СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Орлята России"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ctr+v

Просмотр содержимого документа
«Программа "Орлята России"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ‌‌

МУОО Администрации Тарасовского района‌

МБОУ Ерофеевская ООШ





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Гавриленко С.А.

Приказ № 64 от «30» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

Алферова В.В.

Приказ № 64 от «30» 08 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

И.о директора

________________________

Алферова М.В.

Приказ № 64 от «30» 08 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности «Орлята России»

для обучающихся 3-4 классов











х. Ерофеевка ‌ 2023‌​-2024









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;



Актуальность Программы «Орлята России»

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.

Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи курса:

1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.

2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.

4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.

5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.

6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.

7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам;

  • формирование положительной мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;

  • формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека;

  • осознавать ценность книги – как источника знаний;

  • формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки;

  • формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира.

Метапредметные результаты:

– познавательные:

  • формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;

  • развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли;

  • формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);

  • учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);

  • учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);

  • приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;

  • познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео

– коммуникативные:

  • формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе;

  • формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам;

  • формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения;

  • формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся;

  • учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

  • учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;

– регулятивные:

  • учиться ставить цели и планировать личную деятельность;

  • учиться открыто демонстрировать свои творческие способности;

  • учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности;

  • понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями;

  • понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач;

  • содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий;

  • содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели.

Предметные результаты:

  • раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе;

  • формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности;

  • формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;

  • выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека;

  • формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки;

  • расширять словарный запас новыми словами и терминами



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема раздела

Кол- во

часов

Содержание раздела

Вводные «Орлятские

уроки»

3

Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой класса на участие в Программе.

«Орлёнок – Лидер»

4

Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп.

«Орлёнок – Эрудит»

4

Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на учебную деятельность. В этот временной промежуток в школах проходят различные олимпиады.

В рамках трека происходит знакомство ребёнка с разными способами получения информации

«Орлёнок – Мастер»

4

Данный трек проходит в два этапа:

– подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта;

– знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны.

Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе

1

Игра по итогам 3х треков:

«Орлёнок – Лидер»

«Орлёнок – Эрудит»

«Орлёнок – Мастер»

Игру учитель проводит самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации.

«Орлёнок – Доброволец»

4

Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей и истории добровольческого/ волонтерского/ тимуровского движения в любое время учебного года.

«Орлёнок – Спортсмен»

4

Учитывая разницу в погодных условиях предлагается трек провести в данное время: в большинстве школ проходят различные соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года.

«Орлёнок – Эколог»

4

Несмотря на большую разницу в климате регионов страны, весна – наиболее благоприятный период для реализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить за пределами здания школы.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

4

В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека

«Орлёнок – хранитель исторической памяти», так как он является треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека:

Я – хранитель традиций своей семьи,

Мы (класс) – хранители своих достижений,

Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.

Подведение итогов

2

В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут:

личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от «наблюдателя» до «активного участника»);

сформированность класса как коллектива;

уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п\п

Тема раздела

Кол-во часов

Старт программы

3 ч

Орлёнок – Лидер

4 ч

Орлёнок – Эрудит

4 ч

Орлёнок – Мастер

4 ч

Игра для подведения промежуточных итогов участия в Программе

1 ч

Орлёнок – Доброволец

4 ч

Орлёнок – Спортсмен

4 ч

Орлёнок – Эколог

4 ч

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

4 ч

Подведение итогов

2 ч




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2-4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Старт программы

3

1

Вводный «Орлятский урок»

1

2

Оформление Орлятского уголка.

1

3

Оформление Орлятского уголка.

1


«Орлёнок – Лидер»

4

4


«Лидер – это...»

«Я могу быть лидером»

1


5


«В команде рождается лидер»

«От идеи – к делу»

1


6


КТД «Вместе мы сможем всё»

«КЛАССный выходной»

1


7


«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

«Мы дружный класс!»

1

1


«Орлёнок – Эрудит»

4

8

«Кто такой эрудит?»

«Я – эрудит, а это значит...»

1


9

«Игра – это полезно и интересно»

«Эрудит – это широкий кругозор»

1


10

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

КТД «Играй, учись и узнавай»

1


11


Встреча с эрудитом «Хотим всё знать»

Итоги трека «На старте новых открытий»

1



«Орлёнок – Мастер»

4

12


«Мастер – это...»

«Россия мастеровая»

1


13

«Город Мастеров»

«В гости к мастерам»

1


14

«От идеи – к делу!»

КТД «Мастер своего дела»

1


15

«Мастер – это звучит гордо!»

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1



Подведение промежуточных итогов

1

16

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Мастер»

1

«Орлёнок – Доброволец»

4

17

«От слова к делу»

«Спешить на помощь безвозмездно!»

1


18

КТД «Создай хорошее настроение»

«С заботой о старших»

1


19

Подготовка КТД «От идеи к делу»

КТД «Подари улыбку миру!»

1


20

«Доброволец – это доброе сердце»

«Портрет добровольца»

1


«Орлёнок – Спортсмен»

4

21

«Движение – жизнь!»

«Основы ЗОЖ»

1


22

«Мы гордимся нашими спортсменами»

«Сто затей для всех друзей»

1


23

КТД «Спортивное»

Спортивная игра «Книга рекордов»

1


24

«Встреча-подарок»

«Азбука здоровья»

1



«Орлёнок – Эколог»

4

25

«ЭКОЛОГиЯ»

«Страна экологии»

1


26

«Мой след на планете»

КТД «Знаю, умею, действую»

1


27

Экологический квест «Ключи природы»

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1


28

Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

«Шагая в будущее – помни о планете»

1



«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

4

29

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

«Хранитель семейных традиций»

1


30

«Традиции моей страны»

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1


31

«Знать, чтобы хранить»

КТД «История становится ближе»

1


32

«Мы – хранители памяти»

«Расскажи мне о России»

«Мы – хранители»

1



Подведение итогов

2

33

Игра «Тайна за 7 печатями»

1

34

Орлятское чаепитие с родителями.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА



Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами:

  1. Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России»

  2. Электронная библиотека (orlyatarussia.ru)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!