Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
Программа
наставнической деятельности по сопровождению профессионального развития молодого специалиста
(С. Екатерины Александровны, учителя математики)
Составители программы:
Золотова О.И., учитель- дефектолог;
Котмакова О.А., сурдопедагог
Рассказово 2019г
Содержание программы
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Этапы становления молодого специалиста
Цели и задачи
Планируемые результаты
II Содержательный раздел
2.1. Критерии отбора наставника
2.2 Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами
2.3 Этапы обучения молодого специалиста
2.4 Перспективный план работы педагога -наставника с молодым специалистом
2.5 План прохождения образовательного маршрута молодого педагога
2.6 Критериальная оценка сформированности индивидуального стиля деятельности молодого специалиста
2.7 Контроль деятельности молодого специалиста
III Организационный раздел
3.1 Учебно-методическое обеспечение
1.1 Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему педагогу необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, специфики коррекционной работы (слабослышащие уч-ся) , воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая примерная программа определяет приоритетные направления реализации программы:
Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня, формирование профессионально значимых умений, овладение научным стилем речи и культурой педагогического общения, развитие способности работать в коллективе (команде), Освоение методики работы с детьми –инвалидами по слуху.
Срок реализации программы: 1 год
1.2 Этапы становления молодого педагога
-адаптация (освоение норм профессии в работе с детьми с ОВЗ, её ценностей, приобретение автономности);
-стабилизация (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Параметры
1- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
2 -профессиональное самоопределение;
3 - творческая самореализация;
4 -проектирование профессиональной карьеры;
5- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
6 -самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Направления в становлении учителя (содержание направления)
А. профессионализация;
Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо
Б. наставничество;
В. социализация.
1.3 ЦЕЛЬ:
Оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении и формирование эффективного механизма взаимодействия наставника с начинающим педагогом.
ЗАДАЧИ:
Обеспечить наиболее комфортную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе традиций Центра..
1.4 Планируемые результаты
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с детьми с ОВЗ .
Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом Стандартов , программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
Школьная документация в работе учителя
Необходимо обратить внимание на работу со школьной документацией.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.
Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.
2. Содержание раздел
2.1 Критерии отбора наставников
Наставники подбираются из наиболее подготовленных педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в работе, обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание;
способность видеть личность.
Критерии
Квалификация | |
Показатели результативности | |
Профессиональные знания и навыки | |
Профессионально важные качества личности | |
Личные мотивы к наставничеству | |
2.2 Формы и методы
работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др)
2.3 Этапы профессионального обучения молодого специалиста
Содержание | Этапы |
"адаптационный" | "проектировочный" | "контрольно-оценочный" |
Задачи | Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя | Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе | Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием |
Формы работы | Индивидуальная | Индивидуальная, коллективная | Индивидуальная, групповая, коллективная |
Средства, методы | Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебновоспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии. Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа | Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио". Методы: информационные, творческие, проблемные, наблюдение; беседа; анкетирование | Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности. Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер классы, проблемноделовые) |
2.4 Перспективный план работы наставника с молодыми педагогами
| Мероприятие | Деятельность наставника | Деятельность молодого специалиста | Результат работы |
| 1 год |
1. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик для работы с детьми с ОВЗ по слуху. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Знакомство с уставом коррекцонной школой, спецификой категории детей с ОВЗ, (диагноз, психологический статус) | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) |
2. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов . Помощь в выборе темы самообразования. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнение электронного журнала «Дневник.ру» | Изучение “Закона об образовании”, локальных актов Выбор темы по самообразованию;-; - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов ,Интернета - Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей» | Компетентность МС в заполнении школьной документации |
3. | Ознакомление с профстандартом педагога и специальной методике преподавания математики в единстве с развитием речи, наглядного и понятийного мышления. | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога. Изучение форм организации учебного процесса в школе слабослышащих. Разработка фонетических зарядок, словарная работа на уроке, развитие речи на уроке. Рекомендации по проведению занятий с детьми с нарушенной слуховой функцией | Подготовка материала для фонетических зарядок, математический словарь по темам, диалоги. Консультация " урок в коррекционной школе»: структура и конструирование, специфика " Самоанализ урока. Виды анализа". Открытые уроки и их структурный анализ. Составление памятки по работе с детьми с нарушенной слуховой функцией | Наличие программы индивидуального профессионального развития |
4. | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты, программы «Skype» | Участие в заседании методического объединения учителей-дефектологов; | Возможность постоянного взаимодействия и общения |
5. | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Знакомство с системой специальных методов и технологий. Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Видеозапись уроков, организация работы с видеоматериалами. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС. | Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;- - Изучение общих вопросов методики проведения уроков, внеурочных мероприятий по предмету с учащимися; - Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету; самостоятельное проектирование урока. - Самоанализ деятельности за предыдущий период. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока с использованием разных форм речевой практики. и специальных технологий. (слухосберегающих здоровьесберегаюших....) |
6. | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных и специальных технологий обучения | - Участие в заседании методического объединения учителей математики; Участие в круглом столе по теме: «Современные образовательные технологии в учебном процессе со слабослышащими детьми»; Открытое занятие: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе со слабослышащими детьми" | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий для детей с ОВЗ |
7. | Формирование позитивного имиджа педагога | Работа с портфолио. Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | - Общие положения портфолио педагога; - Структура содержания и порядок ведения портфолио; - Оценивание материалов портфолио. Занятия по риторике, Содоклад на МО «Профессиональная этика учителя» Обзор периодической педагогической печати | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. |
8. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Мотивация уч-ся, итоги контрольных работ, мониторинг психологического климата в классе, Мониторинг «Учитель- родители» | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
9 | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | Самооценка , рефлексия | Подготовка к аттестации |
2.5 План прохождения образовательного маршрута молодого педагога
Посещение уроков, внеурочных занятий, мероприятий | Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать | Мероприятия, необходимые для решения выявления проблем | Тема по самообразованию |
1 | 2 | 3 | 4 |
сентябрь |
Знакомство с молодым педагогом, информирование его о плане работы наставника на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться).Консультации по планированию образовательной работы, по ведению необходимой документации |
Посещение уроков, мероприятий. | Умение распределять деятельность детей на уроке;-умение выявлять интересы и склонности детей;-знание слуховых возможностей детей. Консультация «Приёмы фонетической зарядки» Консультация Изучение методической литературы по организации словарной работы | Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими технологиями, изучить коррекционные технологи Консультация «Организация различных форм работы с детьми во внеурочное время» Консультация Изучение методической литературыпо коррекционной работе со слабослышащими детьми. | Изучение методической литературыпо организации игровой деятельности детей; подобрать |
Октябрь ноябрь |
Посещение занятий по РСВ(общение с детьми и родителями) | Умение распреде-лять деятельность детей, слышать дефекты и контролировать произношение;-умение работать ИСА | Консультация «Приёмы работы над математической терминологией на уроке» | Изучение методической литературы по организации работы с детьми с нарушением слуха |
декабрь |
Открытые уроки | Применение в работе дифференцированного и индивидуального подхода. | Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профильному предмету знакомиться с новыми и коррекционными формами, методами и приёмами обучения, | Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими технологиями, изучить коррекционные технологи |
декабрь, январь |
Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; | - Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей» | Консультация "Современный урок: структура и конструирование" Семинар-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ | Рекомендации. памятки |
февраль, март |
Участие в заседании методического объединения учителей математики, учителей –дефектологов.; Посещение уроков, классных часов, | - Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | Консультация «Самоконтроль речевых высказываний на уроке и внеурочное время» Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" | - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета |
апрель |
Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, изучать опыт работы лучших учителей, посещать уроки коллег, проводить самоанализ профессиональной деятельности, создать собственную базу лучших уроков. | Сформировать умение анализа и самоанализа уроков | Консультация «Информационная справка результатов деятельности» | Литература по теме самообразования «Воспитание учащихся с нарушением слуха» |
май |
Мониторинг профессионального роста МС | - Отчет молодого специалиста о проделанной работе | Консультация по мониторингу роста профессионального мастерства | Отчёт по самообразованию. - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. |
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
наличие портфолио у каждого молодого педагога;
успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
для образовательной организации:
2.7 Критериальная оценка сформированности индивидуального стиля деятельности молодого педагога
Анализ комплекса современных требований к профессиональной
деятельности преподавателя позволяет выделить семь компонентов
профессиональной компетентности и конкретизировать каждый рядом
показателей:
когнитивный компонент (специальная компетентность в области
преподаваемой дисциплины детям с ОВЗ, которая включает в себя наличие базовой педагогической культуры, знание концептуальных основ и положений преподаваемой дисциплины, умение устанавливать внутри и межпредметные связи, общую эрудированность);
проектный компонент (компетентность в области целеполагания,
планирования, проектирования, моделирования и конструирования педагогического процесса);
коммуникативный компонент (психолого-педагогическая компетентность , проявляющаяся в знании психологии детей с ОВЗ ,открытости, бесконфликтности в общении, демонстрации энтузиазма в изучении темы, осуществления взаимодействия с учетом личностных, половозрастных, индивидуальных особенностей, знание возрастной
психологии, и психологии детей с нарушением слуха, соблюдений требований к грамотности, членораздельности, логичности устной речи);
организационный компонент (управленческая компетентность в
области руководства познавательной деятельностью с учетом их
возможностей и способностей, руководства
научно-исследовательской работой учащихся, формированием
личности в учебной и внеучебной деятельности.;
методический компонент (компетентность в области способов
формирования знаний, умений, применения современных образовательных
технологий, умения оценивать работы учащихся своевременно, гласно,
объективно, подводить итоги занятия, актуализируя достижения учащихся,
определять им перспективы самообразования);
рефлексивный компонент (аутопсихологическая компетентность в
области объективного анализа достоинства и недостатков своей
профессиональной деятельности и ее результатов, умение видеть
альтернативные действия, которые позволят в следующий раз качественно
улучшить результаты);
7)личностный компонент (компетентность в области профессионально-личностного самосовершенствования).
Совокупность разработанных показателей по каждому критерию
позволила оценить развитие профессиональной компетентности молодого
педагога в соответствии с одним из четырех уровней (недопустимым (0
баллов), минимальным (1 балл), продвинутым (2 балла), высоким (3 балла)).
Относительный балльный показатель суммируется и переводится в процентный
Х=100 х п 1
по формуле , где Х – показатель развития в %, п1 - число баллов, набранных
педагогом, п – максимальное число баллов для данного компонента (п=15).
Анализ данных полученных в ходе исследования позволил представить
III Организационный раздел
3.1 Учебно-методическая и справочная литература.
№ | Название | Автор | Издательство, год издания |
1 | Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха | Л.П. Назарова | М»Владос» 2001 |
2 | Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух | И.Г. Багрова | М «Просвещение» 1990 |
3 | Методика развития слухового восприятия | Е.П.Кузьмичёва | М «Просвещение» 2001 |
4 | Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха | Е. П. Кузьмичёва, И.Ф. Слезина | М «Просвещение» 2000 |
5 | Методика обучения произношению глухих | Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина | М «Просвещение» 1981 |
6 | Воспитание учащихся с нарушенным слухом | Г.Н.Пенин | С-П. «Каро» 2006 |
7 | Развитие звуковой структуры речи | О.А. Новиковская | С-П. «Детство -пресс» 2002 |
8 | Развитие связанной речи | В.В. Коноваленко | М «Экзамен» 2002 |
9 | Педагогическая реабилитация детей с нарушенным слухом | В.А. Белущенко, В.а. Наумова | С-П. «Каро» 2006 |
10 | Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом | Е.Г.Речицкая, Т.Ю Кулигина | М «Экзамен» 2006 |
12 | Формирование связанной речи и логического мышления | В.В. Коноваленко | М «Экзамен» 2001 |
13 | Пальцы помогают говорить | Г.Г. Галкина | М «Гном и Д» 2005 |
14 | Развитие коммуникативной культуры учащихся | Н.И. Дереклеева | М «Гном и Д» 2005 |
15 | Особенности психического развития глухого ребенка | В.А. Синяк | М «Просвещение» 2001 |
16 | Умственное развитие слабослышащих детей | Л.И. Тигранова | М «Педагогика» 2001 |
17 | Развитие памяти и мышления глухих детей | Т.В. Розанова | М «Педагогика» 1979 |
18 | Практическое мышление (специфика и проблемы развития) | В.А Бодров | М.,»Педагогика» 2005 – |
19 | Профессиональная компетентность педагога) | Генике Е.А | Библиотека «Директор школы» № 5, |
20 | Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя | Митина Л.М | М «Просвещение» 2015 |