Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Новый Мир»
УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета протокол № 8 от 30.08.2019 г ____________ | | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы от 30.08.2019 № 102-п |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мультимедиастудия Smail TV»
Составитель: Скрипкина Т.А.
педагог дополнительного образования
2019 г
Содержание стр.
1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
2. Учебно-тематический план………………………………………………. 7
3. Методическое обеспечение………………………………………………. 8
4. Список литературы…………………………………………………………9
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мультимедиастудия Smail TV»
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014№ 1726-р)
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)
• Устав МБОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир»
Программа «Мультимедиастудия Smail TV»
Классификация Программы:
- по способу организации содержания образования и педагогической деятельности – комплексная;
- по уровню освоения содержания образования – базовая;
- по цели обучения – развивающая технические способности.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы с 12 до 17 лет. В разновозрастную группу принимаются все желающие дети по личному согласию обучающихся и заявлению родителей (законных представителей).
Сроки реализации программы
Программа краткосрочная реализуется в течение 1 полугодия (153 часа)
Режим занятий:
занятия проводятся в 2 группах, 3 раза в неделю
1 группа (15 учащихся) – 1 полугодие
2 группа (15 учащихся) – 2 полугодие
Направленность Программы – техническая
«Мультимедиастудия Смайл ТВ» это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учащихся. Работа над созданием телевизионных программ, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение для учащихся.
Актуальность программы
В современных условиях передачи школьного телевидения следует рассматривать как возможность формирования новой информационной среды.
Школьная видеостудия, выпускающая видео - и телепродукцию для сверстников – благоприятнейшая среда социализации современного ребенка.
Область творчества в жанре видео не требует сверхдорогой материальной базы, затраты могут достаточно быстро окупиться в прямом смысле, т.к. дети способны создавать творческий продукт, востребуемый социумом.
Обеспечивается много профильность при теснейшем взаимодействии всех участников творческого процесса, так что всякий сможет найти дело и по душе, и по таланту.
Школьная видеостудия обладает еще одним достоинством - все, кто может стать объектом внимания, становятся соучастниками творческого процесса. Здесь популярность и доступность жанра порождают устойчивую мотивацию к действию всех участников - от режиссера до зрителя. Продукт, который производится, может быть весьма разнообразным, но всегда зрелищным и ярким.
В процессе самодеятельной работы детского телевидения обеспечиваются:
условия для реализации инновационной педагогики:
индивидуальный путь к информации и знаниям;
высокая мотивационная направленность в процессе реализации самостоятельных действий;
воспитание адекватной самооценки участников творческого процесса; высокий процент самостоятельной практической активности детей;
индивидуальный способ обучения;
многопрофильность и комплексность деятельности учащихся;
оптимальные условия для развития коммуникативных качеств и навыков сотрудничества;
деятельность детей является мощным средством популяризации знаний, носителем нравственных и культурных ценностей;
детское творчество в жанре видеофильма прекрасно способно дополнять школьные образовательные программы.
Цель программы –
в приобретении учащимся функционального навыка работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, развитие у старшеклассников специальных коммуникативных навыков для реализации школьных медиа-проектов и создания интерактивной образовательной медиа-школы.
Задачи программы:
Обучающие:
научить навыкам работы с видеоаппаратурой;
познакомить с программами видеомонтажа и обработки звука;
совершенствование компьютерных знаний, показ новых технических и программных разработок, обучение их использованию.
Развивающие:
организация творческой интерактивной среды для реализации детских медиа-проектов;
познакомить детей с технологией телевизионных программ;
освоение технологий социального партнерства и сетевого взаимодействия;
развитие у школьников умений видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, способности ответственно и критически анализировать.
Воспитательные:
пропаганда идеи о необходимости личностного совершенствования;
формирование у учащихся интереса к интеллектуальной деятельности и творческой жизни;
отработка различных типов командного взаимодействия детей и взрослых;
выпуск видео- и телевизионных материалов;
Отличительные особенности программы:
Использование современных мультимедийных и интерактивных средств для производства конечного продукта. Социализация школьников через организацию деятельности школьного телевидения. Данная программа способствует конструктивному самоопределению подростков и нацелена на решение практикоориентированных задач, которая направлена на формирование универсальных способов действий учащихся, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании окружающего мира.
Формы организации занятий:
беседа
лекции
диспуты
практические занятия
групповые занятия
индивидуально-групповые занятия
индивидуальные занятия
координационные и редакционные советы
самостоятельная работа
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
развитие коммуникативных способностей и культуры устной и письменной речи.
разработка и выпуск медиа-продуктов;
активизация межшкольных и меж возрастных связей;
расширение контактов и партнерских отношений между специалистами; организациями и ведомствами этого направления;
формирование образного мышления и воображения, развитие навыка продуктивной деятельности;
развитие информационного пространства школы.
приобретение учащимися функционального навыка работы как универсального способа освоения действительности;
развитие способности к исследовательскому типу мышления,
содействие в решении социально значимых задач в районных и городских масштабах;
формирование социально зрелых и активных молодых лидеров;
расширение контактов и партнерских отношений между специалистами, организациями и ведомствами этого направления;
активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Формы подведения итогов реализации программы:
создание видеосюжетов, видеоклипов и их трансляция в школе;
выпуск программ в рамках Студии школьного телевидения (в том числе и авторских программ учащихся);
участие в конкурсах школьных СМИ различных уровней;
участие в Форуме школьной прессы;
размещение разработанных материалов на сайте школы и других электронных информационных ресурсах сети Интернет.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
| ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | | | - |
1 | Что такое телевидение? Отличие телевизионной продукции от печатной. | 1 | 1 | - |
| ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА | | | |
2 | Специфика работы тележурналиста. | 1 | 1 | - |
3 | Изучение действительности. Сбор материала. Работа с библиографией. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дикторский текст. Авторский комментарий. | 2 | 1 | 1 |
5 | Техника интервью. | 6 | 2 | 4 |
6 | Техника репортажа | 6 | 2 | 4 |
7 | Общение в камеру. Типичные ошибки начинающих | 4 | 2 | 2 |
| ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОРА. | | | |
8 | Основы работы видео и светотехнической аппаратуры. | 4 | 2 | 2 |
9 | Изобразительный "язык" телевидения: его элементы - кадр, план, ракурс, звучащее слово. | 8 | 2 | 6 |
10 | Разработка внутрикадрового пространства. Постановка света. | 4 | 2 | 2 |
11 | Съемочный "план". "Монтажность" планов. | 4 | 2 | 2 |
12 | Специальные виды съемки. | 3 | 1 | 2 |
| ТЕХНИКА ВИДЕОМОНТАЖА | | | |
13 | Знакомство с форматами видеозаписи и программами видеомонтажа. Программы «Adobe Premiere», «After Effects». | 24 | 4 | 20 |
14 | Импорт материала в компьютер. | 2 | - | 2 |
15 | Приемы монтажа. «Черновой» и «чистовой» монтаж. | 14 | 4 | 10 |
16 | Использование в фильме фотографий и других изобразительных (иконографических) материалов | 8 | - | 8 |
17 | Звук в видеофильме. | 12 | 2 | 10 |
18 | Видео переходы при монтаже клипа. | 8 | 1 | 7 |
19 | Видео эффекты. | 8 | 1 | 7 |
20 | Создание титров | 8 | 1 | 7 |
21 | Вывод готового клипа. | 4 | - | 4 |
22 | Зачетная самостоятельная работа | 17 | - | 17 |
22 | Итоговое занятие. | 3 | 3 | - |
| ИТОГО | 153 | 35 | 118 |
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой, видео и фото- аппаратурой, поиск информации в интернете.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение работы на заданную тематику и реализацию собственных проектов. Эта деятельность способствует развитию коммуникативных, поисково-исследовательских и аналитических способностей учащегося.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или коллективную работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться работать в команде и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Материально-техническое обеспечение программы
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
Кабинет с выходом в сеть Интернет и организованной локальной сетью. Видео и звуковоспроизводящая аппаратура: видеокамера, микрофон, колонки, фотоаппарат, ноутбук, видеопроектор, экран.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Литература для педагога
К. Станиславский "Работа над собой в творческом процессе переживания" Москва, Искусство, 1995г.
В.О. Топорков. " Станиславский на репетиции" Москва, 2005г.
М.П .Лилина. "Устранять актерские недуги", Москва, Презентация, 2002г.
Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г.
Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Литература для учащихся
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград, 2002.
С.Гринберг "Цифровая фотография. Самоучитель"
Д.Зoтoв "Цифpoвaя фoтoгpaфия в тeopии и нa пpaктикe"
И.Кyзнeцoв, B.Пoзин "Coздaниe фильмa нa кoмпьютepe. Texнoлoгия и Tвopчecтвo"
Эрик Фихтелиус "Десять заповедей журналистики"
Кузнецов Г.В. "Так работают журналисты ТВ"
Кузнецов С., Носик А. "Интернет для журналиста"
Журналистский словарь
Саруханов В.А. "Азбука телевидения"
Поляков Ю. "Информационная безопасность и СМИ"
Электронные образовательные ресурсы сети Интернет
1. http://www.school.holm.ru/ Каталог ресурсов по школьному образованию
2. http://www.ug.ru/ Учительская газета: электронная версия
3. http://www.countries.ru/library.htm. Культурология: теория, школы, история, практика
4. http://cnit.ssau.ru/ Учебные мультимедиа комплексы
5. http://www.educentral.ru/ (Российский образовательный портал)
6. www.it-n.ru/board. Внедряем школьное телевидение.
7. iskra.lysva.ru/ Новый проект – школьное телевидение
8. edu.of.ru/tv Общедоступный познавательно-просветительский телеканал. "Школьник ТВ"
9. www.1tvs.ru Первая национальная школа телевидения - государственное учебное учреждение
9