МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Запорожской области
Директор ГКУ ЗО «СОШ № 11» А.А.Яковченко
ГКУ ЗО "СОШ №11" г. Мелитополь
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ М.Н.Мысник Протокол № 1 от « » 2023 г. | СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР ________________________ Н.И.Мифтеева от « » 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГКУ ЗО «СОШ№11» ________________________ А.А.Яковченко от « » 2023 г. |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
над молодым специалистом
на 2023-2024 учебный год
Разработала:
учитель начальных классов
ГКУ ЗО «СОШ № 11»
Добровольская Илона Валерьевна
г. Мелитополь 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью, представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности специалиста. Профессиональная помощь нужна не только начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, а также оказывать методическую помощь в работе. Требуется помощь и учителям в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. В школе необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма. Способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Трудовой кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
• Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р); • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию наставляемого педагога необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Основные задачи наставничества:
1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого педагога к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по своей специализации в новой образовательной организации с учетом перерыва в профессиональной деятельности;
2. Формирование потребности Наставляемого педагога заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого педагога;
4. Ориентирование Наставляемого педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
5. Способствовать процессу профессионального становления Наставляемого педагога.
Срок реализации программы 1 год.
Применяемые формы наставничества: ситуационное наставничество.
Основные виды деятельности:
1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
2. Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений.
3. Планирование и анализ педагогической деятельности.
4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
6. Привлечение наставляемого специалиста к участию в методической работе школы.
7. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга деятельности Наставляемого педагога.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:
Индивидуальное консультирование.
Активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, мастер- классы и т.д.).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (тренировочный).
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
- Добровольность
- Гуманность
- Соблюдение прав наставляемого специалиста
- Конфиденциальность
- Ответственность
- Искренне желание помочь в преодолении трудностей
- Взаимопонимание
- Способность видеть личность
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества
1. Устранение выявленных профессиональных дефицитов Наставляемого педагога;
2. Высокий уровень включенности наставляемого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
3. Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
4. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
5. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные участники программы и их функции
Наставляемая:
МАМЕДОВА ОЛЬГА ГЕННАДИЕВНА - учитель начальных классов, испытывает трудности с организацией учебного процесса в начале педагогической деятельности.
Специальность
ДОННУ, филологический факультет , журналист , специалист
МГУ, педагогический факультет начальное образование, магистр
Стаж работы
Общий – 15 лет
Педагогический – нет
Квалификационная категория: нет
Наставник:
Добровольская Светлана Валентиновна- учитель начальных классов.
Специальность
Макеевское педагогическое училище, учитель начальных классов
Бердянский государственный педагогический институт, учитель начальных классов
Стаж работы
Общий – 39 лет
Педагогический – 37 лет
Квалификационная категория: высшая
Требования, предъявляемые к наставнику:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с Наставляемым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества Наставляемого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить Наставляемого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; -контролировать и оценивать самостоятельное проведение Наставляемым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- разрабатывать совместно с Наставляемым педагогом план профессионального становления;
- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
- оказывать Наставляемому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества Наставляемого педагога, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью Наставляемого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации Наставляемого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого педагога с предложениями по его дальнейшей работе.
Требования к наставляемому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
ПЛАН РАБОТЫ по организации наставничества
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | - Час общения "Расскажи о себе" - Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом - Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса - Составление календарно-тематического планирования по предметам УМК «Школа России» - Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журнала внеурочной деятельности - Определение тематики родительских собраний на год - Работа с личными делами учащихся класса |
Октябрь | - Час общения "Основные проблемы молодого учителя" - Выбор темы по самообразованию - Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы - Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей" - Использование электронных ресурсов - Общие положения портфолио ученика. Структура содержания и порядок ведения портфолио - Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе" - Посещение уроков наставника и их структурный анализ |
Ноябрь | - Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников - Как вести протоколы родительских собраний - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета - Посещение уроков коллег и их структурный анализ |
Декабрь | - Консультация "Современный урок: структура и конструирование" - Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа". - Посещение уроков коллег и их структурный анализ |
Январь | - Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся" - Использование современных образовательных технологий в учебном процессе |
Февраль | - Посещение уроков у молодого специалиста - Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока" - Предупреждение педагогической запущенности учащихся. |
Март | - Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков) - Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". - Практикум по решению педагогических ситуаций |
Апрель | - Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" |
Май | - Подведение итогов работы - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год |
Критерии оценивания
№№ | Показатели | Владеет в достаточной степени | Скорее владеет | Затруд- няется ответить | Не владеет |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания |
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | | | | |
2 | Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки | | | | |
3 | Свободное владение материалом урока | | | | |
2. Методическая готовность к практике преподавания |
1 | Умение самостоятельно составлять конспект урока | | | | |
2 | Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме | | | | |
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос) | | | | |
4 | Умение объективно оценивать ответ учащегося | | | | |
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | | | | |
6 | Умение использовать технологии активного обучения | | | | |
педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником
7 | Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в течение всего урока | | | | |
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке | | | | |
9 | Умение стимулировать учащихся у выполнению домашнего задания | | | | |
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности |
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | | | | |
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке | | | | |
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | | | | |
4 | Наличие чувства уверенности в себе | | | | |
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста
учителем наставником осуществляется по следующим критериям:
№№ | Показатели | Владеет в достаточной степени | Скорее владеет | Затруд- няется ответить | Не владеет |
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя |
1 | Положительное отношение к профессии | | | | |
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | | | | |
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | | | | |
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством |
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность | | | | |
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | | | | |
3 | Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала | | | | |
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | | | | |
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | | | | |
6 | Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы | | | | |
7 | Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время. | | | | |
8 | Владение навыками | | | | |
| индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом ученика и класса | | | | |
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями | | | | |
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого учителя |
1 | Уровень решения профессиональных задач | | | | |
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | | | | |
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ | | | | |