СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения дополнительного образования "Конфликтология"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа объединения дополнительного образования "Конфликтология" разработана для обучающихся 8 класса для того, чтобы подготовить их к работе в школьной службе медиации

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Конфликтология"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 170»


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Школа № 170»

_____________И.И.Гусева

«_____»__________2016г.




Рабочая программа объединения дополнительного образования «Конфликтология»




«Направление: социально-педагогическое

(8класс)

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Мясникова Ирина Геннадьевна

педагог-психолог высшей категории

















Нижний Новгород

2016

Пояснительная записка

Программа объединения дополнительного образования «Конфликтология» составлена на основе материалов практического пособия для психологов и тренеров Б. Уизерса «Управление конфликтом». Программа рассчитана на 39 часов в год – из расчета 1 час в неделю, из них 20часов– теоретических и 19 практических. Программа рассчитана на один год обучения, возраст обучающихся 14-15 лет. Основная цель – помочь подросткам не избавиться полностью от конфликтов, а облегчить их восприятие и приобрести навыки конструктивного разрешения конфликта. Задачи: создание комфортной атмосферы, способствующей раскрытию и доверительному обмену мнениями участников группы, созданию условий для развития личности подростка, обеспечению эмоционального благополучия, профилактики асоциального поведения, укреплению психического и физического здоровья.

использование рефлексии для осознания того, что они заимствовали друг у друга и что они собираются делать дальше.

У каждого есть опыт пережитого конфликта, но у большинства не было возможности глубоко осмыслить его и превратить их уникальный опыт в план, который можно будет использовать в конкретных условиях. Данная программа поможет подросткам приобрести знания о том, что нужно узнать для успешного разрешения конфликтов, а также заново открыть уже сформированные у них навыки разрешения конфликтов и отделить их от приемов, которые не оправдали себя. Программа отделения дополнительного образования «Конфликтология» подталкивает обучающихся к размышлению и общению, делает возможным обучение путем проб и ошибок и усиливает связь ученика с теми, кто находится в классе. Так как в качестве основного содер­жания используется реальный жизненный опыт участников занятия. В итоге обучающиеся быстро продвигается от базовых понятий к планированию действий.

Занятия кружка основаны на идее, что у участников группы есть свои теории конфликта и реальный практический опыт, который помог им создать эти теории. Именно поэтому участники занятий кружка являются своего рода экспертами. Задача руководителя - облегчить обучающимся призна­ние собственного опыта и опыта других людей. С помощью руководителя они проверят свои выводы, научатся заполнять карту разрешения конфликтов и попробуют применить свои знания для разрешения реальных конфликтов.

Упражнения, которые выполняются во время занятий, начи­наются с простых, доступных всем заданий, и постепенно переходят к более рискованным и сложным. Атмосфера взаимного уважения и поддержки, созданная с помощью руководителя, облегчит участникам обще­ние с рискованными ситуациями и благотворно скажется на их готовности учиться.

Продолжитель­ность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

45 мин

1 раз

1 час

39 часов



Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические


Тема 1 ВВЕДЕНИЕ

2

1

1

Введение и цели курса. Вводный инструктаж по ТБ

1

1


Входная диагностика готовности разрешить конфликт

1


1


Тема 2. ОСОЗНАНИЕ КОНФЛИКТА

12

9

3

Понятие «конфликт»

1

1


Предпосылки конфликта. Разбор конфликтных ситуаций из личностного опыта участников

1


1

Функции конфликта. Типы конфликтов.

1

1


Мотивы и действия, вызывающие конфликт

1

1


Конфликты, возникающие из-за разногла­сий о том, что такое истина.

1

0,5

0,5

Причины и стимулы конфликта

1

1


Конфликтные личности

1

1


Процесс развития конфликта

1

1


Стратегии поведения при конфликте

1

0,5

0,5

Школьные конфликты и их причины

1

1


Индивидуальные различия и привычки могут стать причиной конфликта

1

0,5

0,5

Взгляды на конфликт

1

0,5

0,5


Тема 3. РЕАКЦИИ НА КОНФЛИКТ

2

1

1

«Хороший» конфликт

1

1


Наилучший способ выразить свое отношение к конфликту

1


1


Тема 4. ДЕЙСТВИЯ ПРИ КОНФЛИКТЕ

7

3

4

Управление межличностными и внутригрупповыми конфликтами

1

1


Использование приема «Я –высказывание» для урегулирования конфликта

1


1

Вмешательство в конфликт

1

1


Практика по посредничеству

1


1

Практика по посредничеству

1


1

Трансформация

1

1


«Насколько глубоко — слишком глубоко?»

1


1


Тема 5. СТРАТЕГИЯ МОЕГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

7

2

5

Стратегия моего поведения в конфликтной ситуации

1


1

Выбор мыслей при решении конфликтной ситуации

1

0,5

0,5

Выбор слов для избежания и решения конфликтной ситуации

1

0,5

0,5

Выбор действий для решения конфликтов

1

0,5

0,5

Стратегия урегулирования конфликта

1


1

Работает ли еще наше определение конфликта?

1

0,5

0,5

Проверка индивидуальных целей

1


1


Тема 6. МЕДИАЦИЯ

9

4

5

Цели и задачи службы медиации. История медиации

1

1


Презентация деятельности службы

1

1


Презентация участников службы медиации

1


1

Анализ конфликта.

1

0,5

0,5

Карточка разрешения конфликта

1

0,5

0,5

Регистрационная карточка. Договор примирения

1

1


Практика по примирению

1


1

Практика по примирению

1


1

Практика по примирению

1


1

Итого часов:

39

20

19


Содержание занятий:

  1. Введение. Знакомства. Ознакомление с содержанием курса. Инструктаж по ТБ (беседа).

  2. Опрос членов группы по выявлению мотивации и готовности разрешать конфликтные ситуации в качестве медиатора.

  3. Понятие «конфликт». Мозговой штурм. Дискуссия. Голосование. Достижение консенсуса.

  4. Предпосылки конфликта. С чего может начаться конфликт. Разбор конфликтных ситуаций из личностного опыта участников. Взгляды (20 минут). История и дискуссия. Участники группы рассказывают друг другу истории о том, с чего начинаются конфликты. Обсуждают мысль о том, что некоторые конфликты явля­ются следствием разных взглядов людей на мир.

  5. Разбор позитивных (конструктивных) и отрицательных (деструктивных) функций конфликта (беседа). Ознакомление с методикой ПОИР (аббревиатура от ее полного названия: «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности»), предназначенную для снижения конфликтности в международных отношениях Ч.Освуда. Гарвардский метод «принципиальных переговоров», разработанный Р. Фишером и У. Юри. Типология конфликтов. Структурные элементы конфликта (конфликтующие стороны, зона разногласий, представление о ситуации). Теорема Томаса. Внутриличностный конфликт.Схема личности З.Фрейда (Оно, Я, сверх-Я). Защитные механизмы (отрицание, забывание, вытеснение, фантазия, проекция, замещение, рационализация, сублимация). М

  6. Что может стать мотивами конфликта? Конфликты типов «приближение-приближение», «приближение – избегание», «избегания-избегания». Действия, вызывающие конфликт. Необдуманные действия и к чему они могут привести. Взаимовлияние сторон друг на друга при конфликте (заражение, внушение, подражание, убеждение) . Я – концепция. Уровень притязаний. Формула самоуважения У.Джемса.

  7. Конфликты, возникающие из-за разногла­сий о том, что такое истина. Способы познания (10 минут). Правда: некоторые конфликты возникают из-за разногла­сий о том, что такое истина. Участники семинара говорят о том, что они воспринимают как истину. Иной взгляд: фасилитатор рассказывает истории о том, как изменение нашего взгляда на вещи способно изменить наше восприятие того, за что стоит бороться. Упражнение «Фермер на крыльце». Первого впечатления может быть недостаточно. Упражнение «Розовые холмы». Иногда можно извлечь пользу из того, что смотришь не туда, куда смотрят все, а в противоположную сторону. Упражнение «Разноцветный шар». Истина может перестать быть тако­вой, если посмотреть на нее с другой стороны. Притча «Слепые мужчины и слон». Пересказывается и обсуждает­ся классическая суфистская притча.

  8. Разбор энергетики конфликта (причин и стимулов). Объективные и субъективные причины конфликтов (иллюзия «выигрыша – проигрыша», иллюзия «самооправдания», иллюзия «плохого человека», иллюзия «зеркального восприятия»).

  9. Конфликтные личности: «грубиян-танк», «грубиян-крикун», «граната», «привычный крикун», «всезнайка», «пессимист», «пассивно-агрессивный тип», «сверхпокладистый тип», «жалобщик, «молчун», «нерешительные – стопоры», «максималисты», «невинные лгуны», «ложные альтруисты» . Стратегия взаимодействия с ними.

  10. Процесс развития конфликта. Стадии конфликта (предпосылка, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта, постконфликтная ситуация).

  11. Стратегии поведения при конфликте (избегание, соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление) Практическая работа. Определение стратегий поведения в приведенных конфликтных ситуациях.

  12. Школьные конфликты и их причины. Перечисление школьных конфликтов, выявление их причин(15 минут). История «Потеря Сары» дает группе возможность увидеть, как различные способы общения способны стать причиной конфликтов в школе.

  13. Индивидуальные различия и привычки могут стать причиной конфликта. Образ жизни (25 минут). Упражнение «Поступай правиль­но», имитирующее культурные различия, дает участникам группы возможность действовать из добрых побуждений и тем не менее быть превратно понятым человеком с дру­гими привычками. Дискуссия посвящена тому, что мы принимаем свои привычки как нечто само собой разуме­ющееся и что это может быть тем топливом, которое питает конфликт.

  14. Взгляды на конфликт (50 минут). Иногда то, как мы управ­ляем конфликтом, зависит от того, как мы его воспринима­ем. Но бывает и так, что разные взгляды на конфликт мо­гут привести к еще большим -неприятностям, чем то, из-за чего он изначально возник.

Выигрыш, проигрыш или ничья. Один из взглядов на конфликт заключается в том, что его рассматривают в контексте выигрыша или проигрыша. Уравнять, увеличить или посмотреть иначе.

• Уравнять — ликвидировать конфликт, поделив все поровну

• Увеличить — ликвидировать конфликт, увеличив количество того, что нужно разделить.

• Посмотреть иначе — найти не один, а несколько способов урегулирования конфликта, посмотрев на его при чину по-новому.

«Разделенный ресурс»

Поделить поровну

«Мой папа и последнее шоколадное пирожное с орехами»

Тот, кто владеет проблемой, владеет и ее решением.

«Две сестры, один апельсин».

Участники группы читают рассказ о новаторском подходе к конфликту и обсуждают вопросы, которые должны помочь им сделать собственные выводы.

Размышления. «Что я думаю в данную минуту о конфликте?»

Рефлексия.

  1. «Хороший» конфликт. Размышления «Хороший конфликт» (40 мин). Дискуссия «Может ли конфликт быть позитивной силой. Какие элементы присущи позитивному конфликту».

  2. Упражне­ние, которое помогает участникам семинара прийти к вы­воду о том, существует ли один, наилучший способ выра­зить свое отношение к конфликту. Размышление. «Какую пользу это может принести мне?» (15 минут). Страница для размышлений. У участников группы появляется шанс подумать о том, пришли ли они к каким-нибудь новым выводам о конфликтах.

  3. Стратегии управления конфликтами: предотвращение (профилактика); управление конфликтами на стадии их возникновения, использовании отдельных актов конфликтной борьбы, проектирование конфликтов и их последствий. Приемы, которые обостряют ситуацию при конфликте (начальственный тон, угрозы, преуменьшение вклада, навязывание своей точки зрения, нежелание признать свои ошибки, ание разницы в положении, высказывание подозрений. Современные подходы к разрешению конфликтов посредниками-медиаторами.

  4. Я -высказывание как эффективный способ противодействия конфликтогенам. Техники, которые можно использовать для снятия напряжения (внимательное выслушивание, уважительное отношение, переключение внимания, обращение к фактам, обещание помощи).

  5. Вмешательство в конфликт (разбор способов вмешательства) (10 минут). Участники группы рассматривают разные способы помощи людям, нахо­дящимся в конфликтной ситуации. Решение проблем — один из способов, заключающийся в том, чтобы руководить ими в то время, когда они ищут творческие решения своих проблем. Разбор конфликтной ситуации «Брат, сестра и один апельсин» - вариант первый (5 минут).

  6. Практика по посредничеству.

  7. Практика по посредничеству.

  8. Трансформация — второй способ по­мочь людям, заключающийся в том, чтобы подтолкнуть их к мысли больше узнать друг о друге, о самих себе и о своей способности разрешить конфликт общими усилиями Разбор конфликтной ситуации «Брат, сестра и один апельсин» - вариант второй (5 минут).

  9. «Насколько глубоко — слишком глубоко?» (30 минут). Участники говорят о своем «уровне комфорта», когда им приходится помогать другим людям в их делах.

  10. Стратегия моего поведения в конфликтной ситуации — участники рабо­тают над собственными выводами о том, что делать, когда в школе или дома возни­кает конфликт.

  11. Выбор мыслей при решении конфликтной ситуации (обсуждение мыслей во время конфликта и работа по их преобразованию с целью создания у себя позитивного мыслеобраза). Рефлексия собственного опыта и практика позитивного мышления.

  12. Выбор слов для избежания и решения конфликтной ситуации. Разбор слов-конфликтогенов. Знакомство с Я-высказыванием. Использование Я-высказывания для решения конфликтной ситуации.

  13. Разбор конкретной конфликтной ситуации. Мозговой штурм по решению ее. Выбор наилучшего варианта. Упражнение. Как ты поступишь, чтобы разрешить конфликтную ситуацию. (работа в группах). Рефлексия.

  14. Стратегия урегулирования конфликта, предлагаемая на­шей группой (30 минут). Члены группы используют это упражнение планирования действий для того, чтобы ре­шить, как они могут вместе работать над управлением кон­фликтом. Способы выхода из конфликта (насилиеЮ разъединение, примирение).

  15. Работает ли еще наше определение конфликта? Проверка по домашнему заданию: разрешить конфликт в школе или дома. Что получилось, что нет. В чем были трудности? Что можно было бы предпринять с целью улучшения ситуации?

  16. Члены группы ставят себе конкретные цели по разрешению текущих конфликтов. Самоосознание. Обсуждение идей в группе.

  17. Ознакомление членов группы с целями и задачами службы медиации, историей возникновения практики медиаторства.

  18. Презентация деятельности службы. Вопросы для медиаторов (членов группы). Обсуждение ответов.

  19. Практикум презентации медиатора перед учащимися школы. Искусство переговоров. Требования к участникам переговоров. Психологическое подстраивание к конфликтующим, налаживание контакта, поведение, способствующие урегулированию конфликта. Техника слушания.

  20. Анализ конфликта. Схема конфликта (предмет, мотив, действие). Практическая работа: Анализы приведенных конфликтных ситуаций из школьной жизни. «Фоновые» загвоздки. Правило удачного разрешения конфликта. Роль медиатора при конфликте.

  21. Разбор заполнения карточки разрешения конфликта. Практикум использования карточки разрешения конфликта.

  22. Знакомство с содержанием регистрационной карточки участников конфликта. Знакомство с договором примирения, его заполнение.

  23. Практика по примирению (разбор конкретных ситуаций, обратная связь).

  24. Практика по примирению (разбор конкретных ситуаций, обратная связь).

  25. Практика по примирению (разбор конкретных ситуаций, обратная связь).




Методическое обеспечение: парты, стулья, карандаши, маркеры, ватман, блокноты для записей, лучше разного цвета, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер.


Шкала определения глубины конфликта. (тест Бандурка, Бочарова и Землянской)


Шкала глубины конфликта

1

Стороны осознают причину конфликта

12345

Стороны не осознают причину конфликта

2

Причина конфликта имеет эмоциональный характер

12345

Причина конфликта имеет материальный (служебный) характер

3

Цель конфликта — устремленность к социальной справедливости

12345

Цель конфликта — получение привилегий

4

Есть общая цель, к которой стремятся все

12345

Общей цели нет

5


Сферы сближения выражены

12345

Сферы сближения не выражены

6

Сферы сближения касаются эмоциональных проблем

12345

Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем

7

Лидеры мнений выделяются

12345

Лидеры мнений не выделяются

8

В процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения

12345

В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения


Если сумма находится в интервале 35-40 баллов, то это свидетельствует, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель может в таком случае принять на себя роль обвинителя и прибегнуть к административным методам воздействия.

Сумма в пределах 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Руководитель может выступить в роли консультанта и прибегнуть, главным образом, к психологическим мерам.

Сумма баллов, меньшая 24, свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Здесь руководителю достаточно выступить в роли воспитателя, и более пригодными оказываются педагогические средства.




Список литературы:

  1. Андреев В. И. Конфликтология; искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992;

  2. Гришина Н. В. Давайте договоримся. СПб., 1993

  3. Конфликт в конструктивной психологии, Красноярск, 1990; Тексты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта / Сост. Хасан Б. И. Красноярск, 1990

  4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.

  5. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М. ,1992.

  6. Леонов Н.И. Конфликтология / Учебн. Пособие. Дополненное и исправленное 2-е изд. Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Изд.НПО МОДЕК, 2006.- 232с.

  7. Уизерс Б.Управление конфликтом. — СПб.: Питер, 2004. — 174 с

  8. Фишер Р, Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. СПб., 1992










СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ОПРОСНИКУ

Дата: _______________________________________________

Кому: _____________________________________________

От кого:__Мясниковой Ирины Геннадьевны__________________________________________

Тема: «Навыки управления конфликтом».

Добро пожаловать на занятия кружка «Конфликтология» по развитию навыков управления конфликтом! Это в основном практические занятия, которые помогут вам осознать ваш нынешний подход к конфликту и решить, нужно ли изменить его, а если нужно — то как именно. Мы поговорим о том, как возникли наши представления о конфликте, как мы относим­ся к конфликтам на работе и что можно сделать, по нашему мнению, чтобы улучшить ситуацию.

Группа решит, что она может сделать для того, чтобы здесь, в нашей школе конфликт стал конструктивной силой.

Пожалуйста, найдите несколько минут для того, чтобы анонимно заполнить этот опросник, и верните его Мясниковой Ирине Геннадьевне_не позднее . Ваши ответы помогут мне подготовиться к занятию так, чтобы оно наилучшим образом соответствовал потребностям группы.

Надеюсь увидеть Вас в . Нам предстоит сделать большую работу, так что, пожалуйста, не опаздывайте. Благодарю Вас за помощь.


Приложение 1.2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОСНИК


Пожалуйста, заполните этот краткий опросник и отправьте его по адресу.

Ваши ответы помогут нам сделать кружок «Конфликтология» средством решения Ваших и школьных конкретных проблем.

5 — полностью согласен;

4 — согласен;

3 — не согласен;

2 — полностью не согласен;

1 — не знаю.

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

  1. Я хорошо справляюсь с конфликтами в школе

  2. Я предпочитаю не вмешиваться в конфликт

  3. Я считаю, что за правое дело стоит бороться

  4. Некоторые вещи не стоят того, чтобы за них бороться

  5. Борись только тогда, когда уверен в своей победе

  6. Если я не согласен со своими одноклассниками по важному для меня вопросу, я никогда не позволю им сделать
    так, как они хотят

  7. 5

    4

    3

    2

    1

    Я считаю, что в нашей школе разногласия

преодолеваются эффективно


8. Я доволен тем, как справляюсь с

5

4

3

2

1


повседневными конфликтами


  1. Что вызывает конфликты между учениками, обучающимися в нашей школе?


_________________________________________________________________________________________

10. Я считаю, что по сравнению с другими школами наша школа управляет
конфликтами:

более эффективно;

менее эффективно;

так же, как другие (отметьте нужное)

11. Я считаю, что по сравнению с другими людьми я управляю конфликтами:

более эффективно;

менее эффективно;

так же (отметьте нужное)