Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Крыловка»
Утверждаю
Директор школы
____________Г.Д.Шуленина
«___»__________2024г.
Программа наставничества
по проектной исследовательской деятельности «учитель-ученик»
Индивидуальный исследовательский проект учащейся 9 класса
Скворцовой Олеси
по теме: «Есть такая профессия - Родину защищать»
Руководитель проекта: Носкова Татьяна Юрьевна,
учитель истории и обществознания
Крыловка
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
письмо Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
Перечень значимых мероприятий в стране и Приморском крае на 2024– 2025учебный год.
Актуальность программы в том, в том своей практике исследовательских проектов, педагог сталкивается с рядом вопросов, которые необходимо решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихся в процессе проекта. Как показала практика, эти задачи невозможно решить стихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.
Целью программы является создание системы сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- систематизировать проектную исследовательскую деятельность;
- выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательских работ;
- развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной исследовательской деятельности не просто учителя-предметника, а учителя - наставника.
Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся;
Организация проектной исследовательской деятельности
Организация проектной исследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на разных уровнях и в различных формах.
Проектная исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.
Необходимо отметить необходимость применения современных информационных технологий в контексте проектной исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.
Обучая учащихся теоретико-методическим основам проектам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить их эффективно ими пользоваться.
Любое учебное проектное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации проектной исследовательской деятельности в школе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются, конкретного обучающегося, новыми и личностно значимыми.
Участие в проектной исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могут быть приближены к реальным
развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика, условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки,
Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика.
Наставник проектно- исследовательского обучения
Исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Неверно было бы думать о том, что учитель-наставник берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных, постоянно выступая в роли наставника и опекуна. Учитель-наставник должен по отношению к ученику выполнять роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя.
Учащийся, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
Роль учителя-наставника при выполнении исследовательского проекта
Понятно, что при организации исследовательского проекта, о полной самостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет об одаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силу своей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать. Поэтому, безусловно, роль учителя-наставника в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. Самое сложное для него в ходе проектирования – это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
умения и компетенции.
В работе над проектом учитель-наставник:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Наставник исследовательской деятельности должен:
- понимать суть исследовательского проекта;
- уметь быть рядом, но не вовлекаться;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с учеником, содействовать в поддержании рабочей атмосферы;
- уметь показывать участникам проекта их достижения и их недоработки, разбираться с конфликтами;
- владеть разными инструментами организации работы, чтобы иметь возможность продемонстрировать их подопечному;
- иметь широкую эрудицию и способность быстро осваивать большие объемы информации, чтобы разобраться в деталях проекта, который задумали ваши подопечные;
- знать стандарты оформления проектной документации; программное обеспечение, поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникам с «внешней» частью работы;
- на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспечения реализации проекта с методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон.
Наставник следит за тем как развивается проект сразу в двух составных частях, равно являющихся неотъемлемой составляющей успешного проекта: командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа наставника и подопечного) и методическая (или приращение опыта).
Первая часть – командная. Итогом проекта должна стать сплоченная команда (наставник-ученик), где каждый понимает достоинства и компетенции обеих сторон, может строить совместную работу с учетом способностей и особенностей каждого участника, понимает, как поддерживать позитивный эмоциональный фон, поддерживать мотивацию друг в друге, понимать, как именно совместная работа дает новые качество. Формальное отношение к понятию команда резко снижает эффективность, а главное, не позволяет затем участникам развиваться.
Вторая часть – методическая. Каждый участник должен прирастать инструментами, способами организации и управления проектом, способами разрешения сложных ситуаций. Это позволяет резко наращивать компетенции.
Наставник на данном этапе:
определяет какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта, при этом постараться избежать занижения результата на входе и удержать и от завышения планки требований;
сосредоточивается на работе над проектом, не отвлекаться на посторонние вещи;
фиксирует учащимся переход от стадии к стадии жизненного цикла проекта;
добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:
- вести регулярные очные встречи с учащимся;
- быть на связи с учащимся, и иметь возможность оказывать ему поддержку в дистанционном режиме;
- предоставлять методические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
- вести наблюдение за развитием компетенций учащегося, общим и индивидуальным эмоциональным фоном, давать обратную связь;
- заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, для организации системной работы;
- помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.
Необходимы регулярные встречи наставника с исполнителем проекта, который представляет результаты промежуточной работы над проектом, а наставник помогает им продвинуться вперед от оформления проектной идеи до презентации результата работы на защите проекта. Встреча (консультация) состоит из четырех обязательных шагов:
1. Выяснить в каком состоянии находится работа над проектом – беглый опрос (например: четыре прекрасные вопроса: что достигли? Как плодотворно проводилась работа по проекту? Что получилось хорошо, а что не получилось? Что подопечный намерен делать? Что хочет изменить в своем подходе к работе, а что оставить как есть?
2. Выявить и разобрать трудности в работе над проектом – обсуждение, ответы на вопросы.
3. Показать следующий рубеж проектной работы – описание следующего шага план проекта.
4. Сформулировать следующие действия работы (до ближайшей встречи) – беглый опрос (что вы собираетесь сделать?) и рекомендации от наставника (имеет смысл сделать еще вот это и вот это?), а подопечный фиксируют свои действия в плане работы.
Дорожная карта исследовательского проекта
Этапы проекта | Срок выполнения | Обучающийся | Наставник |
Организационный этап (сентябрь 2024 года) | Сентябрь 2024 года | 1.Определение примерной темы проекта; 2.Определение наставника | | Индивидуальные консультации с обучающимися; |
1.Оказание помощи при выборе темы проекта; 2.Формулирование идеи проекта. |
1.Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательского проекта. |
Деятельностный этап ( сентябрь-декабрь 2024 года) | | Сентябрь 2024 года Октябрь-ноябрь 2024 года Ноябрь 2024 года Декабрь 2024 года | 1.Составление плана работы обучающегося над проектам; 2.Генерация идей; 3.Выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме проекта (информация о военнослужащих-выпускниках школы, участниках локальных конфликтов и СВО); 4.Проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части; 5.Оформление проекта; 6.Подготовка презентации, раздаточного материала |
Декабрь 2024 года | 1.Самооценка; 2. Формулирование вывода; 3.Оформление заключения. 4.Оформление стенда «Есть такая профессия-Родину защищать» | |
Этап защиты проекта (вторая половина декабря 2024 года) | Декабрь 2024 года | 1.Защита проекта. | 1.Индивидуальные консультации (по необходимости) |
На организационном этапе наставник, выступая в роли преподавателя-предметника, проводит обучение по индивидуальной образовательной теме.
На данном этапе наставник также выступает в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, и куратора, который в ходе организации установочной очной встречи разъясняет проектным ему порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт) проектной работы, мотивирует его на реализацию идеи.
На данном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектными компетенциями:
- формирование среды для успешной генерации идей проекта:
- вдохновение участника проекта на создание и развитие идей;
- создание творческой атмосферы восприятия новых идей;
- поощрение развития творческого потенциала участника проекта.
На деятельностном этапе, наставник проекта в роли – опытного советника (ментора), направляя свою деятельность на полное сопровождение своего подопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны»:
В ходе очередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы над проектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причины продвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектной работы) будет представлен в ходе выполнения индивидуального проекта.
На данном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенции наставника:
1.Осуществление комплексного планирования реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций;
2.Организационное проектирование, коммуникация внутри проекта и вне его, сопровождение учащегося к поставленной цели.
На заключительном этапе наставник выступает в роли куратора и ментора. В ходе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексию работы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта, информирует о процедуре защиты, о жюри и отвечает на важные вопросы, чтобы снять стресс перед защитой. Наставник, как помогал и поддерживал своего подопечного в его работе над проектом, также он и морально поддерживает его и на защите данного проекта.
Перед представлением итогов работы наставник также готовит отчёт на готовый проект, где указывается достижения в ходе проектной работы:
- дистанция, которая пройдена от начала до момента защиты (в понимании, что такое исследовательский проект; владении инструментами проектной работы, в создании желаемого продукта);
- способность исполнителя проекта в одном-двух предложениях описать суть проекта (ответы на вопросы «о чем?» и «зачем?», а не на вопрос «что делали?»);
- полноту описания проекта (описание идеи, описание плана работ, соотношение плана и факта, анализ причин имеющихся расхождений, если таковые есть;
- анализ, что именно делал как руководитель (наставник).
На этапе защиты проекта задача наставника морально поддерживать исполнителя проекта, сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться. Также наставник должен подготовить своё краткое резюме о работе над проектом. Защита проекта – это результат совместного труда наставника и исполнителя проекта, это их триумф или поражение.
Проектные компетенции наставника этого этапа:
- обеспечение комплексного оценивания реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций;
- представление проекта к защите.