СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа-город Галич Костромской области.
Программа летнего
профильного лагеря
«Филолог»
Автор: Игошева Валентина Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ СО школы №2
2024г
Пояснительная записка
Система современного российского образования строится на принципах новой образовательной парадигмы, ориентирующей школу на создание условий для развития каждого обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и потребностями. В период же школьных каникул в условиях летнего отдыха представляется важным не только реализовывать творческий потенциал учащихся, но и организовать такое образовательное и социокультурное пространство, которое способствовало бы удовлетворению запросов всех школьников независимо от уровня их подготовленности, создать условия для формирования у учащихся умений и навыков в области русского языка.
Предпосылками для разработки Программы стали результаты мониторинга обучающихся основной школы. Одной из ключевых проблем, выявленных в ходе анализа образовательной деятельности учащихся школы, стала проблема применения норм русского языка в практике письма и речи. Учащиеся используют в своей речи словесные штампы, общие, избитые фразы, их речь не всегда обдуманна, точна, часто неубедительна. У одних ответы на уроках односложны, у других – многословны. Школьники испытывают затруднения при работе в группе, не умеют высказываться по сути обсуждаемого вопроса. Анализ классных письменных творческих работ обучающихся показал, что большой процент учащихся нарушают как лексические речевые нормы, так и грамматические, стилистические речевые нормы русского
Практическая реализация программы деятельности летнего лагеря по изучению русского языка призвана способствовать решению вышеназванных проблем. Программа рассчитана на обучающихся 10–14 лет и ориентирована на систематизацию и расширение сведений о русском языке, полученных школьниками на уроках. Известные языковые факты включаются в более широкую систему общих сведений о языке.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий в небольших группах, что поощряет сверстников к общению и максимальному участию, способствует развитию коммуникативных навыков говорения, слушания, дискутирования; создает ситуации, развивающие умения действовать в обстановке публичного выступления.
Цель программы – создание педагогической воспитательной среды, содействующей формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению русского языка, приобщению школьников к истории русской письменности и русского языкознания.
Задачи:
1) содействовать популяризации русского языка, воспитанию у школьников уважения к русскому языку как языку международного и межнационального общения;
2) расширять интеллектуальные и творческие способности детей, их лингвистический кругозор, воображение;
3) содействовать обогащению духовного мира школьников;
4) совершенствовать речевые умения и навыки обучающихся;
5) формировать навыки общения в коллективе, развивать умения быть толерантными по отношению к окружающим.
Ожидаемые результаты:
Профессиональная ориентация детей. Выход на ОГЭ и ЕГЭ.
Совершенствование знаний и умений по русскому языку.
Участие в олимпиадном движении, конкурсах
Обогащение духовного мира духовного мира школьников.
Обоснование программы
В основу Программы положены результаты исследований Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Л.Ф. Обуховой, А.В. Петровского содержания и развития субъектности в подростковом возрасте в процессе взаимодействия с окружающим миром и осуществления предметно-практической деятельности. Основой воспитания выступает культура личности: внутренняя культура, ядро которой представлено духовностью, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), влияющие на способности человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализацию.
Ведущей воспитательной технологией становится технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, согласно которой:
- в воспитании нет главного и второстепенного;
- воспитание – это, прежде всего, человековедение;
- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красоты родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
- культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
В основе Программы летнего профильного лагеря по изучению русского языка лежат следующие базовые идеи:
идея развития активной жизненной позиции учащихся, их творческих способностей;
идея ориентирования на конечный результат обучения и воспитания, факторы внешней среды и тесное сотрудничество с воспитанниками;
идея признания способности человека к саморазвитию;
идея гражданственности, предполагающая формирование у обучающихся активной гражданской позиции, способности делать нравственный выбор.
Принципы, реализуемые Программой:
– целесообразности (соответствия педагогических задач личностным целям учащихся);
–системности;
– личностного подхода в воспитании;
– добровольности участия школьников в делах лагеря (учащиеся реагируют позитивно, когда учитываются их индивидуальные потребности);
– самодеятельности (самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий);
– учёта возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
–гуманизации межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; уважение и терпимость к мнению детей; приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия);
–дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся; активное участие детей во всех видах деятельности; исключение перегрузки учащихся).
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, предусматривая тесное взаимодействие русского языка, литературы.
Содержание программной деятельности
Предмет «Русский язык» – а вместе с ним «Литература» – обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Отсюда были определены следующие направления работы профильного лагеря:
-социально-культурное;
- интеллектуально-познавательное;
- художественно-эстетическое.
Социально-культурная деятельность носит одновременно гуманистический, культурологический и развивающий характер.
. Особая роль отводится чтению, инсценированию любимых произведений как средству самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром.
Интеллектуально-познавательная деятельность. Основой для организации работы с воспитанниками лагеря являются знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, педагог-воспитатель совершенствует речевые навыки школьников. Причем, здесь важно помнить, что уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится учащийся: репродуктивно-фактологической, описательно-поисковой или творческой. Ведя воспитанника летнего профильного лагеря по ступеням от одного вида деятельности к другому, педагог развивает познавательный интерес школьника.
Расширению лингвистического кругозора воспитанников лагеря, развитию их языкового чутья, привитию навыков самостоятельной работы с книгой, использованию словарей и другой справочной литературы будет способствовать организация и проведение теоретических и практических занятий в филологических мастерских, лабораториях юных лингвистов -исследователей.
Кроме того, осознание важности работы по привитию школьникам навыков практической русской речи нацеливает на создание условий для организации речевой практики учащихся. В копилке обязательных оказываются мероприятия: «Полчаса с книгой», «Читаем вслух», «Искусство общения» и др.
Художественно-эстетическая деятельность, находящаяся в отношениях взаимозависимости с речевой деятельностью воспитанников лагеря, в нашем случае во главу угла ставит понятие художественности, понимаемой как образность и эмоциональность устной речи.
Справедливо высказывание: «Никто не может быть красноречивым, не быв добродетельным. Красноречие и есть голос внутреннего совершенства».
Приобщаясь же текстам художественных произведений, школьник получает возможность выйти из сферы обыденного языка и вступает в иную речевую стихию, «в стихию художественной речи, призванной выразить эстетическое отношение писателя к жизни».
«Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы», – отмечал Н.М. Шанский. Приняв за основу данную рекомендацию, в качестве основных направлений работы с воспитанниками летнего профильного лагеря по изучению русского языка, способствующих поддержанию интереса обучающихся к изучению языка, были выбраны лингвистические игры, конкурсы, викторины.
Для формирования интереса к изучению русского языка важно знать историю его возникновения и развития. Восприятие этой информации в значительной степени зависит от ее характера, а также способа представления.
Учителя должны применять такой метод изложения материала, который: побуждает учащихся к осмыслению того, что они узнали и как эти знания можно применить в их конкретных социальных условиях и в целом в их жизни; способствует созданию благоприятной для учащихся атмосферы, располагающей к высказыванию своих мыслей и к обсуждению; демонстрирует уважение к национальности, культуре, языку других народов.
Непродолжительные упражнения, с которых начинается день в профильном лагере (лингвистическая зарядка), «разогревают» группу перед занятием и дают учащимся время, чтобы сосредоточиться на решении групповых задач. Упражнения могут быть активными или пассивными, письменными или устными.
При планировании программы своих действий педагог-воспитатель должен учитывать следующие ключевые моменты:
– анализ ситуации;
– оценка потребностей воспитанников профильного лагеря (что учащиеся уже знают и что хотят узнать; какими навыками учащиеся уже овладели и какие навыки еще нужно развивать);
– постановка целей и задач (как побудить учащихся расширять свои лингвистические знания, совершенствовать свои языковые навыки).
Формы реализации программы:
– развивающие занятия, практикумы;
– интеллектуальные и развлекательные конкурсы, турниры, игры;
– экскурсии, прогулки;
– совместная творческая деятельность
План работы объединения «Филолог»
Дата | Вид деятельности | Общие задачи | Время | Ответст. | |
3июня (понедельник) | 1.Открытие смены. 2.Игры на знакомство: «Снежный ком», «Визитка».
| Сплочение коллектива, выявление лидеров, принятие норм совместной жизни. Развитие творческих способностей. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
4 июня (вторник) | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс скороговорок». 2. Занятие «Фонетика- это интересно». 3.Игротека « О фонеме - и в шутку и всерьез».
| Развитие артикуляционных навыков Расширение знаний о фонетических закономерностях русского языка. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
5 июня (среда) | 1. Лингвистическая зарядка «Знакомство с окказионализмами». 2. Занятие «Такие разные слова». 3. «Читаем вслух».
| Формирование положительной мотивации к изучению русского языка. Отработка навыков выразительного чтения небольших по объему текстов. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
6 июня (четверг) | 1. Лингвистическая зарядка – игра «Загадки и отгадки». 2.Занятие «Страна Пушкинология»
| Формирование положительной мотивации к изучению русского языка. Отработка навыков выразительного чтения небольших по объему текстов. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
7 июня (пятница) | 1. Лингвистическая зарядка – игра «Наоборотки». 2.Занятие «Страна Морфология и ее обитатели» | Интеллектуальная разминка- расширение кругозора. Расширение знаний о морфологии
| 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
10 июня (понедельник) | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс пословиц»
2.Занятие «О грамматических значениях, категориях и прочих «ученых» вещах».
| Умение анализировать грамматические формы в игровой форме. Развитие творческих и интеллектуальных способностей, отработка навыков выразительного чтения. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
11 июня (вторник) | 1. Лингвистическая зарядка «Откуда пошло». 2. Занятие «Занимательное словообразование». 3. Лингвистическая игротека «Это непростое словообразование» | Изучение особенностей образования русских слов. Формирование морфемной зоркости. Расширение знаний о словообразовательных связях | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
13 июня (четверг) | 1. Лингвистическая зарядка «В гостях у Каламбура». 2. Конкурс «Самый красивый почерк». 3.Занятие «Фразеологизмы в рисунках» | Пробуждение интереса к родному языку. Развитие каллиграфических навыков Расширение знаний о фразеологических оборотах. Развитие фантазии , эстетического вкуса. | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
14 июня (пятница) | 1.Лингвистичесская зарядка «Занимательно об именах». 2. Занятие «Когда слова становятся крылатыми» (Игра «Счастливый случай») | Расширение знаний о происхождении имен, фразеологических оборотах , крылатых выражениях и их происхождении | 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
17июня (понедельник) |
1. .Лингвистическая зарядка «Лингвистические загадки» 2. Лингвистическая мастерская «Искусство общения» | Пробуждение интереса к лингвистике. Приобретение опыта общения. Чтение небольших по объему худ. произведений с последующим обсуждением
| 14.00-16.00 | Игошева В.В. | |
18 июня (вторник) | 1. Лингвистическая зарядка « Знакомство с акростихами». 2.Лаборатория юного исследователя «Язык личной переписки» | Раскрытие секретов языка. Изучение основных признаков личного письма. Конструирование учащимися форм личного письма.
| 14.00-16.00 | Игошева В.В. |
|
19(среда) | 1. .Лингвистическая зарядка «Лингвистические ребусы» 2. Лингвистическая мастерская «Искусство ребусов и шарад» | Пробуждение интереса к лингвистике. Приобретение опыта общения. Чтение небольших по объему худ. произведений с последующим обсуждением
| 14.00-16.00 | Игошева В.В. |
|
20(четверг) | 1. .Лингвистическая зарядка «Лингвистические перевёртыши» 2. Игра-викторина «По страницам любимых книг» | Приобретение опыта общения. Чтение небольших по объему худ. произведений с последующим обсуждением
| 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
21(пятница | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс скороговорок». 2.Калейдоскоп идей «Волшебство слова» | Изучение особенностей образования русских слов. Пробуждение интереса к родному языку.
| 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
24(понедельник) | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс загадок». 2.Познавательная игра «Угадай слово» | Умение анализировать грамматические формы в игровой форме. Развитие творческих и интеллектуальных способностей, отработка навыков выразительного чтения. | 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
25(вторник) | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс мини-сочинений». 2.Шоу-игра “Импровизация” | Развитие творческих и интеллектуальных способностей, отработка навыков выразительного чтения. | 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
26(среда) | 1. Лингвистическая зарядка «Создай шутку-прибаутку». 2.Поляна веселых затей «Настроение на Ура!» | Приобретение опыта общения. Развитие творческих и интеллектуальных способностей, отработка навыков выразительного чтения. | 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
27(четверг) | 1. Лингвистическая зарядка «Конкурс загадок». 2.Интеллектуальный аукцион «Слабое звено» | Приобретение опыта общения. Развитие творческих и интеллектуальных способностей, отработка навыков выразительного чтения. | 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
28(пятница) | 1.Закрытие смены. 2.Мероприятие «Формула успеха жизни»
| Выявление лидеров, принятие норм совместной жизни. Приобретение опыта общения.
| 14.00-16.00 | Игошева В.В |
|
Приложение
Открытие смены.
1. Открытие .
– Дорогие любители русского языка! Сегодня вы присутствуете на открытии нашей смены «Филолог». Лингвистика – наука о языке. Занятия в лаборатории помогут вам больше узнать, как живут и работают слова, как находят они свое место в речи. Вы узнаете о фонетических закономерностях русского языка, о его благозвучии и правилах произношения. Путем исследования мы откроем некоторые морфологические, лексические, синтаксические тайны. Нам предстоит решить многие лингвистические задачи, ответить на хитроумные вопросы, разгадать чайнворды, файнворды, акростихи, составить пазлы.
2.Игры на знакомство: «Снежный ком», «Визитка».
1. Лингвистическая зарядка «Конкурс скороговорок»
Своеобразными словесными играми- шутками, построенными на звуковых повторах, являются скороговорки.
а)Ткачи ткали ткани на платье Тани.
б) Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
в) У осы не усы , не усищи, а усики.
г) Шли сорок мышей, нашли сорок грошей , а мыши что поплоше нашли по два гроша.
2. Занятие «Фонетика- это интересно».
Занятие. (Вопросы для обсуждения)
1.Для чего нужно изучать фонетику?
2.Звуки и слоги - две самые краткие фонетические единицы.
3.Игротека « О фонетике – и в шутку и всерьез».
1.Встретились два звука и разговорились.
- Ты кто?
-Согласный звук.
- И я согласный. Может быть, мы близнецы?
-У меня в характеристике написано, что я звонкий, взрывной, губной, мягкий. А ты кто?
-Ну, обо мне по-другому говорят: я глухой, щелевой, переднеязычный, твердый.
-Значит, мы разные, - заключили звуки и разошлись. А как зовут друг друга, не узнали.
А вы догадались, какие это звуки.
2.Почему, когда у вас насморк, слово няня звучит почти как «дядя», а мама - как «баба»?
3.По описанию артикуляции догадайтесь, гласном или согласном звуке идет речь: 1) голосовые связки сомкнуты и дрожат, губы после полного смыкания размыкаются; 2)голосовые связки сомкнуты и дрожат, полость рта имеет узкое раскрытие, при котором воздух все же проходит без препятствий.
4.Отгадайте слово по описанию составляющих его звуков: 1) согласный: шумный, глухой, переднеязычный ( зубной), щелевой, твердый; 2)согласный: шумный, глухой, переднеязычный (зубной), взрывной, твердый; 3)гласный: заднего ряда, среднего подъема, огубленный; 4) согласный: сонорный, переднеязычный (зубной), смычно-проходной (боковой), твердый.
5. Вслушайтесь в стихотворные строки С.Я Маршака. Какие признаки, отличающие гласные звуки от согласных, здесь показаны?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных - прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
6. Разделите на слоги слова :
астра, полка, выпросил, простой.
ОТВЕТЫ:
1.Звуки (б мягкий) и (ш).
2.Звуки (н) и (д), (м) и (б) различаются только наличием – отсутствием «носового» качества. Когда у вас насморк, то ход через носовую полость закрывается и струя выдыхаемого воздуха при произношении (н) и (м) вынуждена проходить через рот: «носовое» качество звуков исчезает.
3Имеются в виду : 1) согласный, 2)гласный звуки.
4.Стол.
5.А-стры, пол-ка, вы-про-сил, про-стой.
Рефлексия:
1.Что ты сегодня нового открыл для себя?
2.Что у тебя получилось лучше всего?
3.Что у тебя не получилось?
4. Какие открытия удивили меня?
1. Лингвистическая зарядка «Знакомство с окказионализмами».
Окказионализмы – это слова, придуманные писателями и поэтами, такие слова называются еще авторскими, индивидуально-авторскими образованиями.
Сколько окказионализмов в этом тексте? Как они образованы?
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смечахи!
Что смеются смехами ,
Что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно,
О, засмейтесь надсмеяльно, смех надсмейных смехачей!
О, иссмейтесь рассмеяльно, смех надсмейных смехачей!
2. Занятие «Такие разные слова».
Занятие. (Вопросы для обсуждения)
1.Что нужно для того, чтобы речь зазвучала?
2.Нарисовать предметы: гвоздики и стрелки.
3. Игротека «Открываем секреты фонетики».
1.Сколько слов записано? Как такие слова называются?
Атлас, орган, кругом, жаркое, подать, обмер, парить, чудная, хлопок, козлы.
2.От каких местоимений образованы формы самого и самого?
3.Образуйте названные формы приведенных слов, поставьте ударение : понять – все формы прошедшего времени, звонить – все формы настоящего времени.
4.Как вы думаете, не является ли ошибочным ударением в слове толпа, которое встречается в басне И.А. Крылова «Слон и Моська»: Известно, что слоны в диковинку у нас – Так за слоном толпы зевак ходили?
5.Просклоняйте имя существительное доска, поставьте ударение во всех его формах.
6.Сколько ответов можно дать на вопрос Мы поедем зимой на экскурсию?
6. Запомнить слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:
На бахче у нас растет,
как разрежешь – сок течет,
свеж и сладок он на вкус, называется ……………
Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,
в ней бывает картотека, специальный …………….
Буквы – значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется ………….
СПРЯТАННОЕ СЛОВО (История Любознайки).
Однажды первоклассник Ваня открыл книгу об индейцах и увидел там слово пироги. «Интересно, - подумал он, какие пироги пекут индейцы?» И представил их себе так:
-Я рассмотрела рисунок и удивилась : «Разве индейские пироги такие?» Ваня рассмеялся и говорит « Я же думал, что это не пироги, пироги».
Почему ошибся Ваня?
ОТВЕТЫ:
Ответы могут понадобиться только к заданиям 2, 3.
2.Начальная форма местоимений такова: самый и сам.
3.Заданные глагольные формы звучат так: понять – понял. поняла – поняло. поняли -; звонить – звоню, звонишь, звонит, звоним, звоните. звонят
4. Читаем вслух.
5. Рефлексия:
1.Что ты сегодня нового открыл для себя?
2.Что у тебя получилось лучше всего?
3.Что у тебя не получилось?
4. Какие открытия удивили меня?
1. Лингвистическая зарядка – игра «Наоборотки».
Это игра для тех, кто хорошо понимает, чем отличаются друг от друга слова- синонимы, и может на ходу подобрать к слову противоположное по смыслу.
Переведите наоборотки.
1. Улетело счастье – закрывай окна.
2.Легки вы, кеды Чингисхана!
3.Крестики-нолики выплевывали анаболики.
4. «Черная луна Антарктида».
5. Шесть кошек и артиллерист».
6. Ненависть до последнего вздоха.
2. Занятие «Страна Морфология и ее обитатели».
Вопросы для обсуждения:
1.Страна Морфология и ее обитатели.
2.О грамматических значениях, категориях и прочих «ученых» вещах.
4.Рефлексия:
1.Что ты сегодня нового открыл для себя?
2.Что у тебя получилось лучше всего?
3.Что у тебя не получилось?
4. Какие открытия тебя удивили?
Подготовка и проведение праздника «В СТРАНЕ «МОРФОЛОГИЯ».
(Разучивание и постановка пьесы в трех действиях)
Действующие лица:
Глагол – древний старец в боярской одежде, с густой длинной бородой. Все время хмурит брови и вредничает.
Имя существительное – господин во фраке и с бабочкой. Рубашка сияет белизной. В лице – спокойствие, скромность в сочетании с уверенностью. Со всеми любезен, но не терпит фамильярности.
Имя прилагательное – возвышенная и поэтическая натура. Постоянно пытается со всеми согласовываться, мастерица на комплименты.
Имя числительное – энергичный и расчетливый молодой человек со связями. Все время производит какие-то расчеты.
Местоимение - молодой вертлявый человек, пышно разодетый и модно причесанный. Постоянно пытается вставить слово и ни минуты не может усидеть спокойно.
Наречие – плотный мужчина средних лет неприятной наружности. Говорит медленно, высокомерно, внушительно и гнусаво, будто диктует мемуары. Временно исполняющий обязанности Старшего Министра Королевства.
Предлог, Союз, Частица- личности с уязвленным самолюбием, всю жизнь стремящиеся на первые роли, но всегда исполняющие вторые.
Междометие – Главный глашатай страны.
Предложение – улыбчивый мужчина, любящий распространяться делать всем предложения.
Действие первое.
(На площадь на белом коне въезжает Главный Глашатай Королевства Междометие и читает указ.)
Междометие: Э, граждане страны Морфологии! Слушайте указ! Временно исполняющий обязанности Старшего Министра Королевства Наречие повелевает всем частям речи оставить все свои мирские заботы, жен, малолетних чад и явиться во дворец, дабы решить, наконец, наш извечный спор, кто достоин быть нашим королем, которому мы будем подчиняться , с кем будем согласовывать все наши действия и к чьему мнению будем примыкать в случаях разногласия между нами.
( Гонец сворачивает указ и уезжает. Части речи кидаются во дворец. Занавес)
Действие второе.
(Тронный зал. Большое кресло. В нем временно исполняющий обязанности Старшего Министра Королевства – Наречие)
Наречие: До чего же глупы части речи! Им не дано умно, так талантливо править государством, как мне.
Я - гений, я – ум, честь, совесть, душа нашей страны. Королем, конечно, должно быть только я!
( Входят части речи.)
Наречие: Друзья мои! Мне выпала скромная миссия собрать вас всех здесь и решить с вами, кто из нас достоин быть королем. Безусловно, это должна быть самая важная, значимая часть речи. Кто хочет высказаться.
Глагол: Без ложной скромности хочу заявить, что быть королем достоин я. Даже великий поэт Александр Пушкин в своем стихотворении «Пророк» писал:
Глаголом жги сердца людей…….
В древности глаголити обозначало «говорить». Сейчас я обозначаю все ваши действия. Утром и вечером, зимой и летом, в молодости и старости вы сможете обойтись без меня. Попробуйте произнести хоть одно предложение без моего участия.
(Общее движение.)
Существительное: Дом. Лес. Человек.
Местоимение: Я-я-я-я-я-я-я-я-я.
Междометие: Эх! Ох!
Глагол: А сейчас послушайте, как ваши « шедевры» звучат при моем участии:
Дом строится. Лес шумит. Человек мыслит. Я существую. Эй, ухнем!
Убедились? Теперь, я думаю, ни у кого не возникнет возражений, что важнее и нужнее всех – я.
Существительное: Позвольте – позвольте! Но ведь без меня тоже невозможно обойтись. Что проку от этих бесконечных действий, если не известно, кто все это совершает. Можно плясать, шелестеть, журчать, капать, летать, но без меня вам никогда не узнать, КТО все это делает.
Местоимение: Я! Я все это могу делать! Не такое уж ты незаменимое, Существительное! Если я встану на твое место, то все будет понятно. Он журчит. Она летает. Ничто ни вечно под луной.
А у Шекспира:
Любовь бежит от тех.
Кто гонится за нею,
А тем, кто прочь бежит,
Кидается на шею.
Прилагательное: Хи- хи –хи! Посмотрим, как ты меня заменишь!
Местоимение: Не торжествуй заранее, Прилагательное! Тебя я тоже могу заменить. Например, в таком «кошачьем» предложении:
Глаза у котенка были голубые, такие, как июльское небо, отраженное в море, и это немало удивляло Матильду – тетушку котенка.
Числительное: Неужели и меня можешь заменить?
Местоимение: Да, и тебя. Помните слова Доны Анны из «Каменного гостя» Пушкина?
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон,
Сколько бедных женщин
Вы погубили?
Глагол: Ишь, как вывернулось? Хитрое. Но меня не проведешь и ничего не заменишь!
Местоимение: А вот я заменю! Например, в просторечии: «Мы его сейчас того ( побьем)». «Ему было немного не того ( не здоровилось)».
Прилагательное: Да, но как убого, невзрачно и непоэтично звучат все ваши, с позволения сказать, « творения» без моего присутствия! Вот послушайте:
Над юной, прекрасной землей, над ее безбрежными просторами восходит великолепное солнце, даря свои золотистые лучи новому дню…
А вспомните Митрофанушку! Как метко он подметил, что дверь – это прилагательное, потому что она прилагается к дверному косяку! Какое оригинальное мышление у этого юного дарования! Все в нашей жизни к чему-нибудь прилагается: жена - к мужу, пробка - к бутылке, шляпа - к голове, очки - к носу…
Междометие: Ах, ах, ах! Ты смотри, а – я –яй, ты смотри, а-я-яй! Ну а если к вашей спине приложат горчичники, когда вы больны, то вы закричите: «Ой-ой-ой!» А если у вас что-нибудь получится, тут же: «Ура!» Да что там мои простые примеры! Вот что сказано обо мне у великого Байрона:
Ах! Что же дальше? О любом предмете я
Могу воскликнуть так в своих стихах,
Ведь этим «ах» все выражу на свете я-
Надежду, грусть, унынье или страх.
Вся наша жизнь – сплошные междометия:
И «ну», и «Ба», и «ух», «ох», и «ах»,
И «фу», и просто «тьфу»- уж это «тьфу» -то
Мы произносим каждую минуту.
…Все эти восклицанья выражают эмоции, эмоции сии
В пространствах бесконечности всплывают,
Как пузырьки на океане, и
В миниатюре вечность отражают…
Числительное: Ой-ой-ой! А что б вы делали без меня? Нам бы никогда не сосчитать, сколько всего частей речи. Да что это! Вы бы не смогли вовремя поздравить любимую бабушку с днем рождения, все время бы опаздывали на работу…
Действие третье.
(суматоха, галдеж).
Союз: Без меня тоже не обойтись.
Предлог: И без меня!
Частица: А как же я?
Наречие (пренебрежительно): Вы, жалкие частички речи! Вы готовы склониться перед любым авторитетом, потому что все вы изменяемые. Ничто в мире не вечно. Все вы склоняетесь, спрягаетесь – в общем, изменяетесь. У меня же нет окончания - бесконечно. Одно я вечно и неизменяемо. Я никогда не изменяю самому себе и , следовательно, никогда не изменю общему делу. Одно я достойно носить корону и управлять всеми вами! Подать мне ключи от хранилища священных книг – Словарей
Предложение: Я до сих пор давало возможность высказаться всем вам, ведь без меня вы не могли бы облечь свои аргументы в сколь - нибудь ясную форму. Есть безличные предложения, но нет безличных частей речи – у каждой из вас есть свое лицо….
Союз: Правильно!
Предложение: ..своя маленькая роль. Разные среди нас, предложений. встречаются типы, и в каждом из нас вы хорошо работаете. Это хорошо, что вы можете заменить друг друга в трудную минуту. Но иногда самый верный способ оказать помощь – это не мешать делать другому то, что никто не может сделать лучше него. Друзья мои, прекрасен наш союз!
(Занавес)
Лингвистическая зарядка «Откуда пошло».
Объяснить крылатое выражение и дать историческую справку.
1. «Желтая пресса». ( Беспринципную и продажную печать называют «желтой прессой». Почему «желтой»? Рассказывают , что лет 70 назад одна американская газета пленила публику картинками , изображавшими невероятные приключения мальчика, одетого в желтую рубашку. соперничая с ней , другая газета тоже пустила на свои страницы «желтого мальчика». Возникло судебное дело между редакциями о праве на изображение «желтого мальчика». В одном из журналов был опубликован материал, в котором печать, использующая подобные дешевые способы привлечения читателей была названа «желтой». И теперь «желтой прессой» называют средства массовой информации, которые действуют нечистыми способами и потворствуют плохим вкусам читателей.
2. «Ума палата». (Так говорят про очень умного человека. Палатой в старину называлось большое помещение в каменном здании. В палатах обычно происходили всевозможные совещания, бояре в них «думу государеву думали». Отсюда и возникло выражение, в котором человек приравнивается по разуму к целому собранию мудрецов.)
2. Занятие «Занимательное словообразование».
Вопросы для обсуждения (беседа):
1.Морфемные модели слов .
2.Анализ морфемных моделей слов.
3. Лингвистическая игротека «Это непростое слово------образование ».
1. В отрывках из стихотворений использован прием повтора слов одной структуры: пере и ть. Какое общее значение объединяет эти слова в каждом отрывке? Одинаково ли значение приставки пере- в словах этих групп? В каких грамматических формах употреблены эти слова?
Но в одном я тебя превзойду,
Пересилю и перелукавлю:
В час расплаты за нашу звезду
Я спрошу себе первую кару. (А.ахматова)
Ты мой наигрыш перелистывала,
Ты моих снегирей пересвистывала,
Ты моих голубей переманивала.
В колокольчик в саду перезванивала. (А.Прокофьев)
Все это
издано-преиздано.
Переработано.
Перетасовано…
Что же
в твоем переплете особого? (Р.Рожественский)
Ключи:
Основные значения приставки пере-:
1.«направленность действия через что-то» (пере-прыг-ну-ть);
2.«повторность действия» (пере-чит-а-ть);
3.«чрезмерность действия(выход за пределы обычной нормы)»(пере-сол-и-ть).
2.Учитывая значение корня и суффикса, попробуйте определить значение устаревших слов.
Рыбарь (добытчик рыбы), скобарь(чаша с двумя скобами), господарь (господин , владелец), ложкарь (мастер , делающий ложки), чеботарь (сапожник, чеботы-башмаки),гнездарь (птица, вынутая из гнезда птицеловом).
3.Запишите несколько однокоренных слов с корнем –де-. Каким значением объединены эти слова? Докажите, что этот корень в словах встречается только в сочетании с приставками, суффиксами (связанными корнями).
Ключи:
На-де-ть, о-де-ть, раз-де-ва-ни-е.О-де-ва-ть, 0-де-ва-ть-ся.
4.Прочитайте отрывок из книги К. Чуковского «От двух до пяти».
Объясните словообразовательную модель слова нырьба.
И вот, например, слово нырьба. Ребенок создал его лишь потому, что не знал нашего взрослого слова Ныряние. Купаясь в ванне он та4к сказал своей матери:
-Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовиться!»
Нырьба – превосходное слово, энергичное, звонкон: я не удивился бы, если у кого-нибудь из славянских племен оказалось в живом обиходе слово нырьба, и кто скажет, что это слово чуждо языковому сознанию народа, который от слова ходить создал слово ходьба, от слова косить-косьба, от слова стрелять – стрельба.
5.Докажите, что в стихотворении М. Цветаевой использован прием словообразовательного повтора. Определите, одинаковое ли значение имеет приставка раз-(рас-) в глаголах. Как вы думаете, случайно ли этот текст насыщен глаголами с приставкой раз-(рас-)? Почему некоторые слова, вопреки орфографическим правилам, написаны через дефис?
Рас-тояние: версты, мили… Вдохновений и сухожилий…
Нас рас-ставили, рас-садили, Не рассорили – рассорили,
Чтобы тихо себя вели, Расслоили…Стена да ров.
По двум разным концам земли. Расселили нас, как орлов –
Рас-стояние: версты, дали… Заговорщиков: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли, Не расстроили – расстреляли.
В две руки развели, распяв, По трущобам земных широт
И не знали, что это – сплав Рассовали нас, как сирот…
Ключи:
Значение приставки раз-(рас-):
«деление на части, разъединение, движение в разные стороны» (раз-брос-а- ть);
«доведение действия до конца, до результативности» (раз-весел-и-ть);
«уничтожение результата ранее произведенного действия, обратное действие» (раз-ряд-и-ть)
Рефлексия: продолжите предложение: «Я сегодня для себя открыл…
1. Лингвистическая зарядка «В гостях у Каламбура».
Коверканье языка, языковые недоразумения, словесные обмолвки, шутки « по Каламбуру»(немецкий барон Калембур, по-французски фамилия призносится Каламбур, путал и коверкал слова) быстро сделались модой и развлечением в 14 веке , их назвали по имени горе-создателя – каламбур.
На медведя вы, сосна, Рыбачьей удалью блесну
Шишку бросили со сна. И в речке возле леса
А на нас, а на нас Поймаю щуку на блесну.
Уронили ананас. Эх, выдержала б леса!
2. Занятие «Фразеологизмы в рисунках»
Художники шутят
Рассказывают, что однажды один иностранец-художник, не очень хорошо владевший русским языком, нарисовал семью деревенского кузнеца и подписал свой рисунок так: «Кузнец, его жена кузница и дети кузнечики». а в другом случае вместо бравого гусара на рисунке оказался ..важный гусь. Случайно или неслучайно появились такие рисунки и надписи под ними, но так родилась забавная игра.
И в самом деле, играть со словами можно, не только записывая их, разделяя на части, подбирая синонимы, антоним, ит.п. а можно на бумаге изобразить значение слов, фразеологизмов рисунком – шуткой. Именно это мы и предлагаем вам сделать, попробуйте самостоятельно нарисовать смешные рисунки, намеренно подменяя прямое и переносное значение слов или значение слов, только внешне похожих друг на друга.
2. Создание иллюстраций к фразеологизмам:
нести околесицу положить зубы на полку
комар носа не подточит обвести вокруг пальца
остаться на бобах застегнуть рот на замок
курам на смех висеть на волоске
развешать уши с луны свалиться
плакать в три ручья
оказаться между небом и землей
3. Перед вами список устаревших слов и их значения. Попробуйте с помощью рисунка показать неправильное понимание смысла этих слов.
Сановник - крупный чиновник, занимавший высокое положение.
Гусар – солдат или офицер частей легкой кавалерии, носивший форму венгерского образца.
Стряпчий - чиновник по судебному надзору.
Пищаль – старинное огнестрельное оружие, подобное ружью.
Забрало – подвижная часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов холодным оружием.
4. Игра «Бестолковый словарь»
5. Рефлексия:
Продолжите предложение: «Я сегодня для себя открыл………………..».
1.Лингвистичесская зарядка «Занимательно об именах».
Ономастика – наука об именах собственных.
Антропонимика. Исследует личные имена людей. а также отчества, фамилии. прозвища и псевдонимы.
Прозвище – это прозвание, которое дают в шутку или насмешку человеку со стороны, помимо его желания.
Псевдоним – заменитель имени и фамилии, взятый самим его обладателем или иногда товарищи.
Многие имена мифологических и литературных персонажей, исторических лиц стали нарицательными словами, иносказаниями. Начнем мы с галереи бессмертных персонажей: Держиморда, Гамлет, Синдбад- мореход, Лилипут, Квазимодо, Дульсинея ит.д.
2.Занятие « Когда слова становятся крылатыми»
(Игра «Счастливый случай»)
Оборудование: «бочонок», кроссворд, шарада, слайдовая презентация.
Вед.1 Для того чтобы сделать нашу речь более богатой, образной, красивой, мы часто пользуемся меткими, сжатыми, но емкими по содержанию крылатыми фразами.
Вед.2 Так их назвал Гомер, который считал , что выразительное слово летит из уст говорящего к уху слушающего.
Вед.1 Это и афоризмы , и цитаты, и народные поговорки, и присловья.
Вед.2 Некоторые из них впервые прозвучали из уст известных исторических деятелей, другие возникли из народных обычаев и верований, хозяйственной деятельности и условий быта разных народов, т.е. имеют глубокую историческую основу.
Вед.1 А знаете ли вы, какие крылатые слова и фразеологизмы пришли в современный язык из эпохи Древнего мира? Ответив на вопросы , вы пополните свои знания об истории происхождения крылатых фраз.
Вед.2 Мы продолжаем путешествие в страну Лингвинию, сегодня приглашаем вас на игру «Счастливый случай»- «Когда слова становятся крылатыми».
Вед.1 Внимание ! Правила игры: участвуют две команды, каждая выбирает капитана, который решает, кто из членов команды дает ответ на вопрос, или отвечает сам.
Вед.2. состоит игра из пяти геймов. Каждый гейм имеет свое название и оценивается в пять баллов.
ПЕРВЫЙ ГЕЙМ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
С какими событиями связаны и что означают фразеологические обороты:
1.Нить Ариадны.
В греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Помогла афинскому герою Тесею, убившему Минотавра, выйти из лабиринта, снабдив его клубком ниток, конец которых был закреплен при входе (нить Ариадны)
2.Троянкий конь.
По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждающие Трою (Троянская вйна). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахийцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным. (дар врагу с целью его погубить).
3.Ахиллесова пята.
Ахилл в «Илиаде»-один из храбрейших греческих героев, осаждавших Трою Мать Ахилла-богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. Ахилл погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку. Отсюда выражение «ахиллесова пята» (уязвимое место).
4.Между Сциллой и Харибдой.
В греческой мифологии два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов. Сцилла, дочь Гекаты, или Ехидны, скрывается в пещере на крутой скале. У нее 6 собачьих голов на шести шеях, зубы в 3 ряда и 12 ног. Харибда- олицетворение страшного водоворота, трижды в день извергает воды. Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей, потеряв 6 товарищей, пожранных Сциллой. Вторично он спасался от Харибды в одиночестве , потерпев кораблекрушение. Аргонавты миновали пролив между Сциллой и Харибдой с помощью Фетиды и ее сестер-нереид. Позднее Сцилла и Харибда отождествлялись с различными узкими проливами греческой ойкумены, в том числе с опасными проливами между скал близ Сицилии, с Фракийским Боспором а также с Киммерийским Боспором ( современный Керченский пролив).
5.Спартанское воспитание.
Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в 7-4 вв. до н.э. Мальчики и юноши от 7 до 20 лет проходили военно-физическую подготовку в интернатах. У них формировались выносливость, привычка к лишениям. В систему воспитания входили бег, борьба, метание диска, копья. Обучали чтению, письму и хоровому пению. Девушки воспитывались в семье.
Подведение итогов.
ВТОРОЙ ГЕЙМ «КРЫЛАТЫЙ КРОССВОРД».
Все вы, конечно, знаете, что такое кроссворды, и не раз их разгадывали. Но на доске перед вами не обычный. а «крылатый «кроссворд. Все слова в нем так или иначе связаны с крылатыми словами и выражениями. Право ответа на вопросы будет принадлежать команде, которая окажется сообразительной
1.Имя македонского царя, который разрубил гордиев узел (Александр).
2.Сказание о богах и героях (Миф).
3.Именно оно стало символом раздора.(Яблоко)
4.Продолжи крылатое выражение, смысл которого – «тяжелая бесплодная работа: «Сизифов …». (Труд.)
5.Наука о прошлом человечества. (История.)
6.Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов .(Фразеология.)
7. Имя царя, дочь которого дала нить Тесею, чтобы он мог выбраться из лабиринта. (Минос.)
Подведение итогов.
ТРТИЙ ГЕЙМ «Не нужен умный, а нужен смышленый».
Разгадав ключевые слова и заменив цифры буквами, вы прочтете фразу, принадлежащую царю и чрезвычайно талантливому полководцу, жившему в 4 в. до н.э. Он принес ее после одного боя с римлянами, в котором одержал победу. Эти слова стали крылатыми.(таблица)
(Ответ: Фраза принадлежит Царю Пирру. Пиррова победа, которая не сулит никаких выгод победителю. В широком смысле пирровой победой называют сейчас любой успех, для достижения которого приносятся неоправданно большие жертвы).
Подведение итогов.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ «ПЕРЕВЕРТЫШИ»
В этом гейме вам необходимо подобрать к словам антонимы , из перевертышей составить известное историческое крылатое выражение и назвать его автора.
1. «Ушел, не увидел, проиграл».(«Пришел, увидел , победил». Ю.Цезарь).
2. «Он крадет поражение». («Я не краду победу» А.Македонский.)
3. «Куры Афины завоевали». («Гуси Рим спасли». Народная мудрость).
4. « А он, Цезарь! (« И т, Брут!» Ю.Цезарь.)
5. «Такой зритель воскресает». («Какой артист погибает»)
Подведение итогов.
ПЯТЫЙ ГЕЙМ «ХРАМ МУДРЫХ ФРАЗ»
Этот гейм заключительный. Для каждой команды в течение трех минут прозвучат толкования, которые нужно заменить фразеологическими оборотами.
1.Очень грязное помещение, беспорядок в делах (Агиевы конюшни).
2.Наиболее уязвимое место у кого-либо.(Ахиллесова пята)
3.Место, где человек скрывается от любопытных, от окружающих. (Бочка Диогена).
4.Беспорядок, путаница, суматоха, полная неразбериха. (Вавилонское столпотворение.)
5.Страшное разрушительное бедствие .(Всемирный потоп.)
6.Постоянно угрожающая опасность, неприятность. (Дамоклов меч.)
7.Способ, помогающий найти выход из трудного положения. (Нить Ариадны).
8.Разрешить сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. (Разрубить гордиев узел).
9.Повод и причина ссоры, спора, серьезных разногласий. (Яблоко раздора).
10.Тяжелая , бесконечная и бесплодная работа.(Сизифов труд).
Подведение итогов.
Вед. Яркие, образные слова и выражения, которые мы сегодня вспомнили в ходе игры, -это всего лишь капля в море слов, но эта капля приведет вас к огромному океану русского языка. и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Рефлексия:Продолжите предложение: «Я сегодня для себя открыл………………..».
1.Лингвистическая зарядка « Лингвистические загадки»
Слова отгадки в лингвистических загадках – это слова определенной группы о языке (синонимы, антонимы, омонимы ит.д.). Одним словом, лингвистические загадки помогут вам не только проверить свою эрудицию, но и знания по русскому языку.
Эта буква не простая: В этой букве нет угла,
Голос краток и сердит, Оттого она кругла.
потому что запятая До того она кругла -
На ее плечах сидит. Покатиься бы смогла.
2.Лингвистическая мастерская «Искусство общения».
1.Вы когда- нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение.
ДИСКУССИЯ:
С помощью чего мы общаемся?
Что происходит в процессе общения?
Что можно считать результатом общения?
В результате дискуссии выявляются два основных компонента общения:
рассказ и взаимодействие.
2.Для того , чтобы учиться рассказывать и размышлять, участникам предлагается басня Л.Н.Толстого «Галка и голуби»
Галка и голуби.
Галка увидела, что голубей хорошо кормят, выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва , что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забилась и закричала по – галочьи. Тогда голуби стали ее клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая и тоже прогнали.
Задания:
1.Пересказ содержание басни.
Группа разбивается на пары. Идет пересказ в парах. Сначала один участник пересказывает другому содержание рассказа, а второй , если первый что-то упустил, подсказывает , потом наоборот
После того, как закончилась работ в парах, участники возвращаются в круг. выбираются два участника и работают в кругу по парной схеме. Если они упустили что-то во время рассказа, любой из участников имеет поднять руку и подсказать.
2.Вопросы дискуссии:
Почему галка решила прикинуться голубем?
Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
Почему галку не приняли обратно к своим?
Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?
Рефлексия:
1.Что ты сегодня нового открыл для себя?
2.Что у тебя получилось лучше всего?
3.Что у тебя не получилось ?
1. Лингвистическая зарядка « Знакомство с акростихами».
Акростих – стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово , фразу, имя. Такие стихи называют « краестишьями».
Первые акростихи появились в русской поэзии 17 века.
Отгадайте акростическую загадку.
Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам. ( Г. Державин).
2. Занятие « Язык личной переписки»
- Согласны ли вы, что с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем простому человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма?
(Обсуждение проблемы, выдвижение двух точек зрения).
Учитель. Вы, наверное, заметили, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка? Это сейчас, в век телефонов, компьютеров, факсов, модемов, Интернета, электронной почты мы отучились писать письма друг другу, в лучшем случае ограничиваемся открытками на праздники и дни рождения. А между тем письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.
Особенности написания писем личного характера.
Композиция текста письма
Обращение
Вступление.
Задание.
Написать письмо любому адресату по желанию: «Письмо погибшему деду», «Письмо другу», « Письмо будущему первокласснику», « Письмо выпускнику школы» .
Рефлексия:
Продолжите предложение: «Я сегодня для себя открыл………………..».
Список литературы
1.И. И.Постникова, И.М.Подгаецкая. Просто и занимательно о русском языке. М. «Просвещение» 2019.
2.С.Л. Львова. Русский язык. Лингвистические игры. Москва.Эксмо. 2021.
3.Э.А. Варатьян. Занимательно об именах. Москва . Просвещение. 2021.
4.В.В.Одинцова. Лингвистические парадоксы. Москва . Просвещение. 2020.
5.Научно –методический журнал. Русский язык в школе, № 6, 2022.
6.Научно –методический журнал. Русский язык в школе и дома, № 7,2022год.