«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе программы Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175с.
Цель: помочь дошкольникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей –
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению
собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-
родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование
ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно
выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в
непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются
задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих
коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию
двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья,
совершенствование физиологических и психических функций организма__
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребенка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи программы:
Развитие познавательных способностей первоклассников.
Развитие творческих способностей первоклассников.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Программа «Тропинка к своему Я» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях по программе «Тропинка к своему Я»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
- Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
Тематическое планирование «Тропинка к своему Я»
№ п/п | Тема | Количество часов | Виды деятельности | Дата проведения |
1. | Первичная диагностика эмоционально-личностной сферы | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
TEMА I. Трудное чувство «дружба» |
2 | Что такое дружба? | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
3 | Дружбы – это помощь. | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
4 | Кто такой настоящий друг? | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
5 | С кем я хочу дружить | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
6 | KАКИЕ ЧУВСТВА МЕШАЮТ ДРУЖИТЬ | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
7 | Дружба | 4 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
ТЕМА 2. Как можно изменитьчувства другого человека? |
1.8 | Занятие 7. Как помочь грустному человеку | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение трудовая | |
1.9 | | 2 | Игровая Познавательная трудовая | |
2.1 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.2 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение трудовая | |
2.3 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.4 | | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.5 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.6 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.7 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.8 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.9 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.10 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.11 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.12 | | 1 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
2.13 | | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |
3 | Итоговое занятие. | 2 | Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение | |