Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ «ООШ №6» ____________ Н.В. Борзак
«____»__________ 2016 г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Стражи
Галактики»
Возраст детей:7-12лет
Срок реализации: июнь 2019 год.
Арсеньевский городской округ
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая, спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Лето для детей – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Название программы лагеря дневного пребывания «Стражи Галактики».
Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу. Возможность лично окунуться в мир творчества и показать свои умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе» на большом совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в разных областях жизни, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить космическое пространство. И назвали мы нашу программу «Стражи Галактики».
Актуальность и значимость программы определяется:
тем, что не все учащиеся в период летних каникул могут отдыхать в профильных лагерях, лагерях с дневным пребыванием. Продуманная и организованная система планирования пришкольной лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания в области космонавтики, приобрести различные навыки и жизненный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей;
ростом социальной дезадаптации детей, проявляющейся в утрате социальных связей с семьей и школой, увеличением процента ранней подростковой алкоголизации, курения и правонарушений во время летних каникул.
В целях профилактики асоциальных появлений в детской и подростковой среде во время смены лагеря осуществляется профилактическая работа с детьми « группы риска» через беседы, тренинги по социальному закаливанию, диспуты по просмотренным к/ф и прочитанным книгам, анкетирование и т.д.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
спросом родителей и детей на организованный отдых школьников;
необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании
спортивно-оздоровительной, общекультурной и духовно-нравственной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно - игровую компетентности.
Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, а также дети из неблагополучных семей и состоящие на учете в ОДН.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся космонавтами - участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Основная идея программы лагеря дневного пребывания «Стражи Галактики» – представление возможностей для раскрытия творческих способностей детей, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
Результативность программы выявляется при помощи данных анкетирования, проведения соревнований, конкурсов, викторин.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря в единую систему:
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены.
С целью организации летнего отдыха организована детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 20 учащихся. Возраст детей от 7 до 12 лет. Продолжительность смены 21 день.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
При написании программы использовались принципы, заложенные в воспитательной системе:
педагогический профессионализм;
уважение личности ребёнка;
сотрудничество, сотворчество, содружество;
поддержка детских инициатив и творчества;
самоуправление детского коллектива;
сочетание индивидуального подхода и коллективного творчества.
принцип возможности проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
принцип распределения эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
принцип четкого распределения обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
принцип моделирования и создания ситуаций успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Организация безопасного отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. Создание условий для укрепления здоровья детей.
Задачи:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Укреплять здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Формировать культурное поведение, санитарно-гигиеническую культуру.
Развивать потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
Формировать положительное отношение родителей к работе органов школьного самоуправления и привлекать их к участию в этой деятельности.
Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Программа составлена с учётом нормативных документов:
Конвенция о правах ребёнка;
Закон «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Положение об организации отдыха детей в ОУ Арсеньевского городского округа.
Положение о лагере, гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул.
Содержание и формы реализации программы.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических упражнений.
Содержание программы направлено на знакомство детей с коллективным образом жизни через реализацию игры «Стражи Галактики», участниками которой являются дети, и взрослые.
Вся жизнедеятельность лагеря организована в форме сюжетно-ролевой игры «Стражи Галактики». Школа подразумевается, как большой космодром на планете Земля. Руководящий состав космодрома - это Земляне (педагогический состав, другие работники школы).Все дети – гости с других планет – космические туристы (космонавты).Отряд – экипаж космического звездолёта. Название звездолёта и планеты, с которой он прилетел, придумывают дети в первый день организационного этапа, затем проводится «Парад планет»(представление визитных карточек отряда-экипажа и звездолётов).Ежедневный сбор детей обыгрывается, как прилёт звездолётов на космодром Земли.
В целях стимулирования к позитивной творческой деятельности и соблюдения «космических законов» в лагере действует система поощрений и взысканий. Валютный фонд космодрома – это звезда, которая выдаётся космонавту за активное участие и особые успехи «космических туристов».
За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается звезды.
Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажа космического звездолета организуют бортинженеры и командиры экипажа. Экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведёт вахтенный журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представляется на информационном стенде. Стенд выполнен в виде
звездного неба (вселенной), где в центре располагается название «Стражи Галактики». Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее планету.
Всего планет 15 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планету свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты.
Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в
лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
В программе смены разнообразные, лагерные и отрядные дела, игровые практикумы, спортивно-оздоровительные мероприятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Эта программа способствует расширению кругозора учащихся, улучшению памяти и внимания, воспитанию трудолюбия, самостоятельности, развивает навыки исследовательской деятельности.
Правила «Страж Галактики»
Полное взаимодействие с другими участниками игры для достижения единого результата и работы над общей целью.
Взаимоуважение к другим участникам игры.
Умение слушать и слышать участников.
Взаимопомощь внутри своей команды и по отношению к другим игрокам игры.
Безукоризненное подчинение режимным моментам лагеря.
Формы и методы работы.
словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).
экскурсий.
игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
проектно-конструкторские методы ( разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
практическая работа ( упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, тесты).
наблюдения (запись наблюдений)
тематические дни
спортивная викторина.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы, утренники, праздники, экскурсии, кружки), в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации, КТД. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Организация взаимодействия летнего
оздоровительного лагеря «Стражи Галактики» с социумом:
Кинотеатр «Космос»
МБУДО
«ДШИ»
ЦВР
СЮН
Музей
истории
г.Арсеньева
ДК
«Прогресс»,
музей
БФ №4
ГИБДД
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Участники программы.
Экипаж корабля:
Капитан – начальник лагерной смены
Штурман -1 воспитатель
Бортпроводник – 2 воспитатель
Космодоктор-медицинский работник
Космокок - работники столовой
Космонавты – дети
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана - сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материала для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования
Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации данной программы ожидается:
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников – космонавтов.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Для достижения результативности программы планируется использовать следующие методы диагностики:
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателя. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы. |
Итоговая диагностика | Анкетирование. Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»). Беседы. |
Д
евиз:
Летим всегда!
Летим к победе!
Найдем пути к любой Планете!
Г
имн лагеря
(на мотив песни «Вместе весело шагать»)
Вместе весело летать по просторам, по просторам, по просторам…
И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.
Мы космические дали все исследуем,
Про все звёзды и планеты всё разведаем,
Нас туристами из космоса зовут не зря,
На космодроме встречает нас Земля!
Вместе весело летать по просторам, по просторам, по просторам…
Устав «Стражи Галактики»
Педагоги обязаны:
1. Иметь свой план работы и следовать ему;
2. Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и
насыщенный отдых в течение дня;
3. Жить и творить вместе с членами отряда;
4. Предоставить каждому ребенку свободу выбора;
5. Уметь понимать себя и других;
6. Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня;
7. Помочь каждому ребенку, если ему трудно;
8. Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
1. Быть не руководителем, а товарищем;
2. Помогать членам отряда в реализации их идей;
3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным
примером;
Дети обязаны:
1. Неукоснительно соблюдать режим;
2. Бережно относиться к имуществу лагеря;
3. Принимать активное участие во всех мероприятиях;
4. Найти себе занятие по душе;
5. Быть полезным для других;
6. Верить в себя и свои силы;
7. Реализовывать все свои способности и таланты;
8. Не скучать.
Дети имеют право:
1. Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять;
2. Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда;
3. Иметь время для занятий по интересам;
4. Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда;
5. Фантазировать. Изобретать. Творить.
Р
ежим дня
8.30 – 8.45 «Сбор экипажей на космодроме»
8.45 – 9.00
«Минутка здоровья» Мы зарядкой заниматься
начинаем по утрам, пусть болезни нас боятся, пусть
они не ходят к нам
9.00 – 9.30 «Завтрак Землянина»: Каша, чай, кусочек сыра вкусно, сытно и красиво!
9.30 –12.40
«Космические тренировки»: Чтобы день твой был в порядке, начинай его с зарядки.
Тот, кто с нами полетит, ловким, смелым должен быть!
12.40- 13.00 «Предстартовые хлопоты» (внутри командное дело)
Дел у нас невпроворот – разбегаемся народ!
13.00 -13.30 «Обед Марсианина»: Нас столовая зовет,
Суп отличный и компот!
13.30-14.30
Выход в открытый космос: «Экипаж одна семья»:
Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй
и клей
(игры, конкурсы, соревнования, творческие
мероприятия)
14.30- 15.00 «Космо – start»: До свидания! До новых встреч!
З
аповеди:
14 заповедей космодрома
1. Будь хозяином в космодроме. Помни: космодром – это твой второй дом.
Люби его;
2. Соблюдай чистоту и порядок. Помни: чистота не там, где метут, а там, где
не сорят;
3. Не порть стены, накрытые «шубою» разноцветной. Помни: космодром –
твой дом, а стены - его крепость;
4. Цени каждую минуту, проведенную на космодроме. Помни: космическая
жизнь коротка;
5. Не прогуливай. Помни: самые выдающиеся дарования губятся леностью;
6. Не обижай младших, защищай слабых, окажи помощь нуждающимся.
Помни: сознание сделанного добра дает самую большую радость;
7. Не сквернословь. Будь сдержан и прост, и увидишь как много улыбок и
добра вокруг себя. Помни: как ты отнесешься к людям, так и люди будут
относиться к тебе;
8. Не завидуй успехам друзей, радуйся за них, и их удача будет твоей.
Помни: никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные;
9. Учиться никогда не поздно, но грызи гранит науки, пока острые зубы;
10. Уважай старших и внимай его советам и наставлениям. Помни: строгость
11. Не бойся трудностей и неудач. Учись мужественно переносить
неприятности. Помни: плохое быстро проходит;
12. Дорожи космической дружбой. Приходи на помощь друзьям в трудную
минуту, не дожидаясь пока тебя назовут. Помни: друг познается в беде, а
проверяется в радости;
13. Достойно веди себя в космическом транспорте, уступай место младшим.
Не хулигань, не порть сиденья. Помни: добро творишь – себя
возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь;
14. Хочешь быть хозяином космодрома – будь им, но Помни: хозяин, тот, кто
трудиться!
Права космонавтов (детей и взрослых):
- Равенство – обеспечивает одинаковое положение всех членов
коллектива;
- Братство – благодаря содружеству формируется коллектив;
- Свобода – даёт возможность каждому определить свои поступки,
действия, нормы поведения;
Обязанности космонавтов (детей и взрослых)
- Слово – выражает внутренний мир человека;
- Дело – материализует его;
- Пример – единство слова и дела служит образцом подражания;
Нравственные законы:
- Закон дружбы – дружба должна строиться на взаимном доверии и
общности интересов;
- Закон заботы – забота раскрывает внимание к потребностям, интересам и
нуждам человека;
- Закон чести – проявление дружбы и заботы утверждает, что каждому
дорога честь коллектива
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ,
ПРОВОДИМЫЕ В ЛЕТНЕМ ПРИШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
День памяти. Возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Работа клуба «Почемучек».
Экскурсии на природу.
Веселые старты.
Работа ШПБ (школа пожарной безопасности)
Поле чудес «Путешествие в страну 01»
Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»
КВН юных пожарных
Игры на свежем воздухе «Прятки», «Прочитай следы», «Повелитель лунки», «Передай мяч», «Вышибалы».
Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Третий лишний», «Горелки», «Море волнуется», «Салки-перебежки», «Из обруча в обруч», «Догони мяч», «Кошки-мышки», «Лапта».
Конкурсы рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце», «Счастливое детство», «Чтобы не было беды».
Конкурсы рисунков «Край родной – Ставрополье», «Мои любимые цветы», «Возьмемся за руки, друзья», «Миру – мир», «Традиции моего народа, «Город профессий».
Игры с мячом, со скакалкой.
Катание на велосипеде.
Изготовление роботов из конструктора лего.
Культпоходы.
Посещение музея завода «Прогресс»
Чтение книг, детских журналов, газет.
Разучивание песен.
Ролевые игры.
Игры «Веселый светофор», «Загадай – мы отгадаем», «Красный, желтый, зеленый», «Игра в профессию», «Расскажи о собеседнике»…
Беседы:
Спасибо лету.
О дружбе и товариществе.
Помни их имена.
В мире сказок.
О красной книге.
Все работы хороши.
Мир глазами юных пожарных.
О вреде употребления ПАВ, табачных изделий, алкоголя и т.п.
Викторина по ПДД «Незнайка в пути».
Эрудит-шоу «Кто хочет стать космонавтом?»
Интеллектуальная игра «Наша Галактика ».
Путешествие в страну Дорожных знаков.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ
1 июня – День защиты детей.
5 июня – Всемирный день окружающей среды.
6 июня – Пушкинский день России.
8 июня – Всемирный день океанов
9 июня – Международный день друзей
12 июня – День России.
15 июня – День рождения Ю.В.Андропова.
19 июня – День Святой Троицы.
22 июня – День памяти и скорби.
23 июня – Международный олимпийский день.
26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
27 июня – День молодежи.
3 июля – День ГИБДД МВД РФ
8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности
10 июля – День Российской почты.
17