Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Чаусы »
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник Директор ГУО «Средняя школа
отдела образования, № 2 г. Чаусы»
спорта и туризма _____________ Н.С. Кирпичёва
Чаусского райисполкома
____________Н.В. Воронцов
Программа
объединения по интересам
«Зеленый патруль»
Учебная программа рассчитана на 1 год обучения
Педагог дополнительного
образования второй категории:
Скицунова Елена Александровна
г.Чаусы, 2017
1. Пояснительная записка.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества. При формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Принципы:
- от простого к сложному;
- от работы с педагогом к самостоятельным действиям;
-комплексного подхода к обучению.
Цель: обеспечить усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.
Задачи:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. На освоение программы отводится 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей: 7 – 11 лет. Наполняемость группы: 15 человек.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами учреждения дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений. При комплектовании состава объединений по интересам следует придерживаться рекомендаций приложения 6 к Санитарным правилам и нормам 2.4.4.16-52-2005 ”Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях“
Программа должна соответствовать санитарным нормам и правилам к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Беларусь 04.06.2013 № 43 с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63.
Ресурсное обеспечение
Для проведения занятий необходимо:
кабинет;
столы;
дидактический материал (наглядные пособия, схемы, таблицы);
методический материал;
ножницы, карандаши (фломастеры), клей, белая и цветная бумага, пластилин и т. п.
2. Учебный план.
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
I. | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | 1 | 0 |
II | Экология | 3 | 2 | 1 |
1. | Что такое экология? | 1 | 1 | 0 |
2. | Жизнь нашего общего дома – планеты Земля. | 2 | 1 | 1 |
III. | Путешествие в осень. | 8 | 2 | 6 |
1. | Изучение текстов о природе. | 2 | 1 | 1 |
2. | Наблюдения за солнцем и ветром. | 2 | 1 | 1 |
3. | Экологические игры на свежем воздухе. | 2 | 0 | 2 |
4. | Экологическая экскурсия по дендропарку. | 2 | 0 | 2 |
IV. | Мой дом за окном | 8 | 3 | 5 |
1. | Откуда берется и куда девается мусор? | 2 | 1 | 1 |
2. | Деревья твоего двора | 3 | 2 | 1 |
3. | Экскурсия по территории школы | 2 | 0 | 2 |
4. | Открытое занятие с представителями ГЛХУ «Чаусский лесхоз» | 1 | 0 | 1 |
V. | Вода - источник жизни | 10 | 6 | 4 |
1. | Вода в моем доме и природе. | 2 | 2 | 0 |
2. | Стихи, рассказы о воде в природе | 2 | 1 | 1 |
3. | Вода в жизни растений | 1 | 1 | 0 |
4. | Вода в жизни животного мира | 1 | 1 | 0 |
5. | Экскурсия к водоему | 2 | 0 | 2 |
6. | Вода и здоровье человека | 2 | 1 | 1 |
VI. | Удивительный мир животных. | 8 | 3 | 5 |
1. | Животные в доме | 2 | 1 | 1 |
2. | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | 2 | 1 | 1 |
3. | Дикие животные | 2 | 1 | 1 |
4. | Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе» | 2 | 0 | 2 |
VII. | Наши пернатые друзья. | 12 | 5 | 7 |
1. | Экскурсия по школьной территории. | 2 | 1 | 1 |
2. | Птицы нашего двора | 2 | 2 | 0 |
3. | Птичья столовая | 2 | 0 | 2 |
4. | Рассказы, стихи о птицах | 2 | 2 | 0 |
5. | Акция «Поможем братьям нашим меньшим» | 2 | 0 | 2 |
6. | День птиц. Экскурсия в лес. Выездное занятие. | 2 | 0 | 2 |
VIII. | Мой край. | 13 | 5 | 8 |
1 | Сад на подоконнике. | 1 | 1 | 0 |
2. | Комнатные растения в доме, в классе | 2 | 0 | 2 |
3. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 2 | 0 | 2 |
4. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 2 | 0 | 2 |
5. | Растительный мир родного края | 1 | 1 | 0 |
6. | Участие в посадке леса, благоустройство пришкольной территории | 2 | 0 | 2 |
7. | Животный мир Могилевской области | 1 | 1 | 0 |
8. | Исчезающие растения и животные родного края. | 2 | 2 | 0 |
IX. | Воздух и здоровье | 2 | 1 | 1 |
1. | Воздух и здоровье человека | 2 | 1 | 1 |
X. | Солнце и свет в нашей жизни | 5 | 3 | 2 |
1. | Солнце, Луна, звезды – источник света | 2 | 2 | 0 |
2. | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря» | 2 | 0 | 2 |
3. | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | 1 | 0 |
XI. | Итоговое занятие c участием сотрудников ГЛХУ «Чаусский лесхоз». Мы – друзья природы. | 2 | 0 | 2 |
| Итого: | 72 | 31 | 41 |
|
3.Учебно-тематическое планирование
№п\п | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
I. | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | Теория. Задачи и план работы объединения по интересам на год. Правила поведения во время занятий. Материалы и оборудование, необходимые для занятий. Правила безопасности труда. |
II | Экология | 3 | |
| Что такое экология? | 1 | Теория: Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. |
| Жизнь нашего общего дома – планеты Земля. | 2 | Теория: Дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Практика: Распознавание животных по основным признакам. Основные группы животных. Приспособления животных к сезонным изменениям в природе. |
III. | Путешествие в осень. | 8 | |
1. | Изучение текстов о природе. | 2 | Теория: Подбор литературы. Практика: Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе. |
2. | Наблюдения за солнцем и ветром. | 2 | Теория: Солнце и ветер. Практика: Наблюдения за солнцем и ветром. |
| Экологические игры на свежем воздухе. | 2 | Экологические игры на свежем воздухе. |
2. | Экологическая экскурсия по дендропарку | 2 | Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. |
IV | Мой дом за окном | 8 | |
1. | Откуда берется и куда девается мусор? | 2 | Теория: Экологическая проблема Земли. Практика: Выясняем, откуда берется и куда девается мусор |
2. | Деревья твоего двора | 3 | Теория: Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Практика: Как ухаживать? Что делать осенью для здоровья деревьев? |
3. | Экскурсия по территории школы | 2 | Практика: Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? Для чего сажают деревья? |
4. | Открытое занятие с представителями ГЛХУ «Чаусский лесхоз» | 1 | Практика: Беседа о необходимости природоохранной деятельности «Поможем природе» |
V | Вода - источник жизни | 10 | |
1. | Вода в моем доме и природе. | 2 | Теория: Откуда поступает вода в дом на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? |
2. | Стихи, рассказы о воде в природе | 2 | Теория: Подбор рассказов, стихов о воде в природе. Практика: Чтение рассказов о загрязнение мирового океана. |
3. | Вода в жизни растений | 1 | Теория: Как вода влияет на жизнь растений |
4. | Вода в жизни животного мира | 1 | Теория: Как вода влияете на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? |
5. | Экскурсия к водоему | 2 | Практика: Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. |
6. | Вода и здоровье человека | 2 | Теория: Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, как расходуется, как выделяется из организма? Практика: Исследование полезных свойств воды. |
VI. | Удивительный мир животных. | 8 | |
1. | Животные в доме | 2 | Теория: Знакомство с домашними животными. Практика: Соблюдение правил безопасности содержания животных. Фотовыставка «Мои домашние любимцы» |
2. | Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | 2 | Теория: Подбор рассказов, стихов о домашних животных. Практика: Чтение рассказов, стихов о домашних животных |
3. | Дикие животные | 2 | Теория: Знакомство с экзотическими животными. Практика: Соблюдение правил безопасности общения с дикими животными. |
4. | Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе» | 1 | Практика: Работа в живом уголке. Распределение обязанностей, отчет о выполнение задания, наблюдение за изменениями, произошедшими после проделанной работы. |
VII. | Наши пернатые друзья. | 12 | |
1. | Экскурсия по школьной территории. | 2 | Практика: Экскурсия по школьной территории. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Теория: Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. |
2. | Птицы нашего двора | 2 | Теория: Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. |
3. | Птичья столовая | 2 | Практика: Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. |
4. | Рассказы, стихи о птицах | 2 | Теория: Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. |
5. | Акция «Поможем братьям нашим меньшим» | 2 | Практика: Изготовление и вывешивание кормушек |
6. | День птиц. Экскурсия в лес. Выездное занятие | 2 | Практика: Экскурсия в лес. Выездное занятие |
VIII. | Мой край. | 13 | |
1 | Сад на подоконнике. | 1 | Теория: Знакомство с комнатными растениями. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями |
2. | Комнатные растения в доме, в классе | 2 | Практика: Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка томата, огурцов, лука, перца, гороха; проращивание почек на срезанных веточках берез, клена. |
3. | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 2 | Практика: Посадка комнатных растений. Формирование крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. |
4. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 2 | Практика: Правила ухода за комнатными растениями. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. |
5. | Растительный мир родного края | 1 | Теория: Многообразие растений области. Основные экогруппы. Красная книга области |
6. | Участие в посадке леса, благоустройство пришкольной территории | 2 | Практика: Посадка деревьев и кустарников |
7. | Животный мир Могилевской области | 1 | Теория: Многообразие животных области. Особенности жизни животных |
8. | Исчезающие растения и животные родного края. | 2 | Теория: Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины их исчезновения и необходимости защиты каждым человеком |
IX. | Воздух и здоровье | 2 | |
1. | Воздух и здоровье человека | 2 | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чистым? Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. |
X. | Солнце и свет в нашей жизни | 5 | |
1. | Солнце, Луна, звезды – источник света | 2 | Теория: Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. |
2. | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря» | 2 | Практика: Сравнение света. Роль света в жизни человека. |
3. | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | Теория: Знакомство с ТЭЦ и АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты. |
XI. | Итоговое занятие c участием сотрудников ГЛХУ «Чаусский лесхоз». Мы – друзья природы. | 2 | Практика: Обобщение проделанной экологической работы за год. Викторина «Мы – друзья природы». |
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Зеленый патруль» :
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
будут иметь позитивный социальный ;
социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
о способах нахождения обработки и нахождения информации;
духовно-нравственные приобретения.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
опыт самостоятельного поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.
опыт взаимоотношения с разными людьми;
опыт перехода от одного вида общения к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;
опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
опыт самоорганизации;
опыт социально приемлемых моделей поведения.
5. Формы и виды контроля
6.Материально-техническое обеспечение программы
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. |
Репродукции картин в соответствии с программой обучения. Плакаты по окружающему миру. |
Коллекции плодов растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные) |
28