Программа «Одаренные дети»
учителя физики МБОУ «Кардымовская СШ»
Филипенко И.В.
1.Общие положения программы «Одаренные дети».
Актуальность, цели, задачи и принципы реализации программы.
Глобальные изменения, происходящие в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах общества предъявляет более высокие требования к образованию. В современном мире, когда происходит бурное развитие науки и производства, растет объем информации, внедряются новые технологии, значение образования увеличивается. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Поэтому возникает необходимость в координации работы учителя по выявлению и организации развития одаренных детей. Для этого необходимо создать систему деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. В процессе такой работы развивается мышление, способности, выявляются одаренность и талант ученика.
Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.
Организуя активную, творческую деятельность ученика, учитель, должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения, дифференцированной технологией; должен развиваться сам и развивать способности ученика; способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс и знать возрастную психологию.
Особенности, отличающие способных учеников в учении:
- активность и постоянная занятость чем-либо;
- настойчивость в достижении цели;
- желание учиться и добиваться настоящих успехов;
- способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью;
- экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений;
- любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них;
- наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.
Итак, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми по физике «Одаренные дети».
Цель программы – создание возможности интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей в области физики;
- изучить факторы развития личности, ее способностей;
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;
- развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации;
- создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;
- установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями;
- способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Содержание понятия «одаренность».
Критерии, по которым определяется «одаренность»:
1. Психофизиологические способности: наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению; стремление к личной эмоциональной независимости; интуитивность.
2. Интеллектуальные способности: познавательный процесс, эрудиция, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию.
3. Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов.
4. Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры, высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Принципы реализации программы:
- гуманизм;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- систематичность
2.Этапы выявления одаренных детей и работы с ними
1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2 этап – диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.
3 этап – формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.
3. Основные принципы работы с одаренными детьми: - принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования;
- принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися);
- принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт);
- принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных);
-принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся;
-принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода);
-принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).
4.Деятельность по реализации программы «Одаренные дети».
№ | Направления работы | Месяц | Ответственные |
| Организация учебной деятельности одарённых детей |
1 | Участие в олимпиадах по физике разного уровня | Ежегодно | Учитель физики |
2 | Смотр знаний по физике | В течение года | Учитель физики, родители |
3 | Защита творческих, исследовательских, информационных проектов | Март | Учитель физики |
4 | Ученическая научно-практическая конференция | Март | Зам. директора |
5 | Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся | В течение года | Учитель физики |
6 | Работа с одаренными детьми в режиме консультации | В течение года | Учитель физики |
7 | Использование интернет-технологий в учебном процессе | В течение года | Учитель физики |
8 | Участие в «Дне науки в школе» | Ежегодно | Учитель физики |
9 | Участие в различных конкурсах, чемпионатах, тестировании (общероссийском конкурсе « Логическое мышление», международном проекте «videouroki.net”, онлайн-тестировании по физике и т.д.) | В течение года | Учитель физики |
10 | Ведение элективного курса «Методы решения физических задач» | 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 уч. год | Учитель физики |
11 | Участие старшеклассников в Интернет-проектах | 2019-2023 уч. год | Учителя физики и информатики |
12 | Работа кружка «Юный физик» | 2019-2023 уч. год | Учитель физики |
13 | Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др). | В течение года | Учитель физики |
14 | Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом) | В течение года | Учитель физики |
15 | Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий («Восхождение на пик Знаний», викторины, игры « Хочу все знать», « Конкурс кладоискателей», «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, КВН по физике, «спартакиады», турниры знатоков физики, интеллектуальные конкурсы) | В течение года | Учитель физики |
16 | Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ОГЭ, ЕГЭ) | В течение года | Учитель физики |
17 | Проведение профориентации школьников на специальности, связанные с физикой | В течение года | Учитель физики |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся |
18 | Диагностика интеллектуальных и творческих способностей учащихся (тестирование): Диагностика уровня творческой активности (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А Воловича) - Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков) - Опросник для выявления одаренных школьников: методика экспертных оценок по определению одарённых детей (автор А.А.Лосева). | Сентябрь, ежегодно | Педагог-психолог, учитель физики |
19 | Формирование банка диагностических методик познавательных возможностей и способностей учащихся | В течение года | Педагог-психолог, учитель физики |
20 | Повышение профессионального уровня педагога: а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; е) конкурсы профессионального мастерства; ж) взаимопосещение уроков; | Постоянно | Администрация, учитель физики |
21 | Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических советов: а) «Индивидуальная и групповая работа с одаренными учащимися»; б) «Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления»; в) «Развитие творческих способностей учащихся» г) «Использование современных образовательных технологий на уроках» и др. | В течение года | Администрация, учитель физики |
22 | Выступления на заседаниях РМО и ШМО по данной проблеме | В течение года | Руководитель МО, учитель физики |
23 | Выступления на школьных родительских собраниях по данной проблеме | В течение года | Администрация, учитель физики, психолог |
Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми |
| Создание банка методических наработок «Одаренные дети» | Постоянно | Зам. директора, учитель физики |
| Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися» | Постоянно | Библиотекарь, учитель физики |
| Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ | Постоянно | Администрация |
5. Критерии эффективности программы:
- развивает интерес к предмету;
- развивает самостоятельность учащихся;
- дает возможность одаренным детям самореализоваться;
- способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
- развивает креативное мышление;
- формирует практические навыки;
- развивает навыки исследовательской деятельности; ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
6. Результаты работы по программе «Одаренные дети»
1. Увеличение качества знаний по предмету.
2. Высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе.
3. Результаты олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов за 2019-2022 уч. годы.
4. Результаты адаптации учащихся, имеющих более высокий уровень развития творческих способностей.
5.Среди обучающихся по данной программе есть лауреаты Всероссийских конкурсов, победители Всероссийских олимпиад и турниров.
6.С каждым годом возрастает процент участников Всероссийских олимпиад и конкурсов.
Литература:
1.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
2.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.
3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
4.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
5.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
6.Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
7.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8.Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
9.Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
10.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
11.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
Интернет- ресурсы:
Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети".http://www.dar.aaanet.ru/