СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.Пользуюсь на протяжении четырёх лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.»

Программа мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.

Из опыта работы МБОУ Пржевальская СШ Домнина Е. Е.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности познавательных УУД;

  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию познавательных УУД;

  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности познавательных УУД на ступени начального образования;

  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности познавательных УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

Универсальные учебные действия младших школьников;

Психолого- педагогические условия обучения;

Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологическая карта, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности познавательных УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

анкетирование, наблюдение, тестирование, беседа

Технологическая карта формирования познавательных УУД


Вид УУД

Нормативные показатели

класс

Уровни сформированности познавательных УУД

диагностика

очень низкий

низкий

средний

высокий

Педагог

психолог

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное


1

Умения

не сформированы

Часть умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Выполняет самостоятельно

наблюдение

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях

2


Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Выполняет самостоятельно

Наблюдение опрос

Выделять самостоятельность мышления


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.



3


Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


4


Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом

Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера

Выполняет самостоятельно

Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.

Логические учебные действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков


1

Умения

не сформированы

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу

2


Не сформированы логические операции

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

Выделение существенных признаков


Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3


Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей

Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.

Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач

Тест «Логические закономерности»


Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков


Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.


4


Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность.

Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.

Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно

Исследование словесно-логического мышления младших школьников


Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям


Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

Постановка и решения проблем

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1

Умения

не сформированы

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов


Рекомендации:

Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера

самостоятельно ориентируется в учебнике.


Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

Задания проблемно-поискового характера




Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


2


Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Самостоятельные и практические работы


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.), для решения проблем

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.


3


Делать самостоятельно не может

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

4

















Делать самостоятельно не может

Делает частично самостоятельно, частично с помощью

Делает самостоятельно

Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты


Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания


Список методик для мониторинга

  1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

  2. Выделение существенных признаков (2 класс).

  3. Логические закономерности (3 класс).

  4. Исследование словесно - логического мышления (4 класс)





Действие



Познавательные универсальные действия

Логические универсальные действия



Критерии

Анализ

объекта

Синтез

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификации

Подведение под понятие, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений

Доказательство

Выдвижение гипотез

и их обоснование

уровни

0

Не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков

Не осуществляет составление целого из частей

Не может правильно определить критерии для выполнения операций сравнения, сериации,

классификации

Не может произвести отбор значимых для объектов исследования характеристик, формирующих понятия

Не устанавливает причинно-следственные связи

Не выстраивает логические цепочки

Не выстраивает доказательную базу

Не может строить

предположения

1

Осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков поверхностно, в их определении допускает грубые ошибки

Осуществляет составление целого из частей с направляющей помощью учителя

Не может правильно определить критерии для выполнения операций сравнения, сериации,

классификации без направляющей помощи учителя

Может произвести отбор характеристик, но не значимых, не формирующих понятия

Устанавливает причинно-следственные связи со значительной помощью учителя

Выстраивает логические цепочки, не всегда обосновывая свой выбор

Выстраивает доказательную базу с опорой на спорные аргументы

Выдвигает

гипотезы

без обоснования

2

Осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков, но в их определении допускает ошибки

Осуществляет составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов с незначительными ошибками

Осуществляет подбор оснований и критериев для выполнения операций логического мышления с незначительными ошибками

Может произвести отбор значимых для объектов исследования характеристик, формирующих понятия, но не выстраивает из них систему

Устанавливает причинно-следственные связи с незначительными ошибками

Выстраивает логические цепочки, обосновывая свой выбор, но допускает незначительные ошибки

Выстраивает доказательную базу с незначительными ошибками

Осуществляет выдвижение гипотезы и её обоснование

3

Проводит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) без ошибок

Осуществляет составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов с незначительными ошибками

Осуществляет верный подбор оснований и критериев для выполнения операций логического мышления

Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

Устанавливает причинно-следственные связи самостоятельно

Строит суждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, включая установленные связи

Выстраивает доказательную базу

Осуществляет выдвижение гипотезы и её обоснование



Анализ результатов сформированности познавательных действий

по 1 классу на 2015- 2016 год


Анализ

объекта

Кол-во уч-ся

%

Синтез

Кол-во уч-ся

%

Сравнения, сериации,

классификаци

Кол-во уч-ся

%

Подведение под понятие, выведение следствий

Кол-во уч-ся

%

Установление причинно-следственных связей

Кол-во уч-ся

%

Построение логической цепи рассуждений

Кол-во уч-ся

%































Доказательство

Кол-во уч-ся

%






: %

Выдвижение гипотез

обоснование


0 уровень

Не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков



Не осуществляет составление целого из частей



Не может правильно определить критерии для выполнения операций сравнения,

классификации без направляющей помощи



Не может произвести отбор значимых для объектов исследования характеристик, формирующих понятия



Не устанавливает причин

но-следственные связи



Не выстраивает логичес

кие цепочки



Не выстраивает доказательную базу



Не может строить

предположения


1 уровень

Осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков поверхностно, в их определении допускает ошибки

4

22

Осуществляет составление целого из частей с помощью учителя

4

22

Осуществляет подбор оснований и критериев для выполнения операций с помощью учителя

4

22

Может произвести отбор характеристик, но не значимых, не формирующих понятия

4

22

Устанавливает причинно-следственные связи с помо

щью учителя

4

22

Выстраивает логичес

кие цепочки, не всегда обосновывая свой выбор

4

22

Выстраивает доказательную базу с опорой на спорные аргументы

4

22

Выдвигает

Гипотезы без основания


4

2 уровень

Осуществляет анализ объектов, но в их определении допускает ошибки

9

50

Осуществляет составление целого из частей с ошибками

9

50

Осуществляет подбор оснований и критериев для выполнения операций с ошибками

9

50

Может произвести отбор значимых характеристик, формирующих понятия, но не выстраивает из них систему

9

50

Устанавливает причинно-следственные связи с незначительными ошибками

9

50

Выстраивает логические цепочки, обосновывая свой выбор, но допускает незначительные ошибки

9

50

Выстраивает доказательную базу с незначительными ошибками

9

50

Осуществляет выдвижение гипотезы и её обоснование с ошибкой

9

3 уровень

Проводит анализ объектов без ошибок

5

28

Осуществляет составление целого из частей без ошибок

5

28

Осуществляет верный подбор оснований и критериев для выполнения операций логического мышления

5

28

Осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

5

28

Устанавливает причинно-следственные связи самостоятельно

5

28

Строит суждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, включая установленные причинно-следственные связи

5

28

Выстраивает доказательную базу верно

5

28

Осуществляет выдвижение гипотезы и её обоснование верно

5


Оценка достижения метапредметных результатов

Познавательные универсальные действия 1 класс 2015-2016г.

Фамилия,имя

Анализ

объекта


Синтез

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификаци

Подведение под понятие, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждений


Доказательство

Выдвижение гипотез

и их обоснование









сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2


2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3


2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

4


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

6


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

7


2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

8


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

9


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

10


0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

11


2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3


12


2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

13


1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

14


0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

15


0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0- очень низкий уровень

1-низкий уровень

2- средний уровень

3- высокий уровень



Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники


1-й субтестнаправлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

  1. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86%).

  2. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.) (96%).

  3. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

  4. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

  5. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

  6. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

  1. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

  2. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).



2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни­ков с нормальным развитием дают правильный ответ).

  2. Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).


3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

  1. Огурец - Овощ

Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)


  1. Огород - Морковь

Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

  1. Учитель - Ученик

Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

  1. Цветок - Ваза

Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

  1. Перчатка - Рука

Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

  1. Темный - Светлый

Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

  1. Часы - Время

Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

  1. Машина - Мотор

Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

  1. Стол-Скатерть

Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10. Стул - Деревянный

Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)


4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

  1. Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

  2. Метла, лопата... (43%)

  3. Лето, зима... (84%)

  4. Огурец, помидор ... (97%)

5. Сирень, орешник ... (74%)

  1. Шкаф, диван ... (96%)

  2. Июнь, июль ... (95%)

  3. День, ночь... (45%)

  4. Слон, муравей ... (85%)

10. Дерево, цветок ... (73%)

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = Xх 100% : 40,

где X— сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65%).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9-50%).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 бал­лов; нормальный уровень — 19,5-17,5 балла; ниже сред­него (2-й уровень) — 17,5—15 баллов; низкий (1-й уро­вень) — 12 баллов и ниже.


Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6-7 лет.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).





Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.



Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7 . (правильных ответов)

Средний уровень- 3-5 .

Низкий уровень 1-2 .

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под­черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

  1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

  5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

  6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).


Ключ

    1. Растение, земля.

    2. Берег, вода.

    3. Здание, улица.

    4. Крыша, стены.

    5. Глаза, печать.

    6. Бумага, редактор.

    7. Игроки, правила.



Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.


«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп­ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;




Оценка результатов производится с помощью таблицы:

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во ошибок

Баллы

Уровень развития логического мышления

2 мин. и менее

0

5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.

2-3

3-

Низкая норма

2 мин. 10 сек. — 15 мин. .

4-5

2

Ниже среднего уровня развития логического мышления

10-15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление


Обработка результатов


Предъявленные ряды

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7;

  2. 6, 9, 12, 15, 18, 21;

  3. 1, 2, 4, 8, 16, 32;

  4. 4, 5, 8, 9, 12, 13;

  5. 19, 16, 14, 11, 9, 6;

  6. 29, 28, 26, 23, 19, 14;

  7. 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

  8. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  9. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 3











  1. 1, 4, 9, 16, 25, 36;

  2. 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36. Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!