ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБПОУ МИК Протокол № ______ от 29.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МИК _______________ В.Н. Берсенев «____» _____________ 2023 г. |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Поющие краски»
НАПРАВЛЕННОСТЬ – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ- (7-17 ЛЕТ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год (32 часа)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора _________________
Москва 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Новизна.
Программа внеурочной деятельности «Поющие краски» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.2 Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арт-терапия) на развитие эмоциональных качеств и состояние детей
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Занятия изобразительным искусством помогают ребёнку обрести индивидуальность, помогают самовыражению, способности увидеть и оценить красоту вокруг. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Также данная программа направлена на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности. Занятия рисованием должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развить творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребенка.
Взаимосвязь музыкальной деятельности и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Цель: развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования и восприятие музыки.
Задачи:
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
воспитание внимания, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
1.4 Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование из дерева» имеет техническую направленность и разработана для детей с ОВЗ и инвалидностью.
1.5 Организационно-педагогические условия реализации программы.
- форма обучения: групповая/индивидуальная (выбрать)
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Рассматривание репродукций картин
Прослушивание музыкальных произведений, имитирование движений растений, животных, природных явлений
Методы обеспечение программы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
словесный метод – рассказ нового материала, беседа о коллективе;
наглядный метод – личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами рисунок, не показав его правильного изображения;
практический метод – самый важный, это работа карандашами, красками, выполнение рисунка;
метод стимулирования деятельности и поведения – соревнование, поощрение.
- режим занятий: 1 час в неделю
- количество часов по программе:32 часа
1.6 Планируемые результаты:
Учащиеся научатся
сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
плавно и ритмично изображать формообразующие линии;
изображать предметы по памяти;
использовать цвет для создания различных образов;
создавать композиции на листах бумаги разной формы;
передавать настроение в творческой работе;
использовать разные приёмы нетрадиционного рисования;
комментировать свою творческую работу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование курсов, разделов | всего часов | теория | практика | Форма контроля |
1 | Рисование гуашью (освоение цветовой гаммы, тонирование) | 4 | | 4 | Стимулирование, поощрение |
2 | Рисование восковыми мелками, акварелью | 4 | | 4 | Стимулирование, поощрение |
3 | Рисование пальчиками, ладошками. | 5 | | 5 | Стимулирование, поощрение |
4 | Кляксография, набрызг | 3 | | 3 | Стимулирование, поощрение |
5 | Рисование солью, крупой, мыльными пузырями, ватными палочками | 4 | | 4 | Стимулирование, поощрение |
6 | Оттиск смятой салфеткой, целлофаном, листьями, штампом, поролоном, трафаретом | 5 | | 5 | Стимулирование, поощрение |
7 | Рисование тычком, ватными палочками | 5 | | 5 | Стимулирование, поощрение |
8 | Рисование гуашью на гипсовых фигурках | 1 | | 1 | Стимулирование, поощрение |
9 | Ниткография | 2 | | 2 | Стимулирование, поощрение |
Всего | 32 | | 32 | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1. «Бабочки». Познакомить детей с техникой монотипии, дать понятие «симметрия», развивать пространственное мышление (1 час).
Тема 2. «Осенний букет»
Познакомить с техникой кляксографии, развивать воображение, творчество (1 час).
Тема 3. «Осенние листья»
Познакомить с приемом тычкования, развивать воображение, восприятие композиции (1 час).
Тема 4. «Ежики на опушке»
Познакомить с приемом рисования смятой бумагой, учить дополнять изображение подходящими деталями (сухими листьями) (1 час).
Тема 5. «Осенний грибочек»
Познакомить с приемом рисования – аппликации при помощи клея и чайной заварки (1 час).
Тема 6. «Осеннее дерево»
Познакомить с приемом рисования ватными палочками (1 час).
Тема 7. «Черепашки»
Рисование приемом рисования-аппликации при помощи клея и чайной заварки (1 час).
Тема 8. «Радуга»
Рисование гушью, освоение цветовой гаммы (1 час).
Тема 9. «Рябина»
Рисование ватными палочками (1 час).
Тема 10. «Снежок»
Знакомство с техникой рисования пальчиками (1 час).
Тема 11. «Компот из яблок»
Знакомство с техникой печатания трафаретом (1 час).
Тема 12. «Грибы в лукошке»
Техника печатания трафаретами (1 час).
Тема 13. «Рыбки»
Техника рисования при помощи отпечатков ладони и дорисовывания до определенного образа (1 час).
Тема 14. «Мои рукавички»
Рисование техникой печатания, создание орнамента (1 час).
Тема 15. «Овечка»
Знакомство с техникой рисования смятой бумагой (1 час).
Тема 16. «Снежинки»
Знакомство с техникой ниткографии (намазывание листа клеем, нанесение мелко порезанных ниток) (1 час).
Тема 17. «Елочка пушистая»
Рисование техникой тычка(1 час).
Тема 18. «Зимний лес»
Рисование при помощи клея и соли (1 час).
Тема 19. «Снеговик»
Рисование гуашью и смятой бумагой (1 час).
Тема 20. «Плюшевый мишка»
Знакомство с техникой печатания поролоном (1 час).
Тема 21. «Валентинки»
Выполнение рисунка при помощи печатания трафаретом (1 час).
Тема 22. «Осьминожки»
Знакомство с техникой кляксографии(1 час).
Тема 23. «Подарок маме»
Рисование при помощи печаток, дорисовывание стебельков и листочков, создание композиции (1 час).
Тема 24. «Солнышко»
Рисование ладошками (1 час).
Тема 25. «Мимоза»
Рисование пальчиками (1 час).
Тема 26. «Животные»
Рисование по трафарету, раскрашивание акварелью (1 час).
Тема 27. «Утята»
Использование техники ниткографии(1 час).
Тема 28. «Подснежник»
Рисование восковыми мелками (1 час).
Тема 29. «Грачи прилетели»
Рисование при помощи печатания (фигурки птиц из ластика) (1 час).
Тема 30. Рисование гуашью на гипсовых фигурках
Работа гуашью, подбор нужных цветов (1 час).
Тема 31. «Яблони в цвету»
Рисование пальчиками (1 час).
Тема 32. «Одуванчики»
Рисование техникой кляксографии (раздувание при помощи трубочек) (1 час).
Тема 33. «Праздничный салют»
Рисование при помощи ватных палочек (1 час).
Тема 34. «Цветы»
Рисование при помощи трафарета, раскрашивание акварелью (1 час).
Список музыкальных произведений, используемых на занятиях
ОДО «Поющие краски».
.
Музыка Вивальди «Времена года»: «Осень», «Зима».
П. И. Чайковский «Времена года»: «Осенняя песня».
Детские песенки: Чунга-Чанга, из мультфильма «Дед Мороз и лето», «Крылатые качели», «Антошка» и др.
С. Прокофьев «Петя и волк».
Д. Кабалевский «Клоуны».
П. И. Чайковский «Щелкунчик» -отрывки: «Вальс цветов», «Танец феи Драже», рост елки, тема Мышильды, Щелкунчика, «Детский альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга».
К. Сен-Санс «Карнавал животных»: Осел, Слон, Лебедь, Аквариум, Кенгуру.
Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»-отрывки «Море».
Слушание релаксирующей музыки: «Волшебство природы».
Природа, птицы, животные (звуки, голоса, шумы окружающего мира).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Виды контроля:
В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля:
Текущий контроль: текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме творческих работ, опросов, направленных на закрепление изученных тем (коррекция полученных знаний, умений и навыков).
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Высокий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в теоретической и практической деятельности, которая отражает содержание программы; за период освоения программы отлично выполняет все практические работы и успешно участвует в дискуссиях; по окончанию реализации программы и результатам оценивается на “отлично”. |
Средний уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в теоретической и практической деятельности, которая отражает содержание программы; за период освоения программы хорошо выполняет все практические работы и участвует в беседах и опросах; по окончанию реализации программы оценивается на “хорошо” или “удовлетворительно”. |
Низкий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в теоретической и практической деятельности, которая отражает содержание программы; за период освоения программы не выполняет более 50% практических работ; не участвует в дискуссиях или не посещает занятия.по окончанию реализации программы и результатам итоговой аттестации может быть не аттестован. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Басин Н.Э., Суслова О.А. «Цвет. Звук. Материал: учебно-методическое пособие: Приложение к курсу «Введение в язык искусства». Екатеринбург, 2001.
Тарасов Л. – «Музыка в семье муз»
Казанцева С. А. – «Культурология»
Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»
Варламова Т.Н. Проект «Учимся слушать и понимать музыку» http://rtwiki.iteach.ru
Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е.Д. «Искусство 8-9 классы» М. «Просвещение» 2013г.
Статья с сайта Гармония «Увиденная Музыка, услышанная Живопись» http://harmonia.tomsk.ru/pages/secret/?19
Статья с сайта Музыкальная фантазия. «Музыка в школе»http://muzk-ira.ucoz.ru/publ/razrabotki_urokov/muzykalnaja_zhivopis_i_zhivopisnaja_muzyka_chjurljonis/8-1-0-51
автор Danka «Синтез музыки и живописи»/"Музыкальность" живописи в творчестве живописцев-романтиков. "Последний день Помпеи" как созвучность оперы Д. Пачини и картины К. Брюллова. Музыкальная и художественная деятельность М.К. Чюрлёниса. Отображение музыки в живописи и картин в симфониях
М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.
В.Изобразительное искусство и музыка: черки.2-е изд. Л.: Художник РСФСР,1983.
И.«Мировая Художественная Культура». - М.: Издательство «интербук», 1999.-248с.:ил.
С. Художественный образ в живописи» М., 1995г.
Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. Москва «Просвещение» 1976, с. 430
Энциклопедический словарь юного художника. Москва. «Педагогика» 1983, с. 415