СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа о биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа о биологии»

Пояснительная записка


Биология 5 класс


1.Роль и место дисциплины


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.




2. Адресат

Программа адресована обучающимся пятых классов общеобразовательных школ.

3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту


Рабочая программа по биологии составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии Пасечника В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 год) к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс»// В.В.Пасечник. М, Дрофа, 2014 год)




4. Цели и задачи


Главными целями учебного предмета «Биология» в 5 классе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений , ухода за ними.



5.Специфика программы

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Рабочая программа предмета «Биология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе биологических знаний. Биология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

6.Основные содержательные линии курса


Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу

которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить

вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,

объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,

структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную

деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои

мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать

информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической

культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной

жизни и практической деятельности.

Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.



7.Структура программы


Содержание учебного предмета «Биология »

5 класс

Введение (6 часов)

Клеточное строение организмов (11 часов)

Царство Бактерии и Грибы (7 часов)

Царство Растений (9 часов)

Технологии исследовательской и опытнической деятельности (1 час)


8. Требования к результатам



Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления; уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УДД).

Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структури­ровать учебный материал, давать определения понятий;

  • умения проводить наблюдения, ставить элемен­тарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • умения сравнивать и классифицировать, само­стоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • умение строить логические рассуждения, вклю­чающие установление причинно-следственных связей;

  • умения создавать схематические модели с выде­лением существенных характеристик объектов;

  • умения определять возможные источники необ­ходимых сведений, производить поиск инфор­мации, анализировать и оценивать ее достовер­ность

Личностные УУД:

  • уважительное отношение к окружающим, уме­ние соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстни­ками;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • осознание потребности в справедливом оцени­вании своей работы и работы окружающих;

  • умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

  • умение эстетически воспринимать объекты при­роды;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в дея­тельности;

  • умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

  • умение организовать свою учебную деятель­ность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть ко­нечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД*

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические ис­следования;

  • перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и орга­низмов растений, животных, грибов и бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превра­щение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а так­же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе срав­нения;

  • характеризовать особенности строения и жиз­недеятельности изученных групп живых орга­низмов;

  • определять роль в природе различных групп ор­ганизмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объ­яснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

  • проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе.

  • В сфере трудовой деятельности:

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

  • В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объ­екты живой природы.




9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение комбинированных и обобщающих уроков, уроков изучения нового материала, урок – контроль знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

10.Итоговый контроль

Текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.

Административный контроль: тест,

Текущий контроль проводится в форме теста, лабораторных работ, проекта.

11.Объём и сроки изучения


Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!