СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Организация образовательного процесса с одарёнными учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности по русскому языку литературе».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми необходима для того, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребёнка и помочь особо одарённым детям, обучающимся в массовой школе.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа «Организация образовательного процесса с одарёнными учащимися, имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности по русскому языку литературе».»




05.56

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»




Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования, утвержденной приказом

от 31.08.2016г. №320










Программа

«Организация образовательного процесса с одарёнными учащимися,

имеющими высокий уровень учебно-познавательной деятельности

по русскому языку литературе».





Составитель -

Денисюк Ирина Михайловна

учитель русского языка и литературы














Лыхма, 2016


РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка.


Работа с одарёнными детьми необходима для того, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребёнка и помочь особо одарённым детям, обучающимся в массовой школе.

Цель:

Выявить одарённых детей и создать условия, способствующие их оптимальному развитию.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми, через:

    • обучение на методических семинарах;

    • изучение научно-методических работ по данному направлению (с последующим

обсуждением и обменом опыта на МО).

  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающие высокую результативность в различных областях деятельности, путём

    • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;

    • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

    • периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одарённых учеников в их классах.

  2. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими видами деятельности, как:

    • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребёнку проявить свои способности.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Отбор тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества, и применение этих методов, форм и приёмов с опорой на такие правила, как:

    • соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения её обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

    • минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять возможности обсуждать вопросы самим учащимся (меньше объяснять, больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

    • не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что принимаете их.

  2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем, поскольку он:

  • обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме исследования;

  • поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;

  • создаёт условия для конкретного воплощения творческих идей с учётом особенностей учащегося;

  • способствует пробуждению желания испытать себя в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.

  1. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена, с учётом того, что:

  • целью индивидуальной программы обучения одарённого учащегося является создание условий для оптимального развития одарённости и одновременно для ликвидации возможного дисбаланса в личностном развитии;

  • инициативу разработки программы берёт на себя наставник, классный руководитель, учитель-предметник и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося;

  • программа утверждается на педагогическом совете.

  1. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что предполагает:

  • понимание особенностей развития одарённого учащегося;

  • составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умение взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

  • создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;

  • стремление избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведение ребёнка на пьедестал, подчёркивания его особых прав, с одной стороны, а, с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звёздностью»;

  • освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одарённый учащийся:

    1. не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

    2. не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

    3. может иметь некоторое отставание в физическом развитии (н-р, плохая координация движений или корявый почерк);

    4. не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

    5. ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учёбе, положительное отношение к школе;

    6. ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие интеллектуального внешнего блеска, чрезмерная застенчивость.


Ожидаемые результаты:

  • Повышение заинтересованности педагогов в работе с одарёнными детьми;

  • Издание исследовательских работ учащихся;

  • Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;

  • Повышение квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми;

  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей;

  • Постоянно действующие летние лагеря для одарённых детей;

  • Увеличение призовых мест на олимпиадах различного уровня;

  • Повышение качества учебного процесса в школе.



РАЗДЕЛ II. Концепция одарённости и цели образования.


Произнося словосочетание «одарённые дети», мы подчёркивает тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников.

С другой стороны, поменяв местами слова, «одарённость» и «дети», мы получим не просто новое словосочетание – «детская одарённость», принципиально иную психолого-педагогическую проблему. В этом смысле «одарённость» предстаёт уже не как исключительность, а как «дар природы», имеющийся у каждого ребёнка.

Итак, вывод: человек способен мыслить творчески, и, вне всякого сомнения, что это чудеснейший из даров. «Даром» этим отмечен каждый. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Реально одарённость существует лишь в постоянном развитии. Вся психика человека - результат взаимодействия биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому и детская одарённость реально всегда предстаёт перед нами как сложный итог взаимодействия средовых и генотипных факторов.

Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

Одним из важнейших является вопрос о том, существует ли так называемая «общая одарённость», как «универсальная способность» (способность ко всему), или дар узконаправлен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большинство учёных традиционно склоняется к тому, что одарённость – суммарное общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарён, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует о том, что выдающиеся одарённые люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях. В структуре психики есть некие «общие свойства, характеристики», которые универсальны и не связаны с какой-то универсальной деятельностью. Специальная одарённость, допускающая ситуацию, что человек одарён в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе – большая редкость.

Рассмотрим эту проблему, применив популярный в биологии научный приём – «метод модельных систем». Природа, как известно, строит свои системы по общим законам, часто используя одни и те же алгоритмы развития. В качестве такой «модельной системы» возьмём живое дерево.

Корень этого дерева скрыт под землёй, как скрыты от непосредственного наблюдения природные генетические задатки человеческой психики. Из корня вырастает общий ствол, его мощь. Крепость и другие характеристики зависят от того, каков корень, а так же от влияния многих внешних условий.

Ствол дерева – это в нашем понимании и есть аналог тех самых «общих способностей» или «общей одарённости». Той самой, универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» - частные проявления одарённости.

От ствола идут сначала крупные ветви, они, в сою очередь, делятся на ветви поменьше, те, в свою очередь, ещё и ещё. . Представим себе, например, ветвь – «художественная одарённость». Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистичность объединяются словами «художественная одарённость», «художественные способности». И подобно тому, как из большой ветви вырастают ветви поменьше, так из «общих художественных способностей» вырастают изобразительные, музыкальные, артистические и другие. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятие живописью, ля писателей иллюстрирование своих произведений.

Чем больше у человека этих частных способностей – «ветвей», чем выше уровень развития каждой, тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем равномернее и гармоничнее развиты эти частные способности, тем воображаемое дерево выглядит более органичным.

Вопрос об «общей» и «специальной одарённости» имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одарённость на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность всё более приобретает специфические черты и определённую направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности.

Проявленную, очевидную одарённость, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И, напротив, одарённость, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».

Многие известные учёные, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Довольно часто одарённые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

Не менее часто бывает наоборот: те, кто не проявил себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остаётся не востребованным и не замеченным окружающими.

Исходя из выше изложенного можно выделить

Виды одарённости:

  • проявленная или скрытая;

  • общая или специальная.

Виды специальной одарённости:

  • интеллектуальная (в виде высоких показателей конвергентного мышления);

  • техническая;

  • творческая (в виде высоких показателей дивергентного мышления);

  • художественная;

  • моторно-двигательная: спортивная

  • социальная, лидерство;

  • академическая.


РАЗДЕЛ III. Диагностика детской одарённости.


Этапы выявления одарённых детей:

  1. этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитывается их успехи в какой-либо деятельности.

  2. этап – диагностический – (5-9 классы) – проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребят.

  3. этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребят, который приходится на старшую школу.

    • Общие интеллектуальные способности;

    • академические способности;

    • продуктивное мышление;

    • способности к лидерству;

    • художественные и артистические способности;

    • психомоторные способности.

ОСНОВНЫЕ КАНАЛЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ:

  1. Развивающее обучение формирует умения: выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать своё мнение.

  2. Изучение иностранного языка повышает общую культуру учащихся; обогащает знаниями о культуре, обычаях, традициях других народов; расширяет кругозор.

  3. Интеграция отдельных предметов и синхронизация предметов гуманитарного и эстетического направления на основе исторического направления на основе исторической хронологии (история, литература, МХК, музыка, ИЗО, дополнительное образование)

  4. Гуманизация образования и гуманитаризация естественно - математического цикла.


РАЗДЕЛ IV. Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися.


Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплины, общее требование – соответствие программы специфике школы как учебного учреждения.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Для оптимального развития одарённых учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарённого учащегося. В работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения должна сочетаться со стратегией обогащения (углубления). Одарённый учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, больше возможности развития мышления, умения работать самостоятельно. Поэтому программы должны быть ориентированы на более сложное содержание, на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одарёнными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и ВТО же время отличаться определённым своеобразием. Могут использоваться тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачётов и т.п.

Решая вопрос об организационных формах работы в рамках общеобразовательного учреждения, следует отметить, что одарённые учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для социальной адаптации одарённых детей и для выявления скрытой до определённого времени одарённости, для развития всех учащихся.

Однако не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

Методы и формы работы могут разделяться на урочные и внеурочные.

Основная форма организации учебного процесса в школе – урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Эти формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение к участию в олимпиадах и конкурсах вне школы, систем внеурочной исследовательской работы учащихся.

Немаловажную роль играет и система внеклассной воспитательной работы. Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующее начало системы – игра.


РАЗДЕЛ V. Требования к учителю, работающему с одарёнными и высокоинтеллектуальными учащимися.


Учитель должен быть:

  • непременно талантливым;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  • владеть передовыми педагогическими технологиями;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-познавательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  • стимулировать познавательные способности учащихся;

  • работать по специально учебному плану;

  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

  • принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  • анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

  • отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

  • регулировать и улаживать конфликты;

  • уменьшать стрессы учащихся.


РАЗДЕЛ VI. Комплекс мероприятий.


Цель: создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, общества и государства.


Задачи:

  1. Создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одарённых детей.

  2. Объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков учащихся, склонные к научно-исследовательской работе и творчеству.

  3. Методическая учёба педагогов.


№ п/п

мероприятия

срок

Ответственные

1.

Организация и проведение олимпиад по русскому языку и литературе

октябрь-ноябрь

(ежегодно)

Завуч по науке


2.

Городские олимпиады школьников.

ноябрь-декабрь

(ежегодно)

Завуч по науке

Учителя-предметники

3.

Участие школьников в областном туре олимпиад

декабрь-март

(ежегодно)

Завуч по науке

Учителя-предметники

4.

Пополнение информационного банка данных по учащимся, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих участие в научно-исследовательских конференциях учащихся.

сентябрь

Учителя-предметники



5.

Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы школьников.

сентябрь

Завуч по науке

Учителя-предметники

6.

Внедрение в практику работы интеллектуального марафона по предмету


ноябрь

Завуч по науке



7.

Организация и проведение выставок и конкурсов.

по графику

Учителя-предметники


8.

Участие в ярмарке профессий.

апрель


Завуч по науке

Учителя-предметники

9.

Поддержка одарённых учащихся (награждение дипломом и денежной премией)

июнь-июль

Завуч по науке

Учителя-предметники

10.

Проведение «Дня Олимпионика» (поздравления победителей и призёров различных олимпиад, конкурсов, соревнований, а также их родителей)


май

Завуч по науке

Учителя-предметники

11.

Издание спец выпуска школьной газеты.


II, III четверти


Завуч УВР



I. Информационно – аналитическая деятельность.


содержание работы

сроки

ответственные

1.

Формирование списков учащихся 5-11 кл., обучающихся на «4» и «5».

в течение учебного года

Завуч по науке


2.

Организация факультативных занятий для мотивационных учащихся.

по итогам четверти

зам. дир. по УВР

3.

Совместная работа педагогов и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР

4.

Тестирование, экскурсии профориентационного характера

в течение учебного года

учителя - предметники

5.

Взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через кружки, секции.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР


      1. Организационно – исполнительская деятельность.


1.

Обеспечение выполнения учебного плана, школьного компонента.

по итогам четверти

зам. дир. по УВР

2.

Индивидуальная работа с учащимися.

в течение учебного года

учителя-предметники

3.

Подготовка памяток и рекомендаций для учащихся для обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

в течение учебного года


руководители МО

4.

Подборка литературы для мотивированных учащихся.

в течение учебного года

библиотекарь

5.

Осуществление контроля за преподаванием предметов, дающих перегрузку учащихся, выявление причин утомляемости.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР

6.

Обращение внимания на формы домашнего задания для мотивированных учащихся.

в течение учебного года

зам. директора, медсестра

7.

Учить учащихся работать с научной литературой и использовать её при подготовке к олимпиадам, конкурсам.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР

8.

Методическая помощь молодым учителям, работающим с мотивированными учащимися.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР


III. Мотивационно – целевая деятельность.


1.

Выполнение запросов учащихся и родителей при организации учебного процесса.

в течение учебного года

кл.рук-ли

2.

Создание условий для демонстрации знаний.

в течение учебного года

учителя-предметники

3.

Распространение опыта работы учителей, успешно работающих с мотивированными учащимися.

в течение учебного года

руководители МО



      1. Регулятивно – коррекционная деятельность.


1.

Оценка педагогических технологий при организации учебного процесса.

в течение учебного года

руководители МО, зам. дир. по УВР

2.

Изучение школьной тревожности учащихся.

I полугодие

психолог, кл. руководители

3.

Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе.

в течение учебного года

психолог



V. Планово – прогностическая деятельность.


1.

Изучение современных методик преподавания.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР

2.

Определение и коррекция приоритетных направлений развития образовательного учреждения.

в течение учебного года

зам. дир. по УВР, директор

3.

Отбор современных педагогических технологий для совершенствования учебного процесса.

в течение учебного года

руководители МО

4.

Отбор преподавателей для ведения факультативных курсов с обучающимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности.


август


зам. дир. по УВР