СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми специалистами на уровне образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»



Министерство образования и науки Кузбасса

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Региональный центр наставничества













Итоговая работа

по теме «Программа наставничества»




Составитель:

Рудык Галина Федоровна

учитель математики

МБОУ «Котинская основная

общеобразовательная школа»










Котино 2021

Программа наставничества

«МБОУ Котинская основная общеобразовательная школа»


Пояснительная записка


Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.


Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.



Задачи:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

  4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.

  7. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

  8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.

Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:


  1. Планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

  2. Консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

  3. Оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

  4. Посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.


Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Сроки реализации программы: 3 года.


Организационные основы наставничества

  1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы

  2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по методической работе, методист.

  3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.


Требования, предъявляемые к наставнику:


  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.


Требования к молодому специалисту:


- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

  • совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.


Виды контроля работы молодого специалиста.


В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога.

Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога. Повторный контроль позволяет провернуть устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле.


На второй год работы молодой специалист ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого педагога за определенный период времени.

На третий год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки учащихся, состояние и ведение документации (планы, записи в журналах и т.д.).

Ожидаемые результаты:


- адаптация начинающих педагогов в учреждении и , как результат, закрепление молодых специалистов в школе;

- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;

- обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;

- совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

- использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.


Основные понятия

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Реализация программы наставничества с учетом российского законодательства, социально-экономических и других условий наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

  • принцип научности предполагает применение научно обоснованных и проверенных технологий;

  • принцип системности предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;

  • принцип стратегической целостности определяет необходимость единой целостной стратегии реализации программы наставничества;

  • принцип легитимности, требующий соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права;

  • принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение куратора и наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;

  • принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные, культурные, национальные, религиозные и другие особенности





Условия реализации программы

Программа опирается на следующую нормативно-правовую базу:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р).

  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

  • распоряжение губернатора Кузбасса от 08.04.2020 № 38-рг «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;

  • приказ Министерства образования и науки Кузбасса от 17.04.2020 № 782 «О внедрении в Кемеровской области – Кузбассе целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования».

Структура управления реализацией программы:

  • управление образования администрации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение;

  • муниципальный наставнический центр;

  • общеобразовательные организации, осуществляющие реализацию программ наставничества.

В роли наставников выступят педагоги, показывающие стабильно высокие результаты обучения. Отбор наставников будет проводится по результатам ОГЭ, ВПР.

Наставнические практики будут реализованы в разных формах: семинары, семинары-практикумы, выездные семинары, консультации педагогов-наставников, мастер-классы, педсоветы и другие формы. Тематика наставнических практик определена с учетом выявленных у наставляемых затруднений.

Эффективность программы определяется по результатам мониторинга удовлетворенности реализацией программы, самообследования школ и данных приказа Министерства образования и науки Кузбасса, определяющего перечень ШНОР.


Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом

  • консультирование (индивидуальное, групповое);

  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).



Деятельность наставника


1-й этап – адаптационный.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный).

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.




Примерная программа

работы с молодым педагогом (дорожная карта)



Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

1 год

1.

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик.

Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста

(далее – МС)

2.

Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение школьной документации

Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО.

Составление рабочей программы.

Обучение правилам заполнения журнала,

заполнение электронного журнала

Компетентность МС в заполнении школьной документации

3.

Ознакомление с Профстандартом педагога

Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога

Наличие программы индивидуального профессионального развития

4.

Обеспечение каналов многосторонней связи с МС

Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты.

Возможность постоянного взаимодействия и общения

5.

Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС

Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

6.

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.

Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий.

7.

Формирование позитивного имиджа педагога

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению педагогических ситуаций

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы.

8.

Мониторинг профессионального роста МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

9.

Определение техническогозадания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

10.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС


2 год

1.

Моделирование воспитательной работы класса

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе.

Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.)

Самостоятельное оформление МС школьной документации.

Наличие рабочей программы по предмету, по воспитательной работе.

2.

Описание методической темы МС

Оказание методической помощи наставником

Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой

3.

Создание портфолио МС

Организация деятельности по изучению вопроса.

Презентация портфолио наставником.

Наличие портфолио МС

4.

Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Подготовка МС к прохождению аттестации.

5.

Организация продуктивной деятельности

Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др.

Методические продукты

6.

Проектирование уроков в контексте требований ФГОС

Организация самостоятельного проектирования урока МС.

Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

7.

Мониторинг профессионального роста МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

8.

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС

9.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС


3 год

1.

Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом.

Ведение школьной документации.

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом.

Компетентность в оформлении школьной документации.

2.

Организация внеурочной деятельности

Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности.

Наличие программы внеурочной деятельности МС

3.

Аттестация

Консультирование по оформлению документов

Аттестация МС на первую квалификационную категорию

4.

Продуктивная деятельность

Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы

Совместный проект

5.

Методическая выставка достижений МС

Оказание методической помощи

Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности.

6.

Муниципальный конкурс «Молодой специалист + наставник = команда»

Показать опыт работы по применению педагогической технологии

Опыт работы МС по применению педагогической технологии.

7.

Мониторинг профессионального роста МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга


8.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!