СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Одаренные дети»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Одаренные дети»»

ПРОГРАММА «Одаренные дети»

Summa summarum — сумма сумм (окончательный итог)



Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не выучено», а просто «даровано».

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Осознаю, что дар имеется у каждого, но проявляется он в разной степени. Поэтому в своей педагогической практике я начала с создания системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей, с разработки практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребенка, выстраивания индивидуальных траекторий обучения. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Урок для одаренных детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать  по индивидуальной программе. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению русского языка и литературы. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера. Моя задача, как педагога,   - поддержать одаренного ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности были реализованы. Учащиеся привлекаются к разработке и проведению интеллектуальных марафонов, отдельных этапов уроков . одарённым детям даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам, конкурсам, праздникам на английском языке. Работа с одарёнными детьми всегда должна проводиться на конструктивном и творческом уровнях.    Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними.  Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать различные современные технологии, дифференцированно подходить к каждому ученику на уроке.

 Учитель для одаренных детей – это учитель – предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

В своей работе я использую концепцию одаренности, в основе которой элементы дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. Я остановила свой выбор на комбинации гибкой и переходной форм обучения одаренных детей, так как считаю наиболее приемлемой в условиях нашего города, и разработала программу для детей с различным уровнем одаренности для того, чтобы обучать этих детей в разноуровневых классах или давать дифференцированные задания для различных групп учащихся в обычном классе.

В среднем и старшем звене работа с одаренными детьми становится более персонифицированной. На этом этапе формируется мотивационная сфера обучения, глубокий познавательный интерес.


Summa summarum — сумма сумм (окончательный итог)

ПРОГРАММА «Одаренные дети» "Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, несмотря на благой принцип - помогать слабоодаренным". Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают “создать банк одарённых детей”, то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку,… Но если признаться, то найти “одарённого” именно по своему предмету очень сложно.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?
Образовательные или воспитательные, так называемые развивающие программы для одаренных детей, подчас, не развивают способности ребенка, а только эксплуатируют их. Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции истощают одаренность ребенка так же, как ее истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребенок пытается соответствовать.
^ Цель программы
Создание благоприятных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. развитие талантливых учащихся через оптимальную структуру основного и дополнительного образования.
^ Задачи программы
1.Cовершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
2. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
3.Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в краевых, зональных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
4. Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
5. Формирование положительного отношения к себе, человеку;
6. Формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
Организационная деятельность школы.

  1. Диагностирование одаренных детей

  2. Сбор банка одаренных детей

  3. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

  4. Организация методической работы с коллективом педагогов, обеспечение учебно-методической литературой.

  5. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДШИ, ДЮСШ, ЦДТ, ДК «Икар»).


^ Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
1. Рациональное наполнение школьного компонента с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, элективных курсов, кружков.
2. Открытие в школе классов с профильным и углубленным изучением отдельных предметов.
3. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских зональных, краевых и всероссийских олимпиадах.
4. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
5 Выявление одаренных детей и направление их в коллективы, занимающиеся дополнительным образованием детей:
^ Выявление одаренных детей.
В МБОУ СОШ №106 выявление одаренных детей начинается с поступления в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем Три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
    Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми

  • Эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);

  • сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).

  • Выявление одаренных учащихся;

  • Создание банка данных «Одаренные дети»;

  • Разработка индивидуальных форм работы;

  • Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;

  • Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных конкурсах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

  • Включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикация докладов;

  • Разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся школы

^ В основной школе:
- Предметные кружки и факультативы;
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- Обучение в заочных школах, дистанционное обучение и др.;

- Занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения; занятия проводят учителя-предметники основной и старшей школы,)
^ В старшей школе:
- Факультативы; элективные курсы, проектная деятельность, кружки, секции
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- Обучение в заочных школах и др.;
- Занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения; (занятия проводят учителя-предметники старшей школы.)
Кружки и факультативы дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого школьника. 
Занятия с одаренными детьми проводятся в малых группах или индивидуально учителями-предметниками.
  Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели.
В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках декады готовят и проводят как учителя, так и сами учащиеся. 
Учащиеся принимают участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах конференциях различного уровня:

  • в предметных олимпиадах, ученических научно-практических конференциях ;

  • в международных конкурсах-играх по математике ("Кенгуру"), по русскому языку ("Русский медвежонок") и по истории ("Золотое руно);

  • в городских олимпиадах, городком и областном конкурсе проектов «Юность науки»,

  • в региональной олимпиаде по основам наук УРФО

Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;

- обобщение результатов деятельности учащихся.
^ Этапы функционирования программы
I этап - аналитический
– Выявление одаренных детей, диагностика одаренных детей. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских. Организация работы постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми. Проведение практических семинаров по дополнительному образованию детей. Целесообразно организация работы творческих мастерских по разным предметным областям.
Творческие мастерские:

  • Мастерская художественного слова;

  • Музейное дело (школьный музей );

  • Музыкальная мастерская

  • Мастерская «Хореография»

  • «В мире прекрасного» (народная игрушка, вышивка, бумагопластика );

  • Мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).


^ II этап – диагностический
– Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
^ III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся
- Организация клуба одаренных детей «Сумма суммарум», куда войдут самые активные, творческие, любознательные, и способные в разных областях знаний ребята Расширение сети элективных курсов, профильных групп с учетом способности и запросов учащихся. Расширение сети элективных курсов, профильных групп с учетом способности и запросов учащихся. Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»
^ Формы работы с одаренными учащимися: 


Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.


Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.


Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.


Исследовательская деятельность учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.


Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся в школе


1 – 4

классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся


Формы: Урок.

Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.
Секции.


^ 5-7

классы

Творческий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.


Формы: Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Факультативы.
Краеведческая конференция.
Кружки. Секции.


^ 8-9

классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.


Формы: Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.
Элективные курсы (9 классы).
Спецкурсы.


^ 10-11

классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.


Формы: Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Факультативы.
Профильные спецкурсы.
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. 



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!