Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5
1.1Актуальность разработки программы наставничества ……………………………...… . 3
Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…... 4
Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5
Принципы наставничества…………………………………………………………………5
II. Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5
III. Содержание программы ……………………………………………………………..…5-7
3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..… 5-6
3.2 Механизм управления программой наставничества…………………………………… 6-7
3.1 Организация контроля и оценки………………………………………………………… 7
IV. Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Программа наставничества МУ ДО «ССШ» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденны распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим тренерам-преподавателям (педагогам и учителям), меняющим условия работы, специальность. Поэтому поддержка, - адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста, является одной из ключевых задач спортивной школы.
Решению этих стратегических задач кадровой политики МУ ДО «ССШ» будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого тренера-преподавателя и вновь прибывшего тренера, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста прибывающего в МУ ДО «ССШ» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне дополнительно образовательной организации.
Программа наставничества МУ ДО «ССШ» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Срок реализации программы 1 год.
Это связано с тем, что план МУ ДО «ССШ» тренера преподавателя составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2024 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Исходя из образовательных потребностей МУ ДО«ССШ» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Тренер-преподаватель – тренер-преподаватель».
Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.
Основные виды деятельности:
Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
Посещение тренировок наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
Планирование и анализ тренерско -педагогической деятельности
Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации тренировочно - воспитательной работы.
Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе тренеров –преподавателей школы.
Демонстрация опыта успешной деятельности опытными тренерами-преподавателями.
Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:
Индивидуальное консультирование
Активные методы (взаимопосещение тренировок, собеседование, мастер-классы, организация и проведение соревнований и т.д.)
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а так же выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й этап – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
Добровольность
Гуманность
Соблюдение прав наставляемого специалиста
Конфиденциальность
Ответственность
Искренне желание помочь в преодолении трудностей
Взаимопонимание
Способность видеть личность
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Высокий уровень включенности специалиста в тренерско- педагогическую работу, культурно досуговую жизнь образовательной организации;
Усиление уверенности тренера-педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и тренерско-педагогического потенциала;
Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1.Основные участники программы и их функции.
Наставляемый: Фликова Анастасия Николаевна, имеющая малый опыт работы –
от 0 до 3 лет, испытывающая трудности с организацией учебного процесса
Наставник: Иванова Валентина Павловна, тренер-преподаватель первой категории, стаж работы 9 лет.
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, тренерско-педагогической, методической и профессиональной подготовки;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению тренировок, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со спортивной школой, с расположением площадок, спортзалов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к тренеру – преподавателю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении тренерско-педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения тренировок, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с тренерско- педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю или заместителю руководителя о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности спортивной школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и заместителем директора.
3.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный тренер - педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении года.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
3.3.Организация контроля и оценки
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
● администрация организации - участников;
● наставники - участники программы;
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации | ответственные |
Август |
| Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества | Администрация школы |
| Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества | Администрация школы |
Сентябрь |
| Информирование тренеров- преподавателей о возможностях и целях программы наставничества | Зам. директор |
| Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы. Обучение наставников. | Зам директор |
| Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста. | педагог -наставник |
Октябрь |
| Составление и утверждение индивидуального плана(программы) работы Наставника с Наставляемым лицом | педагог -наставник Зам директор |
| Беседа: Структура тренировки и методика преподавания в в соответствии с ФГОС | педагог -наставник |
| Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи | педагог -наставник |
Ноябрь |
| Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности | педагог -наставник |
| Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование. | Зам директор педагог -наставник |
| Определение темы самообразования. | Педагог-наставник |
Декабрь |
| Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаниях, умениях, навыках и преодолению учебных затруднений. | педагог -наставник |
| Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ | педагог -наставник |
| Посещение занятий Наставляемого специалиста. | Зам директор педагог -наставник |
Январь |
| Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста» | Зам директор педагог -наставник |
| Отработка структуры тренировки в условиях реализации ФГОС | педагог -наставник |
| Консультация Организация приёма контрольно-переводных и отборочных нормативов. | педагог -наставник |
февраль. |
| Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом | педагог -наставник |
| Консультация: Качественная рефлексия тренировки | педагог -наставник |
| Консультация: Здоровьесберегающие технологии | педагог -наставник |
| Посещение уроков Наставляемого специалиста. | педагог -наставник |
март |
| Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег | |
| Консультация.Работа на платформе «Навигатор. Ру» | педагог -наставник |
апрель |
| Беседа. Портфолио ученика | педагог -наставник |
| Консультация .Виды тренировок. | педагог -наставник |
| Организация спортивно массовых мероприятий | Админестрация МУ ДО «ССШ»педагог -наставник, наставляемый специалист |
Май |
| Текущие проблемы организации УВП | Зам директор педагог -наставник |
| Проведение спортивно массовых мероприятий | Админестрация МУ ДО «ССШ»педагог -наставник, наставляемый специалист |
| Беседа Корректировка рабочих программ | педагог -наставник |
июнь |
| Разработка плана конспекта занятия | Наставляемый специалист |
| Открытое занятие наставляемого специалиста. | Наставляемый специалист |
июль |
| Проект «Пути повышения эффективности деятельности спортивной школы» | Наставляемый специалист |
август |
| Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица | педагог -наставник Наставляемый специалист |
| Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица | педагог -наставник |
12