Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования.
приказ от 05.06.2020 года №Ш15-13-296/0
Рабочая программа
модульного элективного курса
«Решение расчетных задач по химии»
Класс: 10 «Г»
Учитель: Пехтерева Г. Г.
Учебный год: 2020 – 2021
Количество часов за год | 35 |
в т.ч. | I полугодие | 16 |
II полугодие | 19 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа модульного элективного курса по химии для 10 г класса на 2020-2021 учебный год разработана на основе авторской программы по химии О.С. Габриеляна; учебника «Химия. 10 класс», / Авт. О.С. Габриелян, М: Дрофа, 2018г. для среднего общего образования в соответствии с основной общеобразовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 05.06.2020 года №Ш15-13-296/0 в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность данного курса объясняется тем, что успешное усвоение базового курса химии невозможно без расчётных задач. Умение решать задачи – основной критерий творческого усвоения предмета, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на изучение химии на базовом уровне отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение химических задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». Данный курс поддерживает все темы изучения химии 10 класса.
Представленный курс расширяет и дополняет базовый курс химии и представляет возможность учащимся познакомится с интересными, нестандартными вопросами химии, различными типами задач, способами их решения. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших химических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои потребности и возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Задачи, предлагаемые в курсе, требуют от ученика избирательного применения усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации.
Содержание знаний в программе структурировано таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими. Кроме того, учитывается тот факт, что решение задач требует знаний различных разделов химии, поэтому при решении задач параллельно повторяются теоретические знания по предмету. Данный элективный курс должен подвести учащихся к пониманию роли органических веществ в жизни организма; необходимости приобретения химических знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, оказывающих вред здоровью человека и окружающей среде; воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Программа курса предусматривает сочетание различных форм обучения: лекции, семинары, собеседования, практикумы, конкурсы и др. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность проверить как усвоен изученный материал. Данный курс является предметно-ориентированным.
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов(1час в неделю).
Цели и задачи элективного курса
Цель: расширение представлений учащихся о свойствах органических веществ и решение расчетных задач по органической химии.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся по отдельным разделам курса органической химии;
- скорректировать и углубить знания учащихся об основных типах расчетных задач по органической химии и оптимальных путях их решения;
-воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
-развивать познавательный интерес к решению задач повышенной сложности;
-развивать творческие способности учащихся при самостоятельном конструировании задач;
-воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Формы организации занятий: фронтальная работа в сочетании с коллективной, индивидуальной и групповой.
Формы контроля: классные и домашние контрольные работы, самостоятельные работы; зачеты; защита авторских задач.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ученик научится:
-давать определения изученным понятиям: вещество, относительные атомная и молекулярная массы, электроотрицательность, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; химическая связь;
-называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
-определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
-решать расчетные задачи разных типов, знать стандартные алгоритмы решения задач, основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать методы научного познания при решении задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
-устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
-устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и способах решения задач;
-четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
-видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
-работать самостоятельно и в группе;
-самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
-владеть химической терминологией;
-пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
3.Содержание курса
Тема№1. Основные понятия и законы химии (6ч). Цели и задачи курса. Диагностика исходного уровня знаний учащихся. Анкетирование «Что я ожидаю от занятий курса?». Основные физические и химические величины. Знакомство с требованиями международной системы СИ. Сравнение органических соединений с неорганическими. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, закон, теория. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Виды изомерии. Гомологи, изомеры, брутто-формула веществ. Классификация органических веществ. Основы номенклатуры в органической химии. Структурные формулы в сравнении с электронными. Классификация расчетных задач. Вычисления, связанные с понятиями «количество вещества», «моль», «молярная масса», «число Авогадро», «массовая доля».
Тема № 2. Химические реакции в органической химии (2 ч) Реакции замещения, присоединения, отщепления, изомеризации и их разновидности. Реакции полимеризации и поликонденсации; особенности протекания данных реакций.
Тема № 3.Углеводороды. (10 ч) Строение, номенклатура и свойства алканов. Решение расчетных задач с участием алканов. Нахождение химической формулы веществ по массовым долям элементов, по его плотности. Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания. Непредельные углеводороды. Алкены. Алкины, алкдиены. Особенности строения, свойства и способы получения непредельных углеводородов. Решение расчетных задач на вывод формулы веществ по массовой доле элементов, по продуктам сгорания, на вычисление теплового эффекта химической реакции. Алкадиены. Особенности строения, свойства и способы получения. Вычисления по уравнениям реакций с участием непредельных углеводородов. Ароматические углеводороды. Вычисление по уравнениям реакций с участием ароматических углеводородов. Вычисление массы продуктов реакции по известным массам исходных веществ. Вычисление массы продуктов реакции по известным массам одного из вступивших в реакцию веществ. Генетическая связь между различными классами углеводородов.
Тема №4 Кислородсодержащие органические соединения (10 ч). Номенклатура, свойства и получение спиртов и фенолов. Особенности строения. Поликонденсация фенола с формальдегидом на основе свойств. Вычисления по уравнениям реакций с участием спиртов и фенолов. Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Классификация, особенности строения, свойства и способы получения альдегидов и кетонов. Вычисления по уравнениям реакций с участием альдегидов и кетонов. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Вычисление массы доли компонентов смеси на основе данных задачи. Классификация, особенности строения, свойства и способы получения углеводов. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза. Вычисления по уравнениям реакций с участием углеводов. Получение и применения сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Решение расчетных задач с участием сложных эфиров и жиров.
Тема № 5 Азотосодержащие органические соединения (3 ч) Строение, свойства, синтезы и получение. Применение аминокислот на основе свойств. Генетическая связь между классами органических соединений (качественные задачи). Решение комбинированных задач по органической химии. Тема №6. Химия в жизни общества(4ч). Химия в жизни общества. Химия и проблемы окружающей среды. Химия и повседневная жизнь человека. Решение расчетных задач с практическим содержанием. Конкурс «Калейдоскоп задач».
4. Формы реализации элективного курса
В соответствии с системно-деятельностным подходом реализация данной программы предполагает использование современных методов обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол, видеолекторий, семинары, самостоятельная работа, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных исследований и проектов.
Технология обучения: дифференцированное, объяснительно-иллюстративное, модульное, проблемное, критического мышления, развивающее, личностно-ориентированное, разноуровневое обучение; проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
Достижение планируемых результатов оценивается как «зачтено/не зачтено».
В дни отмены занятий для организации образовательного процесса используются электронная форма обучения с применением дистанционных технологий. Для контроля знаний используется: онлайн тестирование, онлайн защита проектов, представление презентаций и др.
Уроки проводятся в онлайн, офлайн режиме с использованием образовательной платформы Zoom.
5.Тематическое планирование.
Четверть | Раздел | Количество часов |
1 | Основные понятия и законы химии | 6 |
| Химические реакции в органической химии | 2 |
2 | Углеводороды | 7 |
3 | Углеводороды | 3 |
| Кислородсодержащие органические соединения | 8 |
4 | Кислородсодержащие органические соединения | 2 |
| Азотосодержащие органические соединения. | 3 |
| Химия в жизни общества. | 4 |
Итого: | | 35 |
6.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Дата |
план | факт |
Тема№1. Основные понятия и законы химии(6ч) |
1 | Основные понятия и законы химии. | 02.09 | |
2 | Теория строения органических соединений | 09.09 | |
3 | Изомерия. Виды изомерии | 14.09 | |
4 | Классификация органических веществ. Основы номенклатуры в органической химии | 23.09 | |
5 | Классификация расчетных задач | 30.09 | |
6 | Решение расчетных задач | 07.10 | |
Тема № 2 Химические реакции в органической химии (2 ч) |
7 | Типы химических реакций в органической химии | 14.10 | |
8 | Типы расчетных задач в органической химии | 21.10 | |
Тема № 3.Углеводороды (10 ч) |
9 | Классификация углеводородов. Алканы. | 11.11 | |
10 | Расчеты на вывод формулы вещества по массовой доле элементов | 18.11 | |
11 | Вывод формулы вещества по продуктам его сгорания | 25.11 | |
12 | Непредельные углеводороды. Алкены. Алкины. Алкадиены. | 02.12 | |
13 | Вычисление теплового эффекта химической реакции | 09.12 | |
14 | Алкадиены и каучуки | 16.12 | |
15 | Ароматические углеводороды | 23.12 | |
16 | Вычисление массы продуктов реакции по известным массам исходных веществ | 13.01 | |
17 | Вычисление массы продуктов реакции по известным массам одного из вступивших в реакцию веществ | 20.01 | |
18 | Комбинированные задачи по теме «Углеводороды» | 27.01 | |
Тема №4. Кислородсодержащие органические соединения (10 ч) |
19 | Спирты и фенолы Особенности строения, свойства, способы получения | 03.02 | |
20 | Вычисление по уравнениям реакций с участием предельных одноатомных спиртов. | 10.02 | |
21 | Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин | 17.02 | |
22 | Вычисление по уравнениям реакций с участием фенолов. | 24.02 | |
23 | Вычисление выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. | 03.03 | |
24 | Альдегиды и кетоны | 10.03 | |
25 | Вычисление массы (объема)продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей | 17.03 | |
26 | Вычисление массы доли компонентов смеси. | 24.03 | |
27 | Углеводы Классификация углеводов. | 07.04 | |
28 | Сложные эфиры и жиры | 14.04 | |
Тема № 5 Азотосодержащие органические соединения (3 ч) |
29 | Аминокислоты. Белки | 21.04 | |
30 | Решение качественных задач | 28.04 | |
31 | Решение комбинированных задач по органической химии | 05.05 | |
Тема №6. Химия в жизни общества(4ч) |
32 | Химия в жизни общества | 12.05 | |
33 | Решение расчетных задач с практическим содержанием | 19.05 | |
34 | Решение расчетных задач с практическим содержанием | 26.05 | |
35 | Конкурс «Калейдоскоп задач» | | |
7. Литература
1. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015г
2. Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 10 класс. – М.: Дрофа, 2015
3. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия, 10 класс». – М.: Дрофа, 2017
4. Добротин Д.Ю. Контрольные работы в новом формате. Химия 10., М., Интеллект-Центр, 2015г
5. Доронькин В.Н. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни.10-11 класс. Легион, Ростов на Дону, 2020г
6. Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 8 – 11 классах М. Просвещение, 2017г.
7.Лысова. Г.Г Опорные конспекты и тесты. М. Блик плюс, 1999г.;
8.Троегубова И.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия 10 класс. М., Вако,2012г.
9.Химия. ЕГЭ. Готовимся к итоговой аттестации./ А.А.Каверина, Ю.Н. Медведев, М.: Интеллект-Центр,2020г
10. Шмаков Ю.А. Тесты по органической химии. Саратов, Лицей, 2017 г.