Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ПЕДАГОГ- ПЕДАГОГ»
2023/2024 уч.года
Составитель:
Никулина Светлана Алексеевна
Срок реализации: 1 год
Югорск, 2023
Содержание программы: | стр. |
1. | Пояснительная записка | 3-4 |
2. | Ценностные ориентиры | 4 |
3. | Планируемые результаты | 4-5 |
4. | Содержание программы | 5-7 |
5. | План реализации программы наставничества | 7-8 |
6. | План работы педагога-наставника с молодым специалистом | 8-15 |
7. | Используемая литература | 15 |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы наставничества
Наставничество - вид деятельности социально активных людей, готовых принять, понять, помочь, научить, проконсультировать, транслировать свой позитивный опыт. Передавая опыт и свои знания, каждый обучающийся или взрослый осознает свою значимость и берет на себя ответственность в создании благополучной атмосферы обогащения и развития среды, в которой он находится. Актуальность программы наставничества определена государственной политикой в области образования и определяет стратегию развития школы.
Важной задачей образования на сегодняшний день является привлечение в образовательную сферу талантливой и профессиональной молодежи; повышение престижа и социальной значимости профессии педагога; улучшение качества образования. Проблема образовательного учреждения заключается не только в привлечении молодых специалистов в школу, но и закреплении в системе образования. Необходимы дополнительные меры поддержки молодых учителей и важным этапом является наставничество.
Цель наставничества – успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
Задачи:
-
Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.
-
Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
-
Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности молодого педагога.
Срок реализации программы 1 год.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2024 года.
Исходя из образовательных потребностей МБОУ «СОШ №6» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».
Основные виды деятельности наставника и молодого специалиста:
-
Диагностика затруднений молодого специалиста, оказание помощи на основе его потребностей.
-
Планирование и анализ взаимодействия наставника и молодого специалиста.
-
Привлечение молодого педагога к участию в работе МО учителей школы.
-
Посещение уроков и внеклассных мероприятий молодого специалиста, организация взаимопосещения.
-
Оказание помощи молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
-
Оказание помощи в распространении собственного педагогического опыта – открытые уроки и внеклассные мероприятия.
-
Обмен опытом в профессиональных интернет – сообществах.
-
Привлечение участия в вебинарах, семинарах, конкурсах различного уровня.
Принципы: добровольность, конфиденциальность, ответственность, искренне желание помочь в преодолении трудностей, взаимопонимание.
-
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
Общим признаком образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности молодого специалиста. Программа предусматривает, конечный результат деятельности наставника - обретение молодым педагогом способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации и карьерного роста.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Осознание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, учениками, родителями.
3. Желание взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов, повышение уровня профессиональной деятельности.
5. Адаптация и закрепление молодых специалистов в образовательном учреждении.
6. Повышение знаний молодого педагога в вопросах педагогики и психологии.
7. Психологическая устойчивость педагога, адаптация к работе в условиях модернизации современного образования.
8. Повышение компетентности педагога-наставника, его профессионального статуса в образовательном учреждении.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
4.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
4.3.Организация контроля и оценки
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
- администрация организации - участников;
- наставники - участники программы.
V. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
№ п.п | Этапы | Сроки | Деятельность наставника | Цель |
1 | Адаптационный | Сентябрь – октябрь 2023г. | Педагог-наставник знакомится с начинающим учителем, определяет пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций для составления конкретной программы адаптации. | Создание комфортных условий для молодого педагога для успешной профессиональной деятельности |
2 | Основной | Ноябрь – март 2023-2024гг | В совместной деятельности реализуется программа адаптации начинающего педагога, происходит коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает молодому педагогу составить собственную программу профессионального роста. | Корректировка затруднений и пробелов в профессиональных умениях молодого педагога. |
3 | Контрольно-оценочный | Апрель – май 2024г | Наставник отслеживает динамику развития профессиональной деятельности молодого педагога и определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей. | Диагностика уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. |
-
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество | Садикова Елизавета Владимировна |
Образование | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | Шадринский государственный педагогический университет |
Педагогический стаж | 0 лет |
Место работы | МБОУ «СОШ № 6», г. Югорск |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, Изо, технология |
Учебная нагрузка | 18 часов |
Классы | 1 «Д» |
Классное руководство | 1 «Д» |
Квалификационная категория | Нет |
Сведения о педагоге-наставнике |
Фамилия, имя, отчество: | Никулина Светлана Алексеевна |
Образование | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | Шадринский государственный педагогический институт |
Год окончания учебного заведения | 1993 год |
Специальность по диплому | Учитель начальных классов |
Педагогический стаж | 30 лет |
Место работы | МБОУ «СОШ № 6», г. Югорск |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, Изо, технология |
Учебная нагрузка | 18 часов |
Классы | 2 «А» |
Квалификационная категория | Высшая |
Мероприятия по планированию, организации и содержанию деятельности
Содержание мероприятий | Контроль |
Работа по предмету | Воспитательная работа | Работа с нормативной документацией |
Адаптационный этап Сентябрь |
1.Изучение ФГОС НОО, составление рабочих программ по предметам в конструкторе РП. 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3. Помощь в составлении рабочих программ для детей с ОВЗ. 4.Оказание помощи в изучении УМК «Школа России» 5. Составление воспитательного плана. | 1.Изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса. 2. Регистрация на вебинары по темам: 1.«Как провести эффективное родительское собрание в начальной и основной школе» на платформе Учи.ру https://uchi.ru/webinars/webinar/6982 2. «Как создать комфортную среду для обучения» https://uchi.ru/webinars/webinar/6994 | 1.Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, НОО, план работы школы на 2023-2024 уч. год), 2. Практическое занятие «Ведение школьной документации» - электронный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей. | Контроль ведения электронного журнала, личных дел учащихся, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. |
Октябрь |
1.Посещение занятий внеурочной деятельности, оказание методической помощи. 2.Оказание помощи в выборе и работе над методической темой по самообразованию. 3. Совместная разработка планов-конспектов уроков и внеурочной деятельности. 4. Помощь в регистрации обучающихся в ЭОР – Учи.ру, Инфоурок, Фоксфорд и др. 5. Адаптация в педагогическом коллективе. | -
Консультация по вопросу проведения занятий «Разговоры о важном», «Азбука безопасности». -
Обсуждение способов решения конфликтных ситуаций с родителями 3.Регистрация на вебинары по темам: 1)«Организация внеурочной деятельности учеников 1 класса» https://uchi.ru/webinars 2)«Работа с информацией и данными в начальной школе» https://uchi.ru/webinars 3) «Методы организации комфортной коммуникации с родителями первоклассников» https://uchi.ru/webinars | 1.Изучение документации об организации внеурочной деятельности. 2.Практическое занятие: «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей». | Контроль качества составления поурочных планов и занятий «Разговоры о важном», «Азбука безопасности». |
Основной этап Ноябрь |
-
1.Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. -
2.Работа по теме самообразования. -
3.Оказание помощи в привлечении детей и родителей в ЭОР. -
4.Составление и разработка технологических карт к урокам. -
5. Методика проведения родительских собраний. Содержание, формы и методы работы с родителями. | 1.Оказание помощи в написании разработок к внеклассным мероприятиям. 2. Оказание помощи в проведении родительского собрания. 3. Участие детей в конкурсах и олимпиадах | 1. Обучение составлению отчетности в ЭКЖ по итогам 1 четверти. | Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. |
Декабрь |
1.Прохождение курсов по теме самообразования. 2.Беседа «Формы и методы работы на уроке». 3. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. 4.Взаимопосещение уроков. 4. Открытый урок по обучению грамоте для педагогов начальной школы. 5. . Составление и разработка технологических карт к урокам. | 1.Регистрация на вебинар, платформа «Учи.ру» 2. Участие детей в конкурсах и олимпиадах | 1. Изучение документов по ФГОС. | Проверка выполнения программы. Посещение уроков, кл. часа. Контроль ведения школьной документации. |
Январь |
-
Работа по теме самообразования. -
Взаимопосещение уроков. -
Открытый урок по математике для педагогов начальной школы. -
Составление и разработка технологических карт к урокам. | 1.Оказание помощи в написании характеристик на обучающихся. 2. Участие детей в конкурсах и олимпиадах | 1. Изучение документов по ФГОС. | Проверка ведения школьной документации. |
Февраль |
-
Работа по теме самообразования. -
Взаимопосещение уроков. -
Открытый урок по русскому языку для педагогов начальной школы. -
Составление и разработка технологических карт к урокам. -
Оказание помощи в распространении педагогического опыта в сетевых сообществах. -
Оказание помощи в участии городских и региональных конкурсах | 1.Оказание помощи в разработке мероприятий военно-патриотической направленности. 2. Участие детей в конкурсах и олимпиадах | 1. Изучение документов по ФГОС. | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Март |
1. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального и ученического портфолио. 2. Работа по теме самообразования. 3.Взаимопосещение уроков. 4. Составление и разработка технологических карт к урокам. 5. Оказание помощи в распространении педагогического опыта в сетевых сообществах | 1.Оказание помощи в разработке внеклассных мероприятий. 2. Участие детей в конкурсах и олимпиадах. 3. Оказание помощи в проведении родительского собрания. | 1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
Апрель |
-
Составление и разработка технологических карт к урокам. -
Оказание помощи в распространении педагогического опыта в сетевых сообществах -
| Участие детей в конкурсах и олимпиадах | Составление итоговых тестов для проверки. | Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. Контроль ведения портфолио |
Май |
1.Подведение итогов работы за год. 2. Выступление молодого специалиста на МО учителей начальных классов по теме самообразования. | 1.Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. | 1. Отчет о результатах наставнической работы. 2. Заполнение личных дел учащихся | Собеседование по итогам года (успеваемость, качество, выполнение программы) |
VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Волкова, Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс] / Н. А. Волкова, И. В. Сычева //Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022 - №2. - С.18-21.
-
Журавлева, Н.Н.Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Журавлева, И. А.Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022 - №2. - С.14-22.
-
Сасарина, Е. Целевая модель наставничества педагога в школе: с чего начать? [Электронный ресурс] / Е. Сасарина // Директор школы. - 2022 - №8. - С.15-22.
-
Дипломатова, З.Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя [Электронный ресурс] / З.Ю. Дипломатова, В.Н. Иванов, Г.А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева. – 2021 – № 1 (110). – С. 131-140.