МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ»
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» ____________Г.Г Залютдинова «____» __________2022г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» _________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2022г. |
ПРОГРАММА «МУЛЬТ-УРОК»
Автор-составитель: Хамитова А.Н.,
специалист по социальной работе
Руководитель: Гилязова Д.Н.,
руководитель отдела
коррекционно-развивающей работы
Г. ОКТЯБРЬСКИЙ
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы…………………………………………………….. | 3 |
2. Пояснительная записка………………………………………………… | 5 |
2.1 Обоснование актуальности……………………………………………... | 5 |
2.2 Целевая группа…………………………………………………………... | 6 |
2.3 Цель и задача программы……………………………………………….. | 6 |
2.4 Ожидаемые результаты, целевые индикаторы методы их оценки… | 7 |
3. Механизм реализации программы……………………………………. | 8 |
3.1 Этапы и сроки реализации программы………………………………… | 8 |
3.2 Формы и методы работы………………………………………………... | 8 |
3.3 Ресурсы…………………………………………………………………... | 8 |
3.4 Направления деятельности и их содержание………………………….. | 9 |
3.5 Примерный план занятий……………………………………………… | 9 |
3.6 Контроль и управление…………………………………………………. | 11 |
3.7 Оценка результатов программы………………………………………... | 11 |
Список литературы………………………………………………………….. | 12 |
Приложение 1……………………………………………………………….. | 13 |
Приложение 2……………………………………………………………….. | 16 |
Приложение 3……………………………………………………………….. | 19 |
Приложение 4………………………………………………………………... | 21 |
Приложение 5……………………………………………………………….. | 23 |
Приложение 6……………………………………………………………….. | 24 |
Приложение 7……………………………………………………………….. | 26 |
Приложение 8………………………………………………………………... | 28 |
Приложение 9………………………………………………………………... | 30 |
Приложение 10………………………………………………………………. | 32 |
Приложение 11………………………………………………………………. | 33 |
Приложение 12……………………………………………………………... | 35 |
Приложение 13…………………………………………………………......... | 37 |
1. Паспорт программы
Наименование программы | «Мульт-урок» |
Автор программы | Хамитова Алсу Назировна |
Территориальная реализации программы | г. Октябрьский РБ |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья» |
Руководитель программы | Гилязова Диана Наилевна |
Актуальность проблемы | Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает всестороннее развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. У детей формируются: • представления о добре и зле, дружбе и т.п.; • правила и эталоны хорошего и плохого поведения; • умение распознавать чувства и эмоции. Просматривая «мультики», ребенок учится: • преодолевать свои страхи; • уважительно относиться к другим; • сопереживать и проявлять сочувствие; • позитивно воспринимать себя и т.д. Все это позволяет ребенку полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Мульт-терапия позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия построены с учетом возрастных критериев. Включают в себя умственную и творческую активность. Важную роль играет умение взаимодействовать детей друг с другом, быть толерантным в общении со сверстниками. Это облегчит адаптацию в любом коллективе, уменьшит стресс и в конечном итоге даст ребенку больше душевной гармонии. |
Целевая группа | Дети в возрасте 4-9 лет |
Цель программы | Создание условий для формирования мировоззрения у детей через обсуждение мультфильмов |
Задачи программы | - Развитие мышления в целом и умственных операций в частности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи и т.д.); - воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости; - развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию, эмпатии. посредством бесед, игр. - воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения; - формирование творческих способностей; - развитие прикладных умений и навыков; - знакомство с мультипликационными персонажами и музыкой из известных мультфильмов и сказок. - Формирование коммуникативных навыков. |
Ожидаемые результаты | - развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, чувствами героев мультфильмов; - улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира; - успешное усвоение знаний и умений. |
Целевые индикаторы | - удовлетворённость семей воспитанников услугами; - оценка качества получаемой услуги. |
Этапы и сроки реализации | Срок реализации программы – 3 месяца. |
Формы и методы работы | Формы работы (групповые). Методы работы: словесный, наглядный, практический. |
Ресурсное обеспечение программы | - кадровое (педагоги) - материально-техническое (персональный компьютер, кабинет(класс), мультимедийный проектор, принтер, телевизор, наглядное пособие); - информационно-методическое (пособия, методическая литература, сборники мультфильмов, мультимедийные и интерактивные элементы (специализированная литература, интерактивное содержание, тесты и задания, активные ссылки на справочные материалы и образовательные Интернет-ресурсы и др.). |
Направления и их содержание | Данная программа «Мульт-урок» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его возрастных особенностей. |
Мероприятия программы | Развивающие занятия для детей 4- 9 лет. |
2. Пояснительная записка
2.1 Обоснование актуальности
Детство — это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения! Вряд ли, найдется хоть один ребенок, который не любит смотреть мультики. Мультфильмы для детей – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. В последнее время на жизнь детей огромное влияние оказывает телевидение, в том числе мультфильмы, которые стали неотъемлемой частью жизни.
Так, с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста. Качество и содержание большинства отечественных кинопродуктов для детей в ХХ веке отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержали адекватный возрасту и пониманию ребенка материал, который мог быть легко перенесен в сюжеты детских игр, а герои – стать достойным образцом для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение до сих пор вызывают восхищение.
Ребёнок воспринимает мультфильм как сказку. Сказка – это то, что формирует модель мира, отношений в нем для ребёнка. Восприятие происходящего на экране зависит от возраста. В 2-3 года малыши лучше всего понимают и усваивают мультфильмы, героями которых являются животные или по сказкам. В 4 года ребёнок уже осознает социальные отношения (любовь, дружба, понимает смысл борьбы добра и зла). В первые несколько лет жизни человека большую роль играет фантазия: через воображение дети учатся новому, изучают мир и познают себя.
Персонажи мультфильмов отлично вписываются в эту систему, они сочетают в себе черты человека и выдуманного персонажа. Наблюдая за героями мультфильмов, ребёнок может идентифицировать себя с ними, проживать те или иные ситуации. В разные периоды детства детям могут нравиться совсем разные мультфильмы: дети совсем раннего возраста любят мультфильмы, где много манипуляций с предметами, действий, игровых ситуаций (так они чувственно познают мир, дети постарше начинают уделять внимание взаимоотношениям людей, им нравятся мультфильмы, где есть приключения, дружба или вражда, ситуации, где нужно сделать выбор.
Истории легко воспринимаются – они яркие, красочные, динамичные, их сюжет прост, ребёнку легко удерживать внимание и следить за происходящим. Героям мультфильмов дети хотят подражать: они желают обладать теми же качествами, что и герои мультфильма. Мальчики хотят стать сильными, ловкими смелыми. Глядя на героинь, девочки впитывают стереотипы будущего женского поведения. Так, события, происходящие в мультфильме, позволяют развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение ребёнка.
2.2. Целевая группа
Дети в возрасте 4 – 9 лет.
2.3. Цель и задачи программы
Целью программы является создание условий для формирования мировоззрения у детей через обсуждение мультфильмов
Задачи программы:
- создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в обсуждении мультфильмов;
- развитие мышления в целом и умственных операций в частности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи и т.д.);
- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию, эмпатии посредством бесед, игр;
- формирование творческих способностей;
- развитие прикладных умений и навыков;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения;
- знакомство с мультипликационными персонажами и музыкой из известных мультфильмов и сказок;
- формирование коммуникативных навыков.
2.4 Ожидаемые результаты, целевые индикаторы методы их
оценки
Создание основы для гармоничного развития ребенка, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Ожидаемые результаты для детей: применять усвоенные знания и способы деятельности в повседневной жизни; планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; овладевать умениями и навыками; решать интеллектуальные, творческие и физические задачи, адекватные возрасту. А именно:
-
развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, чувствами героев мультфильмов;
-
улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира;
-
успешное усвоение знаний и умений.
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (Показателя) | Количество |
1 | Численность детей, участвующих в программе. | 22 |
2 | Число специалистов, принимающих участие. | 7 |
3 | Количество мероприятий по программе. | 12 |
4 | Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы. | 1 |
5 | Число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах. | 12 |
3. Механизм реализации программы «Мульт-урок»
3.1 Этапы и сроки реализации программы
Срок реализации программы – 3 месяца.
3.2. Формы и методы работы
Формы работы – групповые. Методы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения:
-
позитивная взаимозависимость;
-
индивидуальная ответственность;
-
стимулирование успеха друг друга.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
3.3. Ресурсы
-
кадровое (педагоги);
-
материально-техническое (персональный компьютер, кабинет(класс), мультимедийный проектор, принтер, телевизор, наглядное пособие);
-
информационно-методическое (пособия, методическая литература, сборники мультфильмов, мультимедийные и интерактивные);
-
элементы (специализированная литература, интерактивное содержание, тесты и задания, активные ссылки на справочные материалы и образовательные Интернет-ресурсы и др.).
3.4. Направления деятельности и их содержание
Занятия в рамках данной программы реализуются в двух направлениях: одно занятие в неделю включает в себя просмотр познавательного, обучающего мультфильма, знакомство с персонажами, с последующим выполнением задания для укрепления материала.
Второе занятие включает в себя просмотр мультфильма с целью развития мировоззрения, чувств, коммуникативных способностей с последующим обсуждением и уточнением основной цели, идеи мультфильма, раскрытие героев.
Данная программа по развитию детей 4-9 лет через просмотр мультфильмов, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость программы заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной, групповой деятельности.
Содержание программы:
3.5 План мероприятий
Таблица 2
План мероприятий программы
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | «Путешествие в увлекательный мир мультфильмов» | 1 |
2 | «Знакомство с миром мультфильмов» | 1 |
3 | «Что такое дружба?» | 1 |
4 | «Что такое смелость?» | 1 |
5 | «Весёлые фигуры» | 1 |
6 | «Цветик-семицветик» | 1 |
7 | «Часики» | 1 |
8 | «Уроки доброты» | 1 |
9 | «Цвета» | 1 |
10 | «Честность» | 1 |
11 | «Числа и цифры» | 1 |
12 | «Овощи» | 1 |
3.6 Контроль и управление
1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, наглядное и практическое оснащение.
2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендаций, пожеланий для дальнейшей успешной работы по программе.
3. Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособиях.
3.7 Оценка результатов программы
Реализация программы должна способствовать созданию условий для организации полноценного и гармоничного развития детей 4-9 лет.
Таблица 3
Оценка результатов программы:
№ п/п | Ожидаемые результаты | Методов оценки |
11 | Благополучная социальная адаптация в детском саду, школьном коллективе, толерантное общение со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникативных способностей. | Наблюдение, анкетирование |
32 | Сформированность знаний. | Беседа, тестирование |
53 | Уровень творческих способностей, воображения. | Наблюдение |
Список литературы
-
Авдеев Д. А. «Как сохранить душевное здоровье ребенка» - М.: Софтиздат, 2012. – 216 с.
-
Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов. / И. Н. Алешина, А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина // ВестникКРСУ. – 2013. –№ 3.
-
Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
-
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2000. - 192 с.
-
Васильев И.С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. – №12. – С. 761–764.
-
Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.
-
Ермизина Е.В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию. // Мир психологии. – 2010. – № 1.
-
Ившина Е. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста/ Е.Ившина// Вестник педагогического опыта. – №23,2013. С.22-24.
-
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. – 416 с.
-
Корепанова М.В., Сигитова И.А. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников // Начальная школа плюс До и После. №6, 2012. С. 7-12.
-
Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – № 5.
-
Курпатов А.В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребёнка. – 2-е издание. – М: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 288с.
-
Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов//Начальная школа плюс до и после. 2010.– № 8. – С. 82–87.
-
Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 740–742.
-
Школьник Ю. «Человек. Полная энциклопедия». – Москва. Эксмо. 2009. – 254 с.
Приложение 1
Первое занятие. Вводное занятие «Путешествие в увлекательный мир мультфильмов».
Цель: знакомство детей с понятием мультфильм.
Задачи:
Оборудование: телевизор, карточки с героями мультфильмов, мяч, презентация с героями мультфильмов.
Ход занятия.
-
Вводная часть.
Знакомство с группой, проведение игр.
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание благоприятной атмосферы.
Ход игры: Ведущий рассказывает о разных способах приветствия, приятных и шуточных. Затем предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой.
«Давай – ка, познакомимся»
Ход игры: Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи» и т. д.
-
Основная часть.
Беседа.
Кто из Вас знает, что такое мультфильм?
Назовите свои любимые мультфильмы и их героев.
Каких героев мультфильмов Вы знаете?
Отгадывание загадок.
1. Всем спешат они помочь,
С Гаечкой дружить не прочь.
Ждет их очень много дел.
Это братцы … (Чип и Дейл)
2. Небогатый паренек
Подружиться с Джинном смог.
С ним прекрасная Жасмин.
Кто же это? …(Аладдин)
3. Он — бесстрашный царь зверей,
Всех защищает, кто слабей.
Бывает страшен его гнев.
Конечно, это Король … (Лев)
4. Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник … (Мойдодыр)
5. Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт.
6. Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
7. Я мёдом хотел подкрепиться —
И тучкой решил притвориться,
На шарике к пчёлам взлетел,
Но мёду поесть не сумел. (Винни-Пух)
8. Живут в лесу друзья — медведи,
Они не братья, а соседи.
Сочиняют, мастерят
И читают книжки.
Вместе радуют ребят … (Мимимишки)
9. Двое взрослых, пять ребят,
Семейка дружная собак.
Зовут их по фамилии просто,
Их знают все, семья — … (Барбоскины)
10. Они лучшие друзья:
Мишка, Лось, Пингвин, Сова,
Заяц, Ворон, Ёжик,
Баран и Свинка тоже.
Круглые, как шарики
Веселые … (Смешарики)
Задание для старшей и младшей группы.
Нарисуйте своего любимого героя мультфильма.
-
Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 2
Второе занятие. «Знакомство с миром мультфильмов».
Цель: знакомство детей с понятием мультфильм.
Задачи:
Оборудование: телевизор, карточки с героями мультфильмов, презентация с героями мультфильмов.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Знакомство с группой, проведение игр.
Все участники встают или садятся по кругу. Ведущий называет своё имя. Следующий игрок говорит, как зовут первого игрока, а затем представляется сам. Третий участник уже называет двоих предыдущих ребят по именам, потом сообщает своё имя. Игра продолжается, заканчивает её первый игрок, который называет всех по очереди по именам.
II. Основная часть.
Беседа.
Кто из Вас знает, что такое мультфильм?
Назовите свои любимые мультфильмы и их героев.
Каких героев мультфильмов Вы знаете?
Отгадывание загадок.
1. Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны – (Лунтик)
Его знают малыши.
2. Живут в лесу друзья – медведи,
Они не братья, а соседи.
Сочиняют, мастерят
И читают книжки.
Вместе радуют ребят - (Мишки Мимимишки)
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку Вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
4. Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полёт
Человечек-вертолёт (Карлсон)
5. Я плыл на льдине по морям,
Искал я маму тут и там,
и вот нашёл и очень рад!
Кто я? Ты сможешь отгадать? (Мамонтёнок)
6. Мальчик вырос в волчьей стае,
Волком он себя считает,
Дружит с мишкой и с пантерой,
Ловким он слывёт и смелым. (Маугли)
7. В Зазеркалье угодила,
По стране Чудес бродила,
и теперь Чеширский кот,
Ту девчонку в сказке ждёт.
8. В Простоквашино живёт,
службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней – дядя …(Печкин)
9. Обитают в утюге,
Миксер нам починят,
Снуют всюду и везде
Болтики мобильные!
10. Служить злодею были рады,
кричат «банана» до упада,
позитивные ребята, это желтые (Миньоны)
З
адание для младшей группы.
Задание для старшей группы. Соедини пары стрелками между собой.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 3
Третье занятие. «Что такое дружба?».
Цель: определение понятия дружба, формирование навыков общения друг с другом, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, развитие навыков позитивного социального поведения.
Задачи:
Оборудование: телевизор, колокольчик, мультфильм, карандаши, бумага.
Ход занятия.
-
Приветствие «Колокольчик». Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа здороваются, передают друг другу колокольчик.
-
Основная часть
Просмотр мультфильма «Крошка Енот» (8 минут 51 с)
https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%83&path=yandex_search&parent-reqid=1658000066795076-17033786411465705646-vla1-4320-vla-l7-balancer-8080-BAL-2366&from_type=vast&filmId=8005149095434517446
Обсуждение мультфильма.
Вопросы:
Понравился Вам мультфильм?
Какие герои встретились Еноту?
Что помогло Еноту подружиться?
Педагог совместно с детьми проводит логическую цепочку по восстановлению мультфильма, акцентируя внимание на основные действия главного героя, его чувства, ключевые моменты и итог истории. Используя при этом наглядный материал в виде презентации или распечатанных картинок с сюжетом (для старшей группы).
З
адание для старшей группы.
Как известно дружба начинается с чего? Конечно же, с улыбки. (Поет песня «Улыбка»)
З
адание. Дорисуй человечка, нарисуй улыбку (для младшей группы).
-
Заключительная часть. Поведение итогов.
Приложение 4
Четвертое занятие. «Весёлые фигуры».
Цель: определение понятия фигуры (круг, треугольник, прямоугольник и т.д.).
Задачи:
Оборудование: телевизор, колокольчик, мультфильм, карандаши, геометрические фигуры, картон.
Ход занятия.
-
Приветствие «Колокольчик». Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа здороваются, передают друг другу колокольчик.
-
Основная часть.
Просмотр познавательного мультфильма с обсуждением. https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%204-%206%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B&path=yandex_search&parent-reqid=1658002331891959-9573873807046897657-vla1-4320-vla-l7-balancer-8080-BAL-6233&from_type=vast&filmId=154030815706252188
Выполнение задания. Обвести фигуры (для младшей группы)
Задание для старшей группы.
Педагог берет заранее подготовленный плотный, непрозрачный мешочек и вырезанные геометрические фигуры, перемешивает. Каждый ребёнок на ощупь старается определить, выбранный им предмет (фигуру), называет его и достает и так 3 раза. После с выбранными фигурами изготавливается аппликация.
-
Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 5
Пятое занятие. «Что такое смелость?».
Цель: Объяснить понятие «смелость», формирование представлений о смелости.
Задачи:
-
формирование представлений о смелости, понимания себя и других;
-
формирование способов установления взаимоотношений;
Оборудование: телевизор, колокольчик, мультфильм, телевизор.
Ход занятия.
I. Приветствие «Колокольчик». Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа здороваются, передают друг другу колокольчик.
II. Основная часть.
Просмотр познавательного мультфильма с обсуждением «Котёнок» Толстой Л.Н. (3 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=99iTR8yCLCM
Обсуждение с детьми таких вопросов как:
1. Кто из Вас хочет быть смелым?
2. Что такое смелость?
3. Какого человека можно назвать смелым?
Вопросы после просмотра мультфильма:
1. О чём рассказ?
2. Какие профессии Вы знаете, которые требуют от людей постоянной смелости?
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 6
Шестое занятие. «Цветик-семицветик»
Цель: изучение цели, её роли в повседневной жизни.
Задачи:
Оборудование: телевизор, мультфильм, картон, клей-карандаш, цветная бумага, ножницы.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
«Давайте поздороваемся»
В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
II. Основная часть.
Просмотр познавательного мультфильма с обсуждением «Цветик-семицветик» https://www.youtube.com/watch?v=B9QtYhVBrZ4 (20 минут)
Обсуждение сюжета, чувств и поступков главных героев, анализ смысла произведения (для старшей группы).
1. Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
2. Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
3. Были ли у Жени цели, когда у неё оказался цветик-семицветик?
4. Какое первое желание загадала Женя?
5. Какое второе желание загадала Женя? Почему она его загадала?
6. Какое было третье желание? Можно ли было обойтись без него?
7. Каково было четвертое желание?
8. Каково было шестое желание? Стало ли что-то в её жизни и в жизни других людей лучше?
9. Что, Женя загадала в седьмой раз?
10. Что Вам понравилось в этой сказке?
11. Какие дела можно назвать добрыми? кто из Вас делает добрые дела?
Задание. Аппликация цвети-семицветик (для младшей группы).
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 7
Седьмое занятие. «Часики»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о часах, времени. Расширить знания о различных часах.
Задачи:
-
развить умение ориентироваться во времени;
-
расширить знания о принципе их работы, их роли в жизни человека.
Оборудование: телевизор, мультфильм, цветная бумага, карандаши, клей-карандаш, ножницы.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
«Давайте поздороваемся»
В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
II. Основная часть.
Просмотр познавательного мультфильма с обсуждением https://www.youtube.com/watch?v=kpeEXhpehg8 (6 минут). Обсуждение и закрепление материала.
Задание. Аппликация «Часы» (для младшей группы).
Задание для старшей группы. Соедини одинаковые часы. Какое время показывают часы, которые ты соединил?
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 8
Восьмое занятие. «Уроки доброты»
Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.
Задачи:
-
формировать представлений у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям;
-
расширить словарный запас детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
-
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: телевизор, мультфильм.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Чтение стихотворения:
Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.
II. Основная часть. Просмотр познавательного мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=OTVGF-c6V9I
Обсуждение и закрепление материала.
1. Что такое доброта?
2. Какие Вы добрые поступки совершали?
Задание. «Дерево добрых дел» (для младшей группы)
На доске нарисовано дерево без листочков, ребёнок подходит к доске и приклеивает лист и говорит доброе слово, либо добрый поступок.
Задание для старшей группы. Найди на картинке и отметь знаком «+» хорошие/добрые поступки.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 9
Девятое занятие. «Цвета»
Цель: познакомить детей с различными цветами.
Задачи:
Оборудование: телевизор, мультфильм, карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
-
Вводная часть.
-
Основная часть
Просмотр мультфильма о цветах.
https://yandex.ru/video/preview/11560609279294527074?text=%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%204%20%D0%B4%D0%BE%208%20%D0%BB%D0%B5%D1%82&path=yandex_search&parent-reqid=1658173228450772-8258123735317936421-vla1-4110-vla-l7-balancer-8080-BAL-4180&from_type=vast
Обсуждение и закрепление материала.
З
адание для младшей группы.
Задание для старшей группы.
-
Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 10
Десятое задание. «Честность»
Цель: закрепить понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие. Формировать понятия «хорошо – плохо», что такое ложь.
Задачи:
-
формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);
-
расширить словарный запас детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);
-
способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
Оборудование: телевизор, мультфильм.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Вступительная беседа с детьми по вопросам:
Что значит быть честным?
Приведи примеры честного поступка.
Поступаешь ли ты честно?
Что такое ложь?
Говорить неправду – это хорошо или плохо?
Какие пословицы вы знаете про честность?
II.Основная часть
Просмотр познавательного мультфильма с обсуждением «Лгун» https://my.mail.ru/mail/kryuk.luka/video/6/49261.htmlВопросы по мультфильму:
Понравился ли Вам рассказ?
Какой фрагмент рассказа вам не понравился?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться?
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 11
Одиннадцатое занятие. «Числа и цифры»
Цель: систематизировать знания детей о количественном счёте в пределах пяти. (для младшей группы).
Задачи:
Оборудование: телевизор, мультфильм, бумага, карандаши.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
II.Основная часть
Просмотр мультфильма о цифрах.
https://www.youtube.com/watch?v=dR8QH_-4vCY
Обсуждение и закрепление материала.
З
адание для младшей группы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Цель: систематизировать знания детей о количественном счёте. (для старшей группы).
Задачи:
Оборудование: телевизор, мультфильм, бумага, карандаши.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
II.Основная часть
Просмотр мультфильма о цифрах.
https://www.youtube.com/watch?v=VmE6mFtyqOs
Задание для старшей группы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 12
Двенадцатое занятие. «Овощи»
Цель: обогащение представлений детей об овощах, учить различать овощи.
Задачи:
Оборудование: телевизор, мультфильм, пластилин.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
II. Основная часть
Просмотр обучающего мультфильма про овощи с последующим обсуждением. https://www.youtube.com/watch?v=ovcq3IVXdK4 (15 минут). Обсуждение совместно с детьми о пользе овощей и витаминах, имеющихся них.
Задание для младшей группы.
З
адание для старшей группы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Приложение 13
Таблица 4
Тематический план проведения мультерапии
№№ п/п | Название фильма | Количество часов | Содержание |
1 | «Большая энциклопедия природы» | 24 минуты | Главная тема каждой серии — жизнь одного животного. Персонажи мультика взаимодействуют между собой, повторяя манеру поведения зверей в естественной среде обитания. Главным рассказчиком выступает медведь. Каждая серия заканчивается кадрами съёмки “главного героя” вживую, а также маленькой викториной для закрепления новых знаний. |
2. | «Путешествия Адибу: Как устроен человек» | 5 минут | Главный герой — мальчик Адибу — исследует тело человека. Чтобы наглядно показать зрителям работу организма, Адибу магическим образом попадает внутрь человеческого тела, где передвигается на специальном корабле, похожем на космический. |
3. | «Прогулки с динозаврами» | 25 минут | Главный герой — маленький динозаврик, которому предстоит изучить свой опасный мир. Он знакомится как с мирными травоядными, так и с агрессивными хищниками, и учится себя защищать. Взяв за основу историю одного ящера, создатели показали образ жизни разных видов животных, обитавших в то время на планете. |
4. | «Лео и Тиг» | 20 минут | Российский анимационный сериал, посвящённый не только богатой природе Приморского края, но и животному миру разных стран. Главные герои - леопард Лео и тигренок Тиг - путешествуют по миру, разгадывают загадки, играют в игры, а заодно - помогают тем, кто попал в беду. |
5. | «Профессор Почемушкин» | 2 минуты | Настоящая энциклопедия для любознательных, только в формате мультипликации. Главный герой — семилетний Серёжа Почемушкин — задает взрослым вопросы из разных областей: природоведения, истории, биологии. |
6. | «Исторические личности. Анимированная энциклопедия» | 25 минут | Мультики познакомят детей с биографией и достижениями таких великих людей, как Леонардо да Винчи, Мария Кюри, Христофор Колумб, и других музыкантов, путешественников, учёных, изобретателей. Все их истории - не простой пересказ основных фактов биографий. Судьбы героев раскрываются через жизненные ситуации и диалоги, из которых мы не только узнаем об исторических персонажах что-то новое, но и по-человечески им сопереживаем. |
7. | «Жили-были… Первооткрыватели» | 25 минут | Мультики этой серии знакомят зрителей с учёными, которые в прямом смысле меняли мир своими разработками и открытиями. Главные герои - Маэстро и дети - путешествуют во времени, рассказывая мировую историю через историю жизни конкретной личности. События мультсериала развиваются хронологически: приключения начинаются с Древнего Китая, а завершаются визитом на Луну. |
8. | «Жили-были… Искатели» | 25 минут | Герои этого сериала - люди, которые открывали новые земли. Школьники узнают о викингах и монгольских завоевателях; об Александре Македонском, Васко да Гаме, Эрике Рыжем и других неординарных личностях. |
9. | «Новаторы» | 10 минут | Однажды на чердак подростков Фила и Наны приземляется потерпевший крушение корабль инопланетянина Нео. В процессе починки летательного аппарата трое ребят (не считая хомяка Теслу) становятся друзьями. Новаторы путешествуют во времени, воплощают в жизнь свои идеи, учатся и играют. Герои - добрые, весёлые, открытые для новых приключений - могут стать прекрасным примером для юных зрителей. |
10. | «Хотим всё знать» | 15 минут | Мультсериал об Изобретателе, живущем на острове Мамонтов со своими детьми Олив и Троем. Вместе они мастерят различные механизмы и рассказывают о принципах их работы. В доступной форме зрителю объясняют законы физики: почему предметы притягиваются друг к другу, как устроен подъёмный кран и как работают рычаги. Полезный мультик для будущих инженеров и физиков. |
11. | «Мульти-Россия» | 5 минут | Цикл коротких мультиков, раскрывающих тему географии, истории, культуры России. Каждая серия - лаконичный, но ёмкий рассказ о том или ином российском городе. Например, в серии о Волгограде раскрывается самая знаковая и трагическая страница его истории — участие в Великой Отечественной войне. |
12. | «Гора самоцветов» | 15 минут | Сборник сказок разных народов России. Эти мультики выходили с 2004 по 2016 год. Помимо сказок каждый эпизод повествует об уникальности каждого российского региона. Мультики помогут лучше узнать географию России, её культуру и традиции. |
13. | «В мире дикой природы: Мир жуков» | 15 минут | Развивающий мультфильм знакомит детей с жуками. Малыш узнает об их разновидностях, чем они питаются и где обитают. В мультике присутствуют реальные видео. |
14. | «Мудрые сказки тётушки Совы. Кто чихал в шкафу?» | 6 минут | Мудрая тётушка Сова попробует научить ребёнка основам математики, выучит с ним азбуку, расскажет о правилах дорожного движения, окружающем мире, а также преподаст уроки этикета. Замечательный, яркий, интересный детям, мультфильм учит чистоплотности, самостоятельности, ответственности. |
15. | «Весёлая радуга» | 15 минут | Познавательный мультфильм, в котором улыбчивый клоун в костюме разноцветной пирамидки знакомит детей с основными цветами цветового спектра в игровой форме. Картинки меняются постепенно, предметы, представленные в качестве примеров, простые. |
42