СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Орлята России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Орлята России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя школа













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по развитию функциональной грамотности «Шаги к грамотности»

базовый уровень программы

срок реализации 1 год

возраст учащихся 9-10 лет





автор Федотова Маргарита Евгеньевна

педагог дополнительного образования

















Тазовский

2022

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Формы аттестации и оценочные материалы

  4. Организационно-педагогические условия реализации программы



















































Пояснительная записка

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Шаги к грамотности» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность программы

Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Место программы дополнительного образования в учебной деятельности.

Программа курса по развитию функциональной грамотности «Шаги к грамотности»» разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста. Всего за год 136 часов, в неделю по 4 часа, по 30-40 минут.

Категория обучающихся: 3 класс.

Весь курс состоит из 4 модулей:

  • «Основы читательской грамотности;

  • «Основы математической грамотности»;

  • «Основы компьютерной грамотности»;

  • «Основы естественно-научной грамотности».

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.



Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); 

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока 

«Читательская грамотность»

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока 

«Етественно-научная грамотность»

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока

«Математическая грамотность»

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока

«Финансовая грамотность»

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; 

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

Содержание программы

Читательская грамотность (31 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

Типы текстов: текст описание.

Типы текстов: текст повествование.

Типы текстов: текст рассуждение

Работа со сплошным текстом

Работа со сплошным текстом

Работа со сплошным текстом

Про дождевого червяка

Кальций

Сколько весит облако

Хлеб-всему голова

Про мел

Про мыло

История свечи

Магнит

Магнит

Вводный «Орлятский урок»

«Лидер-это…»

«Я могу быть лидером»

В команде рождается лидер

«КЛАССный выходной»

«От идеи-к делу»

КТД «Вместе мы сможем все»

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

«Мы дружный класс!»

Математическая грамотность (40 ч)

Удивительный мир чисел

Удивительный мир чисел

Удивительный мир чисел

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

Расходы и доходы бюджета

Расходы и доходы бюджета

Планируем семейный бюджет

Подсчитываем семейный доход

Пенсии и пособия

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

Подсчитываем расходы

Подсчитываем сэкономленные деньги

«Кто такой эрудит?»

«Я-эрудит, а это значит…»

«Игра-это полезно и интересно»

«Эрудит-это широкий кругозор»

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

КТД «Играй, учись и узнавай»

Встреча с эрудитом «Хотим все знать!»

Встреча с эрудитом «Хотим все знать!»

Итоги трека «На страте новых открытий»

«Мастер-это…»

«Россия мастеровая»

«Город Мастеров»

«В гости к мастерам»

«От идеи-к делу!»

КТД «Мастер своего дела»

«Мастер-это звучит гордо!»

«Мастер-это звучит гордо!»

«Путь в мастерство» -подводим итоги

Игра по итогам 3-х треков:

«Орленок-Лидер»

«Орленок –Эрудит»

«Орленок –Мастер»

Игра по итогам 3-х треков:

«Орленок-Лидер»

«Орленок –Эрудит»

«Орленок –Мастер»

Финансовая грамотность (31ч)

Что такое бюджет?

Семейный бюджет

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Расходы на обязательные платежи

Как сэкономить семейные деньги

Мой бюджет

Мой бюджет

«От слова к делу»

«Спешить на помощь безвозмездно!»

КТД «Создай хорошее настроение»

«С заботой о старших»

Подготовка КТД «От идеи к делу»

КТД « Подари улыбку миру!»

«Доброволец-это доброе сердце»

«Доброволец-это доброе сердце»

«Потрет добровольца»

«Движение-жизнь!»

«Основы ЗОЖ»

«Мы гордимся нашими спортсменами»

«Сто затей для всех друзей»

КТД «Спортивное»

Спортивная игра «Книга рекордов»

«Встреча- подарок»

«Встреча- подарок»

«Азбука здоровья»

Проверочная работа

Естественно-научная грамотность ( 34)

Изучение природы

Условия, в которых мы живем

Кто и как живет рядом с нами

Выясняем, что такое экология

Проведение рубежной аттестации

Дождевые черви

Полезный кальций

Про облака

Про хлеб и дрожжи

Интересное вещество-мел

Чем интересно мыло и как оно работает

Про свечи

Волшебный магнит

Проверочная работа

«ЭКОЛОГиЯ»

«Страна экологии»

«Мой след на планете»

КТД «Знаю, умею, действую»

Экологический квест «Ключи природы»

Игра по станциям «Путешествие в природу»

Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

«Шагая в будущее – помни о планете»

«Орленок –Хранитель исторической памяти»

«Традиции моей страны»

Кодекс «Орленка –Хранителя»

«Знать, чтобы хранить»

КТД «История становится ближе»

КТД « Мы-хранители памяти»

«Расскажи мне о России»

«Расскажи мне о России»

«Мы -хранители»

Подведение итогов

Подведение итогов



Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Читательская грамотность


Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1



Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1



Сопоставление содержания текстов разговорного стиля

1



Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

1



Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

1



Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

1



Типы текстов: текст описание.

1



Типы текстов: текст повествование.

1



Типы текстов: текст рассуждение

1



Работа со сплошным текстом

1



Работа со сплошным текстом

1



Работа со сплошным текстом

1



Про дождевого червяка

1



Кальций

1



Сколько весит облако

1



Хлеб-всему голова

1



Про мел

1



Про мыло

1



История свечи

1



Магнит

1



Магнит

1



Вводный «Орлятский урок»

1



«Лидер-это…»

1



«Я могу быть лидером»

1



В команде рождается лидер

1



«КЛАССный выходной»

1



«От идеи-к делу»

1



КТД «Вместе мы сможем все»

1



«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1



«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»

1



«Мы дружный класс!»

1



Математическая грамотность

Удивительный мир чисел

1



Удивительный мир чисел

1



Удивительный мир чисел

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Мир занимательных задач

1



Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

1



Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры

1



Расходы и доходы бюджета

1



Расходы и доходы бюджета

1



Планируем семейный бюджет

1



Подсчитываем семейный доход

1



Пенсии и пособия

1



Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

1



Подсчитываем расходы

1



Подсчитываем сэкономленные деньги

1



«Кто такой эрудит?»

1



«Я-эрудит, а это значит…»

1



«Игра-это полезно и интересно»

1



«Эрудит-это широкий кругозор»

1



«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1



КТД «Играй, учись и узнавай»

1



Встреча с эрудитом «Хотим все знать!»

1



Встреча с эрудитом «Хотим все знать!»

1



Итоги трека «На страте новых открытий»

1



«Мастер-это…»

1



«Россия мастеровая»

1



«Город Мастеров»

1



«В гости к мастерам»

1



«От идеи-к делу!»

1



КТД «Мастер своего дела»

1



«Мастер-это звучит гордо!»

1



«Мастер-это звучит гордо!»

1



«Путь в мастерство» -подводим итоги

1



Игра по итогам 3-х треков:

«Орленок-Лидер»

«Орленок –Эрудит»

«Орленок –Мастер»

1



Игра по итогам 3-х треков:

«Орленок-Лидер»

«Орленок –Эрудит»

«Орленок –Мастер»

1



Финансовая грамотность

Что такое бюджет?

1



Семейный бюджет

1



Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

1



Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

1



Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш

1



На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

1



На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

1



На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

1



Расходы на обязательные платежи

1



Как сэкономить семейные деньги

1



Мой бюджет

1



Мой бюджет

1



«От слова к делу»

1



«Спешить на помощь безвозмездно!»

1



КТД «Создай хорошее настроение»

1



«С заботой о старших»

1



Подготовка КТД «От идеи к делу»

1



КТД « Подари улыбку миру!»

1



«Доброволец-это доброе сердце»

1



«Доброволец-это доброе сердце»

1



«Потрет добровольца»

1



«Движение-жизнь!»

1



«Основы ЗОЖ»

1



«Мы гордимся нашими спортсменами»

1



«Сто затей для всех друзей»

1



КТД «Спортивное»

1



Спортивная игра «Книга рекордов»

1



«Встреча- подарок»

1



«Встреча- подарок»

1



«Азбука здоровья»

1



Проверочная работа

1



Естественно-научная грамотность

Изучение природы

1



Условия, в которых мы живем

1



Кто и как живет рядом с нами

1



Выясняем, что такое экология

1



Проведение рубежной аттестации

1



Дождевые черви

1



Полезный кальций

1



Про облака

1



Про хлеб и дрожжи

1



Интересное вещество-мел

1



Чем интересно мыло и как оно работает

1



Про свечи

1



Волшебный магнит

1



Проверочная работа

1



«ЭКОЛОГиЯ»

1



«Страна экологии»

1



«Мой след на планете»

1



КТД «Знаю, умею, действую»

1



Экологический квест «Ключи природы»

1



Игра по станциям «Путешествие в природу»

1



Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

1



Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом

1



«Шагая в будущее – помни о планете»

1



«Орленок –Хранитель исторической памяти»

1



«Традиции моей страны»

1



Кодекс «Орленка –Хранителя»

1



«Знать, чтобы хранить»

1



КТД «История становится ближе»

1



КТД « Мы-хранители памяти»

1



«Расскажи мне о России»

1



«Расскажи мне о России»

1



«Мы -хранители»

1



Подведение итогов

1



Подведение итогов

1























Формы аттестации и оценочные материалы

Контроль реализации программы осуществляется в установленном порядке.

Вид контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Сроки проведения: последнее занятие по изучению каждого модуля;

Формы проведения итогов реализации программы:

  • выполнение творческих работ по модулям;

  • выполнение тестовых работ;

Формы отметки: по баллам определяются уровни знаний (ниже базового, базовый, повышенный).

Способ фиксации результатов :

Диагностическая карта ученика(цы) ….. класса


Ф.И.

Класс


Кол-во слов на начало года

Кол-во слов на конец года

Понимание прочитанного

Выразительность





Модуль

Форма контроля

Справился

Не справился

«Основы читательской грамотности»




«Основы математической грамотности»




«Основы естественно-научной грамотности»


























Организационно-педагогические условия реализации программы

Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку, соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической). Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30 - 45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7 - 9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства). ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.



































Список литературы

  • Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

  • Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126

  • Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL

  • Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с. .

  • Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.

  • Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015 – 64 с. – (ФГОС). – (Начальная школа XXI века).

  • Логвинова И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя. Нарва, 2012.

  • Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов.

  • Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, – 2012. – №4. – С.33-47.

  • Межина, А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография / А.В. Межина. – М.: Экон-Информ, 2013. – 139 с.

  • Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288

  • Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1  - Москва ВИТА,2015

  • Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва ВИТА, 2015  



В 2-4 классах продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.

Каникулярное время:

Осенние каникулы с 31.10-07.11.2022

Зимние каникулы 26.12-08.01.2023

Весенние каникулы 20.03-28.03.2023

Последний учебный день 25.05.2023