СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа научного общества учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей учащихся

Просмотр содержимого документа
«Программа научного общества учащихся»

Программа

Научного общества учащихся «Юный исследователь»

Руководитель Ширинкина Е.Н.

Пояснительная записка

Научного общества учащихся «Юный исследователь» предназначено для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы. Рассчитано на 144 часа, по 4,5 часу в неделю. Программа составлена на основе курса «Основы научно-исследовательской деятельности» для учащихся 6 классов, разработанного и апробированного Галеевой Н.И., зам.директора, педагогом-психологом ГБОУ г. Москвы, гимназии № 1595, 2010 год.

Цель работы научного общества – формирование исследовательской и проектной компетенций учащихся.

Задачи курса:

  1. Знакомство с принципами и правилами организации проектной и исследовательской деятельности.

  2. Формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками.

  3. Развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся.

Вид программы: модифицированная.

Технология работы в 5 классе заключается в том, что учащиеся знакомятся с особенностями проектной и исследовательской работы, ее отличиями от других видов работ, видами проектов и исследований, учатся решать олимпиадные и конкурсные задания по различным предметам учебного курса, осваивают приемы и методы работы с литературой, осуществляют поиск информации, выполняют проектную работу и мини-исследование.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся должны знать:

- особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач проекта и исследования, выбора методов проектирования и исследования;

- виды научных работ (реферат, научная статья, тезисы);

- способы и формы представления данных, полученных в результате проектирования и исследования.

2. Работа с источниками знаний:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет – источниками и т.д.);

- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач проектирования и исследования;

- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;

- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;

- выявлять причинно – следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике;

- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.

 3. Анализ, объяснение:

- систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;

- объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;

- излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;

- анализировать статистические данные.

4. Версии, оценки:

- излагать приведенные в учебной, научной литературе и других источниках оценки (к примеру, важных событий, явлений);

- высказывать и аргументировать свое отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.

Принципы отбора содержания образовательной программы.

Основными принципами отбора содержания являются: принцип системности, доступности, практической направленности. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели проектной и исследовательской деятельности. Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся 5 класса. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.

Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования как общеучебных, так и проектно-исследовательских умений и навыков учащихся основной школы.

Организационные формы и приемы обучения.

Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных проектно–исследовательских умений учащихся (анализ источников, рецензирование, составление аннотаций, тезисов, конспектов и др.). Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения, на занятиях в группе, самостоятельное выполнение учащимися задач проектной и исследовательской направленности. 

Учебно-тематический план предмета состоит из трех модулей: исследовательская деятельность (60 часов), проектная деятельность (47 часов), подготовка к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам (37 часов). На исследовательскую деятельность в программе научного общества в 5 классе отводится больше часов, поскольку в этом возрасте учащиеся способны выполнить качественную проектную работу. А исследовательская деятельность дается с теоретической точки зрения, потому что в силу возраста лишь некоторые ученики могут выполнить исследование высокого уровня.

Основные формы и методы работы научного общества:

    1. Лекция с элементами беседы;

    2. Работа со справочной литературе в библиотеке;

    3. Работа на компьютере (набор текста, поиск информации в Интернете, подготовка электронной презентации);

    4. Работа в группе;

    5. Игра;

    6. Презентация.

Рекомендуемая литература:

  1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

  2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

  3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

  4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.

  5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.

  6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

  7. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979.

  8. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.

  9. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.

  10. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.

  11. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса/ Под ред. Е.Я. Когана.- Самара, 2006.

  12. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.















Да-та

Тема

Ча-сы

Контроль-но-измерит. материалы

Д/з

Примеч.

1

5.09

Введение.

1




2

5.09

Входная диагностика обучающихся по выявлению склонности к исследовательской деятельности.

1,5

Диагностирование потребностей и интересов обучающихся

Составить карточку «Это исследование?» (10 примеров).


3

7.09

Что такое исследование?

1




4

7.09

Тема исследования.

1


Подготовка выступления по выбору темы и определение гипотезы.


5

12.09

Тема исследования.

1

Выступление по выбору темы и определение гипотезы.

Придумать тему исследования.


6

12.09

Актуальность исследования.

1,5

Тест по теме «Определение актуальности заданного исследования»

Придумать актуальность для составленных тем.


7

14.09

Виды исследования.

1


Сообщение «Виды исследования»


8

14.09

Цель исследования.

1

Проверочная работа по теме «Цель исследования»

Карточка по те-ме «Цель исследования»


9

19.09

Задачи исследования.

1

Работа в группах по теме «Разработка задач исследования по заданной теме»

Тест по теме «Задачи исследования»


10

19.09

Гипотеза исследования.

1,5

Мини-исследование «Определение гипотезы исследования»


Карточка по теме «Гипотеза исследования»


11

21.09

Объект и предмет исследования.

1

Игра по теме «Объект и предмет исследования»

Тест по теме «Объект и предмет исследования»


12

21.09

Приемы исследования.

1

Проверочная работа по теме «Приемы исследования»

Составить кроссворд по теме «Приемы исследования»


13

26.09

Критерии исследования.

1

Работа в группах по теме «Оценивание исследования по заданным критериям»

Оценить по критериям свою исследовательс-кую работу (письменно).


14

26.09

Структура исследовательской работы.

1,5

Составление алгоритма исследовательской работы

Подготовить рассказ по алгоритму


15

28.09

Структура исследовательской работы.

1

Составление алгоритма исследовательской работы

Подготовить рассказ по алгоритму


16

28.09

Выбор темы исследовательской работы.

1

Выступление по выбранной теме исследования

Выбрать тему исследовательс-кой работы.


17

3.10

Определение гипотезы исследования.

1

Гипотеза исследования

Определить гипотезу исследования


18

3.10

Составление плана работы по выбранной теме.

1,5


Собрать матери-ал по выбран-ной теме


19

5.10

Изучение материала по выбранной теме исследования.

1


Проанализиро-вать материал по выбранной теме.


20

5.10

Изучение материала по выбранной теме исследования.

1


Проанализиро-вать материал по выбранной теме.


21

10.10

Анализ материала по выбранной теме.

1


Составить план работы.


22

10.10

Анализ материала по выбранной теме.

1,5


Составить план работы.


23

12.10

Построение исследовательской работы.

1


Откорректиро-вать план работы.


24

12.10

Оформление титульного листа исследовательской работы.

1

Оформление титульного листа исследователь-ской работы.

Оформить титульный лист исследователь-ской работы.


25

17.10

Продумывание целей, задач исследования.

1

Цели, задачи исследования.

Составить цели, задачи исследования.


26

17.10

Продумывание актуальности исследования.

1,5

Актуальность исследова-ния.

Составить актуальность исследования.


27

19.10

Определение объекта и предмета исследования.

1

Объект и предмет исследования.

Прописать объект и предмет исследования.


28

19.10

Определение методов и приемов исследования.

1

Методы и приемы исследования

Продумать методы и приемы исследования


29

24.10

Определение критериев исследования.

1

Критерии исследования.

Составить крите-рии исследова-ния


30

24.10

Составление вступительной части исследовательской работы.

1,5

Оформление вступительной части исследовательской работы.

Составить вступительную часть исследовательс-кой работы.


31

26.10

Подготовка основной части исследовательской работы. Глава I.

1

Основная часть исследования (Глава I).

Оформить I главу исследовательс-кой работы.


32

26.10

Подготовка основной части исследовательской работы. Глава I.

1

Основная часть исследования (Глава I).

Оформить I главу исследовательс-кой работы.


33

28.10

Подготовка основной части исследовательской работы. Главы II-III.

1

Основная часть исследования (Главы II-III).

Оформить II-III главы исследовательс-кой работы.


34

28.10

Подготовка основной части исследовательской работы. Главы II-III.

1,5

Основная часть исследования (Главы II-III).

Оформить II-III главы исследовательс-кой работы.


35

09.11

Составление заключительной части исследовательской работы.

1

Заключитель-ная часть исследования

Оформить заключительную часть исследовательс-кой работы.


36

09.11

Составление заключительной части исследовательской работы.

1

Заключитель-ная часть исследования

Оформить заключительную часть исследовательс-кой работы.


37

14.11

Оформление библиографического списка источников.

1

Библиогра-фический список источников

Оформить библиографичес-кий список источников


38

14.11

Оформление библиографического списка источников.

1,5

Библиогра-фический список источников

Оформить библиографичес-кий список источников


39

16.11

Оформление приложений и сносок.

1

Приложения и сноски

Оформить приложения и сноски


40

16.11

Оформление приложений и сносок.

1

Приложения и сноски

Оформить приложения и сноски


41

21.11

Экспертирование исследовательской работы.

1

Экспертирование исследовательской работы.

Подготовиться к защите исследовательс-кой работы


42

21.11

Экспертирование исследовательской работы.

1,5

Экспертирование исследовательской работы.

Подготовиться к защите исследовательс-кой работы


43

23.11

Экспертирование исследовательской работы.

1

Экспертирование исследовательской работы.

Подготовиться к защите исследовательс-кой работы


44

23.11

Подготовка презентации выступления.

1

Презентация выступле-ния для защиты исследования

Подготовить презентацию выступления


45


Подготовка презентации выступления.

1

Презентация выступления для защиты исследования

Подготовить презентацию выступления


46


Подготовка презентации выступления.

1,5

Презентация выступления для защиты исследования

Подготовить презентацию выступления


47


Составление тезисов для защиты работы.

1

Тезисы для защиты исследования

Составить тезисы для защиты работы.


48


Составление тезисов для защиты работы.

1

Тезисы для защиты исследования

Составить тезисы для защиты работы.


49


Составление тезисов для защиты работы.

1

Тезисы для защиты исследования

Составить тезисы для защиты работы.


50


Защита исследовательской работы.

1,5

Защита исследователь-ской работы.

Приготовиться к защите исследовательс-кой работы.



51


Защита исследовательской работы.

1

Защита исследовательской работы.

Приготовиться к защите исследовательс-кой работы.



52


Защита исследовательской работы.

1

Защита исследовательс-кой работы.

Приготовиться к защите исследовательс-кой работы.



53


Защита исследовательской работы.

1

Защита исследовательской работы.

Приготовиться к защите исследовательс-кой работы.



54


Защита исследовательской работы.

1,5

Защита исследовательской работы.

Приготовиться к защите исследовательс-кой работы.



55


Рецензия на исследовательскую работу.

1

Рецензия на исследовательскую работу.

Составить план рецензии.



56


Рецензия на исследовательскую работу.

1

Рецензия на исследовательскую работу.

Составить план рецензии.



57


Написание рецензии на исследовательскую работу.

1


Закончить рецен-зию


58


Написание рецензии на исследовательскую работу.

1,5


Дописать рецензию.


59


Рефлексия. Оценка результативности проделанной работы.

1

Оценка результативности проделанной работы

Заполнить оценочный лист.


60


Планирование дальнейшей исследовательской деятельности.

1

Презентация

Составить план дальнейшей работы


61


Входная диагностика по выявлению склонности к проектной деятельности

1

Тест по выявлению склонности к проектной деятельности.

Записи в тетради прочитать


62


Проект. Этапы работы над проектом.

1,5


Сформулировать тему проектной работы


63


Поисковый этап. Идеи детей.

1


Найти материал для проектной работы.


64


Поисковый этап. Идеи детей.

1


Найти материал для проектной работы.


65


Аналитический этап.

1


Проанализиро-вать собранный материал.


66


Аналитический этап.

1,5


Проанализиро-вать собранный материал.


67


Практический этап.

1


Подготовить презентацию.


68


Практический этап.

1


Подготовить презентацию.


69


Презентационный этап

1


Приготовить выступление.


70


Контрольный этап.

1,5


Составить промежуточный самоанализ.


71


Портфолио проекта.

1


Составить портфолио проекта.


72


Портфолио проекта.

1


Составить портфолио проекта.


73


Правила оформления проектной работы.

1


Проанализиро-вать правила оформления работы.


74


Правила оформления проектной работы.

1,5


Проанализиро-вать правила оформления работы.


75


Экспертирование проектов.

1

Индивидуаль-ный план проектной работы.

Составить индивидуальный план проектной работы.


76


Экспертирование проектов.

1

Индивидуаль-ный план проектной работы.

Соста-вить индивидуальный план проектной работы.


77


Составление вступительной части проектной работы.

1


Оформить вступительную часть проектной работы.


78


Составление вступительной части проектной работы.

1,5


Оформить вступительную часть проектной работы.


79


Составление бюджета проекта и истории создания продукта.

1


Оформить бюджет проекта и историю создания продук-та.


80


Составление бюджета проекта и истории создания продукта.

1


Оформить бюджет проекта и историю создания продук-та.


81


Составление техники безопасного труда и гигиены.

1


Оформить технику безопасного труда и гигиены.


82


Составление технологии изготовления продукта.

1,5


Оформить технологию изготовления продукта.


83


Составление технологии изготовления продукта.

1


Оформить технологию изготовления продукта.


84


Составление технологии изготовления продукта.

1


Оформить технологию изготовления продукта.


85


Составление заключительной части работы.

1


Оформить заключительную часть работы.


86


Составление заключительной части работы.

1,5


Оформить заключительную часть работы.


87


Оформление библиографического списка литературы.

1


Оформить библиографичес-кий список литературы.


88


Оформление библиографического списка литературы.

1


Оформить библиографичес-кий список литературы.


89


Оформление приложений и сносок.

1


Оформить приложения и сноски.


90


Оформление приложений и сносок.

1,5


Оформить приложения и сноски.


91


Подготовка презентации выступления.

1


Подготовить презентацию выступления.


92


Подготовка презентации выступления.

1


Подготовить презентацию выступления.


93


Подготовка презентации выступления.

1


Подготовить презентацию выступления.


94


Подготовка тезисов выступления.

1,5


Подготовить тезисы выступ-ления.


95


Подготовка тезисов выступления.

1


Подготовить тезисы выступ-ления.


96


Подготовка тезисов выступления.

1


Подготовить тезисы выступ-ления.


97


Защита проектной работы.

1


Приготовиться к защите проект-ной работы.


98


Защита проектной работы.

1,5


Приготовиться к защите проект-ной работы.


99


Защита проектной работы.

1


Приготовиться к защите проект-ной работы.


100


Защита проектной работы.

1


Приготовиться к защите проект-ной работы.


101


Защита проектной работы.

1




102


Рецензия на проектную работу.

1,5


Составить план рецензии.


103


Рецензия на проектную работу.

1


Составить план рецен-зии.



104


Написание рецензии.

1


Дописать рецен-зию.


105


Написание рецензии.

1


Дописать рецен-зию.


106


Написание рецензии.

1,5


Дописать рецен-зию.


107


Рефлексия. Выбор темы будущей проектной работы. Программа действий.

1


Работа по проекту.


108


Анкетирование обучающихся по выявлению склонности к интеллектуальной деятельности.

1

Тест по выявлению склонности к интеллектуальной деятельности.



109


Разбор олимпиадных заданий по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.



110


Разбор олимпиадных заданий по русскому языку.

1,5


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.



111


Разбор олимпиадных заданий по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


112


Разбор олимпиадных заданий по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


113


Разбор олимпиадных заданий по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


114


Разбор олимпиадных заданий по литературе.

1,5


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


115


Разбор олимпиадных заданий по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


116


Разбор олимпиадных заданий по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


117


Разбор олимпиадных заданий по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


118


Разбор олимпиадных заданий по литературе.

1,5


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


119


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


120


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


121


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по русскому языку.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


122


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по русскому языку.

1,5


Прорешивание олимпиадных заданий по русскому языку.


123


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


124


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


125


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по литературе.

1


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


126


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по литературе.

1,5


Прорешивание олимпиадных заданий по литературе.


127


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


128


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


129


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


130


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1,5


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


131


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


132


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


133


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


134


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1,5


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


135


Подготовка к интеллектуальным конкурсам по различным предметам.

1


Прорешивание конкурсных заданий по различным предметам.


136


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


137


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


138


Подготовка к интеллектуальным играм.

1,5


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


139


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


140


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


141


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


142


Подготовка к интеллектуальным играм.

1,5


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


143


Подготовка к интеллектуальным играм.

1


Прорешивание заданий интеллектуаль-ных игр.


144


Рефлексия. Анализ работы за год.

1,5






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!