СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия  шахматами очень  актуальны  в  современной  школе   не только, как   показатель  умственного  развития  человека , но  инструмент  его  совершенствования .Это  настоящее  испытание  ума и превосходная  возможность для  совершенствования  аналитических  способностей , стратегического  мышления  и  тактического  исполнения, умение  жертвовать  малым ради  достижения  многого, умение держать  в  голове  большой  объём  информации , самообладания  и даже  интуиции.   Итак  шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать.  Ребенок учится принимать самостоятельные решения.

Об актуальности и пользе занятий шахматами для развития памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Но еще более важным в наше время является возможность для ребенка в игре пройти через различные житейские ситуации, испытать счастье успеха, научиться «держать удар» в минуты поражений. Именно этот, в детстве приобретенный опыт позволит ребенку безболезненно войти во взрослую жизнь, раньше сверстников сформировать свой философский взгляд на неудачу, что обеспечит в переходном возрасте большую психологическую уравновешенность, научит цивилизованно, за доской реализовывать собственную агрессивность.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»»










Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей г. Заволжска

Согласовано

Директор МКОУ Заречная СОШ

_______/Борисова Т.Л.


«__»______201_г.

Утверждаю

Директор ЦДО ДД

______/Балашов М.И.

Приказ №

от «__»_____201_г.








ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

«Шахматное королевство»





Направление деятельности – обще-интеллектуальное

Вид деятельности: кружок

Возраст учащихся: от 11 - до 15 лет

Срок обучения: 1 год

Руководитель: педагог дополнительного образования

Торопова Ольга Анатольевна





2016



Пояснительная записка.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность.

Занятия шахматами очень актуальны в современной школе не только, как показатель умственного развития человека , но инструмент его совершенствования .Это настоящее испытание ума и превосходная возможность для совершенствования аналитических способностей , стратегического мышления и тактического исполнения, умение жертвовать малым ради достижения многого, умение держать в голове большой объём информации , самообладания и даже интуиции. Итак шахматы, с первых же дней знакомства с ними, учат детей логически мыслить и рассуждать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения.

Об актуальности и пользе занятий шахматами для развития памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Но еще более важным в наше время является возможность для ребенка в игре пройти через различные житейские ситуации, испытать счастье успеха, научиться «держать удар» в минуты поражений. Именно этот, в детстве приобретенный опыт позволит ребенку безболезненно войти во взрослую жизнь, раньше сверстников сформировать свой философский взгляд на неудачу, что обеспечит в переходном возрасте большую психологическую уравновешенность, научит цивилизованно, за доской реализовывать собственную агрессивность.

Целью данной программы является воспитание и подготовка всесторонне развитой личности посредством шахмат.

Задачи:

Образовательные:

-     обучение шахматной игре;

-     подготовка к состязаниям по шахматам на региональном уровне.

Развивающие:

-     пробуждение творческого начала в ребенке;

-     развитие памяти, логического мышления;

-     развитие внимательности, творческого воображения и фантазии.

Воспитательные:

-     воспитание чувства личной ответственности за принятые решения;

-     обретение психологической уравновешенности;

-     получение навыков равноправного конструктивного общения детей разных возрастных групп;

-     получение навыков самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации;

-     удовлетворение потребности детей в общении.


Основной формой проведения занятий обучения является групповая, но акцент делается на индивидуально-групповые и индивидуальные занятия в области освоения теоретических знаний.

Содержание программы

Программой предусматривается 70 шахматных занятий (одно занятие в неделю по 2 часа в течении 1 года). Учебный курс включает в себя 4 раздела. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана для учащихся 5-9 классов. Это обеспечива­ется применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изуче­нии игровых возможностей ладьи младшим детям предлага­ются более легкие дидактические задания, чем ребятам постарше, при этом последовательность изложения материала остается прежней.



Учебно-тематический план (70часов)



Тема занятия.

Количество часов

Раздел №1

Шахматная доска и фигуры

15

1

Шахматная доска

1

2

Знакомство с шахматными фигурами.

Пешка.

1

3

Знакомство с шахматными фигурами.

Ладья.

1

4

Знакомство с шахматными фигурами.

Слон.

1

5

Знакомство с шахматными фигурами.

Конь.

1

7

Знакомство с шахматными фигурами.

Ферзь.

1

8

Шахматные фигуры.

3

9

Основные правила игры.

3

Раздел №2

Ходы и взятие фигур

20

1

Смотр войск перед боем.

Пешка.

1

2

Смотр войск перед боем.

Ладья.

1

3

Смотр войск перед боем.

Слон .

1

4

Смотр войск перед боем.

Конь .

1

5

Смотр войск перед боем.

Ферзь .

1

6

Смотр войск перед боем.

Король.

1

7

Простой мат.

1

8

Начало игры.

1

9

Центр доски.

1

10

Запись позиций.

2

11

Рокировка.

2

12

Шах и мат.

2

13

Шахматная стратегия.

3

14

Эндшпиль- ключ к победе.

2

Раздел №3

История шахмат

5

1

Появление шахмат на Руси.

1

2

Превращение шахмат в международный вид спорта.

1

3

Некоторые даты из истории шахмат.

1

4

Сильнейшие шахматисты мира.

1

5

Откуда пришли шахматы.

1

Раздел №4

Тактические приемы и особенности их применения

30

1

Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

10

2

Тренировочные упражнения.

10

3

Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре на турнирах.

5

4

Правила шахматного этикета.

5



Календарно- тематическое планирование.


Тема занятия

Содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

1

Шахматная доска. Появление шахмат на Руси.

Изучение ценности шахматных фигур.

2


2

Знакомство с шахматными фигурами.

Пешка. Смотр войск перед боем.

Пешка.

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


3

Знакомство с шахматными фигурами.

Ладья. Смотр войск перед боем.

Ладья.

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


4

Знакомство с шахматными фигурами.

Слон. Смотр войск перед боем.

Слон .

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


5

Знакомство с шахматными фигурами.

Конь. Смотр войск перед боем.

Конь .

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


6

Знакомство с шахматными фигурами.

Ферзь. Смотр войск перед боем.

Ферзь .

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


7

Шахматные фигуры.

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


8

Основные правила игры.

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


9

Основные правила игры.

Решение шахматных заданий. Практические упражнения.

2


10

Превращение шахмат в международный вид спорта. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Тест. Решение заданий по пройденному материалу.

2


11

Простой мат. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


12

Начало игры. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


13

Центр доски. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Работа с фигурами. Решение ш Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


14

Запись позиций. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


15

Запись позиций. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


16

Рокировка. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


17

Рокировка. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


18

Шах и мат. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


19

Шах и мат. Тренировочные упражнения.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


20

Шахматная стратегия. Некоторые даты из истории шахмат.

Работа с фигурами. Решение шахматных задач.

2


21

Шахматная стратегия. Сильнейшие шахматисты мира.

Первый турнир по шахматам. Викторина по истории шахмат.

2


22

Шахматная стратегия. Тренировочные упражнения

Тренировочные упражнения. Решение более сложных заданий.

2


23

Эндшпиль- ключ к победе. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Тренировочные упражнения. Решение более сложных заданий.

2


24

Эндшпиль- ключ к победе. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Тренировочные упражнения. Решение более сложных заданий. Конкурс "Угадай ход"

2


25

Откуда пришли шахматы. Упражнения на выполнение ходов различными фигурами.

Тренировочные упражнения. Решение более сложных заданий.

2


26

Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре на турнирах.

Тренировочные упражнения. Решение более сложных заданий.

2


27

Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре на турнирах.

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


28

Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


29

Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


30

Правила шахматного этикета.

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


31

Правила шахматного этикета.

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


32

Тренировочные упражнения Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


33

Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


34

Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2


35

Тренировочные упражнения

Турнир по шахматам. Первенство школы .

2








Предполагаемые результаты реализации программы

  • овладение навыками игры в шахматы;

  • интеллектуальное развитие участников кружка;

  • результативное участие в соревнованиях различных уровней.



Способы определения результативности работы по программе

1. Разбор партий учащихся (демонстрирует общий уровень понимания игры).

2. Конкурс "Угадай ход"

3.  Викторина по истории шахмат.

4. Шахматный турнир.







Используемая литература.

  1. Ференц Халас, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве» , Москва -2012

  2. Владимир Григорьевич Зак, Яков Ноевич Длуголенский «Я играю в шахматы» , Ленинград -1985

Ресурсы интернета.

  1. Википедия- свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%F5%EC%E0%F2%FB

  2. Словарь шахматных терминов - все о шахматах, определения, понятия и знания http://chessdeti.ru/articles/slovar.html

  3. Chessok http://chessok.net/