СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества над молодым специалистом

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

       Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью, представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых                          качеств.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества над молодым специалистом»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Запорожской области‌‌

Директор ГКУ ЗО «СОШ № 11» А.А.Яковченко‌

ГКУ ЗО "СОШ №11" г. Мелитополь





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО



________________________

М.Н.Мысник

Протокол № 1

от « » 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР



________________________

Н.И.Мифтеева


от « » 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор ГКУ ЗО «СОШ№11»

________________________

А.А.Яковченко


от « » 2023 г.






ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

над молодым специалистом

на 2023-2024 учебный год







Разработала:

учитель начальных классов

ГКУ ЗО «СОШ № 11»

Добровольская Илона Валерьевна









г. Мелитополь‌ 2023‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью, представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности специалиста. Профессиональная помощь нужна не только начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, а также оказывать методическую помощь в работе. Требуется помощь и учителям в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. В школе необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма. Способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Решению этих задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

• Конституция Российской Федерации;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Трудовой кодекс Российской Федерации;

• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

• Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р); • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);

• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию наставляемого педагога необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.


Основные задачи наставничества:

1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого педагога к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по своей специализации в новой образовательной организации с учетом перерыва в профессиональной деятельности;

2. Формирование потребности Наставляемого педагога заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого педагога;

4. Ориентирование Наставляемого педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

5. Способствовать процессу профессионального становления Наставляемого педагога.

Срок реализации программы 1 год.


Применяемые формы наставничества: ситуационное наставничество.


Основные виды деятельности:

1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.

2. Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений.

3. Планирование и анализ педагогической деятельности.

4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.

6. Привлечение наставляемого специалиста к участию в методической работе школы.

7. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга деятельности Наставляемого педагога.

Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемым:

  1. Индивидуальное консультирование.

  2. Активные методы (взаимопосещение уроков, собеседование, мастер- классы и т.д.).


Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (тренировочный).

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.


Принципы наставничества

- Добровольность

- Гуманность

- Соблюдение прав наставляемого специалиста

- Конфиденциальность

- Ответственность

- Искренне желание помочь в преодолении трудностей

- Взаимопонимание

- Способность видеть личность

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества

1. Устранение выявленных профессиональных дефицитов Наставляемого педагога;

2. Высокий уровень включенности наставляемого специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;

3. Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;

4. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;

5. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Основные участники программы и их функции


Наставляемая:


МАМЕДОВА ОЛЬГА ГЕННАДИЕВНА - учитель начальных классов, испытывает трудности с организацией учебного процесса в начале педагогической деятельности.



  1. Специальность

ДОННУ, филологический факультет , журналист , специалист

МГУ, педагогический факультет начальное образование, магистр


  1. Стаж работы

Общий – 15 лет

Педагогический – нет


  1. Квалификационная категория: нет



Наставник:


Добровольская Светлана Валентиновна- учитель начальных классов.


  1. Специальность

Макеевское педагогическое училище, учитель начальных классов

Бердянский государственный педагогический институт, учитель начальных классов


  1. Стаж работы

Общий – 39 лет

Педагогический – 37 лет


  1. Квалификационная категория: высшая











Требования, предъявляемые к наставнику:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с Наставляемым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества Наставляемого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить Наставляемого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; -контролировать и оценивать самостоятельное проведение Наставляемым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

- разрабатывать совместно с Наставляемым педагогом план профессионального становления;

- давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- оказывать Наставляемому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества Наставляемого педагога, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью Наставляемого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

- периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации Наставляемого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого педагога с предложениями по его дальнейшей работе.








Требования к наставляемому специалисту:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения





































ПЛАН РАБОТЫ по организации наставничества


Месяц


Содержание работы

Сентябрь

- Час общения "Расскажи о себе"

- Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

- Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса

- Составление календарно-тематического планирования по предметам УМК «Школа России»

- Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журнала внеурочной деятельности

- Определение тематики родительских собраний на год

- Работа с личными делами учащихся класса

Октябрь

- Час общения "Основные проблемы молодого учителя"

- Выбор темы по самообразованию

- Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

- Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"

- Использование электронных ресурсов

- Общие положения портфолио ученика. Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

- Посещение уроков наставника и их структурный анализ

Ноябрь

- Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников

- Как вести протоколы родительских собраний

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

- Посещение уроков коллег и их структурный анализ

Декабрь

- Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

- Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

- Посещение уроков коллег и их структурный анализ

Январь

- Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

- Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Февраль

- Посещение уроков у молодого специалиста

- Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

- Предупреждение педагогической запущенности учащихся.

Март

- Практическое занятие "Организация индивидуальной

работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков)

- Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках".

- Практикум по решению педагогических ситуаций

Апрель

- Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Май

- Подведение итогов работы

- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год





Критерии оценивания



№№



Показатели

Владеет в достаточной степени

Скорее владеет

Затруд- няется ответить

Не владеет

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической

подготовки по преподаваемой

дисциплине





2

Умение использовать на уроке

результаты современных

исследований в области данной науки





3

Свободное владение

материалом урока





2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно

составлять конспект урока





2

Умение вызвать интерес у

учащихся к теме урока, к

изучаемой проблеме





3

Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного

материала учащимися (опрос)





4

Умение объективно оценивать

ответ учащегося





5

Умение применять

разнообразные методы

изложения нового материала





6

Умение использовать

технологии активного обучения





педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником

7

Умение поддерживать

обратную связь с коллективом

учащихся в течение всего урока





8

Умение организовать

самостоятельную творческую

работу учащихся на уроке





9

Умение стимулировать

учащихся у выполнению домашнего задания





3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской

деятельности

1

Умение анализировать

собственную преподавательскую деятельность





2

Умение свободного

коллективного и

индивидуального общения на

уроке





3

Владение вербальными и невербальными

средствами общения





4

Наличие чувства уверенности

в себе






Оценка педагогической деятельности молодого специалиста

учителем наставником осуществляется по следующим критериям:




№№



Показатели

Владеет в достаточной степени

Скорее

владеет

Затруд- няется ответить

Не

владеет

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к

профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к

профессии





2

Стремление к общению с

детьми и осознанность выбора

форм работы с ними.





3

Анализ и самоанализ

результатов деятельности





2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал

ясно, доступно, соблюдая

последовательность





2

Умение выделять основные

единицы или блоки знаний





3

Владение навыками

организации учащихся для

самостоятельного осмысления материала





4

Владение различными

методами и технологиями

обучения





5

Умение выстраивать систему

уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций





6

Владение технологией

внеклассной работы с

учащимися как по предмету.

Видение структуры

образовательного пространства

школы





7

Творческая организация

работы. Проектная,

исследовательская работа учащихся на уроке и во

внеурочное время.





8

Владение навыками






индивидуальной работы с

учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной

деятельности. Умение работать с диагностическим

паспортом ученика и класса





9

Владение проектировочными и конструктивными умениями





3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации

в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения

профессиональных задач





2

Умение корректировать и

прогнозировать результаты педагогической деятельности





3

Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ