СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Одарённые дети"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе описана работа по выявлению и развитию способностей у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одарённые дети"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете № 1

31 августа 2021 года

Приказ № 47

От 31 августа 2021 года









Программа «Одарённые дети»























г. Гагарин


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Программа «Одарённые дети»

Сроки реализации

Программы

2021-2026 учебные годы


Этапы реализации


I этап – проектный (2021-2022 учебный год)

II этап – практический, реализационный (2022-2026 учебные годы)

III этап – аналитический (2025 -2026 учебный год.)

Разработчик

Программы

Заместитель директора по УВР: Моисеенко Л. И.


Исполнители

Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, коллектив обучающихся, родительская общественность.

Научно-методическая

основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, регионального и всероссийского уровня

Цели и задачи

Программы

Цель Программы:

  • выявление детей, проявляющих способности к определённой творческой деятельности, одарённых детей;

  • создание условий для их оптимального развития, самореализации таких обучающихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи программы:

  1. Осуществить мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.

  2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей.

  3. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

  4. Внедрять новые образовательные технологии, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей, отвечая на запросы современного общества.

  5. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

  6. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

  7. Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей.

  8. Создать банк данных о результатах реализации Программы "Одаренные дети".

  9. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.

  10. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

Ожидаемые

результаты

- выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- создание индивидуальных образовательных программ;

- обобщение и систематизация материалов педагогической практики;

- повышение квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;

- повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми;

- активизация участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;

- создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

- повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

- увеличение числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления.

Показатели эффективности Программы

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней.

Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.

Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Социальная успешность выпускников школы.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.






















Введение

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способностей и талантов у обучающихся, реализация их потенциальных возможностей. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из основных направлений программы «Одаренные дети» является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

Пояснительная записка

Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.

Создание в школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная Программа «Одарённые дети», которая работает в рамках целевой программы "Одаренные дети".

Программа реализуется в образовательном учреждении с 2021 года.

Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.

Данная Программа направлена на формирование у детей активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, навыков здорового образа жизни.

Концепция Программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Программа «Одарённые дети» реализуемая в общеобразовательном учреждении, ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков.

Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Программа «Одарённые дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Программа разработана по трем направлениям:

- работа с обучающимися;

- работа с родителями (законными представителями);

- работа с педагогическим коллективом.

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.

Содержание Программы
  1. Методические требования к организации и практической реализации Программы «Одарённые дети».

  2. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».

  3. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

  4. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей (законных представителей) способных учащихся.

  5. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

  6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и педагога - психолога.

  7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

  8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

  9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

  10. Организационная деятельность школы.

  11. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

  12. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, кружки, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (Спортивная школа, Музыкальная школа, Художественная школа, танцевальные коллективы, ЦДТ «Звёздный»).

  13. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

  14. Рациональное наполнение школьного компонента с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, кружков.

  15. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

  16. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

  17. Контроль за выполнением программы.

  18. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

  19. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

Концепция Программы:

В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»; Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»; ФЗ №489 от 30 12.2020 г. «О молодежной политике в РФ». Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. В направлении (подпрограмме) «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» выделен ведомственный проект «Олимпиадное движение школьников», целью которого определена - популяризация школьного олимпиадного движения в Российской Федерации по общеобразовательным предметам. Содержание этих документов стало основанием проведения анализа современных теоретических наработок и имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными школьниками в школе.

Эту задачу решает концепция «Одаренные дети» и программа ее реализации.

I. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

  1. Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

  2. Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность.

  3. Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

  5. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми:

  1. Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

  • обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  • знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

  1. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  • отбop среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Этапы реализации Программы:

I этап - аналитический (1—2-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

II этап - диагностический (3—4-й год обучения) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

III этап- формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация программы призвана способствовать:

- выявлению задатков и развитию способностей детей к определенным видам деятельности;

- увеличению числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

- созданию индивидуальных образовательных программ;

- обобщению и систематизации материалов педагогической практики;

- повышению квалификации учителей, работающих с одаренными детьми;

- повышению ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми;

- активизации участия родителей и окружающего социума в работе со способными и одаренными детьми;

- созданию и применению на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

- созданию атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

- повышению качественных показателей успеваемости учащихся;

- увеличению числа призовых мест, занятых детьми на олимпиадах и конкурсах различного уровня и направления.

Цель Программы:

Выявление детей, проявляющих способности к определённой творческой деятельности, одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализации в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи Программы:
  1. Осуществить мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.

  2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей.

  3. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

  4. Внедрять новые образовательные технологии, способствующие развитию возможностей самовыражения способных и одарённых детей, отвечая на запросы современного общества.

  5. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

  6. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

  7. Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива по сопровождению и развитию способных детей.

  8. Создать банк данных о результатах реализации программы "Одаренные дети".

  9. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.

  10. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

Принципы реализации Программы:
  • гуманизм и демократизм;

  • научность;

  • индивидуализация и дифференциация;

  • систематичность;

  • развивающее обучение;

  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные мероприятия Программы


  1. Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, соревнований.

  2. Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников.

  3. Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей.

  4. Поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.

  5. Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Обоснование проблемы

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.

Анализ исходного состояния.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе.

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации учителей-предметников, работающих с одарёнными детьми. Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации Программы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Профессионально-личностная квалификация учителей -предметников для работы с одаренными детьми

Основные компоненты профессиональной квалификации учителя - предметника.

  1. Базовый компонент профессиональной квалификации учителя - предметника для работы с одаренными детьми.

  2. Общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки.

  3. Основные профессионально значимые личностные качества учителя - предметника.

Процесс обучения по Программе «Одаренные дети».

Школа направляет усилия учителей-предметников на реализацию образовательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой детям информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение детьми программно­го минимума знаний, но и на их духовно-нравственное становление, осозна­ние и принятие общечеловеческих ценностей.

В системе образования выделены следующие формы обучения одаренных детей.

  1. Работа по исследовательским и творческим проектам.

  2. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.

  3. Детские научно-практические конференции и семинары.

Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития.

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  1. Наличие в школе Программы «Одаренные дети», не противоречащей действу­ющему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.

  2. Поста­новка вопросов, связанных c организацией воспитательного процесса на педагогических советах и совещаниях классных руководителей.

  3. Мониторинг образовательного процесса, осуществляемый в школе в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в ней для образования учащихся.

Формирование образовательной среды.

Школа:

  1. Формирует у детей знания о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме.

  2. Создаёт атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой лично­сти, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

  3. Формирует информационное пространство.

  4. Обеспечивает эстетику помещений, в которых осуще­ствляется воспитательный процесс.

  5. Осуществляет обеспечение системы про­тиводействия негативным явлениям в детской и подростковой среде.

Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.

Предоставление детям воз­можности выбора видов и форм спортивной деятельности, дополнительного образования во внеурочное время; самореализации личности, участия в различных спортивных секциях.



План мероприятий по выполнению Программы «Одарённые дети»
на 2021-2026 г.г.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

октябрь

ежегодно

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

ежегодно

3.

Расширение сети курсов по выбору с учетом способностей и запросов учащихся

Май,

ежегодно

4.

Организация и проведение школьных олимпиад.

ежегодно

5.

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

ежегодно

6.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

ежегодно

7.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

регулярно

8.

Приобретение литературы для организации работы с одаренными детьми

регулярно

9.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов.

ежегодно

10

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей


11

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные образовательные учреждения дополнительного образования.

постоянно

12

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

постоянно

13

Творческий отчет

ежегодно май

14

Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

ежегодно

15

Проведение предметных недель и декад

ежегодно

Показатели эффективности реализации

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

Повышение мотивации и интереса детей к познавательной и творческой деятельности, увеличение числа участников и результативности исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Положительная динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней.

Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.

Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования. Социальная успешность выпускников школы.

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.



Список используемой литературы


1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми /

В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2014. - No 6. С. 22 - 28. - Библиогр.: с. 28.

2.Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей

/ А. К. Сатынская // Одар. ребенок. 2015. - No 6. - С. 29 - 33. - Библиогр.: с. 33.

3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж.

П. Карамбаев // Одар. ребенок. – 2014. - No 6. - С. 50 - 55. - Библиогр.: с. 55.

4. Нурахметова К.С. Вспомогательные средства воздействия в развитии

одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2015. - No 6. - С. 122 -

127.

5. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними

/ И. Г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!