СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества "тренер-преподаватель-тренер-преподаватель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе отражен план мероприятий для адаптации молодого тренера-преподавателя к рабочим условиям и к коллективу

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества "тренер-преподаватель-тренер-преподаватель"»

Содержание программы



I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5

1.1Актуальность разработки программы наставничества ……………………………...… . 3

    1. Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4

    2. Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4

    3. Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…... 4

    4. Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4

    5. Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5

    6. Принципы наставничества…………………………………………………………………5


II. Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5

III. Содержание программы ……………………………………………………………..…5-7

3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..… 5-6

3.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………… 6-7

3.1 Организация контроля и оценки………………………………………………………… 7

IV. Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность разработки программы наставничества

Программа наставничества МУ ДО «ССШ» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);

  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);

  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденны распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим тренерам-преподавателям (педагогам и учителям), меняющим условия работы, специальность. Поэтому поддержка, - адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста, является одной из ключевых задач спортивной школы.

Решению этих стратегических задач кадровой политики МУ ДО «ССШ» будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого тренера-преподавателя и вновь прибывшего тренера, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста прибывающего в МУ ДО «ССШ» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне дополнительно образовательной организации.

Программа наставничества МУ ДО «ССШ» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.




Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные задачи наставничества:

  1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;

  2. Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

  3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;

  4. Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

  5. Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.

Срок реализации программы 1 год.

Это связано с тем, что план МУ ДО «ССШ» тренера преподавателя составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.

Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2024 года.


Применяемые формы наставничества и технологии


Исходя из образовательных потребностей МУ ДО«ССШ» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Тренер-преподаватель – тренер-преподаватель».

Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.


Основные виды деятельности:

  1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.

  2. Посещение тренировок наставляемого специалиста и организация взаимопосещений

  3. Планирование и анализ тренерско -педагогической деятельности

  4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации тренировочно - воспитательной работы.

  5. Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе тренеров –преподавателей школы.

  6. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными тренерами-преподавателями.

  7. Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.




Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:

  • Индивидуальное консультирование

  • Активные методы (взаимопосещение тренировок, собеседование, мастер-классы, организация и проведение соревнований и т.д.)


Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации

2-й этап – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

Принципы наставничества

  • Добровольность

  • Гуманность

  • Соблюдение прав наставляемого специалиста

  • Конфиденциальность

  • Ответственность

  • Искренне желание помочь в преодолении трудностей

  • Взаимопонимание

  • Способность видеть личность



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Высокий уровень включенности специалиста в тренерско- педагогическую работу, культурно досуговую жизнь образовательной организации;

  2. Усиление уверенности тренера-педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и тренерско-педагогического потенциала;

  3. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;

  4. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


3.1.Основные участники программы и их функции.

Наставляемый: Фликова Анастасия Николаевна, имеющая малый опыт работы –

от 0 до 3 лет, испытывающая трудности с организацией учебного процесса


Наставник: Иванова Валентина Павловна, тренер-преподаватель первой категории, стаж работы 9 лет.




Требования, предъявляемые к наставнику:

-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, тренерско-педагогической, методической и профессиональной подготовки;

-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению тренировок, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со спортивной школой, с расположением площадок, спортзалов, служебных и бытовых помещений;

-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к тренеру – преподавателю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении тренерско-педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения тренировок, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с тренерско- педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю или заместителю руководителя о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому специалисту:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности спортивной школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем директора.

3.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный тренер - педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении года.

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.


3.3.Организация контроля и оценки

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

● администрация организации - участников;

● наставники - участники программы;



ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

ответственные

Август

Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества

Администрация школы

Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества

Администрация школы

Сентябрь

Информирование тренеров- преподавателей о возможностях и целях программы наставничества

Зам. директор


Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы. Обучение наставников.

Зам директор

Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста.

педагог -наставник

Октябрь

Составление и утверждение индивидуального плана(программы) работы Наставника с Наставляемым лицом

педагог -наставник

Зам директор

Беседа: Структура тренировки и методика преподавания в в соответствии с ФГОС

педагог -наставник

Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи

педагог -наставник

Ноябрь

Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности

педагог -наставник

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование.

Зам директор педагог -наставник

Определение темы самообразования.

Педагог-наставник



Декабрь

Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаниях, умениях, навыках и преодолению учебных затруднений.

педагог -наставник

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

педагог -наставник

Посещение занятий Наставляемого специалиста.

Зам директор

педагог -наставник

Январь

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Зам директор

педагог -наставник

Отработка структуры тренировки в условиях реализации ФГОС

педагог -наставник

Консультация Организация приёма контрольно-переводных и отборочных нормативов.

педагог -наставник

февраль.

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

педагог -наставник

Консультация: Качественная рефлексия тренировки

педагог -наставник

Консультация: Здоровьесберегающие технологии

педагог -наставник

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

педагог -наставник

март

Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег


Консультация.Работа на платформе «Навигатор. Ру»

педагог -наставник

апрель

Беседа. Портфолио ученика

педагог -наставник

Консультация .Виды тренировок.

педагог -наставник

Организация спортивно массовых мероприятий

Админестрация МУ ДО «ССШ»педагог -наставник, наставляемый специалист

Май

Текущие проблемы организации УВП

Зам директор

педагог -наставник

Проведение спортивно массовых мероприятий

Админестрация МУ ДО «ССШ»педагог -наставник, наставляемый специалист

Беседа Корректировка рабочих программ

педагог -наставник

июнь

Разработка плана конспекта занятия

Наставляемый специалист

Открытое занятие наставляемого специалиста.

Наставляемый специалист

июль

Проект «Пути повышения эффективности деятельности спортивной школы»

Наставляемый специалист

август

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

педагог -наставник

Наставляемый специалист

Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица

педагог -наставник


12