СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения дополнительного образования "Юный журналист"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа имеет социальную направленность. Она рассчитана на 68 учебных часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Юный журналист"»

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

(МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30)



Рекомендована Педагогическим советом

МБОУ Средняя

общеобразовательная школа № 30

г. Дзержинска

протокол №


Утверждена

приказом директора

МБОУ Средняя

общеобразовательная школа № 30

г. Дзержинска

от

___________А.В. Никитина



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Направленность: социально-педагогическая







Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 11-16 лет

Руководитель:

Викулова Ольга Анатольевна,

педагог-психолог,

учитель русского языка и литературы












Дзержинск,

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный журналист» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе элективного курса Лепилкиной О.И. «Азбука журналистики», которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности. Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося, творческой самореализации, умственного и духовного развития.

Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью повысить интерес учащихся к журналистике как важнейшему социальному явлению современной жизни.  В современном образовании существует огромная потребность в изучении средств массовой информации (СМИ) и практическом овладении приёмами СМИ. Современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, которое ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в постоянно изменяющемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и умеющего «говорить» на их языке.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Обобщенные ориентиры направленности - социальная адаптация, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами; формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устойчивости общества; создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности; воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек – общество», «человек – человек»); формирование коммуникативных навыков.

Направление деятельности - просветительское (журналистика)

Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к обучению журналистике. Он основывается на межпредметных связях: стилистика, культура речи, риторика, психология общения, основы компьютерной грамотности. Программа многофункциональна и может быть определена как

- учебно-познавательная, так как поддерживает и дополняет учебную школьную программу, связанную с филологическими науками, а также программы групповых занятий по психологии общения и саморазвитию личности;

- развивающая, так как помогает развивать психические процессы (память, внимание, восприятие), мыслительные способности (дивиргентность, креативность), критическое мышление и аналитические способности школьников;

- профессионально-ориентированная, так как ориентирована на учащихся, планирующих связать свое будущее с гуманитарными цисциплинами, в том числе и с журналистикой.

Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:

  • стимулировать познавательную деятельность и поисковую активность учащихся;

  • формировать коммуникативную компетенцию школьников;

  • формировать навыки интернет-культуры учащихся;

  • активно формировать навыки самообразования и саморазвития учащихся;

  • развивать саморегуляцию деятельности, волевые качества учащихся;

  • обучать школьников эффективно использовать своё личное время,

  • формировать эстетический вкус и прививать высококультурные нравственные ценности посредством изучения художественных и публицистических произведений, а также встреч с мастерами художественного слова,

  • формировать здоровый образ жизни путём подготовки и проведения выступлений агитбригад, конкурсов в рамках школьной газеты.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 11 до 16 лет. Прием в объединение «Юный журналист» осуществляется по желанию детей. Количество учащихся 15 человек.

Состав группы – постоянный.

Цель программы – содействие в приобретении обучающимися, проявляющими повышенный интерес к журналистике, начальных навыков профессий, связанных с миром СМИ, развитие творческих способностей в профессиональном самоопределении и социализации в социуме школьников, имеющих природные задатки и способности к журналистике.

Задачи:

  1. Познавательная:

- познакомить с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, а также со структурной организацией редакции печатного издания.

  1. Обучающая:

- дать учащимся опыта создания, анализа, редактирования, корректуры журналистского текста,

сформировать специальные знания, умения и навыки в работе с жанрами публицистического стиля.

  1. Развивающая:

- развивать творческий потенциал и личностную позицию школьников путём формирования общественно значимых качеств личности, таких как творческая активность, интеллектуальная гибкость, самостоятельность, необходимость в самообразовании и саморазвитии.

  1. Воспитательная:

- формировать социальную активность, коммуникативную компетентность и культуру поведения детей,

- оказывать помощь в реализации ребёнка в коллективной деятельности.

  1. Эстетическая:

- формировать и развивать художественный вкус, умение ценить красоту, равновесие в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.

  1. Нравственно-этическая:

- формировать и развивать этические нормы и нравственные ценности во взаимодействии с социумом и отдельными людьми.

  1. Образовательные задачи:

- развивать информационную грамотность современного школьника (умение понимать язык средств массовой коммуникации, и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ),

- развивать адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации).

Объем и срок освоения программы. Данная программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей и рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 1 часу (72 часа в год). Программа также может быть скорректирована на проведение трёх 4-х часовых тематических семинаров.

Основные формы обучения – лекции, практические занятия, семинары, занятия с элементами тренинга, деловые игры, встречи с журналистами, мастер-классы.

Основная форма занятий – групповая. Но также может использоваться индивидуальная форма работы при подготовке отдельных статей для нового газетного выпуска.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

  • Овладение знаниями в области журналистики.

  • Выпуск школьной газеты.

  • Участие в городских конкурсах в рамках газетного дела.

  • Тематические выступления в агитбригадах в рамках школьной газеты.

  • Предметные умения и навыки журналиста:

- поиск информации,

- интервьюирование,

- создание заметки, репортажа, интервью, статьи,

- редактирование,

- газетная вёрстка.

Критерии оценки результатов:

Качество и актуальность статей, заметок и интервью в школьной газете.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

История журналистики

4

4

-

наблюдение

2

Техника безопасности в работе журналиста

4

3

1

устный опрос

3

Профессии в СМИ

6

2

4

самоанализ

4

Секреты создания печатного издания

8

2

6

наблюдение

5

Профессиональный словарь журналиста

2

1

1

проект

6

Основные жанры журналистики

16

5

11

наблюдение, устный опрос

7

Работа над журналистским текстом.

10

2

8

самоанализ

8

Техническая сторона в работе над созданием газеты

10

1

9

проект

9

Коммуникативные умения журналиста

6

1

5

самоанализ

10

Организационные способности журналиста

6

1

5

наблюдение, устный опрос



72

22

50




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Перечень разделов


теория

практика

1

История журналистики

ознакомление с историей развития журналистики от появления первого печатного издания до наших дней



2

Техника безопасности в работе журналиста

проведение инструктажей по технике безопасности в работе с ПК, фотоаппаратурой; ознакомление с понятием «журналистская этика», «цензура» и её роль в журналистике, ознакомление с законами и документами, регулирующие СМИ

разыгрывание возможных проблемных ситуаций в деятельности журналиста в школе, поиски путей решения проблем

3

Профессии в СМИ

ознакомление с профессиями, связанными с созданием печатного издания, с особенностями профессии журналиста


деловая игра «В редакции газеты»

4

Секреты создания печатного издания

встреча с журналистом, ознакомление с секретами создания печатного издания

создание редакции школьной газеты, распределение обязанностей в редакции

5

Профессиональный словарь журналиста

ознакомление с профессиональной лексикой журналиста

игра в слова, разыгрывание ситуаций применения профессиональных слов, создание «Словаря Юного Журналиста»

6

Основные жанры журналистики

ознакомление с видами газетных жанров, совершенствование теоретических знаний о них

практические занятия по освоению техники написания разных видов публицистических жанров, совершенствование умений и навыков в работе с ними;

работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел»

7

Работа над журналистским текстом.

ознакомление со стилистическими особенностями газетных текстов, культурой речи, речевыми клише и речевыми штампами, видами речевых и грамматических ошибок в текстах

практические занятия по стилистике, обучающие занятия по культуре, правильности и выразительности речи «Говорить красиво – залог успешности журналиста»;

практическое занятие по технике ведения разных видов дискуссий;

совершенствование умений и навыков при работе с публицистическим текстом, развитие навыков корректора, практическое освоение видов художественной правки текста, освоение приёмов письма методами «Французской мастерской», деловая игра «Выступление перед публикой»;

работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел»


8

Техническая сторона в работе над созданием газеты

ознакомление с программой газетной вёрстки Microsoft Publisher

совершенствование практических навыков в работе с программой Microsoft Publisher;

мастер-класс по созданию тематической и структурной модели газеты;

работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел»

9

Коммуникативные умения журналиста

ознакомление с приёмами развития и совершенствования коммуникативных умений и навыков журналиста, с приёмами сотрудничества, с приёмами работы по формированию уверенного поведения и развития эмпатии журналиста

коммуникативные игры на практическое совершенствование коммуникативных умений и навыков; тренинг уверенного поведения;

работа в парах и деловая игра, направленные на развитие умений полноценного взаимодействия


10

Организационные способности журналиста

ознакомление с приёмами организации своего личного времени и пространства

тренинговые игры, направленные на формирование практических умений организации личного времени пространства для работы с людьми и текстами «Как организовать себя и других»;

Сюжетно-ролевая игра «Разговор с читателем»





КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



дата

Тема занятия

кол-во час

Форма занятия

Форма контроля

I


История журналистики

4

наблюдение

1


Знакомство. Значение слова в истории народов.


ознакомительная беседа


2


Пражурналистика. Обмен информацией в древности.


презентация


3


Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIIIв.


презентация


4


Влияние газеты на общественную мысль России.



лекция


II


Техника безопасности в работе журналиста

4

устный опрос

5


Инструктаж по технике безопасности в работе с ПК и фотоаппаратурой


инструктаж


6


Ознакомление с законами и документами, регулирующими деятельность СМИ


ознакомительная беседа


7


Журналистская этика.


ознакомительная беседа

Создание этического кодекса газеты

8


Защита данных и изображения.


практическое занятие


III


Профессии в СМИ

6


проект

9


Требования современного общества к журналисту.




ознакомительная беседа


10


Журналистика как профессия. Карьерный рост в редакции.



ознакомительная беседа


11


Профессия - корреспондент


практическая работа в группах


12


Профессия - редактор


практическая работа в группах


13


Компьютерные профессии: верстальщик, дизайнер


обучающее занятие


14


Профессия корректор


индивидуальная и групповая работа


IV


Секреты создания печатного издания

8


проект

15


Секреты журналистики.


презентация


16


Встреча с журналистом.


мастер-класс

написание отзыва о встрече с журналистом

17


Редакционный коллектив печатного издания и его структура.


презентация


18


Редактор – главный человек газеты.


практическое занятие


19


Тематическая модель газеты.


практическое занятие

20


Дизайн газеты.


практическое занятие


21



Газетная вёрстка.


обучающее занятие


22


Фотография в газете.


групповая работа


V


Профессиональный словарь журналиста

2


Создание понятийного словаря «Юный газетчик»

23


Знакомство с основными понятиями «газетного дела»


ознакомительная беседа


24


Профессиональные слова.


обучающее занятие


VI


Основные жанры журналистики

16


Создание печатного издания – газеты «Факел»

25


Оперативно-новостные жанры.


ознакомительная беседа

26


Заметка.


практическое занятие

создание текстов

27


Оперативно – исследовательские жанры.


ознакомительная беседа

28


Интервью.


практическое занятие

создание текстов

29


Виды интервью.


практическое занятие


30


Исследовательско-новостные жанры.


ознакомительная беседа

31



Рецензия.


практическое занятие

32


Комментарий.


практическое занятие

создание текстов

33


Исследовательские жанры.


ознакомительная беседа


34


Статья.


практическое занятие

создание текстов

35


Обозрение.


практическое занятие


36


Письмо.


практическое занятие

создание текстов

37


Исследовательско-образные жанры.


ознакомительная беседа


38


Фельетон.


практическое занятие


39


Памфлет.


практическое занятие


40


Эссе.


практическое занятие

создание текстов

VII


Работа над журналистским текстом.

10


Создание печатного издания – газеты «Факел»

41


Язык журналистики.


лекция, презентация


42


Стилистические средства языка


практическое занятие


43


Художественно-изобразительные средства языка.


практическое занятие


44


Речевая культура журналиста


практическое занятие

45


Культура устной речи


обучающее занятие


46


Культура письменной речи


обучающее занятие


47


Критерии оценки текста.


практическая работа в группах


48


Редактирование текста.


практическая работа в группах


49


Творческая индивидуальность журналиста.


ознакомительная беседа

50


Сохранение индивидуальности стиля в письменной и устной речи.


Семинар


VIII


Техническая сторона в работе над созданием газеты.

10


проект

51


Шрифт. Виды газетного шрифта.


практическое занятие


52


Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.


практическое занятие


53


работа творческими группами в газете.


практическое занятие


54


Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».


презентация


55


Дизайн газетногономера.


практическое занятие

56


Выбор дизайна заголовков.


практическое занятие


57


Динамическое оформление проектов.


практическое занятие


58


Подбор иллюстраций, рисование.


практическое занятие


59


Роль фотографии в газете. Фотографирование объектов, обработка фотографий


практическое занятие


60


Цветовое оформление проекта.


практическое занятие


IX


Коммуникативные умения журналиста

6


Создание памятки начинающим журналистам

61


Умение работать с аудиторией.


лекция, презентация


62


Умение «разговорить» собеседника.


практическая работа в парах


63


Вербальные и невербальные умения журналиста.


практическая работа в группах


64


Умение задавать вопросы.


практическая работа в группах


65


Виды вопросов в практике журналиста.


консультиро-вание


66


Письменная коммуникация.


индивидуальная и групповая работа


X


Организационные способности журналиста

6


самоанализ

67


Умение работать в команде.


ознакомительная беседа


68


Умение возглавлять и подчиняться.


коммуникативная игра


69


Умение организовать встречу с респондентом.


практическое занятие


70


Умение организовать своё рабочее пространство.


практическое занятие


71


Умение организации своего рабочего времени.


практическое занятие

создание карты «Моё рабочее время»

72


Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих  достижений»


семинар


73


резерв








ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

  • Самонаблюдение

  • Устный опрос

  • Создание проектов - печатного издания газеты «Факел»



ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ и СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Предварительный контроль:

Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.

3. Заключительный контроль:

Полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, полностью оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютеры, принтер, сканер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации процесса дополнительного обучения в школе имеются все необходимые составляющие:


Нормативно – правовое обеспечение программы

  • Закон РФ о печати;

  • Устав МБОУ Средняя общеобразовательная школа №30;

  • План воспитательной работы школы.


Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийное оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Сканер.

  3. Ксерокс.

  4. Магнитофон.

  5. Фотоаппарат.

  6. Видеокамера.

  7. Мультимедиа проектор .

  8. Экран.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Помещение – редакция школьной газеты.

  • Дидактические, методические материалы, средства массовой информации города, а также регионального и общероссийского уровня.


Кадровое обеспечение


 

Кадровый состав

Обязанности

 1

Директор

Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга).

2

Заместитель директора по воспитательной работе

Планирование,  контроль и организация практической работы: семинары, практикумы.

3

Классные руководители

Классный руководитель выполняет следующие функции:

  • Планирование и организация учебно– воспитательного процесса.

  • Предоставление материалов для газетных публикаций.

  •  Ознакомление учащихся класса с газетным материалом.

  •   Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.

  • Отслеживание положительной динамики по реализации программы.

4

Педагог-куратор, реализующий программу

  • Организует и проводит занятия по программе;

  • Оказывает всестороннюю помощь и поддержку в организации и проведении интервью, соцопросов, репортажей; в сборе и обработке материала; вёрстке газеты;

  • осуществляет взаимодействие с администрацией, классными руководителями и классными коллективами.



Обязанности в  команде по созданию газеты:

Главный редактор - определяет состав номера и  отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редакторы отделов - ответственные за работу репортеров и за сектора в газете.
Репортеры – ответственные за сбор материала для газеты и доступно ее преподносящие.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер-верстальщик – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.


10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

  2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.

  3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)

  4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

  5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

  6. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)

  7. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.

  8. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

  9. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

  10. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

  11. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

  12. Материалы журнала «Журналист».

  13. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

  14. Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)

  15. Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)

  16. Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)

  17. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.

  18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

  19. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

  20. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997

  21. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!