РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тигильская средняя общеобразовательная школа»
688600, с. Тигиль, ул. Партизанская, 31 тел.: 21-440, 21-598(факс), e-mail: [email protected] |
ПРИНЯТА на МО Классных руководителей ________________________ А.Н. Лосева Протокол № ___ от «___» _________2018 | | УТВЕРЖДЕНА ВрИО директора МБОУ «Тигильская СОШ» __________________________ Т.И. Усатова Приказ № _____от «___» ____________2018 |
ПРОГРАММА
организации отдыха детей во время летних каникул
в летнем пришкольном оздоровительном лагере
с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко»
на базе МБОУ «Тигильская СОШ»
« ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ»
Программу разработала
с использованием интернет ресурсов:
Н.А. Кутова
педагог-дефектолог, социальный педагог
МБОУ «Тигильская СОШ»
с. Тигиль, 2018
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Солнышко» «ЛЕТО ДОБРЫХ ДЕЛ» |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
Направление деятельности | Экологическое направление Художественно – эстетическое направление Физкультурно-оздоровительная деятельность Патриотическое направление |
Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
Автор программы | Кутова Наталья Анатольевна, социальный педагог |
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МБОУ «Тигильская СОШ» |
Адрес, телефон, e-mail | 688600, Камчатский край, Тигильский район, с. Тигиль, ул. Партизанская, 31 тел.: 21-440, 21-598(факс), e-mail: [email protected] |
Место реализации | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков |
Количество, возраст учащихся | 25 учащихся с 7 до 12 лет |
Сроки проведения, количество смен | Июнь 2018 года, 1 сезон |
«В сердце добровольчества (волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше»
Кофи Анон
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Общество, как никогда, нуждается в личности, талантливой, творческой, индивидуально-самобытной, способной к самореализации. Личности, активно взаимодействующей с окружающим миром на основе сознательного предвосхищения и сопричастности, т.е. умеющей справляться с новыми, ранее не встречавшимися ситуациями, изобретать новые альтернативы и нести ответственность за принятые решения, личности, способной к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию.
Настоящая программа частично будет способствовать достижению цели развития личности в обозначенных пределах, создаст условия для полноценного отдыха детей, сохранения и укрепления их здоровья, для развития человека социально-полезного и творческого.
Программа летнего оздоровления в лагере позволяет актуализировать возможности участников, содействовать развитию способностей, осознанному и ответственному выбору своего места в мире. Стремительно меняющиеся интересы и потребности детей и молодежи разных возрастов, позволяют косвенно влиять на формирование ценностей подрастающего поколения, норм отношений и поведения.
Актуальность программы заложена в следующих ее качествах:
социальная полезность. У детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, бытовой самоорганизации, коммуникативные навыки. Содержание образовательной программы лагеря дает ребенку возможность социального и профессионального самоопределения.
многообразие направлений деятельности. Образовательная программа лагеря предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свой статус.
свободный выбор вида деятельности. Профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.
обновление «предлагаемых обстоятельств». Форма организации воспитательной среды в лагере позволяет ребенку на время оздоровительной смены начать «жизнь с белого листа».
Новизна программы
Программа названа «ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ» не случайно. Как известно 2018 год был объявлен президентом ГОДОМ ДОБРОВОЛЬЦА И ВОЛОНТЁРА. Эти люди, бескорыстно совершающие добрые дела.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые позволят воспитанникам полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтерском движении. Во время летней кампании 2018 (1 сезон) ребята получат возможность познакомиться с волонтерской деятельностью играя, апробировать новые формы профилактической работы.
Понятийный аппарат программы:
ДОБРАЯ ВОЛЯ – воля к добру (благу). Добрая или свободная воля - совершение поступков, направленных на помощь другим людям, или для реализации идей, причем без принуждения и иногда даже бескорыстно.
ДОБРОВОЛЕЦ - человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными трудностями.
ВОЛОНТРЫ (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
ДРУЖБА НАРОДОВ - тип социальных, политических духовных, культурных связей между людьми разных национальностей и социально-этническими общностями в целом, отражающий единство их коренных интересов и целей, чаяний и устремлений. Это определенное качественное состояние межнациональных отношений, характеризующееся устойчивой взаимной симпатией их участников, сотрудничеством и взаимопомощью.
Главная педагогическая идея заключается в том, что во время пребывания в лагере воспитанники, пропустив идею волонтерства через себя, узнают, что эта деятельность не просто развлечение, а выражение их жизненной позиции, ответственности, желание изменить этот мир к лучшему.
Предполагаемый социальный эффект программы:
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Задачи программы:
формирование у подрастающего поколения позитивного имиджа своей страны, патриотических чувств, уважения к традициям и культуре своего и других народов;
разработка разнообразных форм организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, дающих возможность для самореализации каждому участнику 1 смены;
осуществление работы по формированию здорового образа жизни, гражданско-патриотическому воспитанию;
включение мероприятия по формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни и экологической культуры;
создание условий для приобретения детьми и подростками в период отдыха опыта социально-положительной деятельности;
приобщение детей к культуре России, языку, литературе, формирование собственного отношения к ним.
Концептуальные основы программы
В основе развития смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели - это замысел - задуманный интересный план действий или деятельности, намерение.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Юный волонтер» опирается на следующие принципы:
Условия реализации программы
Нормативно-правовая база:
Закон «Об образовании в РФ»;
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка ООН.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Устав МБОУ «Тигильская СОШ»
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила поведения детей в лагере.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
СанПиН 2.4.4.2599-10
Заявления родителей.
Акт приемки лагеря.
Материально-технические условия
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Классные кабинеты | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели. |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Инструктор ЛФК |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия, наблюдения, подвижные игры, спортивные игры | Материальная база школы | Воспитатели |
Рекреация | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, общелагерные мероприятия | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и воспитанников лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Материальная база школы | Повар, кухонный работник |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинский работник ГБУЗ КК «Тигильская РБ» |
Комнаты гигиены | Туалеты, сушилки для рук, раздевалки | Материальная база школы | Воспитатели, технический персонал |
Материальное обеспечение программы
Для реализации программы необходимо наличие следующей материальной базы: методическая литература, компьютеры, интерактивная доска, мультимедиа проектор, фотоаппарат, спортивный инвентарь, настольные игры, мячи, скакалки, обручи, канцелярские товары и материал для творческих дел.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря;
воспитатели;
инструктор ЛФК.
Этапы реализации программы
Согласно логике построения, весь цикл мероприятий по подготовке и проведению смен делится на четыре этапа:
Смена продолжается 21 день и включает в себя три этапа: адаптивно-организационный (2 дня), основной (17 дней) и заключительный (2 дня).
Подготовительный этап (май) | разработка программы и методического сопровождения; подбор квалифицированных педагогических кадров; изучение литературы по теме смены; разработка конспектов ключевых дел смены; разработка сценариев досуговых мероприятий; подготовка методических и информационных материалов; организаторская работа: распределение детей по отрядам. |
Адаптивно-организационный июнь (2дня) | выявление проблем коллектива и личности, тенденций развития временного детского коллектива; формирование законов и условий совместной работы; разработка плана работы отрядов, групп; знакомство ребят друг с другом, педагогическим коллективом лагеря; выборы в органы детского самоуправления в отряде и лагере; ознакомление с программой, законами и традициями; вовлечение всех участников программы в совместную деятельность; оформление отрядных уголков; выбор названия, речёвки, песни, эмблемы отряда; праздник открытия смены. |
Основной этап июнь (17 дней) | формирование детского коллектива и развитие в нем самоуправления; мероприятия по оздоровлению и укреплению здоровья детей; саморазвитие и самореализация детей и подростков; реализация направлений программы; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективных творческих дел. |
Заключительный этап Июнь (2дня) | психолого-социально-педагогический анализ; комплексный анализ результатов программы с обобщением отчётов и итогового тестирования детей; подведение промежуточных итогов по видам деятельности. |
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
тематические экскурсии;
познавательные игры и викторины;
спортивные игры и соревнования;
игровые тестирования, опросы, анкетирование;
беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы»;
изготовление поделок, гербариев, выпуск газет;
концерты, фестивали, акции.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основным составом смены лагеря с дневным пребыванием детей и подростков являются обучающиеся МБОУ «Тигильская СОШ» на основании заявления родителей (законных представителей).
Принимаются все желающие в возрасте от 6,6 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, опекаемых и неблагополучных семей, детей, относящихся к категории КМНС так как они не имеют возможности получить полноценный здоровый отдых во время летних каникул, выехать за пределы города. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 12 и 13 человек.
Содержание программы
Программы реализуется в течение 21 дня. Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по волонтерскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, командообразующих мероприятий, спортивных соревнований. Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для деятельности волонтерского объединения.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1. Школа юного волонтера:
развитие волонтерского движения в России;
акции, проекты, разработки;
профилактика употребления ПАВ;
пропаганда ЗОЖ;
социальное проектирование.
2. Краевед:
изучение окружающей флоры и фауны;
изучение истории родного края;
экологическое воспитание.
3. Я - лидер:
искусство публичных выступлений;
методика организации коллективно-творческих дел;
теория и практика работы в коллективе;
разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
4. Путь к общению:
культура общения умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения.
5. Игра – дело серьезное:
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Экологическое направление.
Художественно – эстетическое направление.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Патриотическое направление.
Экологическое направление:
Задачи:
Формирование экологического сознания.
Создать условия для развития личности.
Способствовать созданию эмоционального благополучия.
Пробуждать в детях чувство прекрасного.
Формировать навыки экологического поведения.
Основные формы работы:
правила поведения в природе;
лес, луг, река. знакомство с окрестными экосистемами;
экология и окружающая среда. изучение экологического состояния улиц населённого пункта;
лекарственные растения вокруг;
охрана окружающей среды.
Патриотическое направление
Задачи:
пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Просмотр видеороликов «Города герои России».
День России. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»
«Это ты, моя Россия!»
Спортивные соревнования
Беседы, конкурсы, викторины.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего лагеря «ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ» включены следующие мероприятия:
утренняя гимнастика;
организация здорового питания детей с использованием даров природы;
постоянное пребывание на свежем воздухе;
физический труд (волонтерство);
организация спортивно-массовых мероприятий.
Духовно-нравственное направление
Задачи:
Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов России.
Воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, нравственные качества личности ребёнка.
Способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
Основные формы работы:
о трудолюбии (уборка территории лагеря, села);
помощь пожилым людям;
уход за памятниками воинам, погибшим в годы ВОВ.
беседы, круглые столы, конкурсы.
План мероприятий
Дата | Тема дня | Мероприятия дня |
1 день «Страна детства» 01 июня | «Пусть на большой планете счастливы будут дети!» | Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» Знакомство с лагерем «ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ» Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря «Мир, Детство, Радость» мероприятие, посвященное Дню защиты детей Рисунки «Пусть всегда будет солнце» |
2 день «Здравствуй, лагерь!» 04 июня | «Приятно познакомиться!» | Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах» Вводное занятие на тему «Откройте сердце доброте» Оформление отрядных уголков «Вот, компания какая!» (презентация визиток отряда) Подготовка к открытию лагеря |
3 день Всемирный день охраны окружающей среды 05 июня | «Сохраним природу вместе» | Минутка здоровья «Зеленая аптечка» Экологический КВН «Сохраним природу вместе» Виртуальная экскурсия по берегу реки «Тигиль – одна из рек России» Экскурсия «Экологическая тропа» |
4 день Пушкинский день 06 июня | «Путешествие по Лукоморью» | Минутка здоровья «Закаливание» Пушкинский праздник «Путешествие по Лукоморью» Конкурс юных сказочников «В некотором царстве, в некотором государстве…» Игры на свежем воздухе |
5 день «Здравствуй, лето» 07 июня | Открытие лагерной смены «ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ» | Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» Открытие лагеря «Здравствуй, лето!» Час подвижных игр Конкурсно – развлекательная программа «Ура! Каникулы!» |
6 день «Я-волонтер!» 08 июня | «Волонтер – это звучит гордо!» | Минутки здоровья «Гигиена тела» Анализ книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда» Конкурс плакатов «Я волонтер» Веселые старты «Ай, да мы!» |
7 день Международный день друзей 09 июня | «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!» | Минутка здоровья «Гигиена в доме» Акция «Здравствуй, друг!» Игровая программа «День друзей!» Мастер-класс «Подарок для друга» Игры на свежем воздухе |
8 день День России 13 июня | «Моя Родина – Россия!» | Минутка здоровья «Правильное питание» День России «Моя Родина – Россия!» - беседа. Конкурс рисунков «Русь, Россия, Родина моя» Весёлые старты «Россия вперёд» |
9 день «Дорога добра» 14 июня | «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» | Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» Акция «Книжкина больница» (библиотека) Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание помощи ветеранам ВОВ и труда) Подвижные игры на свежем воздухе |
10 день «День волонтерского проекта» 15 июня | «Сердце - людям!» | Минутка здоровья «Книги о здоровье» Экоэкскурсия «Чистый парк» Волонтерский проект «Сердце – людям!» (рисунки) Спортивный час «Чемпионат по футболу» |
11 день «В мире интересного» 18 июня | «Хочу всё знать!» | Минутка здоровья «От чего зависит твое настроение» Экскурсия в библиотеку «Хочу всё знать!» Исследовательская деятельность «Редкие и исчезающие растения и животные Камчатского края» (посещения музея) Игры на свежем воздухе |
12 день «День Профилактики ПАВ» 19 июня | «Мы выбираем жизнь». | Минутка здоровья «Как уберечься от солнечных лучей» Игровая программа «Что мы знаем о здоровье» Выпуск и распространение буклетов о вреде употребления ПАВ «Мифы и реальность» Подвижные игры на свежем воздухе |
13 день День фантазий и юмора 20 июня | «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…» | Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?» Конкурс отрядных рекордов «Наши рекорды» Конкурсно – игровая программа «Я – звезда» Веселые старты «Зоологические забеги» |
14 день «Как прекрасен этот мир!» 21 июня | «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» | Минутка здоровья «Лекарственные растения» Фестиваль «Экология и мы» Благоустройство участка возле памятника (уборка территории) Комический футбол Подвижные игры на свежем воздухе |
15 день День памяти и скорби 22 июня | «Никто не забыт, ничто не забыто…» | Минутка здоровья «Доктор Здоровые глаза» «Слава павшим героям» мероприятие, посвященное дню памяти и скорби «Я помню» воспоминания о ветеранах ВОВ Игры на свежем воздухе |
16 день «День здоровья» 25 июня | «Здоровым быть здорово». | Минутка здоровья «Красивая осанка» Круглый стол «Береги здоровье смолоду!» Конкурс рисунков «Здоровье глазами детей». Подвижные игры на свежем воздухе |
17 день В поисках сокровищ 26 июня | «Искать и не сдаваться, найти и победить…» | Минутка здоровья «Как попадают микробы в организм?» Квест «В поисках Пиратских сокровищ…» Викторина «Капитан Джек Воробей» Подвижные игры на свежем воздухе |
18 день День развлечения 27 июня | «День молодежи России» | Минутка здоровья «Здоровый сон» Караоке - шоу песен «Угадай и допой». Евровидение-2018 (дискотека) Игры на свежем воздухе |
19 день День народных игр, национальной игрушки 28 июня | «Не зная прошлого, не узнаешь будущего…» | Минутка здоровья «Правила пользования гаджетами» Квест «Калейдоскоп - национальных игр на свежем воздухе» Знакомство с национальными забавами и подвижными играми народов Крайнего Севера Мастер-классы по изготовлению национальных кукол, оберегов. |
20 день июня | «Мы хотим всем рекордам Наши звонкие дать имена» | Минутка здоровья «Правила на каждый день» Конкурс рисунков «Эмблема олимпийских игр» Изготовление сюрпризов-пожеланий «Всего тебе хорошего, мой верный, милый друг» Спортивные состязания «Вперед к рекордам!» |
21 день «До новых встреч! 30 июня | Закрытие летнего лагеря «ЛЕТО ДОБРОЙ ВОЛИ» | Минутка здоровья «Как вести себя на природе?» Спортивно-развлекательное мероприятие «Ассорти» Закрытие лагерной смены: «Праздник дружбы» Вручение сюрпризов-пожеланий «Всего тебе хорошего, мой верный, милый друг» Фотосессия «Прощай наш лагерь» |
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы:
формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, толерантной личности;
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых селом
укрепление здоровья детей.
Воспитательный эффект волонтерского отряда будет заключаться в том, что во время пребывания в пришкольном лагере дети и подростки, пропустив идею волонтерства через себя, узнают, что эта деятельность не просто развлечение, а выражение их жизненной позиции, ответственности, желание изменить этот мир к лучшему.