Департамент образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Луч»
городского округа Самара
Принято на заседании Педагогического совета от «31» мая 2021г. протокол № 7 | Утверждаю Директор МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара С.Г. Юрова «19» июня 2021г. |
Программа наставничества
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр детского творчество «Луч»
городского округа Самара
2021-2022 г.г.
г. Самара 2021
1. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы наставничества
В настоящее время перед учреждениями дополнительного образования стоят новые задачи, которые предусмотрены различными нормативными документами. В частности, федеральный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ. Все эти преобразования невозможны без совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров. И сегодня огромное значение приобретают вопросы формирования кадрового потенциала, а особенно остро стоит задача привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях. Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение - одна из ключевых задач образовательной политики. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого педагога, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Молодой педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в образовательных учреждениях.
Молодые педагоги не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А значит молодых педагогов надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации учреждения, так и со стороны самих учащихся и их родителей.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-наставника.
Наставник - опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога.
Молодой педагог — работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога - наставника.
В МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара (далее – Центр) это:
Педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении;
Педагоги, имеющие трудовой стаж не более 3 лет;
Педагоги, не имеющие квалификационной категории;
Педагоги, нуждающиеся в дополнительной подготовке для реализации непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Критерии отбора педагогов - наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций педагога - наставника, включающих:
квалификационные требования;
показатели результативности;
профессиональные навыки;
профессионально важные качества личности;
личные мотивы к наставничеству
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне Центра.
Цель и задачи программы наставничества
Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших педагогических работников, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
Устранение профессиональных дефицитов сопровождаемого(-ых);
Повышение профессиональной готовности сопровождаемых к самостоятельному решению профессиональных проблем;
Повышение мотивации сопровождаемого(-ых) к профессиональному саморазвитию.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 2 года и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.
На первом этапе сопровождения определяются возможности педагога, выявляются его личностные качества, мотивация педагога на саморазвитие. Оказывается адресная помощь педагогу, формируются аналитические умения: анализ занятий, самоанализ. Выявляется рост потенциальных возможностей педагога.
На втором этапе сопровождения педагог выбирает методическое направление деятельности. Ведется активная деятельность педагога по самообразованию в соответствии с выбранным направлением.
На третьем этапе (диагностическом) определяется результативность сопровождения по развитию компетентности педагога.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
I этап - период адаптации: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
II этап - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди учащихся, родителей, коллег.
Содержание работы:
Изучение опыта работы коллег;
Повышение своего профессионального мастерства;
Посещение открытых городских мероприятий, участие в конкурсах профессионального мастерства;
Приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении методических, педагогических советов;
Диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер- классы, тренинги;
Проведение семинаров-практикумов по темам.
Ill этап - складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Применяемые формы наставничества и технологии
Основной формой наставничества данной программы является «наставник - педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе на учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных педагогов и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе и стране.
Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное.
2. Содержание программы
2.1 Основные участники программы и их функции
Исходя из практики работы по наставничеству, молодым или прибывшим педагогам определяются педагоги - наставники, которые близки им по направленности, перенимается у них опыт, от которых начинается старт карьерного роста. Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:
Наставник-консультант - создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
Наставник-профессионал - опытный педагог той же направленности, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания данного профиля.
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Индивидуальность - выбор форм и видов работы с педагогическим работником, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития педагогического работника продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития педагогического работника и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Требования, предъявляемые к наставнику:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего педагогического работника по занимаемой должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки;
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу Центра, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу дополнительного образования, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом занятий и различных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к молодому специалисту:
изучать нормативные документы, определяющие особенности деятельности Центра и функциональные обязанности по занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными педагогами; открытые занятия, тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение занятий; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов повышения квалификации.
Оценка результатов программы и ее эффективности
Организация контроля и оценки
Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет администрация Центра.
Текущий контроль – 1 раз в полугодие по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта.
Итоговый контроль – на основании таблицы результативности программы наставничества за прошедший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых.
Показатели и критерии оценки
результативности программы наставничества
№ п/п | Наименование показателей Программы | Базовый индикатор на начало реализации Программы | Индикатор результативности за год |
| Доля молодых педагогов в общей численности педагогических работников Центра | | |
| Доля молодых педагогов, прошедших процедуру аттестации на квалификационную категорию | | |
| Доля молодых педагогов освоивших дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышение квалификации (в объёме не менее 36 часов) | | |
| Доля молодых педагогов самостоятельно освоивших информационное пространство | | |
| Доля молодых педагогов, принявших участие в конкурсах различного уровня до 20% | | |
План реализации мероприятий
программы наставничества на учебный год
Ожидаемые результаты. Результатом эффективной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую деятельность, повышение уровня уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в Центре. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития.
Среди оцениваемых результатов:
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе;
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
План реализации мероприятий программы наставничества
на учебный год
№п/п | Наименование мероприятия/ виды деятельности по его подготовке и организации | Сроки проведения | Ответственные |
| - Представление молодых педагогов, заполнение информационной карты. | август- сентябрь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Нормативно – правовая база, правила внутреннего трудового распорядка. - Требования к оформлению документации. - Закрепление за молодыми специалистами наставников. - Определение темы по самообразованию. - Организация работы наставников. | сентябрь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года. - Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов | октябрь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам. | ноябрь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Анализ педагогических ситуаций; - Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; - Посещение занятий, мероприятий опытных педагогов. | декабрь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество обучения». - Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. | январь | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Посещение занятий молодого педагога с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту. - Посещение и взаимопосещение занятий. | В течение года | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Анализ новинок методической литературы и ЭОР | ежемесячно | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |
| - Выступление молодого специалиста на Методическом совете. Методическая выставка достижений педагога. - Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе. - Анкетирование: Самооценка квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником. - Анализ и самоанализ результатов работы всех участников программы наставничества. | май | заместитель директора, куратор целевой модели «Наставничество» |