Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ»
2 смена
г. Комсомольск –на-Амуре
2018г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Галопом по Европам» |
| Авторы программы | Филиппова Светлана Анатольевна, Калашникова Татьяна Витальевна |
| Муниципальное общеобразовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 г. Комсомольск-на-Амуре |
| Адрес, телефон | г. Комсомольск-на-Амуре ул. Ленинградская, 79 25-87-58 |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для социализации детей через сюжетно-ролевую игру. Выявление и развитие у воспитанников творческих, организаторских и лидерских качеств для дальнейшего вовлечения их в работу детского органа самоуправления школы. |
| Задачи программы | Создание благоприятных условий для организованного отдыха детей. Увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию детей. Организация работы с детьми и подростками, не охваченными организованным отдыхом; профилактика безнадзорности и правонарушений. Привлечение родителей и общественных организаций к организации отдыха и занятости детей и подростков. Внедрение новых педагогических технологий и методик; реализация инновационных программ и проектов детского отдыха. Приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их в социально-досуговую деятельность, формирование у школьников навыков общения и толерантности. Пропаганда здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения ребенка к своему здоровью. Обеспечение мер безопасности при организации каникулярной работы. |
| Участники программы | Педагоги, учащиеся и их родители муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19, учреждения спорта, культуры, дополнительного образования |
3 | Приоритетные направления деятельности | Коллективно-творческая деятельность: подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков; поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы. Продуктивная деятельность: участие детей и подростков в работе различных классов мастерских; ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря. Игровая деятельность: участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления; ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации сюжетно-ролевой игры. Оздоровительная деятельность: ежедневная утренняя зарядка; ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях, участие детей и подростков в классах - мастерских. воздушные ванны и водные процедуры. Психологическое направление: изучение психологических особенностей каждого ребенка; создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения; организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения. |
4. | Виды и формы деятельности | Воспитательные события; игровые программы, игры, конкурсы, концерты; индивидуальные и групповые беседы; психологические тренинги; командная (отрядная) работа; работа в классах - мастерских; нетрадиционные формы работы. |
4 | Концепция программы | Данная программа будет способствовать созданию условий для реализации уникального социально-воспитательного потенциала взаимодействия детей, педагогов, родителей, развитию организованного досуга учащихся, а также организации отдыха как возможности наиболее эффективного использования свободного времени для формирования здорового образа жизни, творческого и интеллектуального развития личности |
5 | Краткое содержание программы | Модель смены построена на развития сюжетно- ролевой игры. Программа «Галопом по Европам» предусматривает формой организации сюжетно-ролевую игру. Модель игры представляет собой путешествие по странам Европы. В каждый из 18-ти дня смены дети отправляются в виртуальное путешествие в одну из стран мира. В рамках смены будут проводиться мероприятия, которые познакомят детей с культурой и традициями этих стран. |
6 | Ожидаемые результаты | Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети смогут повысить уровень психофизиологических адаптивных возможностей, укрепить свое здоровье, овладеть ценностями здорового образа жизни. Раскрытие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка через занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках. У ребят появятся навыки работы в группе, они смогут самостоятельно решать проблемные ситуации, увидят свою роль в коллективе; Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей. Отсутствие случаев травматизма среди детей. |
7 | Место реализации | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Галопом по Европам». |
8 | Количество, возраст учащихся | 185 человек с 7 до 14 лет |
9 | Сроки проведения. | 02.07.2018-25.07.2018 |
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с миром, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками мира. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Актуальность программы
Очень важно для здоровья детей, чтобы после долгого периода учебного года произошла разрядка накопившейся напряжённости. К сожалению, реальностью нашей жизни стало то, что социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, и в большей степени положение детей. Многие родители самоустранились от воспитания, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения. Участниками лагерных смен являются дети, разные по состоянию здоровья, с различными творческими способностями, успеваемостью, социальным опытом, из разных семей. А потому, во время летних каникул необходимо обеспечить полноценный организованный отдых детей, т. е. сделать его занимательным, насыщенным, полезным для физического и психологического здоровья.
Именно для этого разработана подпрограмма профильной смены «Галопом по Европам» оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Выбор профиля обусловлен формированием у обучающихся более глубокого представления о жизни современного человека в поликультурном мире, приобретением нового опыта межкультурного общения, познания культуры, традиций и достопримечательностей европейских стран.
При составлении подпрограммы учитывались уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха (модернизацией старых форм работы и введением новых), а также опыт, накопленный другими лагерями.
Тематика: социокультурная, духовно-нравственная
Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
Стив Джобс
Цель: Создание благоприятных и комфортных условий для активного отдыха детей, реализация их естественных интересов посредством включения в игру-путешествие по странам Европы.
Задачи:
Проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей.
Расширение кругозора детей, знакомство с традициями и культурой европейских стран.
Воспитание толерантности, уважения к культуре других народов.
Реализация интересов детей, связанных с романтикой приключений.
Развитие художественно-эстетических, трудовых навыков детей в ходе клубных занятий.
Стимулирование личностного роста детей.
Участники программы – учащиеся школ в возрасте 6-14лет.
Место проведения – МОУ СОШ 19
Срок реализации. 02.07.2018-25.07.2018
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 18 дней.
Нормативно-правовые документы
В основе концепции программы, следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Положение о лагере дневного пребывания .
Приказ Управления образования № 189 от 16.04.2018 г. «О подготовке к летней оздоровительной кампании 2018 года».
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Направления программы:
- духовно-нравственное направление (воспитывать активную гражданскую позицию, формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям).
- физкультурно-оздоровительное направление (охрана и укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к здоровому образу жизни);
- художественно- эстетическое направление (развитие творческой активности личности ребенка, создание ситуации успешности, формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству);
- экологическое направление (формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней);
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Механизм реализации программы
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Описание игры
Смена «Галопом по Европам» - это увлекательное путешествие сквозь время и пространство по странам Европейского континента.
В каждый из 18-ти дня смены дети отправляются в виртуальное путешествие в одну из стран мира. В рамках смены будут проводиться мероприятия, которые познакомят детей с культурой и традициями этих стран. Знакомясь с Великобританией, дети примут участие в квест-игре «По следам Шерлока Холмса», во время путешествия по Франции ребята попадут на конкурс модельеров «Дело в шляпе». В один из дней отдыхающие отправятся в интерактивное путешествие в Испанию, в Германии попадут в сказки братьев Гримм. Дню независимости России будет предшествовать фестиваль русской народной песни.
На информационном стенде «Евротур» будет размещена карта путешествия и листы достижений каждого отряда. Побеждая в конкурсах, соревнованиях отряды юных путешественников будут получать эмблему, символизирующую эту страну, и размещать её на своём листе достижений в виде самолетов различных авиакомпаний. Тот отряд, который наберёт большее количество эмблем, станет победителем игры-соревнования.
Участники игры:
Туристы – воспитанники лагеря.
Стюарды – вожатые.
Помощник гида – командир отряда.
Гиды – воспитатели.
Штурман – старший воспитатель.
Командир воздушного транспорта – директор лагеря.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки;
- формирование навыков позитивного общения со сверстниками.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде карты путешествий. Рядом с картой путешествия планируется расположить Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый отдыхающий должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Закон территории.
Заповеди:
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Есть у лагеря и своя денежная единица – «еврокиндер». Каждая монета – это вклад ребенка в достижения своего отряда: интеллектуальное, трудовое, спортивное, творческое. Монеты имеют разные цвета: Желтые – за 1 место; Белые – за 2 место Красные – за 3 место Оранжевые – за интересные идеи и инициативу Зеленые – за качество выполненной работы Голубые – за участие в делах замка Розовые – за оригинальность. Путешествуя по разным странам, участники игры туристы могут обменять «еврокиндеры» на сувениры в «Дьюти-фри магазине».
СМИ лагеря.
Газета «Евроньюсик» - ежедневная газета, цель которой освещение жизнедеятельности отрядов, их удачи, побед и просто события смены.
В орг. период в системе соуправления организуется работа пресс-центра. Во главе пресс-центра руководитель хобби-клуба (педагог), его задача организовать деятельность, чётко распределить обязанности, время и частоту сборов, ответственность и обязанности участников.
В качестве помощников-координаторов, в пресс-центр входят ещё двое взрослых – вожатые, а также по 2 участника от отряда: мастер-репортёр и мастер-художник.
В орг. период путём опроса определяются самые интересные рубрики для газеты «Событие дня», «СМС-ник», «А что у вас? (интересное в отряде)».
После определения поля деятельности и распределения обязанностей выпускается газета.
По необходимости пресс-центр собирается в полном составе, но не ежедневно. Ребята – репортёры приносят в течение дня информацию, которая обрабатывается руководителем, вожатыми и помещается в газету. Также ребята художники, оформляют газету не ежедневно в полном составе, а в какие-то определённые дни, продумывая заранее идею номера, поэтому каждый выпуск отличается от предыдущего в оформлении.
Творческие клубы
1.Хобби - клуб «Спортивные игры» (активный отдых, подвижные игры, как способ проведения досуга);
Занятия проводятся на свежем воздухе в игровой форме и включают в себя
подвижные игры, соревнования с различным спортивным инвентарем.
2. Хобби - клуб «Музыкальная шкатулка» ждёт всех, кто неравнодушен к музыке и караоке, кто жаждет узнать новое и обрести новых друзей. На занятиях в хобби классе ребята разучивают песни из любимых фильмов и мультфильмов. А свои способности ребята смогут продемонстрировать на различных концертах, конкурсах, воспитательных делах. В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса.
3.Хобби - клуб «Познай себя» (клуб психологической разгрузки);
Одним из критериев психологического здоровья является гармония между ребёнком и социумом, одним из факторов достижения которой является наличие у ребёнка навыков конструктивного общения.
Данная программа ставит своей целью развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия.
Задачами же является развитие следующих коммуникативных умений:
Умение слушать и слышать другого;
Умение участвовать в свободной беседе;
Умение быть внимательным к самому себе и к окружающим;
Умение взаимодействовать в команде.
4.Хобби - клуб «Счастливый английский»
Изучение песен и стихов на английском языке. Просмотр мультфильмов на английском языке.
5.Хобби - клуб «Художественная мастерская» (реализация творческого потенциала личности) Данный курс создан для творческого развития личности ребенка и помогает показать связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Обучение декоративно-прикладной работе осуществляется в процессе выполнения детьми различных композиций.
В основе курса – обучение творчеству и постепенный переход от репродуктивной к разнообразной творческой деятельности.
Этапы реализации программы
Вся игра делится на три этапа:
1 Организационный этап (или как его в последнее время называют адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика жителей города. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.
2 Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры .Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого оргпериода, деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер. Быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение – романтическим, приподнятым.
3 Заключительный( или итоговый) этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого жителя города.
Критерии эффективности реализации программы
В течение смены проводится диагностика: это небольшой экран, где участники крепят цветные стикеры – «ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ» при помощи которых выявляется степень удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Каждый критерий состоит из нескольких диагностических параметров, которые оцениваются индивидуально каждым взрослым и ребёнком по цветовой шкале. Получив «картинку» качества прошедшего дела (дня), можно при подготовке следующего уделить повышенное внимание качественному изменению уровня тех параметров, которые были недостаточно высоко оценены.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
Методы диагностики:
Анкета на «входе» (стартовая)
Книга отзывов, позволяющая выявит степень удовлетворенности родителей и детей организацией отдыха в лагере с дневным пребыванием при школе.
А Н К Е Т А (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что……………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….......
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………........
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………...........………….. Фамилия……………….......................………………
Вопросы для книги отзывов (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Формы и методы реализации программы
В основу реализации программы «Галопом по Европам» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, КТД, утренние линейки, экскурсии.
Список литературы:
1. Ангерчик Е. В гости к лету . Праздник в школе. -2010.
2. Аракелян Юлия Анатольевна. Территория лета - легко, если ты активный!
3. Белов В. Гибкий адаптивный подход к построению программы лагерной смены . Воспитание школьников. - 2009.
4. Вараксин, Владимир Николаевич. Организация отдыха и досуговой
деятельности детей : пособие для работников детских оздоровительных
центров 2006.
5. Горелова Е. В. Организация летнего профильного лагеря "Агентство
добрых дел" как средство гражданско-патриотического воспитания
младших школьников . Внешкольник. - 2010.
6. Григорьев, Сергей. Золотые идеи педагогики каникул . Народное образование. - 2008. - № 3.
7. Дик, Николай Францевич. Организация летнего отдыха и занятости детей : книга современного руководителя , 2006.
8. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработка занятий,
развивающие программы, проекты, тематические смены.авт.-сост. Е. А.
Радюк, 2008.
9. Миновская, Ольга. Логика лагерной смены: событийность и
повседневность .Народное образование . - 2009. N 3.
10. Педагогика каникул .Статьи о деятельности летних детских лагерей
Народное образование. - 2001. - N : 3
11. Рыбинский, Е. М. Научно- методические основы летнего отдыха
Народное образование. - 2000. - N : 4-5
12. Рынкевич, Ирина Михайловна. Педагогический "изюм" для тех, кто
собирается работать в лагере . Народное образование. - 2010.
13. Сергеева Н. Арт-педагогика каникул .Народное образование. - 2008. - N 3.