СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «Звезды для Маленького принца» построена по мотивам произведения А.С. Экзюпери «Маленький принц» и имеет игровую модель. Все участники смены являются жителями планеты «Земля». Ключевую роль играет «Маленький принц», который появляется в день открытия смены и приглашает ребят в увлекательное и захватывающее путешествие. В ходе путешествия практически каждый день дети вместе с Маленьким принцем знакомятся с главами сказки и их главными героями. Знакомство с произведением происходит в театрализованной игровой форме. Каждый герой предлагает детям свои задания и испытания. Выполняя задания ребята могут помочь Маленькому принцу и его друзьям.
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ул.им. Ленина 211 а, г. Ленинск, Ленинского района, Волгоградская область, 404620, тел. /факс 8(84478)4-38-42 E-mail: darovanie@inbox.ru |
Принята на педагогическом Совете протокол № ____ от «____» ___________2017г. | Утверждена приказом директора МБОУ ДО «Ленинский ДЮЦ» от «____» _______2017г. № ______ _______________И.Г.Паршева
|
ПРОГРАММА
летней оздоровительной площадки
с дневным пребыванием детей
«Звезды для Маленького принца»
Разработчик программы:
Гарибян Е.А., педагог-организатор
г. Ленинск
2017г.
Содержание:Информационная карта программы 3
Аналитическая справка о деятельности лагеря (за последние 3 года). 5
Пояснительная записка. 8
Цель, задачи программы 9
Целевая группа. 9
Принципы реализации программы 9
Нормативно-правовое обеспечение программы. 10
Содержание программы. 11
План реализации программы. 14
Механизм реализации программы. 18
Система профилактической работы. 23
Санитарно – гигиенический режим. 23
Организация питания. 24
Обеспечение безопасности детей. 24
Система внешних контактов. 24
Кадровое обеспечение. 24
Система контроля и оценки результативности Программы. 25
Ожидаемые результаты. 26
Литература: 27
Информационная карта программы летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием «Звезды для Маленького принца» на базе бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Ленинский детско-юношеский центр» Ленинского муниципального района Волгоградской области.
№ п/п | Название | Содержание |
| Полное наименование юридического лица либо полное наименование учреждения, на базе которого создана организация отдыха и оздоровления детей | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ленинский детско-юношеский центр» Ленинского муниципального района Волгоградской области |
| Юридический адрес | ул. им. Ленина, 211 А, г Ленинск, Ленинский района, Волгоградская область, Российская Федерация, 404620 |
| Полное наименование организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, базы, центра, комплекса и др.) | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Звезды для маленького принца» |
| Фактический адрес
| ул. им. Ленина, 211А, г Ленинск, Ленинский района, Волгоградская область, Российская Федерация, 404620 |
| Контактные телефоны | 8(84478)4-38-42, 4-12-40 |
| Адрес электронной почты | |
| Режим работы (указать круглогодичный или сезонный (с наименованием месяцев года) | Сезонный: июнь |
| Количество смен | 1 |
| Продолжительность смен в днях | 21 |
| Сроки проведения смен | 05.06-29.06 2017 год |
| Количество мест на смену | 40 |
| Возрастная категория детей | 7-15 лет |
| Условия для проживания детей | - |
| Условия для проведения досуга | Зал для проведения праздников и мероприятий, кабинеты для занятий (отрядные места), площадка во дворе учреждения для проведения подвижных игр. В наличии звуковая аппаратура, видеопроектор, материалы для занятий ручным творчеством, изобразительной деятельностью, шахматы, зал для занятий танцами. |
| Группа санитарно- эпидемиологического благополучия | 1 |
| Форма собственности | Оперативное управление |
| Краткая информация | Программа летней площадки реализуется в течение одной смены. По своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления здорового образа жизни, развития, отдыха и воспитания детей в условиях летней оздоровительной площадки с дневным пребыванием. Направленность программы
3.Спортивно-оздоровительное.
Направления и формы воспитательной работы: Художественно-эстетическое:
Спортивно – оздоровительное:
Гражданско-патриотическое:
Интеллектуальное:
Социально-педагогическое:
В реализации программы участвуют:
|
Летняя оздоровительная площадка предназначена для обеспечения полноценного и интересного отдыха, оздоровления детей и подростков, а также для их всестороннего развития и воспитания.
Подробнее деятельность летней оздоровительной площадки на базе МБОУ ДО «Ленинский ДЮЦ» за последние 3 года отражена в таблице 1.
Анализ работы летней оздоровительной площадки «Успех» за последние 3 года показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры и сотворчества. При этом было отмечено, что большое количество детей и подростков являются воспитанниками ДЮЦ и уже не первый год посещают летнюю оздоровительную площадку. Они уже хорошо знакомы друг с другом, с педагогами и привыкли к обстановке учреждения, в котором проходит их летний отдых. Поэтому в целях повышения заинтересованности детей а также в целях смены обстановки летней оздоровительной площадки разработана новая программа «Звезды для маленького принца», которая переняла лучшие традиции и опыт программ предыдущих лет и дополнена новыми формами и приемами работы.
Одной из центральных идей работы летней оздоровительной площадки является постоянное включение детей в игровой тематический процесс происходящих действий. Игра, увлекающая их за собой, постоянно меняющаяся и преподносящая новые сюрпризы и неожиданные задания, позволяет детям по новой открыть для себя мир летнего отдыха, встретиться со старыми знакомыми – педагогами и товарищами по кружкам и объединениям, а также завести новых друзей. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя частью необычайно интересной и захватывающей сказки-игры.
В отличие от предыдущего года программа летней оздоровительной площадки «Звезды для Маленького принца» по своей направленности является игровой – она включает в себя элементы путешествия, квеста, практической творческой деятельности, объединяет различные направления оздоровления, образования и воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Деятельность летней оздоровительной площадки «Успех»
МБОУ ДО «Ленинский ДЮЦ» Таблица 1.
№ п/п | Год реализации Программы | Название программы | Количество смен | Количество детей, посетивших лагерь | Краткое описание |
| 2014 | «Непоседы» | 1 | 30 | Приоритетное направление программы – оздоровление детей средствами игры, познавательной деятельности и ежедневными оздоровительными мероприятиями (утренняя зарядка, физкульт минутки, эстафеты, тематические кружки). Главная идея – сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное развитие детей и подростков, развитие их творческого потенциала. |
| 2015 | «Планета дружбы» | 1 | 40 | Основное направление – приобщение детей и подростков к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участие детей в управлении летним лагерем, реализуемая через нетрадиционный, творческий подход к решению поставленных задач. |
| 2016 | «Лестница успеха» | 2 | 50 | Основная идея программы – организация игровой модели смены для раскрытия творческих способностей детей и подростков. Работа площадки направлена на создание социально значимого пространства для развития художественного, социального творчества и оздоровления детей путем включения как можно большего числа участников в проводимые мероприятия, конкурсы, состязания, соревнования. Приоритетной задачей являлось предоставление детям возможности полноценного раскрытия своего творческого потенциала, который обеспечил бы плавный переход от роли простого зрителя к роли участника и организатора дел. Программа включала в себя разноплановую деятельность по различным направлениям: воспитательное, познавательное, творческое, здоровьесберегающее, и велась по нескольким направлениям: художественно-эстетическое, спортивно – оздоровительное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, социально-педагогическое. |
Программа летней оздоровительно площадки с дневным пребыванием «Звезды для Маленького принца» предназначена для реализации отдыха и оздоровления детей и подростков на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Ленинский детско-юношеский центр» детско-юношеский центр» Ленинского муниципального района. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Летняя оздоровительная площадка предназначена для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц.
Летняя оздоровительная площадка на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: решает вопросы оздоровления детей, влияет на формирование трудовых навыков у воспитанников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческих способностей и т.д.
Участниками смены, как правило, являются воспитанники объединений и кружков ДЮЦ, но также принимаются дети, желающие интересно и с пользой провести каникулярное время. В большинстве своем дети между собой знакомы, так как в течение года пересекаются на общих мероприятиях учреждения, поэтому организация деятельности в период смены выполняет строится путем введения ребят в игровую модель, формирование отрядов и зачин основного сюжета смены.
Целесообразность использования игровой модели построения смены обусловлена невозможностью смены окружающей среды для воспитанников: дети находятся в том же помещении и работают с теми же педагогами, что и в течение учебного года. Введение участников смены в игровую ситуацию позволяет расширить возможность удовлетворения потребности коммуникативной, творческой и физической деятельности. В игровой модели смены складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются природой игры и представляют собой форму моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Здание ДЮЦ расположено в центральной части города Ленинск Волгоградской области. Вокруг учреждения находятся административные здания, магазины, рядом остановка общественного транспорта. Под лагерь задействованы учебные кабинеты, коридоры, туалеты, концертный зал.
Цель программы: отдых и оздоровление детей и подростков.Задачи:
создание условий для активной творческой, спортивной и трудовой деятельности участников программы через организацию работы кружков по интересам, различных мероприятий и конкурсов;
знакомство с творчеством С.А. Экзюпери через организацию игровой модели деятельности воспитанников по мотивам сказки «Маленький принц»;
развитие межличностных отношений во временном коллективе, мотивации к познанию и творчеству;
укрепление здоровья воспитанников через организацию системы оздоровительных и спортивных мероприятий и соревнований;
формирование осознанного отношения к своему здоровью через организацию профилактических мероприятий в течение смены.
оздоровительной площадки «Звезды для Маленького принца». Таблица 2.
№ п/п | Наименование принципа | Основные тезисы принципа |
1. | Самореализации | Осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере |
Добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность | ||
Обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков | ||
Создание ситуации успеха, поощрения достигнутого | ||
2. | Включенности и социально-значимых отношений | Обеспечение учащимися гарантий свободного выбора деятельности и право на информацию |
Наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены | ||
Взаимоуважение всех участников работы лагеря | ||
3. | Взаимосвязи педагогического и детского самоуправления | Создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения |
Формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия | ||
Налаженная работа вожатского и стажерского движения | ||
Защита каждого члена коллектива от негативных проявлений | ||
4. | Динамичности | Постоянная смена видов деятельности |
Смена обстановки и тематики дня в течении всей смены | ||
5. | Единства тематического содержания | Объединение всех видов деятельности в течении дня поставленной тематике |
Единство одной тематической и сюжетной линии в течении всей смены |
Программа летней оздоровительной площадки «Звезды Для Маленького принца» разработана в соответствии со следующими документами:
Закон «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
целевая программа «Воспитание нравственности, гражданственности, духовности»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г. ;
Приказы Отдела образования администрации Ленинского муниципального района;
Устав МБОУ ДО «Ленинский ДЮЦ» ;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Должностные инструкции работников;
Приказы детской оздоровительной площадки «Звезды для Маленького принца» ;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии;
Акт приемки лагеря;
План работы.
Содержание программы «Звезды для Маленького принца» построено по мотивам произведения А.С. Экзюпери «Маленький принц» и имеет игровую модель. Все участники смены являются жителями планеты «Земля». Ключевую роль играет «Маленький принц», который появляется в день открытия смены и приглашает ребят в увлекательное и захватывающее путешествие. В ходе путешествия практически каждый день дети вместе с Маленьким принцем знакомятся с главами сказки и их главными героями: Розочкой, летчиком, фонарщиком, деловым человеком, торговцем и т.д. Знакомство с произведением происходит в театрализованной игровой форме. Каждый герой предлагает детям свои задания и испытания. Выполняя задания ребята могут помочь Маленькому принцу и его друзьям. По окончанию дня Маленький принц выдает участникам смены конвертик со звездами. Звезды разноцветные и каждая имеет свое значение:
красные – обозначают лидерские качества;
зеленые –умение дружить и работать в команде;
желтые – творчество и артистизм, проявленные таланты;
синие – главный помощник, тот кто никогда в помощи не откажет;
белые – скромность, наблюдательность и доброжелательность.
По традиции в конце каждого дня дети собираются по отрядам и проводят со стажерами и вожатыми «Свечку», на которой обсуждают и анализируют прошедший день, делятся своими впечатлениями и совместно распределяют звездочки, которые подарил Маленький принц. Каждому достается звезда, которую он заслужил, проявив себя в течении дня. Полученные звездочки ребята собирают и складывают в свои «кармашки» на плакате, который готовили и украшали со стажерами и вожатыми в организационные дни смены. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность проявить себя в любом виде деятельности. Конец лагерного дня завершается на позитивной ноте и проходит под девизом «День прошел, мы ждем другой, а пока идем домой».
Помочь ориентироваться в игровом пространстве смены детям помогает волшебная карта, которую Маленький принц приносит на открытие летней оздоровительной площадки. На этой карте изображены разноцветные интересные планеты, посетив которые ребята смогут помочь Маленькому принцу и его друзьям, заработать звездочки.
В конце смены детям предлагается достать все заработанные звездочки и определить, кто из них к какому направлению склонен. Наибольшее количество красных звезд означает ребенка-лидера, командира, того, кто никогда не сидит на месте, может организовать любое дело и вовлечь в это дело товарищей. Наибольшее количество зеленых звезд – значит ребенок очень добр, отзывчив, он не лидер но с удовольствием помогает всем членам своего отряда и никогда не откажет в выполнении важных поручений. Наибольшее количество желтых звезд характеризует яркую индивидуальность, творческую личность. Ни один праздник или концерт не обходится без такого мастера. Изобразительное искусство, танцы, вокал, сценки – все таким ребятам по плечу. Наибольшее количество белых звезд означает ребенка тихоню и скромника. Он очень добрый и талантливый, но в силу скромности еще не успел активно себя проявить. Он с радостью помогает своим товарищам по отряду и просто наслаждается летним отдыхом в лагере.
В ходе смены работают кружки по интересам. На них ребята могут проявить свои творческие и лидерские качества, приобрести трудовые навыки, а также выполнить задания Маленького принца и его знакомых, зарабатывая звездочки. Для слаженной работы и смены видов деятельности кружки проводятся по расписанию в специально оборудованных помещениях ДЮЦ педагогами дополнительного образования. Более подробно работа кружков описана в таблице 4 в разделе «Механизм реализации программы».
Игровая модель завершается закрытием смены. Ребята получают грамоты по итогам набранных звезд (лидеры, самый добрый, самый скромный, самый творческий и т.д.), готовят и проводят праздничный концерт с песнями, танцами, сценками и другими номерами. Все задания Маленького принца выполнены, он завершает свое путешествие с ребятами с планеты «Земля» и ему пора возвращаться на свою маленькую планету. Он благодарит ребят за чудесное и интересное путешествие и прощается с ними, оставив после себя ощущение сказки и чуда в маленьких отзывчивых сердцах.
Модель смены.
Маленький принц – стажер;
Розочка – стажер/девочка из старшего или младшего отряда;
Летчик – стажер/вожатый;
Деловой человек – вожатый/стажер;
Торговец – стажер;
Король - мальчик из младшего отряда;
Стрелочник - стажер;
Географ - девочка или мальчик из старшего отряда;
Лис – девочка или мальчик из старшего или младшего отряда;
Жители планеты «Земля» - все дети из отряда.
Законы лагерной смены.
В нашем лагере есть свои традиции и законы, они неизменны и применимы какой бы не была смена программе. Эти законы необходимо соблюдать.
1. Закон 0:0 - быть вовремя на всех мероприятиях проходимых на территории лагеря.
2. Закон доброго отношения к людям - человек, который делает какое либо действие, заслуживает уважительного к себе отношения, даже если он не прав его надо выслушать и потом предложить свою точку зрения.
3. Закон зелени - надо защищать окружающую среду среди нас, беречь и не рвать зеленые насаждения среди нас.
4. Закон территории - если у какого-либо отряда проходит какое-нибудь мероприятие, нельзя рядом играть, петь, потому что это им может мешать. У каждого лагеря есть своя территория лагеря, которую никто не вправе покидать без разрешения старший или в их присутствии.
5. Закон орлятского круга - орлятский круг – это «сердце, душа» отряда. Никто не в праве ходить через центр круга, а обходит за кругом. В кругу может говорить только один человек.
6. «Отвергаешь- предлагай. Предлагаешь – действуй.» - если вам не нравится идея предложенная своим сверстником, не надо ее критиковать, а предложи свою более правильную и конструктивную идею, которая понравится всем.
7. «Если не ты, то кто же?» - если тебе дали какое-либо дело, ты должен со всей ответственностью выполнить его, а не перекладывать его на других.
8. Закон поднятой руки - если человек хочет высказать какую-нибудь мысль, он поднимает руку и ему дают право высказаться и его никто не должен перебивать.
9. Закон свободного микрофона - каждый человек имеет право высказаться.
План реализации Программы.
План сетка летней оздоровительной площадки
«Звезды для Маленького принца».
Таблица 3.
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день |
9.00 Встреча детей. 9.00-9.15 Линейка 9.15-11.30 Отрядное время. Ознакомление с планом работы лагеря. Создание отрядов, распределение обязанностей. Подготовка отрядных мест. 11.30-12.00 Музыкальный час 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-09.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-12.00 Отрядное время. Ознакомление с планом работы дня. Работа на отрядных местах. Подготовка к открытию смены. 12.00-12.30 Музыкальный час
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-09.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-11.00 Подготовка к открытию смены. 11.00-12.00 Открытие смены. 12.00-12.30. Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка. Знакомство с Розочкой
09.15-10.30 Кружки: - Танцы (1 отр.) - Прикладное (2 отр.) 10.30-11.00 Общелагерное мероприятие. 11.00-11.30 Музыкальный час 11.30-12.00 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с летчиком.
09.20-10.00 Кружки: - ИЗО (1 отр.) - Прикладное (2 отр.) 10.00-11.30 Общелагерное мероприятие. 11.30-12.00 Музыкальный час.
12.00-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка 09.20-10.00 Кружки: - Танцы (2 отр.) - Прикладное (1 отр.) 10.00-11.30 тематический день «Мы-жители России» 11.30-12.00 Музыкальный час.
12.00-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
|
7 день | 8 день | 9 день | 10 день | 11 день |
8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с фонарщиком
9.20-10.00 Кружки: - ИЗО (2 отр.) - Прикладное (1 отр.) 10.00-11.30 Общелагерное мероприятие. 11.30-12.00 музыкальный час. 12.00-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с деловым человеком
09.20-10.00 Кружки: - Танцы (1 отр.) - Прикладное (2 отр.) 10.00-12.00 Общелагерное мероприятие. 12.00-12.30 музыкальный час. 12.30-13.00 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с торговцем 09.20-10.00 Кружки: - Театр (2 отр.) - Прикладное (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. 11.00-11.30 музыкальный час.
11.30-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-10.00 «День варенья» 10.00-10.45 Кружки: - Шахматы (1 отр.) - ИЗО (2 отр.) 10.45-11.30 Общелагерное мероприятие. 11.30-12.00 музыкальный час. 12.00-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка.
09.00-09.20 Линейка. Знакомство с королем (королевский этикет)
09.20-10.00 Кружки: - Танцы (2 отр.) - Прикладное (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время
12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
|
12 день | 13 день | 14 день | 15 день | 16 день |
8.45-9.00 Встреча детей, зарядка.
09.00-09.20 Линейка. Знакомство со стредлочником
09.20-10.00 Кружки: - Шахматы (2 отр.) - Театр (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. День Нептуна 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка.
09.00-09.20 Линейка.
09.20-10.00 Кружки: - Прикладное (2 отр.) - Танцы (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. День самоуправления 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с географом 09.20-10.00 Кружки: - Прикладное (1 отр.) - ИЗО (2 отр.) 10.00-11.30 Общелагерное мероприятие. ЭКО-квест 11.30-12.00 музыкальный час 12.00-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка.
09.00-09.20 Линейка.
09.20-10.00 Кружки: - Прикладное (2 отр.) - Танцы (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.20 Линейка. Знакомство с Лисом 09.20-10.00 Кружки: - Прикладное (2 отр.) - ИЗО (1 отр.) 10.00-11.00 Общелагерное мероприятие. 11.00-11.30 музыкальный час 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
|
17 день | 18 день | 19 | 20 | 21 |
8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-11.00 Приобщение к прекрасному (поход на экскурсию в молодежный центр Выбор) 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.45-09.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-10.00 Отрядное время 10.00-11.30 Готовимся к закрытию смены 11.30-12.00 Общелагерное мероприятие 12.00-12.30 музыкальный час 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем | 8.45-9.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-11.00 Приобщение к миру сказок (поход на экскурсию в районную библиотеку) 11.00-11.30 музыкальный час. 11.30-12.30 Отрядное время 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем | 8.45-09.00 Встреча детей, зарядка. 09.00-09.15 Линейка 09.15-10.00 Отрядное время 10.00-11.30 Готовимся к закрытию смены 11.30-12.00 Общелагерное мероприятие 12.00-12.30 музыкальный час 12.30-13.00 «Свечка», беседа, распределение звезд, прощание с лагерем
| 8.30 Встреча детей, зарядка. 8.40-8.50 Линейка 8.55-10.00 Отрядное время. 10.00-10.45 Готовимся к закрытию смены. 10.45-12.00 Общелагерное мероприятие. 12.00-13.00 Закрытие смены Прощаемся с Маленьким принцем 13.00-13.30 До свидания, до новых встреч. |
Программа летней оздоровительной площадки «Звезды для Маленького принца» реализуется в несколько этапов:
Подготовительный этап (за 2 месяца до открытия смены):
Разработка и утверждение программы «Звезды для Маленького принца» летней оздоровительной площадки;
Согласование с органами полиции, пожарной инспекции и СЭС;
Разработка методического материала;
Составление нормативных и локальных документов, необходимых для деятельности лагеря (инструкции, план-сетка, должностные обязанности и пр.).
Организационный этап (3-4 дня):
проведение инструктажей по ППБ, ОТ и ТБ, профилактике детского травматизма с персоналом и воспитанниками;
формирование детских отрядов, распределение вожатых и стажеров по отрядам;
запуск игровой модели;
знакомство с картой игровой смены, ее условными обозначениями; законами, традициями, правилами жизнедеятельности лагеря;
организация в каждом отряде «огоньков знакомств»;
оформление отрядного места (кабинета);
создание плаката с кармашками для звезд (по количеству детей в отряде);
создание тематических бейджиков (по количеству детей в отряде);
презентация комплекса услуг системы дополнительного образования;
открытие смены.
Основной этап – реализация программы:
реализация основной идеи программы «Звезды для Маленького принца»;
работа кружков;
выполнение заданий Маленького принца и его друзей;
организация деятельности детского самоуправления;
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
ежедневный выпуск фотоотчета о проведенных мероприятиях с последующим размещением на официальном сайте организации;
ежедневный анализ дня для каждого ребенка и для отряда в целом, раздача звездочек.
Заключительный этап – подведение итогов смены:
подведение итогов работы органов детского самоуправления;
награждение всех участников смены, вручение благодарственных писем, грамот в соответствии с цветом заработанных звезд;
проведение прощальных отрядных огоньков, игры «Тайный друг»;
заключительный концерт «До свиданья, Маленький принц!», закрытие смены;
выпуск фотоотчёта по итогам смены.
Постлагерный этап:
определение результативности проведения смены;
анализ предложений по дальнейшему развитию программы;
составление итоговой документации;
обобщение передового педагогического опыта;
разработка рекомендаций для педагогов и вожатых;
определение перспективных задач.
Программа реализуется через комплекс мероприятий, сгруппированных по формам работы и обеспечивающих достижение поставленных целей.
Встреча с детьми. Каждое утро нового лагерного дня начинается с встречи. Порой от того, как начинается день зависит и то, как он пройдет. Поэтому встрече отводится большое значение. Еще с утра, дома, это обычные ребята, но как только они переступают порог старинного купеческого дома в котором расположен ДЮЦ они становятся жителями особенной планеты, «Земли», и их уже ждет Маленький принц, его друзья, новые встречи, увлекательные задания и еще много интересных дел. Утром ребята собираются в своем отрядном месте (кабинеты на 1 этаже), здороваются друг с другом и с педагогами и с нетерпением ждут новых встреч и необычных приключений. Важным элементом игровой системы является приобретение роли – в первые дни лагерной смены детям предоставляется роль жителей планеты «Земля», они делятся на отряды и придумывают свой собственный маленький мир – дают своему отряду название, выбирают символ отряда и делают значки с этим символом. Эти значки, как и свою роль, они крепят на одежду утром, придя в лагерь и снимают только отправляясь домой.
Линейка также является важным элементом жизни лагеря. Она позволяет детям собраться с мыслями, включиться в процесс работы, почувствовать себя частью одного общего и значимого процесса. Многие решат, что линейки скучны – они нужны для получения информации о предстоящей работе, плане на день, перекличке. Но это не так. На линейке начинается самое интересное – ребята знакомятся с новой главой произведения «Маленький принц» великолепного автора Антуана Экзюпери, которую им читает вслух старший вожатый. После этого на сцене появляется Маленький принц и его знакомые, которые разыгрывают небольшое театрализованное представление из прочитанного только что отрывка. Герои просят ребят помочь им в решении проблемы и предлагают выполнить интересные и разнообразные задания.
Целый день дети, вдохновленные Маленьким принцем и его товарищами выполняют поручения – занимаются в кружках, ставят сценки, поют, танцуют, мастерят, а под вечер демонстрируют выполненную работу и получают взамен свои звезды. Таким образом линейка служит зачином всему лагерному дню, позволяя детям окунуться в чудесный и увлекательный мир игры с героями сказки Экзюпери.
Спортивно – оздоровительные мероприятия призваны решать одну из наиглавнейших задач летней оздоровительной площадки – укрепление здоровья воспитанников и формирование осознанного отношения к своему здоровью. Эти задачи реализуются через комплекс мероприятий, таких как утренние зарядки, физкульт минутки, веселые старты, соревнования, эстафеты, подвижные игры, профилактические беседы, тематические кружки (танцы), и пронизывают собой всю жизнь лагерной смены.
Благодаря этим мероприятиям дети учатся приемам и методам оздоровления своего организма, развиваются физических, осознают важность и необходимость здорового образа жизни, учатся строить и соблюдать, режим дня, познают правила личной гигиены, тренируют и совершенствуют гибкость, выносливость, а также учатся работать в команде.
Общелагерные мероприятия включают в себя игры, квесты, беседы, встречи, концерты, конкурсы и многое другое. Они позволяют детям глубже погрузиться в атмосферу игры, почувствовать себя частью большого и дружного коллектива, наладить коммуникативные связи со сверстниками и педагогами, раскрыть свой творческий потенциал. Любое общелагерное мероприятие согласно Программе и плану сетке подчинено тематике дня и определяется посылом, преподнесенным на утренней линейке.
Музыкальный час. Лагерная песня, особый ритуал, традиция без которой не обходится ни один летний лагерь. Песня не только призвана развить музыкальные способности детей, она служит инструментом сплочения всего лагеря – детей и взрослых, тех кто петь умеет и тех кто сам может и побоялся бы петь один. Именно пение хором помогает детям преодолеть свои страхи перед «вокалом», учит не стесняться своих эмоций, помогает поднять настроение и укрепит силу духа, уверенность в себе и своих товарищах. Репертуар программой предусмотрен классический – детские позитивные и традиционные лагерные песни. В проведении музыкального часа помогает нам звукорежиссер – педагог дополнительного образования и стажеры, у которых как по волшебству всегда под рукой верная старая гитара.
Работа в отряде – реализуется каждый день. Включает в себя игры на знакомство, игры на сплочение коллектива, «Свечки», беседы и обсуждения, оформление отрядных уголков, подготовку к мероприятиям и конкурсам. Данная форма работы направлена на развитие межличностных отношений в отряде, приобретение навыков работы в команде, раскрытие лидерского и творческого потенциала. Именно в отряде ребята впервые осознают, что они не просто дети, а жители сказочной планеты «Земля» и их задача – сплотиться и постараться проявить себя, заработать звездочки, помочь Маленькому принцу в его путешествии. Проведение свечек и бесед помогает детям развить чувство такта, терпение, умение выражать свои мысли и пережитые эмоции, здраво оценивать свои и чужие достоинства и недостатки.
Походы важная часть летнего отдыха детей. В силу географических и климатических особенностей расположения летней оздоровительной площадки а также на основе сюжетной линии игровой программы выходы на природу не предусмотрены. Походы организуются за счет выхода из учреждения (ДЮЦ) и посещения организаций, расположенных недалеко от мета дислокации лагеря. Запланированы походы в музей, библиотеку, молодежный центр «Выбор».
Кружки в нашей программе также имеют важную роль. Они дают возможность каждому ребенку раскрыть творческий потенциал, расширить кругозор, развить познавательные интересы и научиться творить, создавать и делать, работать в команде. Значимым является и то, что с помощью кружков ребята могут погрузиться в мир игры, поскольку на кружке они выполняют задания, полученные от Маленького принца и его знакомых, зарабатывая тем самым звездочки. Задания разные и кружки соответственно тоже, и ни один из них не похож на другой. Дети не просто рисуют, танцуют, ставят сценки, мастерят и играют, они помогают сказочным героям – а это, согласитесь, гораздо веселее и интересней.
В течении смены программой предусмотрены такие кружки, как танцы, декоративно – прикладное творчество, изобразительное искусство, театр, шахматы. Все кружки проводятся в специализированных помещениях (кабинетах) педагогами дополнительного образования. Занятия проводятся по отрядам – в то время как первый отряд идет, скажем, на шахматы, другой занимается танцами. Уровень сложности заданий регулируется и изменяется в зависимости от возрастных параметров и индивидуальных особенностей детей.
Характеристика кружков летней оздоровительной программы
«Звезды для Маленького принца» Таблица 4.
Наименование кружка | Кабинет | Материально - техническая база. | Педагог (ответственный) |
Танцы | каб. №3 Малый танц.зал | Зал оборудован станками для занятий хореографией, зеркалами, ковриками для занятий на полу, фортепиано и музыкальными проигрывателями. Помещение просторное, светлое, хорошо проветривается | Москаленко Ю.В. Гарибян Е.А |
Декоративно – прикладное творчество | каб. №2 «Феерия»
| Кабинет оборудован для занятий декоративно – прикладными видами творчества. Имеется большой общий стол и стулья по количеству занимающихся, шкафы для хранения инструментов и материалов, полки для организации выставок, швейные машинки, канцелярские и прочие принадлежности и материалы в расчете на количество детей 1 отряда и также методические материалы и разработки, выкройки и шаблоны. Помещение просторное, светлое (с дополнительным освещением), проветривается. | Гайдобрус З.М., Гарибян Е.А |
Изобразительное искусство | каб. № 6 | Кабинет предназначен для занятий изобразительным искусством. Оборудован столами и стульями по количеству занимающихся, шкафами для хранения инструментов и материалов. Имеются мольберты, канцелярские и прочие принадлежности (краски, кисти, баночки для воды, карандаши, ластики и пр.), методические материалы и разработки. Помещение просторное, светлое, проветривается. | Васильева В.А. |
Театр | каб. № 9 «Театральный» | Кабинет предназначен для занятий теаральным искусством. Оборудован столами и стульями по количеству занимающихся, шкафами для хранения костюмов и реквизита, методическими материалами. Расположен на 1 этаже и имеет выход на сцену. | Низаева Ш.Г. |
Шахматы | каб. № 11 «Шахматный» | Кабинет предназначен для занятий шахматами. Оборудован столами и стульями по количеству занимающихся, шкафами для хранения методического материала, наборами шахмат, магнитной доской. Помещение просторное, светлое, проветривается. | Мололкин В.А. |
Профилактическая работа летней оздоровительной площадки осуществляется по трем направлениям:
Здоровьесберегающая работа:
информационные десятиминутки о здоровом образе жизни (ежедневно);
информационный стенд «Будьте здоровы»;
формирование здорового образа жизни.
Контрольно – диагностическая работа:
контроль соблюдения гигиенических правил;
контроль санитарно – гигиенических условий в помещениях лагеря, соблюдение режима дня.
3) Нравственно - правовое воспитание:
улучшение правового просвещения учащихся;
организация совместной работы по профилактике правонарушений с ГИБДД Ленинского района, инспектор ОПДН ОМВД России по Ленинскому району;
активизация ценностно – смыслового компонента сознания и личности учащихся, побуждение их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке собственной внутренней позиции, ценностных ориентаций;
содействие сознательному принятию учащимися нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми;
формирование умения делать выбор в конкретной ситуации, помощь в приобретении навыков личностной рефлексии и психологической безопасности.
При организации летней оздоровительной площадки дневного пребывания детей администрация руководствуется санитарно-гигиеническими правилами, определяющими «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул».
Приобретается необходимый запас моющих средств, дезинфицирующих средств, уборочного инвентаря, спецодежды для технического персонала. Выделены специальные помещения для хранения и обработки уборочных принадлежностей. Влажная уборка лагерных помещений, коридоров, мест общего пользования осуществляется согласно графика 2 раза в день в 10.30 и 14.30. Соблюдается режим проветривания лагерных помещений, осуществляется контроль за качеством поступающей воды. Каждый ребёнок имеет личные средства гигиены и сменную обувь (в случае изменения погоды).
Организация питания.Летняя оздоровительная площадка дневного пребывания детей рассчитана на 4 часа. Питание не предусмотрено. В связи с повышенной двигательной активностью в летний период, организован питьевой режим (кулеры с бутилированной водой).
Обеспечение безопасности детей.Руководителем лагеря до открытия лагерной смены с каждым работником проводятся инструктажи по технике безопасности с рассмотрением вопросов:
Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям;
Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Действия при возникновении пожара и чрезвычайных ситуациях на основе соответствующих инструкций.
Охрана жизни и здоровья детей во время пеших экскурсий.
Создание воспитательного пространства невозможно без взаимодействия с общественными организациями города и района, поэтому педагоги и дети лагеря «Успех» активно взаимодействуют с учреждениями города. Помощь в организации походов, выставок и мероприятия оказывают молодежный центр «Выбор», Совет ветеранов Ленинского муниципального района. Налажена связь с Ленинской районной библиотекой и районным музеем. В работе по художественно-эстетическому направлению неоценимую помощь оказывают Детская школа искусств города и дворец культуры «Октябрь». Не отказывают в помощи комитет по делам молодежи и детская спортивная школа.
Кадровое обеспечение.Развитие и оздоровление детей зависит от компетентности и подготовки взрослых, организующих работу летней оздоровительной площадки. В реализации программы участвуют педагоги муниципального бюджетного учреждения «Ленинский Детско юношеский центр», работники по обслуживанию помещений ДЮЦ.
Кадровый состав:
Начальник лагеря;
Старшие вожатые (воспитатели) – педагоги дополнительного образования;
Стажеры (помощники вожатых) – воспитанники объединения «Лидер» в возрасте 13-15 лет – 2 стажера на каждый отряд (всего 4 человека);
Руководители кружков – педагоги дополнительного образования;
Технический персонал.
Контроль и оценка результативности программы летней оздоровительной площадки выполняет следующие функции: организационную, информационно-аналитическую, диагностическую, планово-прогностическую.
Организацию и корректировку деятельности по реализации программы осуществляет творческая группа из педагогов организаторов учреждения под руководством начальника лагеря. Итоги реализации программы проводятся один раз в год педагогическом совете по завершении работы лагерных смен (смены). Информация о реализации программы ежедневно публикуется на официальном сайте учреждения.
Программу реализуют: начальник лагеря, воспитатели (вожатые), стажеры.
Для своевременной и корректной реализации программы проводится систематическая работа с участниками реализации программы (рис.1).
Рисунок 1. Схема работы с участниками реализации программы.
Появление у детей заинтересованности в творческой деятельности Экзюпери, желание изучать литературные произведения указанного и других авторов самостоятельно;
Проявление детьми активной творческой, спортивной и трудовой деятельности;
Приобретение навыков работы в команде в рамках временного коллектива;
Рост самоуважения, снижения уровня общей тревожности;
Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими;
Улучшение психического и физического здоровья;
Улучшение отношений среди детей старшей и младшей возрастной группы;
Положительное отношение детей к трудовой деятельности;
Расширение актива учащихся.
Программа успешно реализована в июне 2017 года. По итогам работы смены составлены методические рекомендации. Программа рекомендована для педагогов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
«Каникулы: социально-педагогическме ориентиры», Таран Ю.Н., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2006г.
«Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере», Григоренко Ю.Н., «Педагогическое общество России», М., 2002г.
«КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе», Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., «Педагогическое общество России», М., 1999г.
«Азбука Вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха», Шпоркина Е.М., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2009г.
«Практические рекомендации по проведению праздников, конкурсов, игровых занятий в детском оздоровительном лагере», Терлецкая Т.Ю., Волгоград, 1997г.
«Основы профессиональной деятельности педагога-организатора детского оздоровительного лагеря», Тарасова Г.С., Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, Волгоград, 1997г.
«Букварь вожатого», учебно-методическое пособие, Хорева Н.А., ООО «Педагогические технологии-НН», Н. Новгород, 2016г.
«Лето под ключ», Учебно-методическое пособие, Камышева Л.Б., Комиссарова Е.Ю., ООО «Педагогические технологии-НН», Н. Новгород, 2016г.
«Тебе, вожатый!», выпуск 4, Фришман И.И., ООО «Педагогические технологии», Н. Новгород, 2005г.
«Спутник вожатого: учебно-методическое пособие», Камышева Л.Б., Борытко Н.М., Спиренкова Е.Ю., ООО «Т-Пресс», Волгоград, 2011г.