СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ужурская средняя общеобразовательная школа № 1 им. ГСС А.К. Харченко»
| Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1 им. ГСС А.К. Харченко» ___________ Т. Г. Агеева
«____»____________ 2021 г. |
Программа летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывания
при МБОУ «Ужурская средняя общеобразовательная школа №1»
«РАДУГА»
Программа рассчитана на детей от 6 до 12 лет включительно, обучающиеся образовательных учреждений. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Срок реализации программы – 21 день (с 01.06.2021 по 26.06.2021).
Авторы программы: Минабутдинова Ирина Владимировна, Веровская Ирина Александровна, Пономарева Олеся Александровна, Гудошникова Карина Владимировна, Мазунина Валерия Александровна.
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания реализуется в г. Ужуре, при МБОУ«Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени ГСС А.К. Харченко».
Год разработки – 2021 год.
Пояснительная записка
Летние каникулы – долгожданное время для детей. Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Детский оздоровительно-образовательный лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, знакомства со сверстниками, новые впечатления, радость общения с природой – все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме. «Здоровое детство – это здорово» – эта формула становится девизом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Основная идея программы – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в летний период, сформировать у него необходимые знания по здоровому образу жизни. Представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей.
Актуальность программы в том, что она нацелена на две жизненно-важных проблемы:
Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
Соответствие требованиям ФГОС.
Благодаря данной Программе процесс развития и летнего отдыха делается для детей интересным, эффектным, доступным, творческим. Дети, как маленькие изобретатели, могут проявить себя, свою фантазию. В дальнейшем это позволит комфортно чувствовать себя ребенку в разных сферах общественной жизни. Ребенок развивается всесторонне. Возможности во внеурочной деятельности безграничны, программа же позволяет создать условия для реализации этого.
Оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании несколько видов деятельности, предлагаются (согласно требованиям ФГОСов) разные направления: физкультурно-оздоровительная, творческо-познавательная и патриотическая деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, творческую и спортивно-игровую деятельность.
Дети выбирают занятие по интересам, приглашают друзей, разделить любимое увлечение. Приобретаются навыки работы в команде, в едином коллективе. Идет ориентир на результативность личностного, метапредметного. У детей развиваются следующие УУД во внеурочной деятельности:полное внимание к сверстнику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать – то есть действовать естественно, раскованно.
Цель: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, для социального становления личности ребёнка, осознания себя как части общества, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Оздоровительные:
прививать навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей, умения оказания первой само- и взаимопомощи.
создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
Воспитательные:
формировать благоприятную психологическую среду для социализации, общения со сверстниками;
создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
создавать условия для развития коммуникативных навыков поведения в коллективе.
Развивающие:
создавать условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Методы реализации программы:
Методы оздоровления:
- витаминизация;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
Методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игры (развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые);
- наблюдения.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены – 21 день. Лагерь дневного пребывания организуется на базе МБОУ«Ужурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.К. Харченко».
Основной состав лагеря – дети от 6 до 12 лет включительно, учащиеся образовательных учреждений. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Механизм реализации программы
Подготовительный этап включает:этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.;
комплектование отрядов.
Организационный этап включает:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детейв различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
Заключительный этап.
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Привитие навыков самообслуживания.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;
- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- творческое сотрудничество взрослых и детей.
Механизм реализации программы
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра. Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра – это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
Содержание программы.
Тематика смены «Радуга» обыгрывает идею функционирования страны творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь страны, в которой, каждый отряд – город.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены (жители страны) объединяются в «города» (отряды), сами решают, как будут жить в них. Названия «городов», традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждого «города» есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Вместе они разрабатывают Конституцию города, Кодекс чести, Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Городской Форум, Городской Совет, Центр общественного мнения и т. д.). Каждый житель пытается осознать своё место в городе, собственную значимость.
Страна и каждый город в отдельности имеют свой герб и гимн. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Жители «городов» в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства города «ЛУЧИК», который будет светить над жителями определённого «города» (отряда). В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения жителей «города», они получают «лучик». В сюжете игры злая туча закрыла Солнечную страну, оставив жителям городов по одному качеству (Добродушность, Душевность, Целеустремлённость, Отзывчивость, Дружелюбие).
В начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики», чтобы оно засияло над страной и появилась радуга. Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше «лучиков» и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а разноцветные человечки – дети – веселятся.
Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Творческий поиск и талант;
Нестандартное решение проблем;
Дружные и сплоченные отношения в отряде;
Активная позиция в игре;
Ответственные действия и поступки и др.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль. Формы работы:
• планирование;
• подготовка к лагерной смене;
• оформление лагеря;
• подготовка материальной базы;
• определение обязанностей;
• организация питания.
Оздоровительный модуль. Формы работы:
• инструктаж по ТБ;
• утренняя зарядка;
• встречи с медицинским работником;
• влажная уборка, проветривание;
• организация питания воспитанников;
• спортивные праздники;
• экскурсии;
• подвижные игры.
3.Творческий модуль. Формы работы:
• коллективно-творческая деятельность;
• участие в общелагерных мероприятиях;
• экскурсии;
• конкурсы;
• викторины.
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере. В конце каждого дня ребята (индивидуально) отмечают свое настроение в карте листочек (зеленый – классный день, желтый –не в полной мере день успешный, красный – день как день). Также в каждом отряде есть «Дерево успеха». При подведении итогов дня, каждый отряд оценивает как, по их мнению, прошел день в целом. На дереве вывешивает листочек (зеленый – классный день, желтый –не в полной мере день успешный, красный – день как день). Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дел педагогами (большой лист).
Оценка дела детьми (маленький листик).
Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Это «дерево» укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте.
Содержание программы
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, игры, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы с медицинским работником, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Программа реализуется по следующим направлениям:
Физкультурно–оздоровительное направление:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика (зарядка);
организация пешеходных экскурсий в парк;
организация здорового питания детей;
спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»)
эстафеты, игры («Веселые старты», «Богатырские потешки», «Спорт любить – сильным и здоровым быть», «Стартинейджеры», «Спортивная эстафета по ПДД», «Зарница», «Последний герой», кругосветки по лагерю);
викторины («Азбука здоровья», «Светофор», «Школа безопасности»)
минутка здоровья, беседы о вредных привычках;
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно);
организация здорового питания детей;
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
развитие навыков личной гигиены и оказания первой помощи.
2. Художественно – творческое направление
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Работая с бумагой, с бисером, нитками у детей развивается мелкая моторика рук, мышление, фантазия и умение работать со схемами.
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы любим спорт», «Конкурс рисунков на асфальте», «Конкурс рисунков на составление лучшего фантика для шоколадки», рисование красками);
конкурсные программы;
игровые творческие программы;
праздники («День защиты детей», «Закрытие лагерной смены»);
выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»;
викторины.
3. Трудовое направление
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в отрядной комнате, работа на школьной клумбе, участке);
коллективно - трудовые дела.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в обществе. В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
4. Интеллектуальное направление
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. С другой стороны они стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
проведение интеллектуальных игр;
посещение музеев (районный краеведческий музей, школьный краеведческий музей);
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов (по плану библиотеки);
игровая программа по ПДД;
викторины, интеллектуальные марафоны;
составление презентаций, памяток («Закаливание», «А ты не забыл умыться?»).
5. Патриотическое направление
Патриотическое воспитание построено на уважении к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
экскурсии (в краеведческий музей, библиотеку, пожарная часть);
праздники («День независимости России», «День памяти»);
конкурс рисунков.
6. Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется кругозор воспитанников, развиваются познавательные интересы и творческие способности детей. Работа ведется согласно плану работы кружка.
«Марья-искусница» (руководитель Пономарева О. А.);
«Спортландия» (руководитель Мазунина В. А.);
«Умелые ручки» (руководитель Гудошникова К. В.);
7. Досуговое направление
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
организация деятельности творческих мастерских.
Название смены – Радуга: Радостные, Активные, Дружные, Умные, Гармоничные, Артистичные.
Учебно-тематический план
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни «Путешествие по планетам», в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: «Открытие лагеря», «День «Мастеров», «День талантов» и т.д. А также посещение «Планет – развития» (кружков) – каждый из которых имеет свое название: планета «Спортландия», планета «Марья-искусница», планета «Умелые ручки».
План путешествий по планетам:
День | Мероприятие |
День первый «Открытие лагеря» 01.06.2020 | 1. Торжественная линейка «Открытие лагерной смены «Здравствуй, солнечное лето!». 2. Организационное мероприятие (рассказы детей о себе, создание отрядов). 3. Творческая мастерская (оформление отрядного уголка). 4. Операция «Уют». 5. Беседа по технике безопасности и правилах жизни лагерной смены, инструктаж по ПДД, правилам противопожарной безопасности. 6. Игровая программа, посвященная Дню защиты детей. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День второй «Планета Мастеров» 02.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Путешествие в страну Безопасности». 3. Распределение обязанностей в отрядах, оформление отрядной газеты, выбор названия, девиза, отрядной речевки, эмблемы. 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Конкурс отрядных эмблем, девиза, речевок, песен. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День третий «Сказочная планета» 03.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Сказки о здоровье». 3. Экскурсия в городскую библиотеку. 4. Игра-конкурс «Знатоки сказок». 5. Конкурс рисунков «Волшебные краски». 6. Подвижные игры на свежем воздухе. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День четвертый «Планета Талантов» 04.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Вредные привычки» 3. Конкурс «Мастер своего дела» 4. Подвижные игры на свежем воздухе 5. Операция «Зеленая пятка» 6. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 7. Итоги дня – «Время впечатлений» |
День пятый «Планета Семья» 05.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминкино». 3. Выставка рисунков «Моя семья». 4. Конкурс «Семейные реликвии». 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День шестой «Планета Велосипедиста» 07.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». 3. «Мой друг велосипед» – конкурсная программа на территории школьной спортивной площадки. 4. Светофор – шоу. 5. Игра-конкурс «Я знаю велосипед». 6. Конкурс «Правила для юного велосипедиста». 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День седьмой «Планета Художника» 08.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». 3. Заочное путешествие в мастерскую художника (профессия художника). 4. Мастер – класс «Рисуем животных». 5. Конкурс рисунков «Я рисую на асфальте…». 6. Поход в Ужурский краеведческий музей «Оберег». 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День восьмой «Планета Фантазий и цирка» 09.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу». 3. «Фабрика звезд» (конкурс детских песен). 4. «Жить без улыбки – просто ошибка» (профессия клоун). Мастер – класс «Фокус». 5. Конкурс фокусов. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День девятый «Планета Лагерная Олимпиада» 10.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «В здоровом теле - здоровый дух!». 3. Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни». Первенство лагеря по различным видам спорта. Шуточные номинации. 4. Спортивно – игровые соревнования «Здоров будешь – все добудешь!». 5. Составление книги призеров. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День десятый «Планета Здоровья» 11.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Осторожно, клещ!» 3. Акция «Нет вредным привычкам». 4. Игры – соревнования на свежем воздухе. 5. Игра «Захват территории». 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День одиннадцатый «Планета Знаний» 15.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Правила поведения на водоёмах в летний период». 3. Игра «Морской бой». 4. Занятие «Изучаем азбуку Морзе». 5. Интеллектуально-развлекательное мероприятие «Знатоки». 6. Игра – конкурс «Шифровальщик». 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День двенадцатый «Планета Дружбы» 16.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Правильное питание». 3. Развлекательно-игровая программа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». 4. Конкурс рисунков «Все дети на свете мои друзья». 5. Игра «Дружный отряд». 6. Подвижные игры на свежем воздухе. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День тринадцатый «Планета Спасателя» 17.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Правила дорожного движения детям знать положено». 3. Экскурсия в пожарную часть «Один день из жизни спасателя». 4. «Спасем Мишу» - преодоление полосы препятствий. 5. Игра «Школа выживания». 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День четырнадцатый «Планета Доброты и Вежливости» 18.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». 3. Конкурс вежливых приветствий. 4. Конкурс Мини-плакатов «Будьте вежливы всегда». 5. Конкурс рисунков «Твори добро». 6. Акция «Доброе слово и кошке приятно». 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День пятнадцатый «Планета Путешествий» 19.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Закаливание – путь к здоровью». 3. «Волшебное колесо» (работники ГБДД). 4. Клуб Почемучек и Любознаек (презентация наблюдений). 5. Игра-викторина «Путешествие по материкам и океанам». 6. Русские народные игры на свежем воздухе. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День шестнадцатый «Планета Памяти» 21.06.2020 | 1. «Спасибо зарядка – здоровье в порядке!» 2. Торжественная линейка, посвященная началу ВОВ. 3. Минутка здоровья «У меня хорошее настроение». 4. Конкурс военной песни, стихотворений. 5. Мастер-класс «Голубь мира» 6. Экскурсия к памятнику. Возложение цветов и гирлянды из голубей мира. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День семнадцатый «Планета Чистоты» 22.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Операция «Бум». 3. Урок здоровья «Чистая вода всем нужна». 4. Конкурс рисунков «Чистота – залог здоровья». 5. Конкурсная программа «Мойдодыр». 6. Разгадываем ребусы и кроссворды о здоровье. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День восемнадцатый» «Планета Сюрпризов» 23.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!» 2. Минутка здоровья «Витамины на грядке». 3. Операция «Поиск клада». 4. Мастер-класс «Коробочка с сюрпризом». 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
День девятнадцатый «Планета Россия» 24.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Здоровый сон». 3. Конкурс проектов «Мой город в будущем». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Концерт ко Дню России. 6. Итого дня – «Время впечатлений». |
День двадцатый «Планета Театра» 25.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Красивая осанка». 3. Игровая программа «С чего начинается театр?». 4. Конкурс сценических экспериментов «Русские сказки». 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Итого дня – «Время впечатлений». |
День двадцать первый «Планета Закрытия» 26.06.2020 | 1. «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!». 2. Минутка здоровья «Правила на каждый день». 3. Торжественное закрытие лагерной смены. 4. Праздничный обед. 5. Праздничный концерт «Вместе мы можем многое». Вручение подарков. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». |
Учебно-тематический план модулей
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы | Форма проведения занятия | Ожидаемые результаты | Форма представления результатов | Дата |
1 | «Марья-искусница» (на развитие творческих способностей) | 21 | Практические занятия | Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию развития ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. | Выставка работ | 01.06.2020 – 25.06.2020 |
2 | «Спортландия» (на развитие ЗОЖ) | 21 | Состязания, спортивные игры, веселые старты, инструктажи, беседы. | Способствует развитию навыков здорового образа жизни. Достаточной двигательной активности. Соблюдение режима дня. Выполнению правил безопасного поведения в повседневной жизни. Пониманию роли и значения занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья. Умению выполнять упражнения для развития основных физических качеств. | «Веселые старты» | 01.06.2020 – 25.06.2020 |
3 | «Умелые ручки» (развитие творческих способностей) | 21 | Практические занятия | Способствует развитию образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей; способствует формированию представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества и пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры. | Выставка работ | 01.06.2020 – 25.06.2020 |
Кружок «Марья-искусница»
(автор программы: Пономарева Олеся Александровна)
Пояснительная записка.
Программа «Марья-искусница» для обучающихся 6 – 12 лет, разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умений и навыков работы в новой технике;
- осваивание способов работы различными материалами и инструментами;
- знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами различных техник.
Развивающие:
- развитие образного и пространственного мышления, фантазии ребенка;
- формирование художественного вкуса и гармонии между формой и содержанием художественного образа;
- развитие творческого потенциала ребенка, его познавательной активности;
- развитие творческого потенциала ребенка.
Воспитательные:
- формирование творческого мышления;
- формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умение работать в группе;
- создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитанника и педагога в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Планируемые результаты освоения предмета:
В сфере личностных УУД у воспитанников будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД воспитанники научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования ресурсов.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с материалами.
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД воспитанники научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД воспитанники научатся:
- вести диалог с учителем и другими учащимися;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса программы воспитанники узнают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании курса программы воспитанники научатся:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку
Содержание программы
1.Вводное занятие
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2. История развития бисероплетения
История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.
3. Основы цветоведения
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
4. Плетение на проволоке
4.1.Основные приемы плетения
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов.
Плоские и объемные фигурки животных
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.
Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.
5. Цветы из бисера.
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы.
6. Зачетные занятия
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Календарно-тематическое планирование кружка «Марья-искусница»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | 01.06 | Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. | Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. | 1 | 1 | 0 |
2. | 02.06 | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | 03.06 | Основные способы плетения. Способы параллельного и спаренного плетения. | Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Практическая работа. Знакомство с новыми методами.Выполнение образцов | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | 04.06 | Способ плетения «коралл» Способ плетения «скрутка» | 1 | 0 | 1 | |
5. | 05.06 | Способ плетения «низание дугами» Способ плетения «низание петлями по кругу» | 1 | 0 | 1 | |
6. | 07.06 | Плоские фигурки животных. Паучок. | Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | 08.06 | Змейка | 1 | 0 | 1 | |
8. | 09.06 | Стрекоза | 1 | 0 | 1 | |
9. | 10.06 | Бабочка | 1 | 0 | 1 | |
10. | 11.06 | Объемные фигурки животных. Змейка. | Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11. | 15.06 | Божья коровка | 1 | 0 | 1 | |
12. | 16.06 | Крокодил | 1 | 0 | 1 | |
13. | 17.06 | Ящерица | 1 | 0 | 1 | |
14. | 18.06 | Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций. | Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов. Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | 19.06 | Плетение лепестка по схеме | 1 | 0 | 1 | |
16. | 21.06 | Варианты изменения формы листа. | 1 | 0 | 1 | |
17. | 22.06 | Букет подснежников | 1 | 0 | 1 | |
18. | 23.06 | Колокольчик | 1 | 0 | 1 | |
19. | 24.06 | Панно из бисера | 1 | 0 | 1 | |
20. | 25.06 | Композиции на проволоке | 1 | 0 | 1 | |
21. | 26.06 | Выставка работ | Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. | 1 | 0 | 1 |
Используемая литература:
Гашицкая Р.П. Цветы из пайеток. – М.: «Мартин»,2007 г.
Ликсо Н.Л. . Бисер. – Минск: Харвест,2
Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.: Изд-во Эксмо; СПб, 2003г.
Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006 г.
Котова И.Н. ,Котова А.С.Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.-СПб.: «МиМ», 1998 г.. М.
Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..
Кружок «Спортландия»
(автор программы: Мазунина Валерия Александровна)
Пояснительная записка
Программа «Спортландия» для обучающихся 6 – 12 лет, разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Данная программа включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитания детей. Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т. к. она является неотъемлемой частью общей культуры.
Уникальность среды спортивно-оздоровительного модуля дает возможность разностороннего реабилитационного воздействия и для детей с ограниченными возможностями.
Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Реализуя программу данного модуля, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Цель: Воспитание сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовки и максимальному раскрытию своих способностей в период летней оздоровительной работы.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни, улучшения самочувствия и настроения.
2. Воспитание дисциплинированности, силы воли, трудолюбия и сплоченности в коллективе.
3. Индивидуальная работа с детьми инвалидами и из «трудных» семей.
4. Повышение спортивного мастерства.
Содержание программы
Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к физкультуре, спорту, и здоровому образу жизни. Применение современных здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности отражает две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и спорту; использование развивающих форм оздоровительной работы.
Программа содержит:
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
Народные игры.
Игры на развитие психических процессов..
Спортивные игры.
Тематика программы кружка «Спортландия» охватывает различные аспекты физического воспитания:
Подвижные игры на развитие скорости.
Подвижные игры на развитие ловкости.
Подвижные игры на развитие внимания.
Подвижные игры на развитие воображения.
Подвижные игры на развитие выносливости.
Подвижные игры на развитие координации движения.
Эстафеты с мячом.
Беседы: по технике безопасности, «Режим дня», «Личная гигиена», «Подружись с утренней зарядкой», «Спортивные упражнения – правильная осанка», «Игры народов мира», «Народные игры», «Современные спортивные игры», «Олимпийские игры», «Не зная броду – не лезь в воду»;
Конкурс рисунков «В здоровом теле – здоровый дух».
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Ожидаемые результаты:
Владение навыками здорового образа жизни:
достаточная двигательная активность, стремление к физзанятиям и участию в спортивных мероприятиях,
соблюдение режима дня: чистить зубы утром и вечером, выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; питаться и спать по часам;
выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни, правила бесконфликтного поведения;
не приобщаться и вести пропаганду среди сверстников о негативном влиянии вредных привычек).
Воспитанники могут знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
разные виды подвижных игр;
понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
уметь: выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами программы «Спортландия» по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами программы «Спортландия» по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
- планировать цели и пути их достижения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- ориентироваться на партнёра, стремиться к сотрудничеству (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач.
Предметные результаты:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование кружка «Спортландия»
№ | Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | ||||
Народные игры | |||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Русская народная игра «У медведя во бору» | Прививать бережное отношение к своему здоровью. | 0,2 | 0,8 | 01.06 |
2 | Беседа «Мифы Древней Греции о зарождении Олимпийских игр» Русская народная игра «Филин и пташка». | Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | 0,2 | 0,8 | 02.06 |
3 | Беседа «Режим дня». Русская народная игра «Кот и мышь». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. Развивать ловкость, внимание | 0,2 | 0,8 | 03.06 |
4 | Беседа «Личная гигиена». Русская народная игра «Блуждающий мяч». | Правила игры. Проведение игры. | 0,2 | 0,8 | 04.06 |
5 | Беседа «Уход за руками и ногами». Русская народная игра «Зарница» | Правила игры. Проведение игры. Эстафета. Развивать ловкость, выносливость | 0,2 | 0,8 | 05.06 |
Игры на развитие психических процессов. | |||||
6 | Беседа «Спортивные упражнения – правильная осанка». Упражнения и игры на внимание | Развивать любознательность, внимание. Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | 0,2 | 0,8 | 07.06 |
7 | Беседа «Забота о коже». Игры на свежем воздухе на развитие памяти. | Развивать координацию движений. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 0,2 | 0,8 | 08.06 |
8 | Беседа «Как следует питаться». Игры на развитие воображения. | Развивать ловкость, внимание. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 0,2 | 0,8 | 09.06 |
9 | Беседа «Сон – лучшее лекарство». Игры на развитие мышления и речи. | Развивать ловкость, внимание. Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». | 0,2 | 0,8 | 10.06 |
10 | Беседа «Вредные привычки». Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. | Развивать координацию движений. Игры «Баба Яга», «Три характера». | 0,2 | 0,8 | 11.06 |
Подвижные игры | |||||
11 | Беседа «Современные спортивные игры». Игра на свежем воздухе «Море волнуется – раз» | Развивать любознательность, внимание . Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 0,2 | 0,8 | 15.06 |
12 | Беседа «Если хочешь быть здоров». Игры на свежем воздухе. Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ с мячом. Строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | 0,2 | 0,8 | 16.06 |
13 | Беседа «Почему мы болеем». На свежем воздухе. Весёлые старты с мячом. | Развивать ловкость, выносливость. Гимнастические упражнения. Эстафеты. | 0,2 | 0,8 | 17.06 |
14 | Беседа «Отравление ядовитыми веществами». Игра «Волк во рву», «Бег с платком» | Развивать ловкость, выносливость. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | 0,2 | 0,8 | 18.06 |
15 | Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух» | Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
| 1 | 19.06 |
16 | Беседа «Отравление угарным газом». Игра «Совушка», «Гуси, гуси». | Развивать скоростные качества. Правила игры. Проведение игры. | 0,2 | 0,8 | 21.06 |
17 | Беседа «Помоги себе сам!». Игра «Удочка» | Развивать скоростные качества. Игры со скакалкой, мячом. | 0,2 | 0,8 | 22.06 |
18 | Беседа «Как помочь при тепловом ударе». Игра «Салки с мячом». | Развивать ловкость, внимание Правила игры. Проведение игры. | 0,2 | 0,8 | 23.06 |
19 | Беседа «Не зная броду – не лезь в воду». Игра «Прыгай через ров» | Совершенствование координации движений. | 0,2 | 0,8 | 24.06 |
Спортивные игры | |||||
20 | Пионербол Волейбол по упрощенным правилам. Футбол | Развивать скоростные качества. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. «Кто самый меткий?», «Попади в цель» Развивать ловкость, внимание |
| 1 | 25.06 |
21 | Спортивный праздник. | Весёлые старты. |
| 1 | 26.06 |
Литература:
Киселев П.А., Киселева С.Б.; Справочник учителя физической культурыю. – Волгоград: Учитель 2008.
Дереклеева Н.И.; Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы. -Москва: ВАКО, 2007.
Патрикеев А.Ю.; Подвижные игры 1-4 классы. - Москва: ВАКО, 2007.
Патрикеев А.Ю.; Зимние подвижные игры 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2009.
Попова Г.П.; Дружить со спортом и игрой. - Волгоград: Учитель, 2008.
Болонов Г.П.; Физкультура в начальной школе. Москва: - ТЦ Сфера, 2005.
Жуков М.Н.: Учебник для студентов педагогических вузов, Подвижные игры. — М.: Издательский центр Академия, 2000.
Кружок «Умелые ручки»
(автор программы: Гудошникова Карина Владимировна)
Пояснительная записка.
Программа «Умелые ручки» для обучающихся 6 – 12 лет, разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Цель данной программы – раскрыть и развить творческие способности ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждение любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развитие воображения, представления, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
Воспитательные:
- формирование творческого мышления;
- формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умение работать в группе;
- создание комфортной среды педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Планируемые результаты освоения предмета:
В сфере личностных УУД у воспитанников будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД воспитанники научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования ресурсов.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с материалами.
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД воспитанники научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД воспитанники научатся:
- вести диалог с учителем и другими учащимися;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса программы воспитанники узнают:
- новые технологии и приёмы обработки различных материалов;
- ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- новые инструменты для обработки материалов и новые функции уже известных инструментов;
- совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе;
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании курса программы воспитанники научатся:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Содержание программы
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Экскурсия в природу.
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала формирует умение видеть красоту и разнообразность природы и находить практическое применение природному материалу, воспитывает любовь и бережное отношение к природе,
Работа с природным материалом. «Волшебница природа!»
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Панно из осенних листьев.
Аппликация из яичной скорлупы.
Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)
Темы для бесед: «Флористика».
Работа с бумагой и картоном «Бумажные фантазии».
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Изготовление цветов из салфеток.
Изготовление бабочек из гофрированной бумаги.
Поделки из бумажных тарелок.
Изготовление елочки из бумажных салфеток.
Контурное вырезание из бумаги.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
Работа с тканью «В царстве тканей и ниток».
В ходе работы с тканью и нитками учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Панно «Аквариум».
Панно из разноцветных косичек.
Знакомство со схемами по вязанию крючком.
Вязание цветов по схеме.
Вязание салфеток по схеме.
Темы для бесед: «Откуда нитки к нам пришли?»
Работа с пластилином. «Пластилиновая страна»
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Аппликация на диске «Веточка».
Аппликация «ЁЖ-грибник с использованием бумаги, семечек.
Аппликация из шариков «Мимоза».
Аппликация «Паучок».
Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне».
Работа с бросовым материалом «Остров ненужных вещей».
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Изготовление сувенира «Яблоки».
Изготовление вазочек из пластиковых бутылок с использованием бусин.
Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта).
Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала.
Изготовление сувенира из пластиковой посуды.
Итоговое занятие.
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Календарно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во часов | |
Теория | Прак-тика | ||||
1. | 01.06 | Вводный урок. Беседа. Правила работы и техники безопасности. Экскурсия в природу для сбора природного материала. | Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. | 1 | 0 |
2. | 02.06 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | Теоретические сведения. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала формирует умение видеть красоту и разнообразность природы и находить практическое применение природному материалу, воспитывает любовь и бережное отношение к природе. | 0,5 | 0,5 |
3. | 03.06 | Аппликация «разноцветная мозаика» (семена, гальки) | Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Практическая работа. Зарисовка эскиза, композиции. Выполнение плоских аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. | 0,5 | 0,5 |
4. | 04.06 | Изготовление деревьев из веток, пластилина и пуха. | 0 | 1 | |
5. | 05.06 | Аппликация из яичной скорлупы. «Лебедь» | 0 | 1 | |
6. | 07.06 | Беседа «История создания бумаги». Теоретическое занятие | Теоретические сведения. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. Практическая работа.Рассматриваются разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации. | 0,5 | 0,5 |
7. | 08.06 | Изготовление цветов из салфеток | 0 | 1 | |
8. | 09.06 | Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор) | 0 | 1 | |
9. | 10.06 | Поделки из бумажных тарелок. | 0 | 1 | |
10. | 11.06 | Теоретическое занятие. Работа с пластилином. | Теоретические сведения. При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу. Практическая работа. | 0,5 | 0,5 |
11. | 15.06 | Аппликация «ЁЖ-грибник» с использованием бумаги и семечек. | 0 | 1 | |
12. | 16.06 | Аппликация из шариков «Мимоза». | 0 | 1 | |
13. | 17.06 | Аппликация «Паучок». | 0 | 1 | |
14. | 18.06 | Теоретическое занятие. Работа с бросовым материалом. | Теоретические сведения. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Практическая работа. Изготовление работ на различной базовой основе с применением различных материалов, по выполненному эскизу. Выполнение сувениров различной степени сложности. При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. | 0,5 | 0,5 |
15. | 19.06 | Изготовление вазочек из пластилиновых бутылок и бусин. | 0 | 1 | |
16. | 21.06 | Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала. | 0 | 1 | |
17. | 22.06 | Изготовление сувенира из пластиковой посуды. | 0 | 1 | |
18. | 23.06 | Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта). | 0 | 1 | |
19. | 24.06 | Веселый автомобиль – аппликация из фантиков. | 0 | 1 | |
20. | 25.06 | Изготовление сувенира «Яблоки». | 0 | 1 | |
21. | 26.06 | Выставка работ | Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. | 0 | 1 |
Используемая литература:
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.
2. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе», Волгоград «Учитель», 2010 г.
3. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль, «Академия развития», 2006 г.
4. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.
5. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.
6. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы, из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009 г.