Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дроздовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО Руководитель МО _______ / Колесник Т.Я. Протокол № 138-О-1 от «29» августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________Смирнова Т.Я. «30» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Дроздовская СОШ _______Савченко А.Н. Приказ № 119– 0 от «31»августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Юный журналист»
1 год (6 класс)
1ч. в неделю, 34 ч. в год
учитель русского языка и литературы
КОЛЕСНИК Т.Я.
2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Юный журналист» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);
- Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, от 17.12.2010 г. №1897, от 17.05.2012 №413, об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (разработаны в соответствии с требованиями части 9 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
• Устав МКОУ Дроздовская СОШ;
• ООП ООО МКОУ Дроздовская СОШ на 2015-2020гг. (Приказ от 28.08.2015 г. №94-0);
• Учебный план МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 уч.г. (Приказ от 31.08.2016 г.№ 116-0);
• Годовой календарный учебный график МКОУ Дроздовская СОШ (Приказ от 30.08.2016г.№ 113-0);
• Положение о рабочей программе МКОУ Дроздовская СОШ (ФГОС). Приказ № 103 от 11.07.2016 г.
Список литературы:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Программа «Юный журналист» рассчитана на обучающихся шестого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, может помочь обучающимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Согласно учебному плану на занятия кружка «Юный журналист» отводится 34 часа. Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Эта программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в 5 классе, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист», обучающиеся работают коллективно, решают вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Также ребята учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Кружок преподается в рамках дополнительного образования.
Цели программы:
1. Познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела.
3. Обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
4. Развить творческие способности детей;
5. Формировать умение ориентироваться в потоке информации.
6. Воспитать школьника как гражданина, патриота.
7. Создать постоянно действующий актив юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
- развитие критического мышления;
- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств.
Обучающие:
– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса учащихся;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
- воспитание у учащихся потребности в устных и письменных публицистических выступлениях
– привитие культуры общения.
Практические:
– умение анализировать и отбирать полученную информацию;
– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.
Результаты освоения программы кружка:
В процессе занятий обучающиеся приобретут конкретные
знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ.
и умения:
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
участвовать в дискуссии, пресс-конференции.
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие УУД:
познавательные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия:
целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
личностные учебные действия:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
формирование интереса к выполнению творческих проектов;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
метапредметные результаты освоения программы « Юный журналист» проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Содержание программы.
Тема 1. (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.
Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).
Тема 2. (2 ч) Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.
Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики
Тема 3 (3 ч.) Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.
Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема
Тема 4 (4 ч) Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическая работа: Собрать материал, используя методы интервью и эксперимента. Подготовить «правильный список вопросов».
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Тема 5 (2 часа). Журналист и его герой. Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).
Формы и методы ведения занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: журналист и его герой
Тема 6 (4 часа). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.
Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: профессия журналист
Тема 7 (4 часа) Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический
Тема 8 (3 часа). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.
Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение типов речи
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение
Тема 9 (2 часа). Литературное редактирование текста. Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.
Практическая работа: Отредактировать текст.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по редактированию текста
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка
Тема 10. (3 часа) Газета и журнал как тип изданий. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.
Практическое занятие: уметь объяснить на примере различие газеты и журнала
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания
Тема 11. (3 часа) Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).
Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – уроки-беседы, диспуты
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.
Тема 14. Региональная журналистика (3 часа) Особенности региональной журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориально-географических признаков на содержание на основные параметры региональной журналистки. Особенности журналистики Томска и области. Томские газеты и журналы.
Практическая работа:
– проанализировать одно волгоградское издание. Выделить основные признаки региональной печати.
Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;
практические занятия – работа с газетным материалом
Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).
Понятийный аппарат: региональная журналистик.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы | 1 | 7.09. |
2. | Журналистика в России Обсуждение проблем современной журналистики в России | 1 | 14.09. |
3 | Журналистское произведение Рождение журналистского произведения | 1 | 21.09. |
4 | Замысел произведения | 1 | 28.09. |
5 | Планирование и конкретизация рабочей идеи | 1 | 5.10. |
6 | Методы сбора информации Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации | 1 | 12.10. |
7 | Эксперимент как метод и жанр журналистики | 1 | 19.10. |
8 | Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании | 1 | 28.10. |
9 | Практическая работа по интервью | 1 | 11.11. |
10 | Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод) | 1 | 18.11 |
11 | Журналист и его герой. Самостоятельный выбор героя | 1 | 25.11 |
12 | «Навязанный» герой | 1 | 02.12 |
13 | Журналистика как профессия Место и роль журналистики в современном обществе | 1 | 09.12. |
14 | Функции журналистики | 1 | 16.12. |
15 | Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ | 1 | 23.12. |
16 | Практическая работа Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть» | 1 | 13.01 |
17 | Стили речи Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический) | 1 | 27.01 |
18 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | 03.02. |
19 | Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. | 1 | 10.02 |
20 | Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля | 1 | 17.02. |
21 | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. | 1 | 03.03. |
22 | Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение) | 1 | 10.03. |
23 | Литературное редактирование текста. Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление | 1 | 17.03. |
24 | Виды правок текста | 1 | 07.04. |
25 | Газета и журнал как тип изданий | 1 | 14.04 |
26 | Различие газеты и журнала. | 1 | 21.04. |
27 | Практическое занятие | 1 | 28.04. |
28 | Как делается газета Технологический цикл выпуска газеты | 1 | 05.05. |
29 | Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.) | 1 | 12.05. |
30 | Практическое занятие «Моя любимая газета» | 1 | 19.05. |
31 | Региональная журналистика Газеты Воронежа и области, Журналы Воронежа и области | 1 | 20.05 |
Всего часов | | 31 | |