СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный журналист" 6 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа  даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в 5 классе, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист», обучающиеся работают коллективно, решают вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу.  Также ребята учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Кружок преподается в рамках дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный журналист" 6 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дроздовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО

Руководитель МО

_______ / Колесник Т.Я.

Протокол № 138-О-1 от

«29» августа 2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

________Смирнова Т.Я.

«30» августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ Дроздовская СОШ

_______Савченко А.Н.

Приказ № 119– 0

от «31»августа 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка

«Юный журналист»


1 год (6 класс)

1ч. в неделю, 34 ч. в год




учитель русского языка и литературы

КОЛЕСНИК Т.Я.















2016-2017 уч.г.

Пояснительная записка.


Рабочая программа кружка «Юный журналист» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

- Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, от 17.12.2010 г. №1897, от 17.05.2012 №413, об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (разработаны в соответствии с требованиями части 9 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ).

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;

• Устав МКОУ Дроздовская СОШ;

• ООП ООО МКОУ Дроздовская СОШ на 2015-2020гг. (Приказ от 28.08.2015 г. №94-0);

• Учебный план МКОУ Дроздовская СОШ на 2016-2017 уч.г. (Приказ от 31.08.2016 г.№ 116-0);

• Годовой календарный учебный график МКОУ Дроздовская СОШ (Приказ от 30.08.2016г.№ 113-0);

• Положение о рабочей программе МКОУ Дроздовская СОШ (ФГОС). Приказ № 103 от 11.07.2016 г.


Список литературы:


  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с

  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.

  4. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  5. Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  7. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

  9. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.

  10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.

  11. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  12. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988


Программа «Юный журналист» рас­считана на обучающихся шестого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой дея­тельностью, может помочь обучающимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.


Согласно учебному плану на занятия кружка «Юный журналист» отводится 34 часа. Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Эта программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства в 5 классе, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист», обучающиеся работают коллективно, решают вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Также ребята учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки самоконтроля, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.

Кружок преподается в рамках дополнительного образования.



Цели программы:

1. Познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела.

3. Обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.

4. Развить творческие способности детей;

5. Формировать умение ориентироваться в потоке информации.

6. Воспитать школьника как гражданина, патриота.

7. Создать постоянно действующий актив юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.




Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

- развитие критического мышления;

- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств.

Обучающие:

– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

– овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса учащихся;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;

- воспитание у учащихся потребности в устных и письменных публицистических выступлениях

– привитие культуры общения.

Практические:

– умение анализировать и отбирать полученную информацию;

– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.



Результаты освоения программы кружка:


В процессе занятий обучающиеся приобретут конкретные

знания:

  • из истории журналистики;

  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

  • о законе о СМИ.

и умения:

  • создавать сочинения разных жанров;

  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие УУД:

познавательные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение

целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

личностные учебные действия:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • формирование интереса к выполнению творческих проектов;

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;


метапредметные результаты освоения программы « Юный журналист» проявляются в:

  • расширении круга приёмов составления разных типов плана;

  • расширении круга структурирования материала;

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами

  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержа­нием;

  • умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализа­ции художественного замысла;

  • способности оценивать результаты художественно-твор­ческой деятельности, собственной и одноклассников.


Содержание программы.


Тема 1. (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с учащимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Формы занятий: урок-знакомство, инструктаж по технике безопасности

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера).

Тема 2. (2 ч) Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

Практическая работа: беседа с учащимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы о проблемах современной журналистки.

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: основные вехи истории отечественной журналистики

Тема 3 (3 ч.) Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

Практическая работа: Написать материал по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема

Тема 4 (4 ч) Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

Практическая работа: Собрать материал, используя методы интервью и эксперимента. Подготовить «правильный список вопросов».

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Тема 5 (2 часа). Журналист и его герой. Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).

Формы и методы ведения занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: журналист и его герой

Тема 6 (4 часа). Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста.

Практическая работа: Написать сочинение-рассуждение «СМИ – четвертая власть»

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, написание материала по заданной теме.

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: профессия журналист

Тема 7 (4 часа) Стили речи. Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Практическая работа: определить стиль произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение стилей речи

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический

Тема 8 (3 часа). Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

Практическая работа: написать работу- портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная и устная работа на определение типов речи

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: типы речи, повествование, описание, рассуждение

Тема 9 (2 часа). Литературное редактирование текста. Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

Практическая работа: Отредактировать текст.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты, письменная работа по редактированию текста

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка

Тема 10. (3 часа) Газета и журнал как тип изданий. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

Практическое занятие: уметь объяснить на примере различие газеты и журнала

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: газета и журнал как тип издания

Тема 11. (3 часа) Как делается газета. Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).

Практическое задание: охарактеризовать любимую газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – уроки-беседы, диспуты

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Тема 14. Региональная журналистика (3 часа) Особенности региональной журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориально-географических признаков на содержание на основные параметры региональной журналистки. Особенности журналистики Томска и области. Томские газеты и журналы.

Практическая работа:

– проанализировать одно волгоградское издание. Выделить основные признаки региональной печати.

Формы и методы ведения занятий: теоретические – беседа с использованием иллюстративного материала, с использованием технических средств;

практические занятия – работа с газетным материалом

Методы и приёмы проведения занятий: игровой (внесение игровых моментов); наглядный (таблицы, схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ учителя, вопросы поискового характера, чтение научной литературы).

Понятийный аппарат: региональная журналистик.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы

1

7.09.

2.

Журналистика в России Обсуждение проблем современной журналистики в России

1

14.09.

3

Журналистское произведение Рождение журналистского произведения

1

21.09.

4

Замысел произведения

1

28.09.

5

Планирование и конкретизация рабочей идеи

1

5.10.

6

Методы сбора информации

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации

1

12.10.

7

Эксперимент как метод и жанр журналистики

1

19.10.

8

Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании

1

28.10.

9

Практическая работа по интервью

1

11.11.

10

Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод)

1

18.11

11

Журналист и его герой. Самостоятельный выбор героя

1

25.11

12

«Навязанный» герой

1

02.12

13

Журналистика как профессия Место и роль журналистики в современном обществе

1

09.12.

14

Функции журналистики

1

16.12.

15

Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ

1

23.12.

16

Практическая работа

Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть»

1

13.01

17

Стили речи

Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

1

27.01

18

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

03.02.

19

Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

1

10.02

20

Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля

1

17.02.

21

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

1

03.03.

22

Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение)

1

10.03.

23

Литературное редактирование текста. Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

1

17.03.

24

Виды правок текста

1

07.04.

25

Газета и журнал как тип изданий

1

14.04

26

Различие газеты и журнала.

1

21.04.

27

Практическое занятие

1

28.04.

28

Как делается газета Технологический цикл выпуска газеты

1

05.05.

29

Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.)

1

12.05.

30

Практическое занятие «Моя любимая газета»

1

19.05.

31

Региональная журналистика Газеты Воронежа и области, Журналы Воронежа и области

1

20.05

Всего часов


31





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!