Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
Рекомендовано к принятию | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом (протокол от № ) | Директор МБУ ДО «ДДЮТ» |
| _________И.Я. Ключкина |
| |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
г. Новомосковск, Тульской области
на 2022-2025 учебные года
г. Новомосковск, 2022
Содержание
№ п/п | Основные разделы | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Структура управления реализацией Программы | 5 |
3. | Этапы реализации Программы | 7 |
4. | Кадровые условия реализации Программы | 8 |
5. | Формы наставничества учреждения | 9 |
| 5.1. Форма наставничества «Обучающийся-обучающийся» | 9 |
5.2. Форма наставничества «Педагог-педагог» | 11 |
6. | Мониторинг и оценка результатов реализации Программы | 13 |
7. | Критерии эффективности работы наставника | 17 |
8. | Механизмы мотивации и поощрения наставников | 17 |
9. | Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБУ ДО «ДДЮТ» | 19 |
1. Пояснительная записка
Настоящая Программа наставничества (далее – Программа) разработана в соответствии с документами, регламентирующими образовательную деятельность:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
письмом Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
Уставом МБОУ «ДДЮТ».
Программа наставничества муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» (далее - учреждение) – это комплекс мероприятий, формирующих действия, направленные на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью реализации Программы является развитие института наставничества для формирования эффективного педагогического сообщества в учреждении, ускорения процесса профессионального становления педагогических работников (далее – педагоги) и создания условий для раскрытия профессионального и творческого потенциала личности наставляемого.
Задачи Программы:
осуществление персонифицированного учета высокомотивированных обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в Программе.
повышение педагогической квалификации и совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области дополнительного образования;
успешное профессиональное становление молодых специалистов, повышение их профессионального потенциала и уровня;
формирование знаний у наставников о технологиях и методах раскрытия личностного и творческого потенциала наставляемых;
создание комфортной профессиональной среды внутри учреждения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком профессиональном уровне.
Ожидаемые результаты внедрения Программы:
измеримое улучшение уровня освоения образовательных программ и участия в конкурсном движении;
улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимно обогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
измеримое улучшение личных показателей эффективности работы педагогов и сотрудников учреждения, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
рост мотивации к обучению и саморазвитию обучающихся;
практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях;
повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
снижение конфликтности и развитие коммуникативных навыков для горизонтального и вертикального социального движения;
увеличение доли обучающихся и педагогов, участвующих в программах развития талантливых обучающихся;
снижение проблем адаптации в (новом) образовательном и трудовом коллективе: психологические, организационные и социальные.
В Программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимно обогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества – комплекс мероприятий формирующих действия, направленные на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении личностного и профессионального результата, готовый поделиться компетентным опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию Программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т. д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным планом наставничества.
Педагогическое сообщество – администрация, педагоги, родители, социальные партнеры, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие учреждения и совместно действуют ради этой цели.
2. Структура управления реализацией Программы
Ответственный исполнитель | Направления деятельности | Сроки исполнения |
Директор | Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения Программы. Разработка целевой модели наставничества. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения Программы. Реализация кадровой политики в Программе наставничества. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации модели наставничества | Июнь 2022 |
Куратор Программы | Формирование базы наставников и наставляемых. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения). Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. Контроль проведения программ наставничества. Участие в оценке вовлеченности педагогов в различные формы наставничества. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. Мониторинг эффективности целевой модели наставничества | Сентябрь 2022–июнь 2023 |
Наставники | Разработка и реализация индивидуальных планов наставничества. Реализация формы наставничества «Педагог - педагог». | В течение всего периода |
Педагог-психолог | Проведение мониторингов удовлетворенности работой наставнических пар и групп, оказание консультативной помощи | В течение всего периода |
Наставляемые | Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником | В течение всего периода |
3. Этапы реализации Программы
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска Программы Январь - сентябрь 2022 года | Создание благоприятных условий для запуска Программы. Сбор предварительных запросов потенциальных наставляемых. Выбор наставников. Информирование и выбор форм наставничества. На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации Программы | Дорожная карта реализации наставничества |
Формирование базы наставляемых | Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: Обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, творческих и адаптационных вопросах; педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической среды. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей Программе наставничества, так и в будущем |
Отбор и обучение наставников | Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной Программы. Обучение наставников для работы с наставляемыми | Собеседование с наставниками. Программа обучения |
Формирование наставнических пар/групп | Общая встреча с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых. Внесение сложившихся пар и групп в базу куратора | Сформированные наставнические пары/группы, готовые продолжить работу в рамках Программы |
Организация хода наставнической Программы | Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу | Мониторинг: сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния Программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставников, наставляемых – для мониторинга эффективности реализации Программы |
Завершение Программы | Подведение итогов работы каждой пары/группы. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Подведение итогов реализации Программы | Лучшие практики наставничества. Поощрение наставников |
4. Кадровые условия реализации Программы
В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла Программы наставничества.
Наставник – участник Программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник Программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Реализация Программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором учреждения, куратором, педагогами и иными сотрудниками учреждения, располагающими информацией о потребностях педагогов – будущих участников программы.
База наставляемых из числа обучающихся формируется из следующих категорий:
пассивных или мотивированных к получению большего объема информации об образовательных возможностях обучающихся в возрасте 10-13 лет.
База наставляемых из числа педагогов формируется из следующих категорий педагогических работников:
молодых специалистов;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающих овладеть новыми профессиональными компетенциями для повышения качества образовательного процесса.
База наставников формируется из:
обучающихся в возрасте 15-18 лет, активно участвующих в жизни учреждения, обладающих лидерскими и организаторскими способностями, победителями конкурсов, участвующих в образовательных и творческих проектах;
педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической среды;
ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей учреждения и от потребностей участников образовательных отношений, педагогов.
5. Формы наставничества учреждения
Исходя из образовательных потребностей учреждения, Программа предусматривает две формы наставничества: «Обучающийся-обучающийся» и «Педагог-педагог».
5.1. Форма наставничества «Обучающийся-обучающийся»
Данная форма предполагает взаимодействие обучающихся одного объединения, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Основные задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшении образовательных, творческих результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, волонтерство.
3. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды обучения, создание комфортных условий и коммуникаций внутри объединения.
4. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
5. Содействовать получению углубленных знаний и умений с учетом предпочтений и способностей.
Ожидаемый результат
1. Повышение уровня освоения образовательной программы.
2. Улучшение психоэмоционального фона внутри объединения.
3. Численный рост посещаемости объединений.
4. Снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2. Количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов обучающихся.
Характеристика участников
Наставник | Наставляемый |
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель конкурсов различных уровней, лидер объединения, принимающий активное участие в жизни учреждения. Возможный участник Всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим. | Пассивный. Отстраненный от коллектива, не принимающий участие в жизни объединения, демонстрирующий низкие образовательные результаты. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации об образовательных возможностях обучающийся, желающий развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения. |
Формы взаимодействия наставников и наставляемых
Форма | Цель |
«Обучающийся - обучающийся» | Психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков. Мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории. Совместная работа над проектом (творческим, образовательным), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки |
Механизм реализации
Этапы реализации | Мероприятия |
Отбор наставников из числа активных обучающихся | Анкетирование, использование базы наставников |
Обучение наставников | Обучающий семинар |
Отбор наставляемых | Педагогический мониторинг |
Формирование пар, групп | Использование результатов педагогического мониторинга и анкетирования |
Повышение образовательных результатов наставляемых | Работа по индивидуальным планам, создание образовательных и творческих проектов, участие в конкурсном движении |
Рефлексия реализации формы наставничества | Анализ эффективности реализации Программы |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус | Благодарственные письма от учреждения наставнику и родителям |
5.2. Форма наставничества «Педагог-педагог»
Данная модель предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового педагога (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой модели наставничесва является успешное профессиональное становление молодого специалиста, а также формирование кадрового ядра учреждения, повышение профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учреждения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком профессиональном уровне.
Задачи:
Развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса.
Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Способствовать развитию и расширению профессиональных компетенций.
Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях продолжения его работы в учреждении.
Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Ожидаемый результат
Повышение уровня включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и социальную деятельность учреждения.
Развитие личного творческого и профессионального потенциала.
Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния педагогов.
Рост числа педагогов, желающих продолжить свою работу в учреждении.
Рост числа собственных профессиональных достижений.
Характеристика участников
Наставник | Наставляемый |
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (высшая квалификационная категория, победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). Опытный педагог одного и того же направления работы объединения, что и молодой специалист, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания. Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, с хорошо развитой эмпатией | Молодой специалист с опытом работы от 0 до 3 лет, испытывающий затруднения в организации учебного процесса, взаимодействии с обучающимися, другими педагогами, родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах работы учреждения. |
Формы взаимодействия наставников и наставляемых
Форма | Цель |
«Опытный педагог – молодой специалист» | Поддержка для приобретения необходимых профессиональных компетенций и для продолжения работы в учреждении |
«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы» | Реализация психоэмоциональной поддержки, сочетаемой с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических компетенций и инициатив |
«Опытный педагог – неопытный педагог» | Методическая поддержка по конкретной направленности объединения |
Механизм реализации
Этапы реализации | Мероприятия |
Представление программ наставничества в форме «Педагог - педагог» | Педагогический совет. Методическое объединение |
Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу | Анкетирование. Использование базы наставников |
Обучение наставников | Обучающий семинар |
Отбор педагогов, испытывающих профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в Программе наставничества | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых |
Формирование пар, групп | Педагогический совет |
Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация | Организация работы «Школа молодого педагога». Проведение мастер-классов, открытых занятий. Тестирование. |
Рефлексия реализации формы наставничества | Анализ эффективности реализации Программы |
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус | Поощрение на педагогическом совете или методическом объединении учреждения |
6. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы
Мониторинг процесса реализации Программы наставничества предполагает систему сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
Оценка качества процесса реализации Программы наставничества.
Оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамики образовательных результатов.
Этап 1
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой Программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп «наставник – наставляемый».
Цели мониторинга:
Оценка качества реализуемой Программы наставничества.
Оценка эффективности и полезности Программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учреждения и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
обоснование требований к процессу реализации Программы наставничества, к личности наставника;
контроль хода Программы наставничества;
описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
определение условий эффективной Программы наставничества;
контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов
По результатам первого этапа мониторинга проводится SWOT-анализ реализуемой Программы наставничества.
Анализ проводит куратор Программы.
Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкет. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
Для оценки соответствий условий организации Программы наставничества требованиям, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в целях и задачах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика результатов реализации Программы, изменения качественных и количественных показателей социального, образовательного и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы.
Этап 2
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества;
развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность;
качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния Программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник – наставляемый».
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия Программы наставничества параметры фиксируются дважды.
Цели мониторинга влияния Программы наставничества на всех участников.
1. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества и уровня освоения образовательных программ, качество и количество участия в конкурсном движении, повышение квалификационной категории педагогами и т.п.)
2. Анализ и неоходимая корректировка сформированных стратегий образования пар «наставник – наставляемый».
Задачи мониторинга:
научное и практическое обоснование требований к процессу организации Программы, к личности наставника;
определение условий эффективности Программы;
анализ эффективности предложенных пар/групп и внесение корректировок во все этапы реализации Программы в соответствии с результатами;
сравнение характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» Программы;
сравнение изучаемых личностных характеристик наставляемых (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.).
Для оценки эффективности Программы наставничества проводится анализ соответствия результатов реализации Программы показателям.
Показатели эффективности реализации Программы наставничества
Критерии | Показатели | Проявление |
Проявляет-ся в полной мере, 2 балла | Частично проявля-ется, 1 балл | Не прояв-ляется, 0 баллов |
Оценка Программы наставничес-тва в учреждении | Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется | | | |
Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в программе | | | |
Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям | | | |
Наличие комфортного психологического климата в учреждении | | | |
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия | | | |
Определение эффективности участников наставниче-ской деятельности в учреждении | Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности | | | |
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности | | | |
Изменения личностных характеристик наставляемого | Активность и заинтересованность в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью | | | |
Степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных (учебных, жизненных) ситуациях, активная гражданская позиция | | | |
15–18 баллов – оптимальный уровень;
9–14 баллов – допустимый уровень;
0–8 баллов – недопустимый уровень.
По результатам мониторинга можно:
оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;
определить степень эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учреждения;
выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник – наставляемый»;
спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в учреждении.
7. Критерии эффективности работы наставника
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность обучающихся и их родителей (законных представителей) к учреждению.
Обучающиеся-наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Также к результатам правильной организации работы наставников относятся:
повышение уровня освоения образовательной программы и улучшение психоэмоционального фона внутри объединения и учреждения;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов.
В качестве критериев оценки планов наставничества выделяются:
обоснованность плана мероприятий;
разработанность форм контроля за деятельностью наставников;
научная обоснованность инструментов оценки;
представление доступа к необходимым ресурсам (организационным, методическим, информационным и др.);
документальная оснащенность;
наличие возможности для обучения и консультаций;
отработанность процедуры отчетности;
разработанность форм поощрения и награждения наставников и наставляемых.
8. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести:
поддержку системы наставничества внутри учреждения, на общественном, муниципальном и государственном уровнях;
создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника
Участие в проведении фестивалей, форумов, конференций наставников на различных уровнях.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия муниципального, регионального и федерального уровня.
Создание на сайте учреждения методической копилки с планами наставничества.
Награждение грамотами учреждения «Лучший наставник».
Материальное стимулирование наставников из числа педагогов.
Благодарственные письма родителям наставляемых из числа обучающихся.
Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБУ ДО «ДДЮТ»
№ | Наименование этапа | Содержание деятельности и примерный план мероприятий | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
1. | Подготовка условий для реализации системы наставничества | Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации: -информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации системы наставничества; -приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»; Положение о системе наставничества педагогических работников в Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества»; разработка и утверждение дорожной карты по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников; приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; - создание и наполнение раздела «Наставничество» на сайте МБУ ДО «ДДЮТ». | январь 2022 г. | Директор, Зам. директора по УВР, методисты, администраторы сайта | Проведен Педагогический совет, локальные нормативные акты приняты, дорожная карта разработана и утверждена. |
2. | Формирование баз наставников и наставляемых | проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов, желающих принять участие в программе наставничества; сбор согласий на обработку персональных данных; формирование баз наставников из числа педагогов; формирование баз данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся. | сентябрь 2022 г. (дополнительно по запросу) | Администрация, методисты | Собрана информация: определены запросы наставляемых и ресурсы наставников. Сформирована база наставляемых, получены согласия на сбор и обработку персональных данных. |
3. | Отбор и обучение наставников | обучение наставников для работы с наставляемыми: подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности; проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников - «установочные сессии» наставников. | сентябрь 2022 г. (дополнительно по запросу) в течение учебного года | Куратор, методисты | Сформированы группы наставников для обучения, проведены занятия, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, подготовлен методический материал, оказаны индивидуальные консультации |
4. | Организация и осуществление работы наставнических пар/групп | формирование наставнических пар/групп; организационное сопровождение реализации наставничества педагогических работников в МБУ ДО «ДДЮТ» (рабочие встречи, семинары, совещания по вопросам реализации наставничества); - организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставников и наставляемых. | октябрь - май 2022-2023 гг. февраль 2023 г. | Педагоги - наставники | Сформированы пары/группы, организована работа «Школы молодого педагога», наставничества в целом, анализ текущего контроля планируемых результатов |
5. | Завершение программы наставничества | организация и проведение анкетирования среди наставнических пар, направленное на определение эффективности реализуемой системы наставничества, анализ результатов; отчет о результатах внедрения планов наставничества; составление аналитического отчета реализации и эффективности системы; мониторинг показателей эффективности внедрения системы наставничества в МБУ ДО «ДДЮТ»; мотивация и поощрение наставников. | апрель 2023 г. май 2023 г. | Администрация, наставники | Проведен анализ анкетирования, отчеты сданы. Мониторинг проведен. Наставники поощрены |
6. | Информационная поддержка системы наставничества | - освещение мероприятий дорожной карты на сайте образовательной организации. | в течение учебного года | Администраторы сайта | Материалы размещены на сайте ОО (ссылка) |
Планируемые результаты эффективности Программы наставничества
Показатель эффективности | Результат |
Планируемый |
Доля обучающихся в возрасте от 10 до 13 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого (%): отношение количества обучающихся учреждения в возрасте от 10 до 18 лет, вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, к общему количеству обучающихся | 1 % |
Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри объединения | 0% |
Количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов | 15% |
Численный рост посещаемости объединений | 10% |
Доля педагогов – молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), вошедших в программу наставничества в роли наставляемого (%): отношение количества педагогов – молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3 лет), вошедших в программу наставничества в роли наставляемого, к общему числу педагогов – молодых специалистов в учреждении | 100% |
Уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь учреждения | 20% |
Уровень удовлетворенности наставляемых участием в программе наставничества (%): отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программе наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в Программе, реализуемой в учреждении | 80% |
Уровень удовлетворенности наставников участием в программе наставничества (%): отношение количества наставников, удовлетворенных участием в программе наставничества, к общему количеству наставляемых, принявших участие в Программе | 85% |