СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения дополнительного образования "Юный корреспондент"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа за год) и может быть полезна в организации школьного печатного издательства.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Юный корреспондент"»

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

(МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 30)





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЮНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»

Направленность: социально-педагогическая












Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 11-16 лет

Руководитель:

Викулова Ольга Анатольевна,

педагог-психолог











Дзержинск





Пояснительная записка

Развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в постоянно изменяющемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и умеющего «говорить» на их языке.

В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики. Сегодня современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества.

Данная программа является краткосрочной программой дополнительного образования детей. По форме организации учащихся она предназначена для работы объединения дополнительного образования «Юный корреспондент» с детьми в возрасте от 11 до 16 лет.

Программа представляет собой модифицированный вариант программы элективного курса Лепилкиной О.И. «Азбука журналистики».

По своему функциональному назначению программа может быть определена как

- учебно-познавательная, так как поддерживает и дополняет учебную школьную программу, связанную с филологическими науками, а также программы групповых занятий по психологии общения и саморазвитию личности;

- развивающая, так как помогает развивать психические процессы (память, внимание, восприятие), мыслительные способности (дивиргентность, креативность), критическое мышление и аналитические способности школьников;

- профессионально-ориентированная, так как ориентирована на учащихся, планирующих связать свое будущее с гуманитарными цисциплинами, в том числе и с журналистикой.

Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:

  • стимулировать познавательную деятельность и поисковую активность учащихся;

  • формировать коммуникативную компетенцию школьников;

  • формировать навыки интернет-культуры учащихся;

  • активно формировать навыки самообразования и саморазвития учащихся;

  • развивать саморегуляцию деятельности, волевые качества учащихся;

  • обучать школьников эффективно использовать своё личное время,

  • формировать эстетический вкус и прививать высококультурные нравственные ценности посредством изучения художественных и публицистических произведений, а также встреч с мастерами художественного слова,

  • формировать здоровый образ жизни путём подготовки и проведения выступлений агитбригад, конкурсов в рамках школьной газеты.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю (36 часов). Программа также может быть скорректирована на проведение трёх 4-х часовых тематических семинаров.

Цели и задачи программы

Цель программы – помощь учащимся, проявляющим повышенный интерес к журналистике, в профессиональном самоопределении и социализации в социуме школьников, имеющих природные задатки и способности к творчеству.

Задачи:

  1. Познавательная: знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, структурной организацией редакции печатного издания.

  2. Обучающая: получение учащимися опыта создания, анализа, редактирования, корректуры журналистского текста, формирование специальных знаний, умений и навыков в работе с жанрами публицистического стиля.

  3. Развивающая: развитие творческого потенциала и личностной позиции школьников путём формирования общественно значимых качеств личности, таких как творческая активность, интеллектуальная гибкость, самостоятельность, необходимость в самообразовании и саморазвитии.

  4. Воспитательная: формирование социальной активности, коммуникативной компетентности и культуры поведения детей, помощь в реализации ребёнка в коллективной деятельности.

  5. Эстетическая: формирование и развитие художественного вкуса, умения ценить красоту, равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.

  6. Нравственно-этическая: формирование и развитие этических норм и нравственных ценностей во взаимодействии с социумом и отдельными людьми.

  7. Образовательные задачи:

- развитие информационной грамотности современного школьника (умение понимать язык средств массовой коммуникации, и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ),

- адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации).



Состав объединения:

Количество учащихся 15 человек.

Состав группы – постоянный.

Возраст учащихся -11-16 лет.


Направление содержания деятельности:

  1. Методы и технологии преподавания – иллюстративный, поисковый, метод самостоятельной деятельности.

  2. Основные формы проведения занятий – лекции, практические занятия, семинары, занятия с элементами тренинга, деловые игры, встречи, мастер-классы.



Условия реализации программы:

Для реализации процесса дополнительного обучения в школе имеются все необходимые составляющие:


Нормативно – правовое обеспечение программы

  • Закон РФ о печати;

  • Устав МБОУ Средняя общеобразовательная школа №30;

  • План воспитательной работы школы.


Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийное оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Сканер.

  3. Ксерокс.

  4. Магнитофон.

  5. Фотоаппарат.

  6. Видеокамера.

  7. Мультимедиа проектор .

  8. Экран.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Помещение – редакция школьной газеты.

  • Дидактические, методические материалы, средства массовой информации города, а также регионального и общероссийского уровня.


Кадровое обеспечение

 

Кадровый состав

Обязанности

 1

Директор

Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга).

2

Заместитель директора по воспитательной работе

Планирование,  контроль и организация практической работы: семинары, практикумы.

3

Классные руководители

Классный руководитель выполняет следующие функции:

  • Планирование и организация учебно– воспитательного процесса.

  • Предоставление материалов для газетных публикаций.

  •  Ознакомление учащихся класса с газетным материалом.

  •   Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.

  • Отслеживание положительной динамики по реализации программы.

4

Педагог-куратор, реализующий программу

  • Организует и проводит занятия по программе;

  • Оказывает всестороннюю помощь и поддержку в организации и проведении интервью, соцопросов, репортажей; в сборе и обработке материала; вёрстке газеты;

  • осуществляет взаимодействие с администрацией, классными руководителями и классными коллективами.


Обязанности в  команде по созданию газеты:

Главный редактор - определяет состав номера и  отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание номера.
Редакторы отделов - ответственные за работу репортеров и за сектора в газете.
Репортеры – ответственные за сбор материала для газеты и доступно ее преподносящие.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер-верстальщик – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.


Ожидаемые результаты


  1. Овладение знаниями в области журналистики;

  2. Предметные умения и навыки журналиста:

- поиск информации,

- интервьюирование,

- создание заметки, репортажа, интервью, статьи,

- редактирование,

- газетная вёрстка.

  1. Выпуск школьной газеты.

  2. Участие в городских конкурсах в рамках газетного дела.

  3. Тематические выступления в агитбригадах в рамках школьной газеты.


Критерии оценки результатов:


Качество и актуальность статей, заметок и интервью в школьной газете.



Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

всего

из них практических занятий

1

Журналистика как вид деятельности и профессии

6

2

2

Секреты создания печатного издания

3

2

3

Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста

5

4

4

Основные жанры журналистики

11

11

5

Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем

4

2

6

Работа над журналистским текстом

5

4


итого

34

25



Календарно–тематическое планирование курса

Тема занятия

Форма занятия

Форма подведения итогов


Журналистика как вид деятельности и профессии

Ознакомительные беседы, лекции, презентации, распределение обязанностей


1

Что такое журналистика?



2

Функции журналистики Виды средств массовой информации.


Создание статей понятийного словаря «Юный газетчик»

3

Требования к журналисту. Журналистская этика.


Создание этического кодекса газеты

4

Сущность и задачи школьного издательства. Роль каждого в команде.


Распределение должностей в редакции

5

Концепция печатного издания.


Создание печатного издания – газеты «Факел»

6

Журналистика как профессия. Социальные функции СМИ


Создание редакционного совета


Секреты создания печатного издания

Мастер-класс, обучающие занятия


7

Секреты журналистики.



8

Дизайн газеты. Газетная вёрстка.



9

Тематическая модель газеты.


Работа редакции над созданием первого номера газеты «Факел»


Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста

Практические занятия, обучающие занятия. Презентации.


10

Структура текста



11

Особенности публицистического стиля. Язык журналистики.



12

Стилистические средства языка



13

Художественно-изобразительные средства языка.


Работа редакции над созданием второго номера газеты «Факел»

14

Речевая культура журналиста




Основные жанры журналистики

Обучающие занятия, практическая работа в группах, в парах.


15

Опреративно-новостные жанры. Заметка.


Создание текстов

16

Оперативно – исследовательские жанры. Репортаж.


Создание текстов

17

Интервью.


Создание статей для словаря «Юный газетчик»

18

Исследовательско-новостные жанры. Рецензия.



19

Комментарий.



20

Исследовательские жанры. Статья.



21

Обозрение.



22

Письмо.



23

Исследовательско-образные жанры. Фельетон. Памфлет.


Работа редакции над созданием третьего номера газеты «Факел»

24

Эссе.



25

Очерк.




Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем

Практические занятия с элементами тренинга, презентации.

26

Права и обязанности журналиста.



27

Работа с читателями газеты – обратная связь.



28

Умение организовать своё рабочее пространство.


Создание карты «Моё рабочее время»

29

Умение организации своего рабочего времени.


Работа редакции над созданием четвёртого номера газеты «Факел»


Работа над журналистским текстом

Практические занятия с элементами тренинга, мастер-класс.


30

Слагаемые успеха в работе над текстом.



31


Технология письма.


Создание памятки начинающим журналистам.

32

Практика быстрого создания текста. Редактирование текста.



33

Критерии оценки текста.

мастер-класс.


34

Творческая индивидуальность журналиста.











Содержание курса

Тема занятия

Теория

Практика

Журналистика как вид деятельности и профессии

Особенности профессия журналиста.

Виды средств массовой информации.

Аудитория издания. Критерии выбора аудитории издания. Определение спроса аудитории, круга интересных тем. Цензура и её роль в журналистике.

Журналистская этика.

Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты»

Секреты создания печатного издания

Постоянное тематическое задание. Актуальность творений. Редакционный коллектив печатного издания и его структура. Редактор – главный человек газеты. Тематическая модель газеты. Планирование - взгляд вперед.

Дизайн газеты.

Мастер-класс по созданию тематической и структурной модели газеты. Работа редакции над созданием первого номера газеты «Факел»

Содержание и форма журналистских произведений. Речевая культура журналиста

Роль дикции в профессии журналиста. Понятие «чистоты» и «правильности» речи. Золотые правила ведения дискуссии. Слагаемые мастерства письменной речи.

Обучающие занятия по культуре, правильности и выразительности речи «Говорить красиво – залог успешности журналиста».

Практическое занятие по технике ведения разных видов дискуссий.

Работа редакции над созданием второго номера газеты «Факел»


Основные публицистические жанры

Газетные жанры. Заметка («Краткость-сестра таланта»). Репортаж. Статья. Многогранный очерк и миниатюрная зарисовка. Интервью. Аналитические жанры.

Практические занятия по освоению техники написания разных видов публицистических жанров. Работа редакции над созданием третьего номера газеты «Факел»

Что должен знать и уметь журналист, чтобы избежать ненужных проблем

Документы, регулирующие СМИ. Реклама, как источник доходов печатного издания. Бюджет газеты. Работа с читателями газеты: обратная связь.

Сюжетно-ролевая игра «Разговор с читателем»

Тренинг «Как организовать себя и других»


Работа над журналистским текстом

Работа журналиста над выбором интересной, актуальной темы.

Основные методы сбора информации.

Особенности работы и слагаемые успеха в работе над созданием материала. Сохранение индивидуальности стиля журналиста. Интересный и понятный для читателей материал – залог успеха журналиста («Пиши так, как говоришь»). Критерии оценки текста. Редактирование текста. Задачи работы корректора. Свежая, актуальная, насыщенная информация.

Практические занятия по стилистике. Обучение стилистическим приёмам выражения мысли и формам и методам самовыражения.

Работа редакции над созданием четвёртого номера газеты «Факел»


Список используемой литературы


  1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

  2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.

  3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)

  4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

  5. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

  6. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)

  7. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.

  8. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

  9. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

  10. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

  11. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

  12. Материалы журнала «Журналист».

  13. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

  14. Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)

  15. Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)

  16. Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)

  17. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2009.

  18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

  19. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

  20. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997

  21. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!