Управление образования А МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 34» города Сыктывкара
(МОУ «ООШ № 34» г. Сыктывкара)
«Öкмыс класса 34 №-а школа» Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение
(«34 №-а ÖКШ» Сыктывкарса МВУ)
РАССМОТРЕНА Методическим советом МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара Протокол №___________ «_____»_______________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара ___________В.Е.Боравлева «_____»_______________ 2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
возраст обучающихся – 8-11 лет
срок реализации – 1 год
Составитель: Рыбина Р.А.
учитель физической культуры
Сыктывкар
2020
Пояснительная записка
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Дополнительная образовательная программа «Общая физическая подготовка» относится к физкультурно-спортивной направленности. Составлена в соответствии с примерной программой «Физическая культура» доктора педагогических наук В.И. Ляха, А.А. Зданкевича, ФГОС.
Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов ребят.
Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на развитие сердечно-сосудистой системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение общей координации, умение активно управлять расслаблением мышц, восстановление функциональных систем организма после интенсивных нагрузок для снятия эмоционального утомления.
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием четких нравственных ориентиров формируют неблагоприятную обстановку для здоровья подростков. Растет количество учащихся с различными хроническими заболеваниями. Систематические занятия физическими упражнениями повышают не только физическую, но и умственную работоспособность, раскрывают творческие возможности подростков. Для современных ребят регулярные занятия физической культурой и спортом очень актуальны, так как отрицательное влияние на растущий организм оказывает не только генная наследственность, малоподвижный образ жизни, но и окружающая среда.
Основной направленностью данной программы является создание благоприятных условий для всестороннего развития и укрепления психического и физического здоровья учащихся. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, чтобы помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.
Цель программы – совершенствование двигательных способностей учащихся и укрепление здоровья.
Задачи:
-формирование знаний об основах физкультурной деятельности;
-создание представлений об индивидуальных физических возможностях организма;
-формирование навыков и умений самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений;
-формирование знаний о функциональной направленности физических упражнений на организм человека;
-формирование умений оценивать самочувствие по внешним показателям и внутренним ощущениям.
-совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, -обучение игровой и соревновательной деятельности;
-расширение двигательного опыта,
-совершенствование функциональных возможностей организма;
-развитие, закрепление и совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скорости, координации, выразительности движений.
Отличительная особенность данной образовательной программы
Занятия по программе «Общая физическая подготовка» даёт возможность во внеурочное время углубленно заниматься: видами спорта, которые учащиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;
учащимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;
подросткам из разряда «трудных», у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.
Срок реализации программы - 1 год
Объединение общефизической подготовки формируется из обучающихся 8-11 лет. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей.
Формы и режим занятий.
В группах 1-го года обучения занимается по 15 человек два раза в неделю по два часа, количество часов в год – 70.
Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и спортивных игр и т.д.),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов, домашнее задание).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу первого года обучения учащиеся будут знать:
правила техники безопасности на занятиях;
терминологию изучаемых упражнений, спортивного оборудования и инвентаря;
названия основных положений головы, рук, ног, туловища;
строевые команды;
значение правильной осанки для нормального функционирования организма;
значение физических упражнений для жизни и здоровья.
Будет уметь:
выполнять строевые команды и перестроения, соблюдать меры личной безопасности на занятии;
правильно ходить, бегать, прыгать, метать мяч, выполнять упражнения для головы, рук, ног, туловища, выполнять упражнения с мячами, скакалкой, упражнения в лазании, опорных прыжках и т.д.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Уровень физического развития учащихся определяют результаты контрольных тестов по физической подготовке, показанные ими на соревнованиях, а так же показания антропометрических измерений бедра, плеча и груди, проведенные в начале и конце учебного года.
Для развития творческих способностей учащихся предусмотрены упражнения в системе домашних заданий и заданий педагога на учебных занятиях таких как: придумывание новых упражнений, эстафет и подвижных игр, составление акробатических комбинаций из двух-трех элементов, составление простейших блоков для разминки из двух-трех упражнений, придумывание упражнений для различных частей тела, для различных групп мышц.
Уровень творческого развития можно оценивать по пятибалльной системе за каждое выполнение задание. Чем больше сумма оценок за выполнение всех творческих заданий, тем выше уровень творческих возможностей ребенка. Программный материал и методическое обеспечение учебных занятий дают развивать творческие способности, но и способствует воспитанию, как и волевых качеств.
Средствами воспитания нравственных и волевых качеств являются сами физические упражнения, при выполнении которых воспитываются: честность, порядочность, взаимовыручка и целеустремленность, настойчивость и др. В качестве критерия нравственного уровня ребенка используется метод педагогических наблюдений, при помощи которого можно определить насколько претерпели изменения личностные качества детей в процессе обучения.
Упражнения, обязательные для выполнения в конце учебного года и контрольные нормативы для проверки физической подготовленности учащихся:
Контрольные испытания.
Сдача контрольных нормативов по общей физической подготовленности.
Упражнение | Нормативы на оценку |
2 балла | 1 балл |
1.Отжимание от пола, кол-во раз: (мал.) (дев.) | 10 6 | 5 3 |
2. Подъем туловища (пресс), раз за 1мин: (мал) (дев) | 12 8 | 8 5 |
3. Прыжок в длину с места, см: (мал) (дев) | 120 110 | 110 100 |
Тематический план работы секции ОФП
на 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий |
всего | теория | практика |
1. | Техника безопасности на занятиях | 3 | 3 | |
3. | Волейбол | 15 | 1 | 14 |
4. | Лыжная подготовка | 14 | 1 | 13 |
5. | Легкоатлетическая подготовка | 11 | 1 | 10 |
6. | Игры и эстафеты | 27 | | 27 |
| Итого | 70 | 6 | 64 |
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Техника безопасности на занятиях ОФП. Игры с элементами легкой атлетики. | 1 |
| Разновидности прыжков. Эстафеты | 1 |
| Равномерный медленный бег до 10мин. Разновидности прыжков | 1 |
| Игры с прыжками с использованием скакалки Бег с ускорением от 10-15м | 1 |
| Метание малого мяча | 1 |
| Челночный бег3х5;3х10м. Игры на развитие ловкости | 1 |
| Упражнения с предметами на развитие координации движений | 1 |
| Группировка. Перекаты в группировке | 1 |
| Висы и упоры | 1 |
| Висы и упоры. Перекаты в группировке | 1 |
| Упражнения на освоение навыков равновесия | 1 |
| Игры на развитие быстроты реакции | 1 |
| Упражнения с набивными мячами | 1 |
| Упражнения с гантелями | 1 |
| Упражнения со скакалкой | 1 |
| Упражнения с волейбольными мячами | 1 |
| Упражнения с различными мячами | 1 |
| Силовые упражнения | 1 |
| Игры с мячом | 1 |
| Ловля и передача мяча двумя руками от груди | 1 |
| Передача мяча одной рукой от плеча | 1 |
| Передача мяча двумя руками из-за головы. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | 1 |
| Ведение мяча ведущей рукой стоя на месте | 1 |
| Ведение мяча правой и левой рукой стоя на месте | 1 |
| Ведение мяча правой и левой рукой поочередно стоя на месте и в движении | 1 |
| Эстафеты с мячом | 1 |
| Пионербол. Развитие ловкости. Бросок мяча двумя руками снизу и ловля мяча | 1 |
| Ловля и бросок мяча через сетку двумя руками от груди | 1 |
| Бросок мяча через сетку двумя руками из-за головы | 1 |
| Бросок мяча одной рукой от плеча через сетку | 1 |
| Закрепление навыков ловли и передачи мяча через сетку | 1 |
| Игра в пионербол | 1 |
| Лыжная подготовка. Развитие выносливости Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке | 1 |
| Катание на лыжах | 1 |
| Ступающий шаг без палок | 1 |
| Ступающий шаг с палками | 1 |
| Скользящий шаг без палок | 1 |
| Скользящий шаг с палками | 1 |
| Скользящий шаг с палками | 1 |
| Подъемы и спуски под уклон | 1 |
| Подъемы и спуски под уклон | 1 |
| Передвижение на лыжах до 1км | 1 |
| Передвижение на лыжах до 2км | 1 |
| Передвижение на лыжах до 3км | 1 |
| Игры на лыжах | 1 |
| Игры на лыжах | 1 |
| Игры с различными предметами | 1 |
| Игры с различными предметами | 1 |
| Катание на лыжах | 1 |
| Игры и эстафеты | 1 |
| Игры на закрепление навыков бега | 1 |
| Игры с мячом | 1 |
| Учебная игра в пионербол | 1 |
| Игры с мячом | 1 |
| Игры на развитие скоростно-силовых способностей | 1 |
| Игры с мячом | 1 |
| Учебная игра в пионербол | 1 |
| Игры на совершенствование метаний | 1 |
| Игры на развитие координации движений | 1 |
| Игры с различными предметами | 1 |
| Игры на совершенствование навыков прыжков | 1 |
| Игры на развитие способности к ориентированию | 1 |
| Разновидности ходьбы и бега. Бег с преодолением препятствий | 1 |
| Равномерный медленный бег до 10 мин. Бег с ускорением | 1 |
| Бег с ускорением от 10 до 15м. Игры с элементами легкой атлетики | 1 |
| Метание малого мяча. Игра: Русская лапта | 1 |
| Прыжки. Бросок набивного мяча. Игра: Русская лапта | 1 |
| Бросок набивного мяча. Игры с мячом | 1 |
| Бег с ускорением от 10 до 15м. Игры и эстафеты | 1 |
| Равномерный медленный бег до 10 мин. Игры и эстафеты | 1 |
| Всего: 70 часов | |
Список используемой литературы.
Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы/авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю. Шалаева -_Волгоград: Учитель,2009
Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.; Просвещение 2006 г.
Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г
Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.