Содержание
Раздел 1. Общая характеристика программы …………………………...3
Раздел 2. Права и обязанности участников программы
наставничества…………………………………………………………...5
Раздел 3. План взаимодействия пары наставник-наставляемый………7
Раздел 4. Предполагаемые результаты реализации разрабатываемой программы наставничества………………………………………………9
Раздел 1. Общая характеристика программы
Цель программы наставничества:
Ключевая цель программы – ускорение развития участника, достижение результатов в текущей деятельности, устранение дефицитов у студента в применении информационных и медиативных технологий при подготовке к будущим задачам, вызовам и карьерным переходам, помощь в достижении его целей развития.
Роль наставника: способствовать развитию участника, используя свои знания, опыт, личный пример и ресурсы, и направляя его в процессе развития.
Роль участника: прилагать все усилия для собственного развития по плану, согласованному с наставником, и использовать возможности и рекомендации, предоставляемые наставником и программой.
Задачи программы наставничества:
Повысить общие и профессиональные компетенции обучающегося (ОК 01–ОК 05, ОК 09, ОК 10, ПК 1.4).
Реализовать методическое сопровождение наставляемого в вопросах, обеспечивающих реализацию участника программы в профессиональной среде:
текущая ситуация
долгосрочная цель участника
желаемая позиция
имеющийся опыт
план движения к желаемой позиции
деловые контакты
развивающий проект
Участие в Краевой научно-практической конференции
Повысить рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества (через участие наставника (или куратора, или наставляемого) в конкурсном движении с программой (или практикой, или персоналией).
Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободный выбор творчества.
Принципы программы наставничества:
Инициатива и ответственность участников. Участник в полной мере несет ответственность за свою мотивацию и работу над собственным развитием.
Личное участие и заинтересованность наставника в развитии участника. Наставник уделяет личное внимание участнику, отслеживает его прогресс в развитии.
Уважительные отношения наставника и участника. Взрослые и зрелые люди работают вместе, с пониманием относясь к границам и времени друг друга, принимают возможные различия во взглядах и выполняют взятые на себя договоренности. Соблюдение прав наставляемого и наставника;
Открытость новому и эксперимент. Наставник и участник могут не знать ответов на все вопросы и через эксперимент и совместное творчество исследуют новые подходы.
Позитивное лидерское влияние. В процессе совместной работы участник и наставник реализуют инициативы, направленные на создание ценности для Пермского края и его жителей.
Доверие и конфиденциальность. Наставник и участник с пониманием относятся к получаемой информации и не передают ее третьим лицам без взаимного согласия.
Утверждение кандидатуры наставника Старцевой Алины Сергеевны, должность преподаватель, осуществлено приказом директора КГБ ПОУ КСК от … №…
Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника (Старцева Алина Сергеевна) и наставляемого (Шваюк Полина Алексеевна, студент КГБ ПОУ КСК).
Наставник (Старцева Алина Сергеевна) прикрепляется к наставляемому (Шваюк Полина Алексеевна) на срок 1 год.
Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества
К зоне ответственности наставника относится:
согласование действий по корректировке программы наставничества с куратором;
использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение педагогом (студентом) компетентностями в рамках обозначенной проблемы;
добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
решение всех выдвинутых программой задач;
обмен профессиональным опытом с наставниками;
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставника:
Подбирать нормативные документы.
Разъяснять суть документов наставляемому.
Разрабатывать план реализации программы наставничества себе и наставляемому.
Подбирать адекватные приемы и средства формирования компетентностей наставляемым.
Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы наставничества.
Неукоснительно исполнять текущие запросы от наставляемого.
Оценивать формируемые компетентности у наставляемого.
Информировать куратора о ходе реализации программы и ее результатах (по запросу куратора).
Составить отчет по окончанию программы наставничества.
Подготовить (разместить) информацию о реализации программы и ее результатах на сайте образовательной организации и на портале навигатор наставничества.
Контролировать наставляемого при разработке последним методического продукта.
Права наставника:
Запрашивать необходимую для реализации программы документацию у куратора.
Консультироваться с куратором и более компетентными специалистами.
Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемым и куратором.
Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемого.
Предлагать наставляемому участие в мероприятиях, подтверждающих овладение последним формируемыми компетентностями.
Вносить предложения администрации образовательной организации о поощрении наставляемого за отличные достижения и продукты деятельности.
К зоне ответственности наставляемого относится:
использование только утвержденных/действующих нормативных документов, определяющих и регулирующих освоение/владение учителем компетентностями в медиативных технологиях;
добросовестное ведение документации, установленной программой наставничества;
решение всех выдвинутых программой задач;
представление опыта формирования компетенций в конкурсах различного уровня;
обмен профессиональным опытом с наставляемыми;
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставляемого:
Тщательно соблюдать пункты плана реализации программы наставничества.
Неукоснительно исполнять текущий запрос от наставника.
Информировать наставника о ходе реализации программы и ее результатах (по запросу наставника).
Составить промежуточный (по запросу наставника) и итоговый отчет по выполнению программы наставничества.
Права наставляемого:
Консультироваться с наставником вне плана программы взаимоотношений по мере необходимости и согласованию с последним.
Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.
Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения освоения программы наставничества.
Участвовать в конкурсном движении наставничества.
Участвовать в мероприятиях, подтверждающих овладение формируемыми компетентностями.
Раздел 3. План взаимодействия пары наставник-наставляемый
№ | Дата | Мероприятие | Цель | Планируемый результат | Выполнение |
| 14.09.23 | Организационная беседа с наставляемым | Выявление дефицитных компетентностей наставляемого Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов | Выбор темы будущего проекта. Перечень профессиональных затруднений. Планирование рабочего процесса в рамках программы | + |
| 18.10.23 | Консультация №1 по отработке затруднения поиска и сбора информации в сети Интернет | Формирование умений в пользовании интернет-ресурсами | Умение наставляемым осуществлять поиск информации | |
| 16.11.21 | Консультация №2. Консультация с работниками библиотеки КГБ ПОУ КСК по теме проекта | Формирование умений в грамотном пользовании программы Microsoft word, изучение новых его функций, работа с текстом и изображениями | Умение наставляемым осуществлять обработку информации | |
| 10.12.23 | Практикум №3 по отработке затруднения в работе с графическими изображениями | Развитие навыков рисования: составление сюжета композиции, создание наброска рисунка, планирование используемых материалов Формирование умений в пользовании программы Canva, Paint | Создание продукта изобразительного творчества; корректировка изображений | |
| 22.01.24 | Практикум №4 по отработке затруднения в создании мультипликационного ролика | Формирование умений при создании видеоряда в софт программах | Монтаж видеоролика в технике перекладки | |
| 13.02.24 | Практикум №5 по отработке затруднения в озвучивании мультипликационного ролика | Формирование умений при озвучивании мультипликационного ролика | Озвучивание мультипликационного ролика на русском/английском языке, создание субтитров | |
| 04.03.24 | Практикум №6 по диагностике проведённой работы | Выявление степени решения поставленных целей и задач Корректировка продукта деятельности | Методический продукт (разработка) | |
| 08.04.24 | Отчет о деятельности наставляемого за 2023-2024 уч. год | Участие в мероприятии, конкурсе | Личностный рост обучающегося, стимулирование дальнейшей научной деятельности студентов | |
| 20.05.24 | Итоговый контроль | Подведение итогов выполнения плана работы и реализации плана работы и результатов. | Обобщение опыта, аналитический отчет | |
Раздел 4. Предполагаемые результаты реализации разрабатываемой программы наставничества
В результате реализации программы наставничества, будут сформированы следующие компетенции:
У наставляемого:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
У наставника:
Умение делиться имеющимся опытом
Умение работать в режиме диалога
Умение быстро налаживать контакт
Взаимообучаемость, позволяющая наставнику получать из данной работы новые знания
Улучшение личных показателей эффективности педагога, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.