МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОИЛЬИНСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
_________________________________________________________________
671332 Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Новоильинск ул.Н.Цыренова 31
тел. 8 (301 36) 45-2-39; 45-2-94; 45-2-59, факс 8 (301 36) 45-2-39, e-mail:licey-natl@yandex.ru
Программа метапредметного курса
"Мир отношений"
для учащихся 5-6 классов
Составители:
Л.В.Кузнецова
учитель русского языка и литературы
2019-2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса «Мир отношений» составлена на основе Требований образовательного стандарта, концепции метапредметного образования.
Для распространения знаний о международном гуманитарном праве, а также для глубокого понимания художественного текста и расширения круга чтения вводится метапредметный курс «Вокруг тебя – мир…»
В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией. Актуальность метапредмета «Вокруг тебя – мир…» в образовательной программе общеобразовательной организации социальная необходимость, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Учащиеся должны обладать «надпредметными умениями» в применении полученных знаний и сформированных умственных действий.
Концептуальный замысел метапредметного курса "Мир отношений" направлен на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, учитывает творческую, коммуникативную и личностную направленность, использование разнообразных форм, методов, приёмов, предоставление больших возможностей для самореализации учащихся, овладение ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной компетенциями, более глубокое понимание определенной метапредметной проблемы и др.
Цель метакурса: создать условия для развития и формирования познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа позволяет реализовать культурно-исторический системно-деятельностный подход, который отражен в следующих задачах:
* разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы;
* создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
*развитие в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
* формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
* приобретение учащимися знаний о способах поиска необходимой информации, обработки полученных результатов и их презентации;
* овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
* освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, познавательной, информационной, коммуникативной, социальной.
Общая характертиристика метапредметного курса
«Мир отношений» относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной центрической программы «Мир отношений» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Особое внимание в программе для 5 класса уделяется анализу нравственности поступков людей, развитию взаимоотношений детей друг с другом, правилам, по которым каждый строит свою жизнь. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.
Метакурс «Мир отношений» направлен на освоение учащимися деятельностного содержания метапредметного образования, способствуют целенаправленному формированию когнитивной, деятельностной и аксиологической составляющих владения универсальными учебными действиями:
Когнитивный компонент – знания фундаментальных методологических понятий: закон, гипотеза, знак, проблема, цель познания, рефлексия и т.д., представления о реальных объектах изучаемой действительности как фундаментальных образовательных объектах и т.д., для работы с разными видами информации.
- Деятельностный компонент – универсальные для многих школьных предметов учебно-познавательные способы приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, т.е. так называемые общеучебные умения; общенаучные способы познания и т.д. на основе применения разных способов работы с информационными источниками.
- Креативный компонент – процедуры творческой деятельности как креативные умения постановки и решения проблем.
- Аксиологический компонент – ценностно-смысловые ориентации, убеждения о смыслах, целях, субъектах и результатах учебно- познавательной деятельности и т.д.
Метапредметная направленность курса "Мир отношений" осуществляется на основе интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования с предметной деятельностью, что позволяет качественно и количественно расширить традиционные рамки учебного процесса общеобразовательных дисциплин по формированию метапредметных умений: логических, аналитических,учебно-информационных, коммуникативно-речевых.
Курс рассчитан на 5 часов для учащихся 5-6 классов. Занятие проходит один раз в неделю.
Содержательный блок программы миникурса "Мир отношений"
№ | Содержание программы | Основные виды деятельности | Гуманистический компонент |
1. | «О правилах» | Анализируют иллюстративно - справочный материал. Находят информацию (в Интернете и других источниках) и подготавливают сообщения. Выявляют зависимость. Решают познавательные и практические задачи. | Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей. |
2. | «Об уважении и сострадании» | Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; ставят проблему, аргументируя её актуальность; | Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. |
3. | «О войне» | Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. | Даже на войне есть место для проявления гуманности. |
4. | «О деятельном сострадании» | Вступают в диалог, а также участвуют в коллективном обсуждении проблем, участвуют в дискуссии и аргументируют свою позицию, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. |
5. | «Повторение» | Устраивают эффективные групповые обсуждения и обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; | Подвести итог, почему курс, в котором говорится о правилах, уважении достоинства, сострадании, о помощи и защите, называется «Мир отношений»? |
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;
знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);
уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям
уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
уметь правильно употреблять основные понятия МГП;
анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Создание творческих проектов, лэпбуков.
Критерии оценивания деятельности учащихся:
- оригинальность
- личная значимость, ценность данных характеристик
- лаконичность предложенных образов
- понятность образа, символа зрителю
- доказательность (аргументированность)
- художественное воплощение
- личная позиция
- мировоззренческая глубина
Критерии уровня оценки грамотности:
1.Высокий: самостоятельная мыследеятельность , способность выполнять сложные учебные задачи, выбирать оптимальный вариант конспектирования представленного текста, представленный конспект содержит наиболее значимую, ключевую основу предложенного текста.
2. Достаточный - проявлять способность использовать полученные умения и навыки при выполнении типовых заданий.
3. Пороговый - ученик демонстрирует применение знаний и умений в простейших ситуациях.
4. Низкий - ученик демонстрирует неумение самостоятельно использовать на практике в рассмотренном курсе умения и навыки.
Литература.
Для учителя:
1.Учебно – методический комплекс «Вокруг тебя-Мир-…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник. И.Бурж. К.Сухарев-Дериваз, В.Выборнова, Ю.Гуголев.-М.:МККК.
2. Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997.
3. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев- Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр.
4. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16
Для учащихся:
1. Вокруг тебя - Мир…-Книга для чтения. 5 класс/ В.Ю Выборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996