СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа музыкального кружка "Музыкальная шкатулка" для 2х классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Музыкальная шкатулка" для учащихся 2 х классов, 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа музыкального кружка "Музыкальная шкатулка" для 2х классов»

Программа музыкального кружка

"Музыкальная шкатулка"

для 2х классов

учитель музыки Тагирова Ш.Н


Пояснительная записка

Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек создающий пение. Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребёнка — оно способно питать всё его существо, связывая воедино социальное и природное.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В школе обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Мир музыкальных образов», направленная на духовное развитие обучающихся.

Особенность программы «Музыкальная шкатулка» в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Такая направленность обусловлена единым принципиальным подходом : увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира , подвести к пониманию того, что пение — это проявление духовной сущности человека.

Подразумевается, что учащиеся на основе имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное.

В данных условиях программа «Мир музыкальных образов» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Концептуальная идея программы – не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся …» ( ).

Педагогическая целесообразность программы в том, что  она обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.),  навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.


Задачи:

1.  На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.  Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3.  Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.  Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

 5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Программа рассчитана на обучение учащихся 2-4х классов в возрасте от 8- 11 лет.Общий объём времени определяется количеством рабочих недель в учебном году : 34 недели по 1 часу (1ч х 1 раз в неделю часа. Лучшие условия создаются, если есть возможность деления группы на подгруппы ( примерно по 12-15 человек ) . Это позволяет каждому ребёнку ярче проявить свою индивидуальность в коллективе, постепенно преобразующемся в исполнительско-творческий ансамбль, максимально приближенный к традиционным нормам. Занятия с учащимися проводятся во второй половине дня по утверждённому расписанию и в форме безотметочного оценивания. Подгруппы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку.

Приемы и методы сохраняются общие.По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т. к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы),  особенности звуковедения.

Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми: - групповые;

-дифференцированно-групповые;

-индивидуальная работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных;

- творческие репетиционные занятия (на которых отрабатываются концертные номера) ;

- заключительный урок - концерт.

Реализация задач программы осуществляется через различные виды вокальной деятельности: главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку

Ожидаемые результаты :

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом

Разработка норм оценивания результатов определяется спецификой музыкально - художественного познания. Эмоциональное переживание музыки является отправной точкой в музыкально- художественном познании, в формировании музыкальной культуры учащихся, в процессе оценивания школьных результатов.

Критерии оценивания результатов :

Степень развития интереса к музыкальным произведениям разных жанров;

·  степень сформированности осознанного отношения у учащихся к явлениям музыкального искусства ( основные понятия, жанры, специфика языка);

·  степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных жанров ;

·  степень развития у учащихся музыкальности, творческих способов деятельности, потребности общения с культурой;

·  степень воспроизведения учащимися изучаемых явлений и образов музыкального искусства в собственной деятельности на основе использования эмоционального и осознанного восприятия музыки, реализации творческих возможностей;

·  степень активности воспроизведения полученного опыта общения с музыкой в других предметных сферах, во внеурочных и внешкольных формах творческой деятельности.

Формы контроля уровня достижений учащихся :

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

- наблюдение педагога в ходе занятий;

- коллективное исполнение музыкального произведения ;

- индивидуальный опрос учащихся;

- фронтальный опрос учащихся;

- Подготовка и участие воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях;

- оценка зрителей; 

- анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

заключительный урок - концерт

Учебно - тематический план


п /п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы



1

Введение.

2

1

1

2

Школьные годы чудесные.

3

1

2

3

«Певческое поле» мира

2

1

1

4

Осенний листопад.

2

1

1

5

Рождение песни

2

1

1

6

Пение и мы, пение и я.

2

1

1

7

Новогодний карнавал.

3

1

2

8

Песня: страницы истории

2

1

1

9

Нам мир завещано беречь.

2

-

2

10

Дарю песни людям.

2

1

1

11

Наши любимые песни о маме и для мамы.

2

-

2

12

Мы поём для своих друзей.

2

1

1

13

Мой голос в «певческом поле» мира.

2

1

1

14

Голос рисует, танцует, поёт.

2

1

1

15

Песни Великой Победы

2

1

1

16

Наши любимые песни.

1

-

1

17

Песни собирают друзей.

1

-

1


Итого

34

13

21


Содержание программы

Программа  определяет два направления обучения детей: вокально-хоровая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из тематических  блоков, состоящих из теоретической и практической частей. Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется практической деятелности : постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют  произведения  в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Содержание учебных тем :

1.  Введение. 2 часа

Особенности музыки как вида искусства. Специфика музыкального языка.

Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения.

Знакомство с голосовым аппаратом, различной манерой пения.. Использование певческих навыков.

2.  Школьные годы чудесные. 3 часа


Разучивание песен о школе, учителях. Подготовка к проведению праздника День учителя. Концертная деятельность.

Нотная грамота. Возможности певческого диапазона. Значение динамических оттенков при пении.(forte, piano).Вокальные навыки.

3.  «Певческое поле» мира. 2 часаЗнакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всём разно поле» мира :песни народные (коллективное творчество многих поколений)¸авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент») , массовые (повсеместно распространённые), эстрадные (развлекательная, лёгкая музыка). Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.



4.  Осенний листопад. 2 часаПесни об осени. Взаимодополнение видов искусства при раскрытии образа осенней природы (живопись, музыка, поэзия) Нотная грамота. Способы звуковедения ( staccato, legato, non legato) Использование певческих навыков.



5.  Рождение песни. 2 часа

Первая песня человечества(подражание звукам природы), установление контактов на расстоянии(подача сигналов друг другу).Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия. Роль песни в жизни людей. Вокальные навыки.



6.  Пение и мы, пение и я. 2 часа Характерные особенности звучания хоров (детский хор, женский хор, смешанный хор). Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. Вокально - хоровая работа.



7.  Новогодний карнавал. 3 часа Подготовка к новогодним праздникам. Концертная деятельность. Движения под музыку, работа над манерой вокального исполнения. Нотная грамота. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.



8.  Песня : страницы истории. 2 часаТ Многообразие песенных жанров. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Мадригал, кант, канцона и канцонетта, шансон, романс и его жанровые разновидности- баллада, элегия, баркарола и т. д., вокализ. Использование певческих навыков. Работа над ритмическим рисунком и чистым интонированием.



9.  Нам мир завещано беречь. 2 часа Образы Родины, защитника Отечества в песенных жанрах. Разучивание песен военно - патриотической тематики. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.



10.  Дарю песни людям (о тех, кто создаёт песни). 2 часа Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи. Народное песенное творчество, отражение истории страны и человека. Основные жанры народной музыки ( песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.),русские народные инструменты. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка. Текст песни - «звучание души» поэта. Образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки. Использование певческих навыков.





11.  Наши любимые песни о маме и для мамы. 2 часа Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.



12.  Мы поём для своих друзей. 2 часа Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой и «сложной» ,народной и профессиональной. Выразительные возможности певческих голосов. Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Использование певческих навыков.



13.  Мой голос в «певческом поле» мира. 2 часа

Представление о певческом голосе особенности звучания человеческого голоса. Мужские голоса (тенор, баритон, бас), женские голоса (сопрано, меццо - сопрано, альт), детские голоса. Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса. Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.



14.  Голос «рисует», «танцует» , «поёт»… 2 часа Красочность , многоцветье человеческого голоса. Рисование голосом как кистью, семь цветав радуги – семь ступеней гаммы. Звук голоса и жест ( выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. Роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения.



15.  Песни Великой Победы. 2 часа Тема защиты Отечества в музыке и других видах искусства. Музыкальные произведения о Родине. Песни гражданской войны. Песни военных лет. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.



16.  Наши любимые песни. 1 час Песни мира. Песни о моём городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни загадки. Песни хорошего настроения. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.



17.  Песни собирают друзей. 1 час Заключительный концерт. Вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.



Методическое обеспечение программы : В качестве главных методов программы избраны методы: художественно - синкретический метод, стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.



Художественно- синкретический метод : позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально - хоровых задач. Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств в других искусств этот метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности всеобщности музыкального искусства как явления, не существующего вне человека, природы, общества.



Стилевой подход : широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод : используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.



Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход : направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Метод импровизации и сценического движения : это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Условия реализации программы :

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Материально- техническое оснащение курса ( электронные пособия, музыкальный инструмент (фортепиано) , магнитофон, музыкальная фонотека, дидактические и методические материалы, портреты композиторов, творческие тетради)

Список использованной литературы:

Алиев книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000.

Локтев хорового пения - М, 20с.

·  Гриншпун творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.

·  Детский голос// под ред. . - М.: Педагогика, 20с.

, Черноиваненко музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 2004. – 355

·  Живов исполнительство. Теория. Методика. Практика. - М, 20с.

·  Из истории музыкального воспитания//Составитель - - М.: Просвещение, 20с.

·  Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время// Составитель – - М.: Просвещение, 2008.

Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. Уемов подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.