Пояснительная записка
программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Страна детства» на базе
МБОУ «Биотехнологического лицея № 21» р.п. Кольцово НСО в 2019 г.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Для учащихся организуется лагерь летнего отдыха с дневным пребывание детей, который будет функционировать на базе МБОУ «Биотехнологического лицея №21» р.п. Кольцово. В 2019 году предполагается организовать отдых 160 учащихся. На площадке отдыхают ученики в возрасте от 7 до 14 лет.
Над реализацией программы лагеря летнего отдыха с дневным пребывание детей работает педагогический коллектив из числа учителей Биотехнологического лицея № 21.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного лагеря.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Основания для разработки программы | - федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - от 06.10. 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 г. №124-п «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области»; - постановление Главы рабочего поселка Кольцово от 07.03. 2019 № 263 «Об организации отдыха и оздоровления детей в 2019 году»; - постановление Главы рабочего поселка Кольцово от 10. 04.2019 № 387 «Об организации лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений рабочего поселка Кольцово в 2019 году»; - постановление Главы рабочего поселка Кольцово от 11.04.2019 № 394 «О внесении изменений в постановление администрации рабочего поселка Кольцово от 07.03.2019 № 263 «Об организации отдыха и оздоровления детей в 2019 году»»; -приказ директора лицея от 15.04.2019 г. «Об организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков в период летних каникул». |
Заказчик программы | Администрация рабочего поселка Кольцово |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся лицея в летний период. Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. |
Основные задачи программы | Создать в лагере атмосферу доброжелательности, радости, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки. - Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью. - Провести пропаганду безопасности жизнедеятельности. - Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений в летний период. - Формирование навыков общения и толерантности, культурного поведения, |
Условия реализации | 1. Лагерь организуется на базе Биотехнологического лицея № 21 р.п. Кольцово. 2. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь, технические средства, игровая комната, столовая, бассейн, соляная пещера). 3. Кадровые условия: - начальник лагеря отдыха; - воспитатели; - учителя физкультуры; -учитель изо и технологии - повара; - обслуживающий персонал. 4. Охрана жизни и здоровья детей в лагере: - начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере; - сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования; - воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности. |
Перечень основных мероприятий программы | -Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы; - Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе; - Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе; - Научно-методическое обеспечение; - Оздоровление детей и профилактика заболеваний. Образовательная деятельность в рамках летнего пришкольного лагеря предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей возникновения театра, видах театра, изучением духовно - нравственных традиций, традиций семьи и истории родного края, изучение звезд. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира. Спортивно - оздоровительная деятельность -Охрана и укрепление здоровья школьников, -Совершенствование их физического развития, -Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, -Улучшение физической и умственной работоспособности. -Воспитание у детей личной физической культуры. -Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками, -Воспитание привычки к здоровому образу жизни. Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как: 1) полноценное питание детей; 2) утренняя зарядка; 3) развитие движений; 4) посещение бассейна; 5) гигиена режима; 6) спортивный час. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона. Культурно - досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий: -Тематические праздники, викторины, игры, конкурсы; -Линейки (посвященные открытию, закрытию, театрализованные игровые программы); Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.), посещение мероприятий и экскурсий, работа в кружках приводит к обогащению мировоззрения ребенка, Трудовое и социально – значимое. Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы. В процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый комплекс разнообразных трудовых умений. Виды социально-значимой деятельности: совместная деятельность со школьной библиотекой; уборка классных комнат, дежурство в столовой; уход за растениями. |
Содержание и формы реализации программы | Все учащиеся делятся разновозрастные группы. Каждый отряд организует свою работу с учётом общего плана лагеря. В течение смены планируется реализация программы по неделям: - неделя «С театром в лето»; - неделя ЗОЖ; -неделя гражданской позиции; --неделя краеведения и туризма. Структура управления: Начальник лагеря, воспитатели, дети. Задача начальника лагеря и воспитателя состоит в организации плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле отрядов организуют воспитатели. Каждый отряд создаёт свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает плакат, где отражает свою жизнь. Законы и заповеди жизни лагеря. Законы: 1. Закон точного времени. 2. Закон доброты. 3. Закон порядочности. 4. Закон дружбы 5. Закон безопасности. 6. Закон взаимовыручки. 7. Закон чистоты и порядка. Заповеди: 1. Все - одна семья. 2. Один за всех и все за одного. 3. Порядок, прежде всего. 4. Каждое дело вместе. 5. Всё делай творчески. 6. Даже если трудно, доведи дело до конца. 7. Чистота – залог здоровья. Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Укрепление здоровья детей; - Улучшение социально-психологического климата в лагере; - Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; воспитание негативного отношения к вредным привычкам, - Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей; - Формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта адекватного поведения в экстремальных ситуациях; - Создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития. |
Система организации контроля над исполнением программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и директором. |
Методическое сопровождение программы
- Основными методами организации деятельности являются:
• Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
• Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
• Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Учебно-методическое оснащение программы
1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2017 г.
3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2016 г.
4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2017 г.
5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2017 г.
7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
8. Интернет- ресурсы.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах»,
«Правила при поездках в автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
- Беседы, посвящённые охране и укреплению здоровья:
«Витамины – наши друзья»,
«Глаза – зеркало души»;
«Укусы насекомых. Первая помощь.»
«О пожаре от А до Я!» - игра – викторина.
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:
«Один дома»,
«Что может быть опасным в вашей квартире»,
«Правила поведения с незнакомыми людьми»,
«Меры доврачебной помощи».
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
• издание приказа по лицею о проведении летней кампании;
• разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков.
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;
• составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, формирование органов самоуправления,
• знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи смены;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов смены;
• выработка перспектив деятельности организации;
• анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;
• сдача документации.
РЕЖИМ ДНЯ
летнего оздоровительного лагеря на июнь 2019 года
8.00 – 8.30 – планерка, встреча детей.
8.30 – 9.00 – линейка, знакомство с планом дня, утренняя зарядка.
9.00- 9.30 - завтрак
9.30 – 13.00 – – работа по плану отрядов, работа кружков, спортивные часы, отрядные мероприятия (согласно программы лагеря)
13. 00-13.30– обед
13.30- 14.00 – подведение итогов, уход детей домой
Начальник летнего лагеря Семенова Евгения Николаевна