Управление образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 30
(МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЮНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 11-16 лет
Руководитель:
Викулова Ольга Анатольевна,
педагог-психолог
Дзержинск
Пояснительная записка
Развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в постоянно изменяющемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и умеющего «говорить» на их языке.
В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики. Сегодня современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества.
Данная программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей. По форме организации учащихся она предназначена для работы объединения дополнительного образования «Юный корреспондент» с детьми в возрасте от 11 до 16 лет.
Программа представляет собой модифицированный вариант программы элективного курса Лепилкиной О.И. «Азбука журналистики».
По своему функциональному назначению программа может быть определена как
- учебно-познавательная, так как поддерживает и дополняет учебную школьную программу, связанную с филологическими науками, а также программы групповых занятий по психологии общения и саморазвитию личности;
- развивающая, так как помогает развивать психические процессы (память, внимание, восприятие), мыслительные способности (дивиргентность, креативность), критическое мышление и аналитические способности школьников;
- профессионально-ориентированная, так как ориентирована на учащихся, планирующих связать свое будущее с гуманитарными цисциплинами, в том числе и с журналистикой.
Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:
стимулировать познавательную деятельность и поисковую активность учащихся;
формировать коммуникативную компетенцию школьников;
формировать навыки интернет-культуры учащихся;
активно формировать навыки самообразования и саморазвития учащихся;
развивать саморегуляцию деятельности, волевые качества учащихся;
обучать школьников эффективно использовать своё личное время,
формировать эстетический вкус и прививать высококультурные нравственные ценности посредством изучения художественных и публицистических произведений, а также встреч с мастерами художественного слова,
формировать здоровый образ жизни путём подготовки и проведения выступлений агитбригад, конкурсов в рамках школьной газеты.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю (36 часов). Программа также может быть скорректирована на проведение трёх 4-х часовых тематических семинаров.
Цели и задачи программы
Цель программы – помощь учащимся, проявляющим повышенный интерес к журналистике, в профессиональном самоопределении и социализации в социуме школьников, имеющих природные задатки и способности к творчеству.
Задачи:
Познавательная: знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, структурной организацией редакции печатного издания.
Обучающая: получение учащимися опыта создания, анализа, редактирования, корректуры журналистского текста, формирование специальных знаний, умений и навыков в работе с жанрами публицистического стиля.
Развивающая: развитие творческого потенциала и личностной позиции школьников путём формирования общественно значимых качеств личности, таких как творческая активность, интеллектуальная гибкость, самостоятельность, необходимость в самообразовании и саморазвитии.
Воспитательная: формирование социальной активности, коммуникативной компетентности и культуры поведения детей, помощь в реализации ребёнка в коллективной деятельности.
Эстетическая: формирование и развитие художественного вкуса, умения ценить красоту, равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.
Нравственно-этическая: формирование и развитие этических норм и нравственных ценностей во взаимодействии с социумом и отдельными людьми.
Образовательные задачи:
- развитие информационной грамотности современного школьника (умение понимать язык средств массовой коммуникации, и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ),
- адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации).
Состав объединения:
Количество учащихся 15 человек.
Состав группы – постоянный.
Возраст учащихся -11-16 лет.
Направление содержания деятельности:
Методы и технологии преподавания – иллюстративный, поисковый, метод самостоятельной деятельности.
Основные формы проведения занятий – лекции, практические занятия, семинары, занятия с элементами тренинга, деловые игры, встречи, мастер-классы.
Условия реализации программы:
Для реализации процесса дополнительного обучения в школе имеются все необходимые составляющие:
Нормативно – правовое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Сканер.
Ксерокс.
Магнитофон.
Фотоаппарат.
Видеокамера.
Мультимедиа проектор .
Экран.
Цифровые образовательные ресурсы.
Помещение – редакция школьной газеты.
Дидактические, методические материалы, средства массовой информации города, а также регионального и общероссийского уровня.
Кадровое обеспечение
| Кадровый состав | Обязанности |
1 | Директор | Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга). |
2 | Заместитель директора по воспитательной работе | Планирование, контроль и организация практической работы: семинары, практикумы. |
3 | Классные руководители | Классный руководитель выполняет следующие функции: Планирование и организация учебно– воспитательного процесса. Предоставление материалов для газетных публикаций. Ознакомление учащихся класса с газетным материалом. Координация воспитательной работы и деятельности учащихся. Отслеживание положительной динамики по реализации программы. |
4 | Педагог-куратор, реализующий программу | Организует и проводит занятия по программе; Оказывает всестороннюю помощь и поддержку в организации и проведении интервью, соцопросов, репортажей; в сборе и обработке материала; вёрстке газеты; осуществляет взаимодействие с администрацией, классными руководителями и классными коллективами. |
Обязанности в команде по созданию газеты:
Главный редактор - определяет состав номера и отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редакторы отделов - ответственные за работу репортеров и за сектора в газете.
Репортеры – ответственные за сбор материала для газеты и доступно ее преподносящие.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер-верстальщик – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.
Ожидаемые результаты
Овладение знаниями в области журналистики;
Предметные умения и навыки журналиста:
- поиск информации,
- интервьюирование,
- создание заметки, репортажа, интервью, статьи,
- редактирование,
- газетная вёрстка.
Выпуск школьной газеты.
Участие в городских конкурсах в рамках газетного дела.
Тематические выступления в агитбригадах в рамках школьной газеты.
Критерии оценки результатов:
Качество и актуальность статей, заметок и интервью в школьной газете.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
всего | из них практических занятий |
1 | Журналистика как вид деятельности и профессии | 6 | 2 |
2 | Секреты создания печатного издания | 3 | 2 |
3 | Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста | 5 | 4 |
4 | Основные жанры журналистики | 11 | 11 |
5 | Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем | 4 | 2 |
6 | Работа над журналистским текстом | 5 | 4 |
| итого | 34 | 25 |
Календарно–тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Форма занятия | Форма подведения итогов |
| Журналистика как вид деятельности и профессии | Ознакомительные беседы, лекции, презентации, распределение обязанностей | |
1 | Что такое журналистика? | | |
2 | Функции журналистики Виды средств массовой информации. | | Создание статей понятийного словаря «Юный газетчик» |
3 | Требования к журналисту. Журналистская этика. | | Создание этического кодекса газеты |
4 | Сущность и задачи школьного издательства. Роль каждого в команде. | | Распределение должностей в редакции |
5 | Концепция печатного издания. | | Создание печатного издания – газеты «Факел» |
6 | Журналистика как профессия. Социальные функции СМИ | | Создание редакционного совета |
| Секреты создания печатного издания | Мастер-класс, обучающие занятия | |
7 | Секреты журналистики. | | |
8 | Дизайн газеты. Газетная вёрстка. | | |
9 | Тематическая модель газеты. | | Работа редакции над созданием первого номера газеты «Факел» |
| Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста | Практические занятия, обучающие занятия. Презентации. | |
10 | Структура текста | | |
11 | Особенности публицистического стиля. Язык журналистики. | | |
12 | Стилистические средства языка | | |
13 | Художественно-изобразительные средства языка. | | Работа редакции над созданием второго номера газеты «Факел» |
14 | Речевая культура журналиста | | |
| Основные жанры журналистики | Обучающие занятия, практическая работа в группах, в парах. | |
15 | Опреративно-новостные жанры. Заметка. | | Создание текстов |
16 | Оперативно – исследовательские жанры. Репортаж. | | Создание текстов |
17 | Интервью. | | Создание статей для словаря «Юный газетчик» |
18 | Исследовательско-новостные жанры. Рецензия. | | |
19 | Комментарий. | | |
20 | Исследовательские жанры. Статья. | | |
21 | Обозрение. | | |
22 | Письмо. | | |
23 | Исследовательско-образные жанры. Фельетон. Памфлет. | | Работа редакции над созданием третьего номера газеты «Факел» |
24 | Эссе. | | |
25 | Очерк. | | |
| Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем | Практические занятия с элементами тренинга, презентации. | |
26 | Права и обязанности журналиста. | | |
27 | Работа с читателями газеты – обратная связь. | | |
28 | Умение организовать своё рабочее пространство. | | Создание карты «Моё рабочее время» |
29 | Умение организации своего рабочего времени. | | Работа редакции над созданием четвёртого номера газеты «Факел» |
| Работа над журналистским текстом | Практические занятия с элементами тренинга, мастер-класс. | |
30 | Слагаемые успеха в работе над текстом. | | |
31 | Технология письма. | | Создание памятки начинающим журналистам. |
32 | Практика быстрого создания текста. Редактирование текста. | | |
33 | Критерии оценки текста. | мастер-класс. | |
34 | Творческая индивидуальность журналиста. | | |
Содержание курса
Тема занятия | Теория | Практика |
Журналистика как вид деятельности и профессии | Особенности профессия журналиста. Виды средств массовой информации. Аудитория издания. Критерии выбора аудитории издания. Определение спроса аудитории, круга интересных тем. Цензура и её роль в журналистике. Журналистская этика. | Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты» |
Секреты создания печатного издания | Постоянное тематическое задание. Актуальность творений. Редакционный коллектив печатного издания и его структура. Редактор – главный человек газеты. Тематическая модель газеты. Планирование - взгляд вперед. Дизайн газеты. | Мастер-класс по созданию тематической и структурной модели газеты. Работа редакции над созданием первого номера газеты «Факел» |
Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста | Роль дикции в профессии журналиста. Понятие «чистоты» и «правильности» речи. Золотые правила ведения дискуссии. Слагаемые мастерства письменной речи. | Обучающие занятия по культуре, правильности и выразительности речи «Говорить красиво – залог успешности журналиста». Практическое занятие по технике ведения разных видов дискуссий. Работа редакции над созданием второго номера газеты «Факел» |
Основные публицистические жанры | Газетные жанры. Заметка («Краткость-сестра таланта»). Репортаж. Статья. Многогранный очерк и миниатюрная зарисовка. Интервью. Аналитические жанры. | Практические занятия по освоению техники написания разных видов публицистических жанров. Работа редакции над созданием третьего номера газеты «Факел» |
Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем | Документы, регулирующие СМИ. Реклама, как источник доходов печатного издания. Бюджет газеты. Работа с читателями газеты: обратная связь. | Сюжетно-ролевая игра «Разговор с читателем» Тренинг «Как организовать себя и других» |
Работа над журналистским текстом | Работа журналиста над выбором интересной, актуальной темы. Основные методы сбора информации. Особенности работы и слагаемые успеха в работе над созданием материала. Сохранение индивидуальности стиля журналиста. Интересный и понятный для читателей материал – залог успеха журналиста («Пиши так, как говоришь»). Критерии оценки текста. Редактирование текста. Задачи работы корректора. Свежая, актуальная, насыщенная информация. | Практические занятия по стилистике. Обучение стилистическим приёмам выражения мысли и формам и методам самовыражения. Работа редакции над созданием четвёртого номера газеты «Факел» |
Список используемой литературы
Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
Материалы журнала «Журналист».
Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)
Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)
Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.
Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.