СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества (над молодым специалистом)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества и дорожная карта

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества (над молодым специалистом)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Середина И.А.

подпись ФИО

30.08. 2022 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ "Богучарская СОШ № 1"


_____________ Г.Ю. Алабина


Приказ № ____ от ___.08.2022 г.







ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД






Наставник: учитель начальных классов

Ефимьева Наталья Ивановна


Молодой специалист:

Муравина Татьяна Ивановна
















  1. Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 01 января 2017 года.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.


Взаимосвязь с другими документами организации

Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МКОУ «Богучарская СОШ №1» в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»;

«Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего».

Составленная программа тесно связана с действующими документами школы: ООП НОО, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности и планом социально-психологической службы.

Цель индивидуальной программы наставничества: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по воспитательной работе с детским коллективом.

Задачи:

  1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.

  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

  4. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.

  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.

  7. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

  8. Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.


Принципы наставничества

  • добровольность;

  • гуманность;

  • соблюдение прав молодого специалиста;

  • соблюдение прав наставника;

  • конфиденциальность;

  • ответственность;

  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

  • взаимопонимание;

  • способность видеть личность.


  1. Содержание деятельности.


Основные участники программы и их функции

Наставляемый:

Муравина Т. И., молодой специалист находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которой необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Наставник для молодого специалиста:

учитель начальных классов педагог-наставник Ефимьева Н. И.

Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две

функции или относятся к двум типам наставников:

● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.


Направления деятельности наставника:


Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

  • Планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

  • консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

  • оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

  • посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализируют их.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.


Форма наставничества «Педагог – педагог»

Вид наставничества: индивидуальное наставничество.

Модель (тип): взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист»: поддержка опытного педагога для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.


Срок реализации программы: 1 год.



Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;

  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;

  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;

  • повышение квалификации;

  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;

  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.


Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:

• консультирование (индивидуальное, групповое);

• активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).


  1. Организация наставничества


Этапы деятельности наставника:


1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.


Так как наставничество осуществляется пятый год, то работа с молодым специалистом находится на завершающем этапе. Это значит, что основная деятельность наставника и наставляемого направлена на развитие потенциала молодого специалиста.

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала. В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого специалиста.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом и может включать следующие формы:

    • обучение;

    • самообучение;

    • участие в конкурсах молодежных разработок;

    • участие в мероприятиях, организованных ОУ.

Оценка развития потенциала молодого специалиста проводится в последний месяц данного этапа.

Организация работ по оценке развития потенциала молодого специалиста осуществляется зам. директора по методической работе.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

    • Индивидуальный план развития потенциала молодого специалиста (с отметкой о выполнении);

Результаты оценки оформляются в виде заключения о развитии потенциала молодого специалиста

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

    • сообщает молодому специалисту результаты оценки;

    • обсуждает возможные перспективы развития специалиста.

    • знакомит с заключением о развитии потенциала.

Все материалы, представленные на оценку и еерезультаты помещаются в дело молодого специалиста

По окончании срока наставничества молодой педагог совместно с наставником сдает заместителю директора по методической работе следующие документы:

  • отчет молодого специалиста о проделанной работе;

-оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником

  • план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. Деятельность наставника в работе с молодым специалистом считается

эффективной, если

  • молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

  • проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

показатели качества обученности обучающихся находятся на базовом уровне.


Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.


1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.


2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.


3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.









  1. План работы

(Дорожная карта)

педагога-наставника, учителя Ефимьевой Натальи Ивановны

с молодым специалистом Муравиной Татьяной Ивановной

на 2022-2023 учебный год

Сведения о молодом специалисте


Фамилия, имя, отчество:


Образование:


Какое учебное заведение окончил:


Год окончания учебного заведения:


Специальность по диплому:


Педагогический стаж:


Место работы:


Должность:


Учебная нагрузка:


Классы:


Квалификационная категория:



Сведения о педагоге-наставнике


Фамилия, имя, отчество:


Образование:


Какое учебное заведение окончил:


Год окончания учебного заведения:


Специальность по диплому:


Педагогический стаж:


Место работы:


Должность:


Учебная нагрузка:


Классы:


Квалификационная категория:




Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка

индивидуальной

программы работы

педагога по

самообразованию


«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения»

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь);

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь)


Составление плана работы по самообразованию

Практическое занятие (ноябрь)

2. Взаимопосещение уроков

«Основные требования к современному уроку»

Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть)


«Факторы, которые влияют на качество преподавания»



«Конспект и технологическая карта урока»



«Слагаемые успешности урока»



«Самоанализ урока»



«Типы и формы уроков»



«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке»


3. Воспитательная работа

Составление плана воспитательной работы в классе.

Организация взаимодействия с родителями.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь


Проведение социометрии в классе

Практическое занятие

ноябрь


Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей

Проведение анкетирования учащихся, родителей;

(I полугодие)

Составление характеристик;

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов

в течение уч.года


«Методика составления портфолио учащихся»

Практическое занятие; мастер-класс

декабрь


«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха»

Индивидуальная беседа;

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть)

4. Проектная и исследовательская деятельность

«Организация проектной и исследовательской деятельности по уроках и во внеурочное время»

Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности

в течение уч.года







Содержание мероприятий

Контроль

Работа по предмету

Воспитательная работа

Работа с нормативной документацией

сентябрь

1.Изучение ФГОС ООО, СОО, рабочих программ, календарно-тематического планирования.

2.Оказание помощи в разработке поурочных планов.

3.Практикум «Цель урока и его конечный результат».

4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса.

2.Консультации по вопросу возрастных особенностей школьников.

1.Изучение нормативно-правовой базы школы.

2.Практическое занятие «Ведение школьной документации» (личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники).

Контроль ведения личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.

октябрь

1.Посещение занятий внеурочной деятельности, оказание методической помощи.

2.Оказание помощи в работе над методической темой по самообразованию.

3.Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности.

Занятие «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия».

1.Изучение документации об организации внеурочной деятельности.

2.Практическое занятие «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей».

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима.

ноябрь

1.Занятие «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий».

2. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Практикум «Совместная разработка внеклассного мероприятия».

Практикум «Обучение составлению отчётности по окончанию четверти».

Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий.

декабрь

1.Беседа «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности».

2.Практикум «Формы и методы работы на уроке».

3. Составление и разработка технологических карт к урокам.

Анализ педагогических ситуаций.

Составление аналитических справок.

Проверка выполнения программы. Посещение уроков, классных часов. Контроль ведения школьной документации.

январь

1.Анализ контрольных работ.

2.Практикум «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися».

Предупреждение педагогической запущенности учащихся.

Самообразование педагога. Изучение документов по ФГОС.

Контроль качества составления поурочных планов, выполнение единого орфографического режима.

февраль

1.Практикум «Домашнее задание: как, сколько, когда».

2.Занятие «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио).

Индивидуальные беседы с родителями.

Изучение документов по ФГОС.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

март

1.Оформление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио.

2. Практикум «ВПР. Что это?».

Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё», «Анализ различных стилей педагогического общения».

Практическое занятие «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей».

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио.

апрель

1.Составление и разработка технологических карт к урокам.

2.Подготовка к итоговым контрольным работам.

Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

Составление итоговых тестов для проверки.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

май

1.Подведение итогов работы за год.

2.Выступление молодого специалиста на ШМО.

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год.

Отчёт о результатах наставнической работы.

Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!