Программа «Наш край» –
система работы
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ
Слово – о Родине
Малая родина... У каждого она своя, но для всех это та путеводная звезда, которая многое определяет на протяжении всей жизни. И нет у человека ничего дороже, чем Родина, красота которой открылась ему однажды в детстве, как чудо.
Актуальность
Актуальность краеведения в д/саду обусловлена тем, что в современном обществе во многом утрачены нравственные и эстетические ориентиры подрастающего поколения. Дошкольный возраст как период формирования личности имеет огромные потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, становления ценностного отношения к окружающему миру. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в воспитании гражданственности и патриотизма. Знакомясь с родным краем, ребенок начинает любить его и сохраняет это чувство на всю жизнь.
Краеведение – социально-значимое направление работы в ДОУ
Дополнительная образовательная программа «Наш край» разработана
с учетом социокультурных, исторических, географических, природных особенностей Тутаевского района и представляет собой целостную систему духовно-нравственного и патриотического воспитания в ДОУ.
Местонахождение нашего края в центре культурного наследия России, на неповторимой, уникальной исторической земле дает нам, педагогам возможность формирования личности юного патриота.
Введение в основную общеобразовательную программу регионального компонента предусматривает приобщение ребенка к малой родине: ее природе, культурно-историческому наследию, народным традициям, вовлечение их в поисковую, исследовательскую, общественно-полезную деятельность.
Основные направления и содержание программы
Моя семья
С чего начинается Родина? Прежде всего – с родного дома, озаренного теплом и светом родительской любви, поэтому первый раздел программы посвящается семье. Содержание этого направления предполагает исследование следующих тем: «Родительский дом», «Мое родословное древо», «Наши семейные традиции». Очень ценной является информация, отражающая семью на страницах истории родного края. Сведения из семейного архива (фотографии, награды, вырезки из газет, семейные реликвии.) вызывают у ребенка чувство гордости и уважения к своим предкам. Наследование нравственных ценностей в семье – есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания.
Природа родного края
Природа – важный фактор в воспитании патриотизма. Она рано входит в жизнь ребенка, доступна и понятна ему. «В первом своем проявлении патриотизм не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям и холмам родным». - писал К.Ушинский.
Чувство Родины начинается с умения видеть красоту родной природы.
В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но красота родной земли должна стать для наших детей самой дорогой.
Наш город – один из самых красивых и живописных городов на Верхней Волге. Он стоит на семи холмах. Береговые кручи, леса и луга, широкое волжское раздолье – полны поэзии и очарования.
Изучая природу родного края, мы отмечаем его географическое положение, знакомимся с топонимикой (названиями водоемов, окрестностей), любуемся природными ландшафтами в разное время года, изучаем многообразие растительного и животного мира. В этом направлении предполагается тесное сотрудничество детского сада и семьи в плане пропаганды экологической культуры, в организации совместной деятельности по благоустройству и озеленению территории, в участии в различных природоохранных акциях: «Чистый город», «Поможем Волге», «Клумба в подарок», «Поможем птицам», «Защитим беззащитных», «Природа и фантазия».
Путешествие в историю
Каждый уголок родного края хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, их исторического прошлого. Чем лучше дети будут знать прошлое, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, тем яснее представят будущее.
Темы этого блока формируют первые представления детей об истории возникновения города, о старинной архитектуре, о ремеслах и промыслах, о быте и народных традициях, о национальном костюме и народной игрушке.
«Их именами славен край»
«Главное богатство – это люди…» писал К.В. Конюшев, поэтому каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – защитнику, труженику, достойному гражданину.
Люди нашего края внесли огромный вклад в развитие страны: науку, культуру, народное хозяйство. Их жизнь являет собой пример беззаветного служения своему Отечеству и народу.
В нашем крае есть имена, которые известны не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. (Ф.Ушаков, В. Терешкова, Ф. Толбухин, ученый-зоолог Л.П. Сабанеев, крестьянский поэт Ф.Н. Слепушкин и другие)
Одним из событий, которое глубоко отпечаталось в истории всего человечества, является для нашей Родины Великая Отечественная война, и
память о ней передается из поколения в поколение.
Наша задача – помочь детям (в адекватных возрастным возможностям формах) понять, как в суровых испытаниях военного времени проявлялись лучшие черты людей: высокий патриотизм, исключительное мужество, героизм, трудолюбие.
Перед Днем Победы мы рассказываем детям о подвигах наших земляков – героях Советского Союза и о тех защитниках и тружениках тыла, кому мы обязаны миром на нашей Земле.
Раскрывая перед детьми современный облик родного края, мы рассказываем о людях, которые своим умом, талантом, трудолюбием достигли признания и уважения, удостоились звания «Почетный гражданин города Тутаева».
Встречи с прекрасным
Дошедшее до нас культурное наследие Романово-Борисоглебского края уникально и очень ценно для осуществления нравственно-патриотического воспитания, потому что, как писал В.Сухомлинский: «…понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Приобщение к духовным ценностям начинается с малых лет, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства. Наш народ сквозь сито веков просеял свое культурное достояние, оставив нам самое ценное в художественных промыслах, живописи, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре.
Встречи с прекрасным – это знакомство с творчеством местных художников, народных умельцев, посещение концертов творческих коллективов города и района. Особое внимание в реализации программы уделяется использованию литературного творчества местных поэтов: К.В.Конюшева, Г.Н.Литвиновой, Е.В.Савиновой. Это люди, безгранично влюбленные в свой родной край, очарованные его красотой, увлеченные его историей. Сотрудничество с детской библиотекой, организация Дней Поэзии, встречи с автором Е.В Савиновой оказывают педагогу неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании, способствуют формированию интереса и любви к книге.
Наш край сегодня
Много существенных перемен произошло в нашем крае за последние десятилетия. Работают промышленные и сельскохозяйственные предприятия, меняется облик города, развивается социальная и культурная инфраструктура. Мастерство, трудолюбие, как эстафета, передаются из поколения в поколение. Нужно показать детям значимость края для всей страны, вызвать чувство гордости за свою малую родину, потому что сегодняшнюю историю создают их родители, их близкие люди. «Моя улица», «Мои любимые места отдыха в нашем городе», «Предприятия, где трудятся мамы и папы», «Что дает наш край стране» – вот основные темы этого раздела.
Взаимодействие с социумом
Развитие представлений дошкольников о родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием ближайшего окружения, поэтому конструируя педагогический процесс, мы максимально используем воспитательный потенциал традиций родного края.
Большое значение для этого имеет организация сотрудничества с учреждениями культуры и дополнительного образования города:
- Центр культуры и туризма «Борисоглебская сторона»,
- Детская библиотека имени Н.Носова,
- Центр дополнительного образования «Созвездие»: Школа Искусств,
Дом Природы,
- ДЮСШ «Старт»,
- М.Ц. «Галактика»,
- Дворец Культуры,
- Городской клуб «Тульма»,
- СОШ № 1, 3, 7.
Детский сад и семья
Особое значение при решении задач патриотического воспитания имеет взаимодействие с семьей. Привлечение родителей к совместным мероприятиям делает процесс познания малой Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка, а у родителей формируется чувство ответственности за формирование у детей основ гражданственности и патриотизма.
Основные формы работы с родителями:
- участие в проектной и досуговой деятельности;
- участие в акциях, творческих конкурсах;
- организация и проведение экскурсий;
- оформление уголка краеведения в группе;
- благоустройство территории детского сада;
- выставки совместных рисунков, поделок, фотоальбомов.
- оформление «Портфолио юного гражданина города Тутаева»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный, важный и ответственный. Все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются основой развития личности.
Программа «Наш край» создает оптимальные условия для реализации патриотического воспитания, для формирования у дошкольников основ краеведческой культуры.