СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одаренные дети"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание  возможностей интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети"»

Программа «Одаренные дети»

учителя физики МБОУ «Кардымовская СШ»

Филипенко И.В.


1.Общие положения программы «Одаренные дети».

Актуальность, цели, задачи и принципы реализации программы.

Глобальные изменения, происходящие в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах общества предъявляет более высокие требования к образованию. В современном мире, когда происходит бурное развитие науки и производства, растет объем информации, внедряются новые технологии, значение образования увеличивается. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Поэтому возникает необходимость в координации работы учителя по выявлению и организации развития одаренных детей. Для этого необходимо создать систему деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В процессе такой работы развивается мышление, способности, выявляются одаренность и талант ученика.

Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.

Организуя активную, творческую деятельность ученика, учитель, должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения, дифференцированной технологией; должен развиваться сам и развивать способности ученика; способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс и знать возрастную психологию.

Особенности, отличающие способных учеников в учении:

- активность и постоянная занятость чем-либо;

- настойчивость в достижении цели;

- желание учиться и добиваться настоящих успехов;

- способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью;

- экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений;

- любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них;

- наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.

Итак, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми по физике «Одаренные дети».

Цель программы – создание возможности интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы:

- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей в области физики;

- изучить факторы развития личности, ее способностей;

- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

- развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации;

- создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;

- установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями;

- способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Содержание понятия «одаренность».

Критерии, по которым определяется «одаренность»:

1. Психофизиологические способности: наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению; стремление к личной эмоциональной независимости; интуитивность.

2. Интеллектуальные способности: познавательный процесс, эрудиция, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию.

3. Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов.

4. Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры, высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.

Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Принципы реализации программы:

- гуманизм;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- систематичность

2.Этапы выявления одаренных детей и работы с ними

1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

2 этап – диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.

3 этап – формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.

3. Основные принципы работы с одаренными детьми: - принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования;

- принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися);

- принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт);

- принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных);

-принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся;

-принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода);

-принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).

4.Деятельность по реализации программы «Одаренные дети».

Направления работы

Месяц

Ответственные


Организация учебной деятельности одарённых детей

1

Участие в олимпиадах по физике разного уровня

Ежегодно

Учитель физики

2

Смотр знаний по физике

В течение года

Учитель физики, родители

3

Защита творческих, исследовательских, информационных проектов

Март

Учитель физики

4

Ученическая научно-практическая конференция

Март

Зам. директора

5

Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся

В течение года

Учитель физики

6

Работа с одаренными детьми в режиме консультации

В течение года

Учитель физики

7

Использование интернет-технологий в учебном процессе

В течение года

Учитель физики

8

Участие в «Дне науки в школе»

Ежегодно

Учитель физики

9

Участие в различных конкурсах, чемпионатах, тестировании (общероссийском конкурсе « Логическое мышление», международном проекте «videouroki.net”, онлайн-тестировании по физике и т.д.)

В течение года

Учитель физики

10

Ведение элективного курса «Методы решения физических задач»

2019-2020, 2020-2021, 2021-2022,

2022-2023

уч. год

Учитель физики

11

Участие старшеклассников в Интернет-проектах

2019-2023

уч. год

Учителя физики и информатики

12

Работа кружка «Юный физик»

2019-2023

уч. год

Учитель физики

13

Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др).

В течение года

Учитель физики

14

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

В течение года

Учитель физики

15

Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий («Восхождение на пик Знаний», викторины, игры « Хочу все знать», « Конкурс кладоискателей», «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, КВН по физике, «спартакиады», турниры знатоков физики, интеллектуальные конкурсы)

В течение года

Учитель физики

16

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ОГЭ, ЕГЭ)

В течение года

Учитель физики

17

Проведение профориентации школьников на специальности, связанные с физикой

В течение года

Учитель физики

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

18

Диагностика интеллектуальных и творческих

способностей учащихся (тестирование):

Диагностика уровня творческой активности (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А Воловича)

- Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

- Опросник для выявления одаренных школьников: методика экспертных оценок по определению одарённых детей (автор А.А.Лосева).

Сентябрь, ежегодно

Педагог-психолог, учитель физики

19

Формирование банка диагностических методик познавательных возможностей и способностей учащихся

В течение года

Педагог-психолог, учитель физики

20

Повышение профессионального уровня педагога:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

е) конкурсы профессионального мастерства;

ж) взаимопосещение уроков;

Постоянно

Администрация, учитель физики

21

Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических советов:

а) «Индивидуальная и групповая работа с одаренными учащимися»;

б) «Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления»;

в) «Развитие творческих способностей учащихся»

г) «Использование современных образовательных технологий на уроках» и др.

В течение года

Администрация, учитель физики

22

Выступления на заседаниях РМО и ШМО по данной проблеме

В течение года

Руководитель МО, учитель физики

23

Выступления на школьных родительских собраниях по данной проблеме

В течение года

Администрация, учитель физики, психолог

Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми


Создание банка методических наработок «Одаренные дети»

Постоянно

Зам. директора,

учитель физики


Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися»

Постоянно

Библиотекарь, учитель физики


Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ

Постоянно

Администрация


5. Критерии эффективности программы:

- развивает интерес к предмету;

- развивает самостоятельность учащихся;

- дает возможность одаренным детям самореализоваться;

- способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;

- развивает креативное мышление;

- формирует практические навыки;

- развивает навыки исследовательской деятельности; ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.

6. Результаты работы по программе «Одаренные дети»

1. Увеличение качества знаний по предмету.

2. Высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе.

3. Результаты олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов за 2019-2022 уч. годы.

4. Результаты адаптации учащихся, имеющих более высокий уровень развития творческих способностей.

5.Среди обучающихся по данной программе есть лауреаты Всероссийских конкурсов, победители Всероссийских олимпиад и турниров.

6.С каждым годом возрастает процент участников Всероссийских олимпиад и конкурсов.

Литература:

1.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

2.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.

3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.

5.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

6.Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

7.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

8.Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

9.Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

10.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

11.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Интернет- ресурсы:

Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети".http://www.dar.aaanet.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!