СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения по интересам "Зелёный патруль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обеспечить усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения по интересам "Зелёный патруль"»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 2 г. Чаусы »




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник Директор ГУО «Средняя школа

отдела образования, № 2 г. Чаусы»

спорта и туризма _____________ Н.С. Кирпичёва

Чаусского райисполкома

____________Н.В. Воронцов



Программа

объединения по интересам

«Зеленый патруль»



Учебная программа рассчитана на 1 год обучения






Педагог дополнительного

образования второй категории:

Скицунова Елена Александровна








г.Чаусы, 2017

1. Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества. При формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Принципы:

- от простого к сложному;

- от работы с педагогом к самостоятельным действиям;

-комплексного подхода к обучению.

Цель: обеспечить усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.

Задачи:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания;

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;

  • развивать творческую деятельность.

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. На освоение программы отводится 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей: 7 – 11 лет. Наполняемость группы: 15 человек.


Санитарно-гигиенические требования

Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами учреждения дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учрежденийПри комплектовании состава объединений по интересам следует придерживаться рекомендаций приложения 6 к Санитарным правилам и нормам 2.4.4.16-52-2005 ”Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях“

Программа должна соответствовать санитарным нормам и правилам к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь 04.06.2013 № 43 с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63.

Ресурсное обеспечение

Для проведения занятий необходимо:

  • кабинет;

  • столы;

  • дидактический материал (наглядные пособия, схемы, таблицы);

  • методический материал;

  • ножницы, карандаши (фломастеры), клей, белая и цветная бумага, пластилин и т. п.

2. Учебный план.

п/п

Тема


Общее количество часов

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Мир вокруг нас.


1

1

0

II

Экология

3

2

1

1.

Что такое экология?

1

1

0

2.

Жизнь нашего общего дома – планеты Земля.


2

1

1

III.

Путешествие в осень.

8

2

6

1.

Изучение текстов о природе.

2

1

1

2.

Наблюдения за солнцем и ветром.

2

1

1

3.

Экологические игры на свежем воздухе.

2

0

2

4.

Экологическая экскурсия по дендропарку.

2

0

2

IV.

Мой дом за окном

8

3

5

1.

Откуда берется и куда девается мусор?

2

1

1

2.

Деревья твоего двора

3

2

1

3.

Экскурсия по территории школы

2

0

2

4.

Открытое занятие с представителями ГЛХУ «Чаусский лесхоз»

1

0

1

V.

Вода - источник жизни

10

6

4

1.

Вода в моем доме и природе.

2

2

0

2.

Стихи, рассказы о воде в природе

2

1

1

3.

Вода в жизни растений

1

1

0

4.

Вода в жизни животного мира

1

1

0

5.

Экскурсия к водоему

2

0

2

6.

Вода и здоровье человека

2

1

1

VI.

Удивительный мир животных.

8

3

5

1.

Животные в доме

2

1

1

2.

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

1

1

3.

Дикие животные

2

1

1

4.

Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе»

2

0

2

VII.

Наши пернатые друзья.

12

5

7

1.

Экскурсия по школьной территории.

2

1

1

2.

Птицы нашего двора

2

2

0

3.

Птичья столовая

2

0

2

4.

Рассказы, стихи о птицах

2

2

0

5.

Акция «Поможем братьям нашим меньшим»

2

0

2

6.

День птиц. Экскурсия в лес. Выездное занятие.

2

0

2

VIII.

Мой край.

13

5

8

1

Сад на подоконнике.

1

1

0

2.

Комнатные растения в доме, в классе


2

0

2

3.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

0

2

4.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

0

2

5.

Растительный мир родного края

1

1

0

6.

Участие в посадке леса, благоустройство пришкольной территории

2

0

2

7.

Животный мир Могилевской области

1

1

0

8.

Исчезающие растения и животные родного края.

2

2

0

IX.

Воздух и здоровье

2

1

1

1.

Воздух и здоровье человека

2

1

1

X.

Солнце и свет в нашей жизни

5

3

2

1.

Солнце, Луна, звезды – источник света

2

2

0

2.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря»

2

0

2

3.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

1

0

XI.

Итоговое занятие c участием сотрудников ГЛХУ «Чаусский лесхоз». Мы – друзья природы.

2

0

2


Итого:

72

31

41


3.Учебно-тематическое планирование


п\п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

I.

Вводное занятие. Мир вокруг нас.


1

Теория. Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда.


II

Экология

3



Что такое экология?

1

Теория: Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология.


Жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

2

Теория: Дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Практика: Распознавание животных по основным признакам. Основные группы животных. Приспособления животных к сезонным изменениям в природе.

III.

Путешествие в осень.

8


1.

Изучение текстов о природе.

2

Теория: Подбор литературы.

Практика: Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.

2.

Наблюдения за солнцем и ветром.

2

Теория: Солнце и ветер.

Практика: Наблюдения за солнцем и ветром.



Экологические игры на свежем воздухе.

2

Экологические игры на свежем воздухе.

2.

Экологическая экскурсия по дендропарку

2

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам.

IV

Мой дом за окном

8


1.

Откуда берется и куда девается мусор?

2

Теория: Экологическая проблема Земли. Практика: Выясняем, откуда берется и куда девается мусор

2.

Деревья твоего двора

3

Теория: Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья?

Практика: Как ухаживать? Что делать осенью для здоровья деревьев?

3.

Экскурсия по территории школы

2

Практика: Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? Для чего сажают деревья?

4.

Открытое занятие с представителями ГЛХУ «Чаусский лесхоз»

1

Практика: Беседа о необходимости природоохранной деятельности «Поможем природе»

V

Вода - источник жизни

10


1.

Вода в моем доме и природе.

2

Теория: Откуда поступает вода в дом на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

2.

Стихи, рассказы о воде в природе

2

Теория: Подбор рассказов, стихов о воде в природе.

Практика: Чтение рассказов о загрязнение мирового океана.

3.

Вода в жизни растений

1

Теория: Как вода влияет на жизнь растений

4.

Вода в жизни животного мира

1

Теория: Как вода влияете на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

5.

Экскурсия к водоему

2

Практика: Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море.

6.

Вода и здоровье человека

2

Теория: Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, как расходуется, как выделяется из организма?

Практика: Исследование полезных свойств воды.

VI.

Удивительный мир животных.

8


1.

Животные в доме

2

Теория: Знакомство с домашними животными. Практика: Соблюдение правил безопасности содержания животных. Фотовыставка «Мои домашние любимцы»

2.

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

Теория: Подбор рассказов, стихов о домашних животных.

Практика: Чтение рассказов, стихов о домашних животных

3.

Дикие животные

2

Теория: Знакомство с экзотическими животными.

Практика: Соблюдение правил безопасности общения с дикими животными.

4.

Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе»

1

Практика: Работа в живом уголке. Распределение обязанностей, отчет о выполнение задания, наблюдение за изменениями, произошедшими после проделанной работы.

VII.

Наши пернатые друзья.

12


1.

Экскурсия по школьной территории.

2

Практика: Экскурсия по школьной территории. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

Теория: Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

2.

Птицы нашего двора

2

Теория: Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.

3.

Птичья столовая

2

Практика: Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц.

4.

Рассказы, стихи о птицах

2

Теория: Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

5.

Акция «Поможем братьям нашим меньшим»

2

Практика: Изготовление и вывешивание кормушек

6.

День птиц. Экскурсия в лес. Выездное занятие

2

Практика: Экскурсия в лес. Выездное занятие

VIII.

Мой край.

13


1

Сад на подоконнике.

1

Теория: Знакомство с комнатными растениями. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

2.

Комнатные растения в доме, в классе

2

Практика: Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка томата, огурцов, лука, перца, гороха; проращивание почек на срезанных веточках берез, клена.

3.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

Практика: Посадка комнатных растений. Формирование крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.

4.

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

Практика: Правила ухода за комнатными растениями. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.

5.

Растительный мир родного края

1

Теория: Многообразие растений области. Основные экогруппы. Красная книга области

6.

Участие в посадке леса, благоустройство пришкольной территории

2

Практика: Посадка деревьев и кустарников

7.

Животный мир Могилевской области

1

Теория: Многообразие животных области. Особенности жизни животных

8.

Исчезающие растения и животные родного края.

2

Теория: Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины их исчезновения и необходимости защиты каждым человеком

IX.

Воздух и здоровье

2


1.

Воздух и здоровье человека

2

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чистым? Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

X.

Солнце и свет в нашей жизни

5


1.

Солнце, Луна, звезды – источник света

2

Теория: Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

2.

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря»

2

Практика: Сравнение света. Роль света в жизни человека.

3.

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

Теория: Знакомство с ТЭЦ и АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

XI.

Итоговое занятие c участием сотрудников ГЛХУ «Чаусский лесхоз». Мы – друзья природы.

2

Практика: Обобщение проделанной экологической работы за год. Викторина «Мы – друзья природы».

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Зеленый патруль» :

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.


4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:


  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

  • будут иметь позитивный социальный ;

  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;

  • о способах нахождения обработки и нахождения информации;

  • духовно-нравственные приобретения.


  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

  • опыт самостоятельного поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.

  • опыт взаимоотношения с разными людьми;

  • опыт перехода от одного вида общения к другому;

  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  • опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;

  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;

  • опыт самоорганизации;

  • опыт социально приемлемых моделей поведения.

5. Формы и виды контроля

  • наблюдение за детьми в ходе работы;

  • проведение практических работ;

  • проведение конкурсов;

  • выставки, презентации.

6.Материально-техническое обеспечение программы


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Репродукции картин в соответствии с программой обучения.

Плакаты по окружающему миру.

Коллекции плодов растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)


28