СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества над молодым специалистом.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Черемхово»








Утверждаю

Директор МОУ «Школа № 15»

_________ Т.Ю. Зайцева

«_____» ____________ 2023 г.







Программа наставничества

над молодым специалистом

на 2023-2024 учебный год



















г. Черемхово

2023 г.



Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: Сылко Галина Николаевна

Специальность: учитель начальных классов

Место работы: МОУ « Школа № 15» г. Черемхово

Педагогический стаж: 31 лет







Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: Давыдова София Сергеевна

Специальность: учитель начальных классов

Место работы: Стаж работы: МОУ « Школа № 15» г. Черемхово, без стажа

Квалификационная категория: без категории



























Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.



Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.



Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;

  • профессиональное самоопределение;

  • творческая самореализация;

  • проектирование профессиональной карьеры;

  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;

  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.



Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.



Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.



Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.

  • Принцип целостности.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип индивидуализации.



Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.



Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;

  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.



Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.



Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.



2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).



Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).



Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.



Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.



Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.



2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.



3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.



4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.



5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).



6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.



7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.



8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.



9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.



10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.



Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.



2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.



3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.



4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.



5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.



6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.























План работы по организации наставничества.

План наставничества за I четверть



Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Сентябрь- октябрь


1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

09.10.2023

Проведён инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

04.10.2023

Проведён инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ГИС «Электронное образование»

02.10.2023-06.09.2023

Практическое занятие.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

16.09.2023

Выбрана тема: «Формирование навыка правописания безударных гласных в корне как средство повышения грамотности письма»

5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя»

19.10.2023

Выявлены затруднения в работе.

6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

23.10.23- 27.10.23

Обмен опытом.

7.Проектирование содержания родительского собрания.


20.10.2023

Практическое занятие.

8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти.

27.10.2023

Практическое занятие.





План наставничества за II четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Ноябрь-декабрь


1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

06.11.2023

Беседа с молодым специалистом.

2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

16.11.2023 23.11.2023

Практическое занятие. Анализ урока.

3. «Современный урок: структура и конструирование».

02.12.2023

Консультация – практикум.

4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

В течение четверти

Практическое занятие.

5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

11.12.2023-18.12.2023

Практикум. Анализ урока.

6.Организация работы в ГИС «Электронное образование»

В течении четверти

Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок.

7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

11.12.2023

Консультация-практикум.

8.Тренинг «Учусь строить отношения»

22.12. 2023

Тренинг. Анализ педагогических ситуаций.


План наставничества за III четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Январь-март


1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

22.01.2024

Собеседование

2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

05.02.2024

Самоанализ одного из своих уроков.

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

13.02..2024

Собеседование. Консультация.

4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

19.02.2024

27.02. 2024

Выявление затруднений. Консультация.

5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

05.03.2024

Практическое занятие

6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

12.03.2024

Практическое занятие

7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся

15.03.2024

Собеседование

8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций»

21.03.2024

Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций.


9.Методика проведения внеклассного мероприятия.

22.03.2024

Консультация-практикум.


План наставничества за IV четверть



Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Апрель-май


1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

05.04.2024

Собеседование, консультация.

2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

15.04.2024

Анкетирование. Выявление затруднений.

3. Выступление по теме самообразования на ШМО

16.05.2024

Анализ своей работы по теме самообразования

4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2024

Практическое занятие.

5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации

Май 2024.

Изучение КИМ.

6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

20.05.2024

Анкетирование, оценивание.

7.Правила заполнения «Личного дела учащегося»

23.05.2024

Консультация-практикум.

5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

24.05.2024

Рейтинговая оценка



Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.



1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.



2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.



3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.