Управление образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 30
(МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30)
Рекомендована Педагогическим советом МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Дзержинска протокол № | | Утверждена приказом директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Дзержинска от ___________А.В. Никитина |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 11-16 лет
Руководитель:
Викулова Ольга Анатольевна,
педагог-психолог,
учитель русского языка и литературы
Дзержинск,
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный журналист» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе элективного курса Лепилкиной О.И. «Азбука журналистики», которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности. Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося, творческой самореализации, умственного и духовного развития.
Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью повысить интерес учащихся к журналистике как важнейшему социальному явлению современной жизни. В современном образовании существует огромная потребность в изучении средств массовой информации (СМИ) и практическом овладении приёмами СМИ. Современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, которое ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в постоянно изменяющемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и умеющего «говорить» на их языке.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Обобщенные ориентиры направленности - социальная адаптация, повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами; формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устойчивости общества; создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности; воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек – общество», «человек – человек»); формирование коммуникативных навыков.
Направление деятельности - просветительское (журналистика)
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих можно считать комплексный подход к обучению журналистике. Он основывается на межпредметных связях: стилистика, культура речи, риторика, психология общения, основы компьютерной грамотности. Программа многофункциональна и может быть определена как
- учебно-познавательная, так как поддерживает и дополняет учебную школьную программу, связанную с филологическими науками, а также программы групповых занятий по психологии общения и саморазвитию личности;
- развивающая, так как помогает развивать психические процессы (память, внимание, восприятие), мыслительные способности (дивиргентность, креативность), критическое мышление и аналитические способности школьников;
- профессионально-ориентированная, так как ориентирована на учащихся, планирующих связать свое будущее с гуманитарными цисциплинами, в том числе и с журналистикой.
Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:
стимулировать познавательную деятельность и поисковую активность учащихся;
формировать коммуникативную компетенцию школьников;
формировать навыки интернет-культуры учащихся;
активно формировать навыки самообразования и саморазвития учащихся;
развивать саморегуляцию деятельности, волевые качества учащихся;
обучать школьников эффективно использовать своё личное время,
формировать эстетический вкус и прививать высококультурные нравственные ценности посредством изучения художественных и публицистических произведений, а также встреч с мастерами художественного слова,
формировать здоровый образ жизни путём подготовки и проведения выступлений агитбригад, конкурсов в рамках школьной газеты.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, от 11 до 16 лет. Прием в объединение «Юный журналист» осуществляется по желанию детей. Количество учащихся 15 человек.
Состав группы – постоянный.
Цель программы – содействие в приобретении обучающимися, проявляющими повышенный интерес к журналистике, начальных навыков профессий, связанных с миром СМИ, развитие творческих способностей в профессиональном самоопределении и социализации в социуме школьников, имеющих природные задатки и способности к журналистике.
Задачи:
Познавательная:
- познакомить с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, а также со структурной организацией редакции печатного издания.
Обучающая:
- дать учащимся опыта создания, анализа, редактирования, корректуры журналистского текста,
сформировать специальные знания, умения и навыки в работе с жанрами публицистического стиля.
Развивающая:
- развивать творческий потенциал и личностную позицию школьников путём формирования общественно значимых качеств личности, таких как творческая активность, интеллектуальная гибкость, самостоятельность, необходимость в самообразовании и саморазвитии.
Воспитательная:
- формировать социальную активность, коммуникативную компетентность и культуру поведения детей,
- оказывать помощь в реализации ребёнка в коллективной деятельности.
Эстетическая:
- формировать и развивать художественный вкус, умение ценить красоту, равновесие в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.
Нравственно-этическая:
- формировать и развивать этические нормы и нравственные ценности во взаимодействии с социумом и отдельными людьми.
Образовательные задачи:
- развивать информационную грамотность современного школьника (умение понимать язык средств массовой коммуникации, и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ),
- развивать адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации).
Объем и срок освоения программы. Данная программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей и рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий. Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 1 часу (72 часа в год). Программа также может быть скорректирована на проведение трёх 4-х часовых тематических семинаров.
Основные формы обучения – лекции, практические занятия, семинары, занятия с элементами тренинга, деловые игры, встречи с журналистами, мастер-классы.
Основная форма занятий – групповая. Но также может использоваться индивидуальная форма работы при подготовке отдельных статей для нового газетного выпуска.
Планируемые (ожидаемые) результаты:
Овладение знаниями в области журналистики.
Выпуск школьной газеты.
Участие в городских конкурсах в рамках газетного дела.
Тематические выступления в агитбригадах в рамках школьной газеты.
Предметные умения и навыки журналиста:
- поиск информации,
- интервьюирование,
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи,
- редактирование,
- газетная вёрстка.
Критерии оценки результатов:
Качество и актуальность статей, заметок и интервью в школьной газете.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1 | История журналистики | 4 | 4 | - | наблюдение |
2 | Техника безопасности в работе журналиста | 4 | 3 | 1 | устный опрос |
3 | Профессии в СМИ | 6 | 2 | 4 | самоанализ |
4 | Секреты создания печатного издания | 8 | 2 | 6 | наблюдение |
5 | Профессиональный словарь журналиста | 2 | 1 | 1 | проект |
6 | Основные жанры журналистики | 16 | 5 | 11 | наблюдение, устный опрос |
7 | Работа над журналистским текстом. | 10 | 2 | 8 | самоанализ |
8 | Техническая сторона в работе над созданием газеты | 10 | 1 | 9 | проект |
9 | Коммуникативные умения журналиста | 6 | 1 | 5 | самоанализ |
10 | Организационные способности журналиста | 6 | 1 | 5 | наблюдение, устный опрос |
| | 72 | 22 | 50 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№ | Перечень разделов | теория | практика |
1 | История журналистики | ознакомление с историей развития журналистики от появления первого печатного издания до наших дней | |
2 | Техника безопасности в работе журналиста | проведение инструктажей по технике безопасности в работе с ПК, фотоаппаратурой; ознакомление с понятием «журналистская этика», «цензура» и её роль в журналистике, ознакомление с законами и документами, регулирующие СМИ | разыгрывание возможных проблемных ситуаций в деятельности журналиста в школе, поиски путей решения проблем |
3 | Профессии в СМИ | ознакомление с профессиями, связанными с созданием печатного издания, с особенностями профессии журналиста | деловая игра «В редакции газеты» |
4 | Секреты создания печатного издания | встреча с журналистом, ознакомление с секретами создания печатного издания | создание редакции школьной газеты, распределение обязанностей в редакции |
5 | Профессиональный словарь журналиста | ознакомление с профессиональной лексикой журналиста | игра в слова, разыгрывание ситуаций применения профессиональных слов, создание «Словаря Юного Журналиста» |
6 | Основные жанры журналистики | ознакомление с видами газетных жанров, совершенствование теоретических знаний о них | практические занятия по освоению техники написания разных видов публицистических жанров, совершенствование умений и навыков в работе с ними; работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел» |
7 | Работа над журналистским текстом. | ознакомление со стилистическими особенностями газетных текстов, культурой речи, речевыми клише и речевыми штампами, видами речевых и грамматических ошибок в текстах | практические занятия по стилистике, обучающие занятия по культуре, правильности и выразительности речи «Говорить красиво – залог успешности журналиста»; практическое занятие по технике ведения разных видов дискуссий; совершенствование умений и навыков при работе с публицистическим текстом, развитие навыков корректора, практическое освоение видов художественной правки текста, освоение приёмов письма методами «Французской мастерской», деловая игра «Выступление перед публикой»; работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел» |
8 | Техническая сторона в работе над созданием газеты | ознакомление с программой газетной вёрстки Microsoft Publisher | совершенствование практических навыков в работе с программой Microsoft Publisher; мастер-класс по созданию тематической и структурной модели газеты; работа редакции над созданием очередного номера газеты «Факел» |
9 | Коммуникативные умения журналиста | ознакомление с приёмами развития и совершенствования коммуникативных умений и навыков журналиста, с приёмами сотрудничества, с приёмами работы по формированию уверенного поведения и развития эмпатии журналиста | коммуникативные игры на практическое совершенствование коммуникативных умений и навыков; тренинг уверенного поведения; работа в парах и деловая игра, направленные на развитие умений полноценного взаимодействия |
10 | Организационные способности журналиста | ознакомление с приёмами организации своего личного времени и пространства | тренинговые игры, направленные на формирование практических умений организации личного времени пространства для работы с людьми и текстами «Как организовать себя и других»; Сюжетно-ролевая игра «Разговор с читателем» |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | дата | Тема занятия | кол-во час | Форма занятия | Форма контроля |
I | | История журналистики | 4 | | наблюдение |
1 | | Знакомство. Значение слова в истории народов. | | ознакомительная беседа | |
2 | | Пражурналистика. Обмен информацией в древности. | | презентация | |
3 | | Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIIIв. | | презентация | |
4 | | Влияние газеты на общественную мысль России. | | лекция | |
II | | Техника безопасности в работе журналиста | 4 | | устный опрос |
5 | | Инструктаж по технике безопасности в работе с ПК и фотоаппаратурой | | инструктаж | |
6 | | Ознакомление с законами и документами, регулирующими деятельность СМИ | | ознакомительная беседа | |
7 | | Журналистская этика. | | ознакомительная беседа | Создание этического кодекса газеты |
8 | | Защита данных и изображения. | | практическое занятие | |
III | | Профессии в СМИ | 6 | | проект |
9 | | Требования современного общества к журналисту. |
| ознакомительная беседа | |
10 | | Журналистика как профессия. Карьерный рост в редакции. | | ознакомительная беседа | |
11 | | Профессия - корреспондент | | практическая работа в группах | |
12 | | Профессия - редактор | | практическая работа в группах | |
13 | | Компьютерные профессии: верстальщик, дизайнер | | обучающее занятие | |
14 | | Профессия корректор | | индивидуальная и групповая работа | |
IV | | Секреты создания печатного издания | 8 | | проект |
15 | | Секреты журналистики. | | презентация | |
16 | | Встреча с журналистом. | | мастер-класс | написание отзыва о встрече с журналистом |
17 | | Редакционный коллектив печатного издания и его структура. | | презентация | |
18 | | Редактор – главный человек газеты. | | практическое занятие | |
19 | | Тематическая модель газеты. | | практическое занятие | |
20 | | Дизайн газеты. | | практическое занятие | |
21 | | Газетная вёрстка. | | обучающее занятие | |
22 | | Фотография в газете. | | групповая работа | |
V | | Профессиональный словарь журналиста | 2 | | Создание понятийного словаря «Юный газетчик» |
23 | | Знакомство с основными понятиями «газетного дела» | | ознакомительная беседа | |
24 | | Профессиональные слова. | | обучающее занятие | |
VI | | Основные жанры журналистики | 16 | | Создание печатного издания – газеты «Факел» |
25 | | Оперативно-новостные жанры. | | ознакомительная беседа | |
26 | | Заметка. | | практическое занятие | создание текстов |
27 | | Оперативно – исследовательские жанры. | | ознакомительная беседа | |
28 | | Интервью. | | практическое занятие | создание текстов |
29 | | Виды интервью. | | практическое занятие | |
30 | | Исследовательско-новостные жанры. | | ознакомительная беседа | |
31 | | Рецензия. | | практическое занятие | |
32 | | Комментарий. | | практическое занятие | создание текстов |
33 | | Исследовательские жанры. | | ознакомительная беседа | |
34 | | Статья. | | практическое занятие | создание текстов |
35 | | Обозрение. | | практическое занятие | |
36 | | Письмо. | | практическое занятие | создание текстов |
37 | | Исследовательско-образные жанры. | | ознакомительная беседа | |
38 | | Фельетон. | | практическое занятие | |
39 | | Памфлет. | | практическое занятие | |
40 | | Эссе. | | практическое занятие | создание текстов |
VII | | Работа над журналистским текстом. | 10 | | Создание печатного издания – газеты «Факел» |
41 | | Язык журналистики. | | лекция, презентация | |
42 | | Стилистические средства языка | | практическое занятие | |
43 | | Художественно-изобразительные средства языка. | | практическое занятие | |
44 | | Речевая культура журналиста | | практическое занятие | |
45 | | Культура устной речи | | обучающее занятие | |
46 | | Культура письменной речи | | обучающее занятие | |
47 | | Критерии оценки текста. | | практическая работа в группах | |
48 | | Редактирование текста. | | практическая работа в группах | |
49 | | Творческая индивидуальность журналиста. | | ознакомительная беседа | |
50 | | Сохранение индивидуальности стиля в письменной и устной речи. | | Семинар | |
VIII | | Техническая сторона в работе над созданием газеты. | 10 | | проект |
51 | | Шрифт. Виды газетного шрифта. | | практическое занятие | |
52 | | Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. | | практическое занятие | |
53 | | работа творческими группами в газете. | | практическое занятие | |
54 | | Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». | | презентация | |
55 | | Дизайн газетногономера. | | практическое занятие | |
56 | | Выбор дизайна заголовков. | | практическое занятие | |
57 | | Динамическое оформление проектов. | | практическое занятие | |
58 | | Подбор иллюстраций, рисование. | | практическое занятие | |
59 | | Роль фотографии в газете. Фотографирование объектов, обработка фотографий | | практическое занятие | |
60 | | Цветовое оформление проекта. | | практическое занятие | |
IX | | Коммуникативные умения журналиста | 6 | | Создание памятки начинающим журналистам |
61 | | Умение работать с аудиторией. | | лекция, презентация | |
62 | | Умение «разговорить» собеседника. | | практическая работа в парах | |
63 | | Вербальные и невербальные умения журналиста. | | практическая работа в группах | |
64 | | Умение задавать вопросы. | | практическая работа в группах | |
65 | | Виды вопросов в практике журналиста. | | консультиро-вание | |
66 | | Письменная коммуникация. | | индивидуальная и групповая работа | |
X | | Организационные способности журналиста | 6 | | самоанализ |
67 | | Умение работать в команде. | | ознакомительная беседа | |
68 | | Умение возглавлять и подчиняться. | | коммуникативная игра | |
69 | | Умение организовать встречу с респондентом. | | практическое занятие | |
70 | | Умение организовать своё рабочее пространство. | | практическое занятие | |
71 | | Умение организации своего рабочего времени. | | практическое занятие | создание карты «Моё рабочее время» |
72 | | Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» | | семинар | |
73 | | резерв | | | |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ и СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль:
Полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, полностью оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютеры, принтер, сканер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации процесса дополнительного обучения в школе имеются все необходимые составляющие:
Нормативно – правовое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Сканер.
Ксерокс.
Магнитофон.
Фотоаппарат.
Видеокамера.
Мультимедиа проектор .
Экран.
Цифровые образовательные ресурсы.
Помещение – редакция школьной газеты.
Дидактические, методические материалы, средства массовой информации города, а также регионального и общероссийского уровня.
Кадровое обеспечение
| Кадровый состав | Обязанности |
1 | Директор | Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга). |
2 | Заместитель директора по воспитательной работе | Планирование, контроль и организация практической работы: семинары, практикумы. |
3 | Классные руководители | Классный руководитель выполняет следующие функции: Планирование и организация учебно– воспитательного процесса. Предоставление материалов для газетных публикаций. Ознакомление учащихся класса с газетным материалом. Координация воспитательной работы и деятельности учащихся. Отслеживание положительной динамики по реализации программы. |
4 | Педагог-куратор, реализующий программу | Организует и проводит занятия по программе; Оказывает всестороннюю помощь и поддержку в организации и проведении интервью, соцопросов, репортажей; в сборе и обработке материала; вёрстке газеты; осуществляет взаимодействие с администрацией, классными руководителями и классными коллективами. |
Обязанности в команде по созданию газеты:
Главный редактор - определяет состав номера и отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редакторы отделов - ответственные за работу репортеров и за сектора в газете.
Репортеры – ответственные за сбор материала для газеты и доступно ее преподносящие.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер-верстальщик – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
Материалы журнала «Журналист».
Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)
Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)
Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.