Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 201___г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 201___г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» от «____» августа 201__г. №___ ___________________ /А.А. Лифенко/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «МХК»
11 класс (базовый уровень)
на 2018 - 2019 учебный год
Чеховой Людмилы Алексеевны,
учителя музыки
Г.о. Балашиха – 2018
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «МХК» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования1 и на основе авторской рабочей программы Данная рабочая программа «Мировая художественная культура. 10—11 классы» составлена на основе авторской программы Солодовникова Ю.А., Предтеченской Л.М. Мировая художественная культура: 6-11 кл. Для реализации данной рабочей программы используется учебник Солодовникова Ю.А. «Мировая художественная культура», базовый уровень,- М.: «Дрофа» 2016.
Учебный предмет «МХК» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета. В учебном плане МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» на изучение учебного предмета «МХК» в 10 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I полугодие | II полугодие | Год |
административный контроль | - | - | - |
практических работ | 3 | 2 | 5 |
Итого | 3 | 2 | 5 |
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности,
высказывать о них собственное суждение;
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение
характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников - творцов;
формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание
важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития,
отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов
мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как
уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во
всех его видах.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на
протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и
суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с
произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в
конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
При проведении уроков используются следующие формы организации учебного процесса:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
обучение через деятельность;
освоение художественного наследия;
воспитание гражданственности и патриотизма;
формирование интереса к внутреннему миру человека.
Итоговый контроль проводится в форме диспутов и практикумов
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МХК»
В результате изучения мировой художественной культуры учащиеся должны проявить следующие компетенции:
знать:
• исторические закономерности развития художественной культуры и названия его главных этапов;
• имена и названия выдающихся памятников отечественной и мировой художественной культуры, их место в исторической ленте времени;
• главные идеи эпохи, формы познания, модель поведения человека в различных типах культуры;
• названия стилей, творческих методов, направлений и течений, их существенные признаки и отличия;
• культурологическую основу мировой художественной культуры (мифологические и религиозные сюжеты, вечные темы и образы, историческую и сюжетную основу главных произведений);
уметь:
• ориентироваться в основных явлениях отечественного и мирового искусства, узнавать изученные произведения, соотносить их с эпохой и стилем;
• анализировать содержание, образный язык разных видов и жанров искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу и аргументированно выстраивать свое суждение;
• проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений разных эпох и народов и понимание заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов;
• устанавливать сюжетные и стилевые связи между произведениями разных видов искусства и национальных школ;
• пользоваться различными источниками информации, включая Internet, об отечественной и мировой художественной культуре;
• выполнять творческие задания, работая индивидуально или в творческих группах, проявляя культуру общения, вести поисковую, исследовательскую и проектную деятельность при решении творческих задач;
• применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, быть активным проводником идей экологии природы и культуры, а также культуры межнационального общения посредством искусства через изучение традиций народов России и мира.
Литература
Литература по общим вопросам и справочная
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие / М. В. Алпатов. — М., 1990.
Алянский Ю. Л. Азбука театра / Ю. Л. Алянский. — Л., 1986.
Андреев Ю. В. Поэтика мифа и правда истории / Ю. В. Андреев. — Л., 1990.
Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М., 1997.
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин. — М., 1990.
Арутюнов С. А. Народы и культуры / С. А. Арутюнов. — М., 1989.
Атлас чудес света. — М., 1998.
Бартенев И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. — М., 1983.
Беляев Ю. 100 чудовищ Древнего мира: мифологическая иллюстрированная энциклопедия / Ю. Беляев. — М., 1997.
Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М., 1976.
Библейская энциклопедия. — М., 1990.
Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. — М., 1996.
Бродский Б. Жизнь в веках / Б. Бродский. — М., 1990.
Буддизм: Словарь. — М., 1992.
Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада / Т. Буркхардт. — М., 1999.
Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов. — М., 1981.
Васильев А. С. История религий Востока / А. С. Васильев. — М., 1983.
Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. В 3 т. / В. Г. Власов. — СПб., 1995—1997.
Взаимодействие культур Востока и Запада. — М., 1990.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М., 1985.
Волков Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волков. — М., 1988.
Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. — М., 1988.
Гнедич И. П. Всемирная история искусств / И. П. Гнедич. — М., 1996.
Головин В. П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру / В. П. Головин. — М., 1999.
Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. — М., 1998.
Гузик М. А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре / М. А. Гузик. — М., 1999, 2002.
Гутнов А. Мир архитектуры / А. Гутнов. — М., 1985.
Даниэль С. М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. — Л., 1990.
Детская иллюстрированная энциклопедия. — Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; М., 1997.
Дмитриева Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. — М., 1971.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М., 1985, 1991, 1993.
Зильберквит М. А. Мир музыки / М. А. Зильберквит. — М., 1988.
Изобразительное искусство. Музыка. — М., 1997.
Иллюстрированная история религии. В 2 т. — М., 1992.
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. В 5 т. — М., 1962—1966.
Ислам: энциклопедический словарь. — М., 1991.
История всемирной литературы. В 9 т. — М., 1994.
История мирового искусства. — М., 1998.
История мировой культуры: справочник школьника. — М., 1996.
История религии. В 2 т. — М., 2002.
Иудаизм и христианство: словарь. — М., 1995.
Каган М. С. Мир общения / М. С. Каган — М., 1988.
Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин. — М., 2002.
Кино: энциклопедический словарь. — 1986.
Книги о творчестве художников издательства «Белый город».
Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах / Б. И. Кононенко. — М., 1999.
Коран.— М., 1992.
Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
Культурология: краткий словарь. — СПб., 1995.
Лисичкина О. Мировая художественная культура. Ч. 1—3 / О. Лисичкина. — СПб., 1997—2005.
Литературная энциклопедия. В 7 т. — М., 1961—1965.
Лотман Ю. М. Избранное: Искусство / Ю. М. Лотман. — М., 2000.
Малая история искусств. — М., 1975.
Мифы в искусстве старом и новом. — Л., 1993.
Мифы народов мира. В 2 т. — М., 1988.
Мифологический словарь. — М., 1990.
Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах / Л. В. Михеева. — М., 1988.
Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1991.
Музыкальная энциклопедия. В 5 т. — М., 1985—1988.
Нейхардт А. Семь чудес древней Ойкумены / А. Нейхардт, И. Шишава. — М., 1990.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. — М., 1990.
Радугина А. А. Введение в религиоведение / А. А. Радугина. — М., 1996.
Религии народов современной России: словарь. — М., 1999.
Русские художники от А до Я: энциклопедический словарь. — М., 2000.
Соболев П. В. Художественная культура личности / П. В. Соболев. — Л., 1986.
Словарь Античности. — М., 1989.
Словарь искусств. — М., 1996.
Театральная энциклопедия. В 10 т. — М., 1965.
Токарев С. А. Религии в истории народов мира. — М., 1986.
Филатов В. В. Краткий школьный иллюстрированный иконописный словарь / В. В. Филатов. — М., 1996.
Фомина Н. Н. Подросткам о художниках / Н. Н. Фомина — М., 1994.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека / М. Холлингсворт. — Флоренция, 1997.
Христианство: словарь. — М., 1994.
Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. — М., 1995.
Черняк В. З. Семь чудес света / В. З. Черняк. — М., 1990.
Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1990.
Энциклопедия для детей «Аванта +» (том «Всеобщая история», «Искусство», «Религии мира»). — М., 1990—1996.
Энциклопедия для детей и юношества. История искусств. — М., 1996.
Энциклопедия для детей. Религии мира. — М., 1996. — Т. 6.
Энциклопедия: живопись. — М., 1999.
Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997.
Энциклопедия литературных героев. — М., 1997.
Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.
Этюды об изобразительном искусстве / сост.: Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. — М., 1994.
Эстетический словарь. — М., 1989.
Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии / Е. Г. Яковлев. — М., 1985.
В Internet:
«Музеи мира» — http://www.museum.ru
«Лувр» — http://www.louvre.fr
«Искусство эпохи Просвещения» —
http://dmf.culture.fr/files/imaginary_exhibition.html
«Картины истории России. XVII—XX век» (сведения о русских художниках и писателях) — http://www.shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» — там же.
«Художественные музеи и выставки» — http://wwaz.com/museums.html
«Художественная смесь» (музыка, опера, пьесы) — rec.arts.misc
«Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ» (картины франц. импрессионистов и др.) — http://www.shool/edu/ra/int
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (биографии мастеров, музыка русских композиторов) — там же.
«Шедевры русской живописи» — там же.
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» — там же.
«Сюрреализм» — http://pharmdec.wustl.edu/juju/surr/surrealism.html
«Сокровища России. Введение в русское искусство» (рус. искусство от истоков до авангарда) — http://www.shool/edu/ru/int
«Русский музей. Живопись» — там же.
«APT — история искусств» — там же.
«Нонконформисты. Новое русское искусство» — там же.
По видеоарту и новым видам электронного искусства:
http://www.acm.uiuc.edu/rml; http://www.mb
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МХК»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата по плану | Дата по факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.-18 часов |
1 | 1 | Потерянный рай | Конец эпохи Возрождения и значение буржуазных революций (Нидерландской и Английской) в изменении социальной истории общества. Формирование европейских государств (Италия, Франция, Голландия, Испания, Фландрия (Южные Нидерланды), Германия) нового типа, их роль в общественной истории | 1 неделя | |
2 | 2 | Мрамор гибкий, как воск | Представление о мире как безграничной изменчивой стихии, ощущение его противоречивой сложности, пришедшей на смену идеологии Возрождения. Место человека в этом мире, его соотношение со средой, природой, обществом и государством. Поступки человека — конечный результат воздействия на него многообразных внешних и внутренних сил, а не выражение его воли | 2 неделя | |
3 | 3 | Солнце над небом Франции | Западная Европа XVII в. и усиление политического и культурного влияния Франции. Тесная взаимосвязь религиозной и светской власти в политической структуре государства. Кардинал Ришелье и король Людовик XIII, кардинал Мазарини и король Людовик XIV. Усиление королевской власти и формирование абсолютной монархии. Понимание роли искусства в обосновании идеологии монархического режима, ее отражение в последнем большом стиле Западной Европы — классицизме. | 4 неделя | |
4 | 4 | Рождение музыки | Развитие идей гуманизма в музыкальной эстетике конца XVI — начала XVII в. Правдивая, сильная, драматическая передача человеческих чувств и поиски новых форм синтеза искусств — поэзии, музыки, театра. Обращение к проблемам синтеза в музыкальной культуре Античности. | 5 неделя | |
5 | 5 | Стиль и метод в художественном «портрете» эпохи (практикум) | Стиль как эстетическое понятие (особая форма ценностного самосознания и самоорганизации культуры; комплекс приемов, характеризующих творческую индивидуальность художника). Ведущие стили Нового времени — барокко и классицизм, их трансформация в истории культуры (барокко — рококо, классицизм — просветительский классицизм — неоклассицизм). Распространение барокко в странах Западной Европы (Италия, Франция и др.) и России, изменение его содержания и особенности применения. | 6 неделя | |
6 | 6 | Стиль и метод в художественном «портрете» эпохи (диспут) | Метод как эстетическое понятие (совокупность исходных принципов художественного отбора, оценки и обобщения явлений действительности; зависимость метода от объективных условий времени и среды). Романтизм как творческий метод и мировоззрение. Его особенности в искусстве Западной Европы и России первой половины XIX в. | 6 неделя | |
7 | 7 | Живописцы реального мира | Реализм как тенденция и направление в искусстве XVII в. Истоки реализма в культуре Античности, Средневековья и Возрождения. Реформа Караваджо и признание эстетической ценности реальной действительности. Трактовка библейских и евангельских сцен как жизненно достоверных прозаических явлений. | 7 неделя | |
8 | 8 | Художник и его модель | Концепция человека в художественной культуре XVII в., ее отличие от концепции человека эпохи Возрождения. Развитие жанра портрета, его расцвет и место в системе искусств Нового времени. Разнообразие социальных типов и психологических характеристик в жанровом портрете. Новые отношения заказчика и художника. | 8 неделя | |
9 | 9 | Цирюльник из Севильи | Самостоятельное значение XVIII в. в истории художественной культуры Западной Европы и зарождение идей Просвещения, их общность в художественной культуре стран Западной Европы XVIII в. Распространение идей Просвещения, возможность «обмена» ими между странами Западной Европы через драматургию и музыкальный театр. | 9 неделя | |
10 | 10 | Театр на мольберте | Английское Возрождение и национальный театр. Его ведущая роль в культуре и его состояние до Шекспира (быт, нравы, характер актерской среды, народность театральных представлений). Эпоха Возрождения в Англии и Уильям Шекспир — актер, драматург, поэт. | 10 неделя | |
11 | 11 | Гений французской революции | Франция в конце XVIII — начале XIX в. Неустойчивость монархического режима, необходимость перемен и обновления, усиление буржуазии. Археологические раскопки на территории Рима и новое осмысление античного наследия в трудах И. И. Винкельмана «История искусств древности» и «Мысли о подражании греческим образцам». Пробуждение нового (после эпохи Возрождения) интереса к наследию Античности. | 11 неделя | |
12 | 12 | Романтическая битва | Историческая ситуация в Западной Европе начала XIX в. Усиление кризисных явлений в общественной идеологии, их проявление в творчестве учеников Давида: А. Л. Жироде («Сцена потопа») и Антуана Гро («Наполеон на Аркольском мосту», «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»). Ощущение враждебности государства к человеку и формирование нового мировоззрения — романтизма. Освободительные движения в Западной Европе. Появление нового героя — борца за свободу | 12 неделя | |
13 | 13 | Парадиз, не хуже Версальского | Западная Европа и Древняя Русь в XVII в. Особенности их художественной культуры этого периода (светский характер художественной культуры Западной Европы и религиозный характер культуры Древней Руси). Необходимость для России перехода к новому художественному мышлению от средневековой системы. Обмирщение религиозного искусства России в XVII в., сходство этих процессов с Проторенессансом в Италии. | 13 неделя | |
14 | 14 | Укротители злонравия | Восхождение на престол Екатерины II, прозванной современниками Великой. Соединение монархической власти и идей Просвещения в годы ее правления. Строительная, образовательная и просветительская деятельность Екатерины II как наследницы Петра I. Увековечивание образа Петра I в конной статуе Э. М. Фальконе «Медный всадник».
| 14 неделя | |
15 | 15 | Слава сограждан наших | Конец эпохи Екатерины Великой и начало XIX в. в русской истории. Личность Александра I и укрепление авторитета России среди европейских стран. Отечественная война 1812 г. Рост национального самосознания, усиление патриотизма, народности в период Отечественной войны 1812 г. | 15 неделя | |
16 | 16 | Пути русской живописи | Просветительский классицизм и новые тенденции в русской художественной культуре первой половины XIX в. Ведущая роль Академии художеств в подготовке профессиональных кадров, прямое знакомство ее стипендиатов с наследием античной и мировой культуры в художественных центрах Западной Европы — в Италии и во Франции. Усвоение «уроков» античной и мировой культуры и сосуществование различных тенденций в творчестве русских художников. | 16 неделя | |
17 | 17 | Жанр и его историческое значение в искусстве Нового времени (диспут) | Возникновение системы жанров как эстетических категорий в искусстве Нового времени. Жанр в литературе (рассказ, повесть, роман) и жанр в музыке (соната, симфония, опера). Изобразительное искусство и его виды (архитектура, скульптура, живопись). Ведущее значение живописи как «наглядной» («зримой») возможности наиболее полно отразить социальные проблемы времени. Многообразие жанров в изобразительном искусстве (сюжетно-тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт). Главные идеи времени и жанры искусства. | 17 неделя | |
18 | 18 | Жанр и его историческое значение в искусстве Нового времени (практикум) | Появление натюрморта в искусстве Голландии XVII в. и превращение искусства в товар. Расцвет портрета в искусстве XVIII в. (век портрета) как отражение темы человека и государства. Типы и виды портрета — репрезентативный (парадный), деловой (кабинетный), интимный и психологический. Портретная галерея и отношение к человеку в различные исторические эпохи. Возрастание интереса к социальным проблемам времени и ведущее значение исторического и бытового жанров. Взаимодействие стилей, методов и жанров в творчестве одного художника. Внестилевые явления в искусстве. | 18 неделя | |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в.- 17 часов |
19 | 19 | Обличительное направление в искусстве | Художественная культура России накануне социальных преобразований 60-х гг. XIX в. Отказ от идеалов просветительского классицизма и переход от поэтического реализма А. Г. Венецианова к реализму обличительному. Усиление роли литературы в формировании общественного мнения, ее чуткость к рождающимся новым тенденциям. | 19 неделя | |
20 | 20 | Талантливость, бьющая ключом | Социальные потрясения и общественно-политические события в России середины XIX в. Отмена крепостного права 1861 г. Усиление социального неравенства, зарождение общественно-освободительного движения народовольцев. Расцвет русской журналистики и влияние «толстых» журналов на формирование общественного мнения | 20 неделя | |
21 | 21 | Приговор явлениям жизни | Анализ состояния современного общества в русской литературе второй половины XIX в. Панорама крестьянской жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Новые герои в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Базаров), И. А. Гончарова «Обломов» (Штольц), пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Лопахин). Их отношение к культуре прошлого, прагматизм, рационализм, стремление к разрушению как способ самоутверждения. Раздумья русских писателей о конфликте поколений как конфликте культур. | 21 неделя | |
22 | 22 | Осмысление истории | Интерес к русской истории и осмысление эпохи Петра I и Екатерины Великой в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Развитие исторической науки в трудах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского | 22 неделя | |
23 | 23 | Иероглиф, понятный всем | Вопросы религии в общественной мысли второй половины XIX в. Распространение исторических книг Д. Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса Христа» и Э. Ренана «История христианства». Личная религиозность русских художников и их отношение к церкви как организации, к религии как мировоззрению, к личности Иисуса Христа. | 23 неделя | |
24 | 24 | От правды жизни к правде искусства | Особенности художественной культуры России конца XIX — начала XX в. Связующие и разделительные тенденции переходного периода между столетиями. Попытка создания нового большого стиля в искусстве, обозначение процесса интенсивного поиска термином «модерн», что значит «новый, современный». | 24 неделя | |
25 | 25 | Величавые образы будничной жизни | Жан Мореас и его «Манифест символизма». Проникновение идей символизма в русскую художественную культуру начала XX в. Новое отношение к творчеству, искусству, личности и формирование символизма как особой формы миропонимания (А. Белый), его сходство с романтизмом. | 25 неделя | |
26 | 26 | Взыскующая Бога Русь | Традиции передвижничества в раннем произведении М. В. Нестерова «За приворотным зельем». Неудовлетворенность художника социально-тематической тенденциозностью русского искусства и поиск собственной темы. Религиозные искания русской интеллигенции. | 26 неделя | |
27 | 27 | Схватить мгновение | Определяющая роль искусства Франции в европейской художественной культуре второй половины XIX в. Значение Парижа в консолидации художественных сил. Импрессионизм как художественное явление, его проявление в искусстве живописи. | 27 неделя | |
28 | 28 | После импрессионизма | Распад группы импрессионистов и появление новых творческих индивидуальностей. Их условное обозначение как постимпрессионистов, т. е. следующих за импрессионистами. | 28 неделя | |
29 | 29 | Освобождение от формы | Начало XX в. в художественной культуре Западной Европы и России. Потеря национальных признаков искусства, формирование общеевропейской мировой художественной культуры. Сознательный, декларативно-эпатирующий отказ от традиций предшествующих столетий, поиски нового языка искусства и новых форм в искусстве. Разнообразие и кратковременность художественных течений и направлений. | 29 неделя | |
30 | 30 | Действительность, сотканная из фантазий | Зигмунд Фрейд и его теория психоанализа. Влияние фрейдизма на творческую практику искусства: литературу, поэзию, кино, живопись. Предшественники сюрреализма. Джоржо де Кирико. | 30 неделя | |
31 | 31 | Агитация за счастье | Социальные потрясения начала XX в. в России. 9 января 1905 г. и революционные события 1905—1907 гг. Документально-художественное отражение этих событий. | 31 неделя | |
32 | 32 | «Мы наш, мы новый мир построим...» | Художественная культура России между двумя мировыми войнами. Окончание Гражданской войны, образование СССР и переход к мирному строительству. | 32 неделя | |
33 | 33 | Чтобы помнили | Тоталитарные режимы Западной Европы первой половины XX в. (Германия, Испания) и формирование идеологии фашизма, направленной на провозглашение национализма, на порабощение народов и уничтожение созданных ими духовных ценностей. | 33 неделя | |
34 | 34 | Динамика мировой художественной культуры и культуры личности | Эхо войны или ее продолжение в событии 6 и 9 августа 1945 г. — атомная бомбардировка США японских городов Хиросима и Нагасаки. Вопрос о гуманизме, науке и прогрессе и оценка трагического события в произведении-свитке японских художников Ири Маруки и Тошико Акамацу. Сложность оценки художественной культуры XX в | 34 неделя | |
35 | 35 | Антитезы художественной культуры Новейшего времени. Цитаты в художественной культуре XX в. (практикум) | Признаки единства мировой художественной культуры: сохранение национальных форм искусства, усвоение мирового опыта, стирание национальных границ в искусстве, элитарное бытие мировой культуры. Признаки распада мировой художественной культуры: появление социальных групп единой модели поведения, духовные потребности социальных групп, наличие множества невзаимосвязанных культур, преобладание массовой культуры. Интерпретация мирового искусства в творчестве мастеров Новейшего времени | 35 неделя | |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Официальные документы в образовании. 2004. № 24–26.