонтаны, водопады, ручьи. | 1 | |
Раздел VIII. Разработка, оформление и защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад» Пакет документов. | | 1 |
Генеральный план. | | 1 |
Посадочный чертеж. Разбивочный чертеж. | | 1 |
Ассортиментная ведомость. Сметная документация. Пояснительная записка к проекту. | | 1 |
Защита проекта. | | |
Всего часов | 23 | 11 |
Литература:
«Сад своими руками» – журнал.
«Мой прекрасный сад» – журнал.
«Садовник» – журнал.
«Вестник цветовода» – журнал.
Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Планировщик содового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.