Согласовано Методсовет школы «30» августа 2016 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Чуртахская ООШ» Кадыров Р.А. «30» августа 2016 г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чуртахская основная общеобразовательная школа»
Программа оздоровительно-профилактической деятельности школы
на 2013-2019 годы
Составитель программы:
заместитель директора
по воспитательной работе
Магомедова С.С.
Куратор программы: Магомедов С.М.
с.Чуртах, 2016
Содержание
Пояснительная записка …………………………………… 3
Цели и задачи ………………………………………………..5
Приоритетные направления ………………………………5
Задачи для каждой ступени обучения ……………………6
Содержание программы ……………………………………8
- Работа с учащимися
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Принципы программы ……………………………………..9
Структура работы …………………………………………..9
Используемые формы, методы, технологии …………….10
Ожидаемые результаты ……………………………………12
Организация взаимодействия с учреждениями, службами и ведомствами района …………………………………………14
План мероприятий …………………………………………..16
Критерии эффективности программы ……………………22
Список литературы ………………………………………….24
Пояснительная записка
Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний.
По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – 2,1 раза. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. Психические заболевания в 35% случаев является причиной негодности к военной службе.
Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличении физических и психических нагрузок на ребенка.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным Постановления «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Стало очевидным, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья, а должен быть направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников.
Таким образом, подтверждается острая необходимость решения этой проблемы в масштабе страны, региона, школы и отдельного взятого класса.
Что же подтолкнуло на создание программы?
- интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
- стрессовые ситуации в семье и школе;
наличие в классах детей с нарушением здоровья (сколиоз, болезни сердца, зрение);
нарушение санитарно-гигиенических требований в организации учебного процесса;
рост числа неблагополучных семей;
рост количества учащихся «группы риска»;
недостаточная подготовка родителей в вопросах развития охраны и здоровья детей;
реализация программы оздоровительно-профилактической деятельности школы на период 2016-2019г.
Исходя из анализа состояния здоровья обучающихся, школе необходимо продолжить изучение влияния факторов обучения на здоровье ребёнка. В своей деятельности мы руководствуемся концепцией сохранения здоровья учащихся. Она предполагает:
недопущение дополнительных учебных нагрузок (умственное переутомление, эмоциональный стресс, заболеваемость);
реализацию активных оздоровительных мероприятий: физических упражнений, игровых видов спорта, психогимнастику;
соблюдение правильного режима труда и отдыха;
рекомендации по рациональному питанию и личной гигиене.
Данная программа учитывает проблемы, поставленные перед школой на новый период, недостатки предыдущей программы и приоритетные задачи образования по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Срок реализации: сентябрь 2016 – сентябрь 2019 (3 года).
Участники программы: учащиеся школы, родители и педагоги.
Цели программы
Формирование у учащихся понимание значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Создание условий для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Задачи:
Формировать здоровьесберегающую среду в школе.
Разработать комплекс мер по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
Объединить усилия и скоординировать работу школы и систем здравоохранения, правоохранительных органов и других организаций в решении проблемы охраны и укрепления здоровья детей.
Создать адаптивную образовательную среду для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития.
Организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни.
Вести просветительскую работу с обучающими, родителями.
Приоритетные направления программы:
Укрепление материально-технической базы ОУ, создание условий, обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Мониторинг состояния здоровья.
Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации образовательного процесса, диагностики и преодоления школьных трудностей.
Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей, имеющих особенности развития и проблемы в здоровье.
Задачи для каждой ступени обучения
Первая ступень:
Формирование положительной мотивации к обучению и сохранению своего здоровья.
Формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества
Пополнение знаний по истории и культуре страны, края, города, получаемых при организации внеурочной деятельности, системы ДО в школе.
Развитие системы дополнительного образования.
Приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни.
Введение профилактических курсов по формированию устойчивого отношения к вредным привычкам и курению, потребности здорового питания.
Организация семейных праздников (Семейных суббот, спортивных соревнований) по теме здорового образа жизни.
Знакомство с позитивным опытом семейного воспитания, поддержка семей.
Вторая ступень
Введение профилактических курсов по формированию устойчивого отношения к социально опасным явлениям.
Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности.
Формирование гражданской и социальной активности на основе освоения знаний по культуре и истории.
Активное приобщение школьников и их родителей к здоровому образу жизни.
Привлечение к участию в школьных и городских акциях, мероприятиях по профилактике СОЯ и ПАВ.
Разнообразие форм работы по профилактике вредных привычек, СОЯ и ПАВ.
Третья ступень
Введение профилактических курсов по формированию устойчивого отношения к социально опасным явлениям.
Формирование целостной картины мира.
Овладение навыками научно-исследовательской работы.
Формирование личности, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимости ведения здорового образа жизни.
Привлечение к участию в школьных и сельских акциях, мероприятиях по профилактике СОЯ и ПАВ.
Приобщение к волонтёрской деятельности.
Содержание программы.
Данная программа предполагает организацию деятельности с учащимися 1– 11 классов, их семьями и педагогами.
В каждом разделе определены основные направления и формы, рекомендуемые для реализации основных задач по программе:
Деятельность по программе выстроена в 4-х направлениях:
Работа с учащимися:
организация профилактической и оздоровительной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
формирование ценностного отношения к ЗОЖ и своему здоровью;
создание условий и оказание помощи учащимся в овладении системой знаний, умений, навыков, способствующих сохранению и развитию здоровья;
создание комфортной среды для обучения и внеурочной деятельности;
участие обучающихся в реализации социальных проектов школы;
усвоение приемов анализа трудных жизненных ситуаций и нахождение различных вариантов преодоления жизненных трудностей, выработка умения принимать адекватные решения.
Работа с родителями:
повышение уровня знаний по проблеме, их медико-психологическое просвещение;
развитие заинтересованности в ведении здорового образа жизни;
создание условий для взаимодействия семьи с ОУ по сохранению здоровья детей;
обучение приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
индивидуальное и групповое консультирование родителей по конкретным проблемам;
участие родителей в мероприятиях по формированию устойчивого отношения к ведению здорового образа жизни;
проведение с родителями в составе малых групп тренингов, ролевых игр;
участие родителей в реализации социальных проектов школы.
Работа с педагогами:
обучение теоретическим и практическим способам осуществления здоровьесберегающего образования с использованием различных форм и структур повышения квалификации;
оказание помощи учащимся по овладению системой знаний, умений, навыков, способствующих сохранению, коррекции и развитию своего здоровья (тематические курсы, семинары по теме, лекции, практические занятия и др.);
развитие и укрепление здоровьесберегающей среды образовательного учреждения;
информирование учителей о динамике состояния здоровья обучающихся, об актуальных проблемах в области реализации здоровьесберегающего образования на локальном уровне, сельском и региональном уровне, уровне ОУ;
обобщение и распространение позитивного опыта работы отдельных педагогов в области реализации здоровьесберегающего образования;
Обучение учителей методам ведения диагностической деятельности и приемам использования диагностического материала.
Принципы программы
Не навреди!
(все принимаемые методы, приемы и средства должны быть обоснованными, проверенными, не наносящими вреда здоровью ученика).
Непрерывность и преемственность (работа по сохранению и укреплению здоровья ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке – физпаузы, физкультминутки, снятие стресса, фитотерапия, школьные олимпийские игры и т.д.).
Опора на способности в интеллектуальном становлении учащихся, учет индивидуальных способностей (составление комплекса физических упражнений с учетом собственных возможностей, умение контролировать нагрузку, умение предусматривать будущий результат собственной оздоровительной деятельности).
Комплексный подход (единство в действиях учителя, родителя, психолога, врача).
Принцип активности (активное включение учащихся в любой процесс снижает риск переутомления).
Структура работы
1. Физическое здоровье:
организация классных подвижных игр, перемен на воздухе;
гигиена класса (чистота, проветривание, озеленение);
спортивные мероприятия класса и школы;
организация физкультминуток на уроках.
2. Социальное здоровье
проведение акций профилактики социальных болезней;
организация встреч с медработниками, представителями МЧС;
создание и деятельность волонтёрского объединения;
конкурсы творческих работ по теме здорового образа жизни;
внеклассные мероприятия по теме «Профилактика вредных привычек».
3. Психическое здоровье
(тестирование, анкетирование);
4. Нравственное здоровье:
развитие толерантности;
заповеди моей семьи;
уроки этики.
Используемые формы, методы и технологии работы:
Изучение (диагностика)
состояния здоровья учащихся;
визуальной среды школы;
мнения родителей по вопросам здоровья;
психологического климата в коллективе;
комфортности учащегося в период учебных занятий.
Конкурсы
«Тренажёр в каждый класс».
«Зелёный листок» (озеленение кабинетов).
«Самый спокойный учитель».
«Самый здоровый класс».
Презентации «Здоровый урок», «Профилактика вредных привычек».
«Я волонтёр».
Спартакиада школы
Видеолекторий
Профилактические курсы:
«Сказка – ложь, да в ней намёк».
«Разговор о правильном питании»
«Семьеведение».
Курсы, выбранные классными руководители по авторским и утверждённым программам.
Проектная деятельность.
Проекты по сохранению и укреплению здоровья в летний период (ГОЦ).
Участие в конкурсах социальных проектов сельского, корпоративного и республиканского уровня.
Участие в добровольческом движении.
Ожидаемые результаты:
Родители обучающихся хотят, чтобы школа предоставляла:
Возможность получения ребёнком качественного образования;
Более подробную информацию о здоровье детей, охране и укреплении здоровья, предупреждении школьных проблем, воспитании здорового образа жизни;
Варианты для организации интересного досуга школьников;
а также создавала условия для:
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:
Было интересно учиться;
Были созданы комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
Была возможность получить качественное образование;
Возможно было найти занятие по интересам.
Педагоги ожидают:
Создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
Улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Администрация планирует:
Создание образовательной среды, способствующей сохранению здоровья обучающихся.
Создание системы работы по формированию ЗОЖ и профилактике СОЯ и СЗЗ.
Освоение новых, более эффективных форм и методов работы по формированию ЗОЖ.
Создание системы мониторинга по оценке состояния здоровья учащихся.
Создание и организация деятельности волонтерского отряда из числа обучающихся для работы по профилактике здорового образа жизни.
Повышение уровня заинтересованности родителей в формировании ЗОЖ своей семьи.
Повышение мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни.
Участие в конкурсе городских проектов по пропаганде ЗОЖ.
Пополнение МТБ спортивного зала.
Внедрение более широкого арсенала профилактических программ для учащихся П и Ш ступени обучения.
Совершенствование системы взаимодействия с учреждениями и организациями, входящими в систему профилактики и пропаганде ЗОЖ.
Организация взаимодействия с учреждениями и службами города
по организации профилактической работы
Комитет по вопросам образования
Организация обучения педагогов по формированию ЗОЖ и профилактике СОЯ и СЗЗ у учащихся.
Участие в мероприятиях, направленных на профилактику здорового образа жизни для учащихся.
Участие в Городской целевой программе «Рывок из Зазеркалья».
ОДН, УВД, КДН
Координация работы с детьми и подростками, состоящими на учете в ОДН, школе и «группе риска», с неблагополучными семьями.
Соцзащита
Привлечение специалистов, врачей к профилактической работе с учащимися и семьями; оказание консультаций, адресной помощи семье и подростку.
Центр лечебной физкультуры и спорта
Привлечение врачей и специалистов к профилактике социально опасных заболеваний; оказание методической помощи в работе по формированию ЗОЖ обучающихся. Помощь в организации санитарно-гигиенического просвещения.
Центр реабилитации и психологической помощи
Помощь в организации психолого-педагогического просвещения учащихся, родителей, педагогов; организация тренингов; консультирование по проблемам ЗОЖ; оказание помощи семье.
Консультативно-диагностический центр по ВИЧ-инфекции
Организация лектория по профилактике ВИЧ-инфекции, СОЗ.
Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися «группы риска» и СОП.
Центр планирования семьи
Проведение лекций и бесед для девушек по профилактике ранней беременности, видеолектория по профилактике СОЗ и ВИЧ-инфекции, организация бесед и видеолектория для родителей по вопросам здорового образа жизни.
Центр Добровольчества
Участие в акции «Во имя жизни».
Обучение волонтёров школы.
«Круглые столы» по проблемам употребления ПАВ и СОЯ.
Городской Совет старшеклассников
Участие в акциях, направленных на профилактику СОЯ и СОЗ.
Проведение на базе школы обучающих семинаров и тренингов.
Участие в социальных проектах.
План мероприятий по реализации программы
мероприятия | Сроки | Ответственные | Ожидаемый результат |
Учебно-методическая работа |
Оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей | Август-сентябрь | Зам.директора по УВР, ВР | Предупреждение перегрузок у обучающихся |
Своевременное проведение на уроках инструктажей по охране труда | В течение года | Зам.директора по УВР, зав.кабинетами | Предупреждение травматизма среди обучающихся и работников |
Оформление необходимой документации по охране труда | Август-сентябрь | Директор школы, зам.директора по УВР | Отсутствие нарушений законодательства |
Включение в планы заседаний ШМО вопросов здоровьесбережения | Сентябрь | Зам.директора по УВР, руководители ШМО | Планирование работы ШМО по вопросам здоровьесбережения |
Проведение интегрированных уроков по вопросам здоровьесбережения | По плану | Руководители ШМО | Повышение мотивации школьников к сохранению и укреплению здоровья |
Проведение методических совещаний по теме «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» | По плану | Зам.директора по УВР |
Проведение семинара для педагогов «Мониторинг здоровья обучающихся» | Март | Администрация, руководители ШМО | Осведомлённость педагогов о результатах мониторинга |
Проведение открытых уроков «Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий» | В течение года | Зам.директора по УВР, руководители ШМО | Обобщение опыта работы педагогов, успешно занимающихся проблемой сохранения здоровья |
Представление исследовательских работ на научно-практической конференции по проблемам здорового образа жизни | Март | Учителя-предметники | Формирование ценности здорового образа жизни |
Организация школьных экологических проектов | Апрель | Зам.директора по УВР, руководители ШМО |
Заседание педагогического совета с повесткой дня «Промежуточный анализ реализации программы» | Май | Директор школы | Выполнение задач программы |
Контроль ведения уроков ОБЖ и физкультуры | В течение года | Зам.директора по УВР | Качественное обучение |
Участие педагогов в работе психолого-медико-педагогической комиссии | Май | Зам.директора по УВР, педагог-психолог | Определение формы обучения детей, имеющих трудности в обучении |
Реализация планов работы психолога | В течение года | Педагог-психолог | Реализация задач по здоровьесбережению |
Воспитательная работа |
Своевременное проведение инструктажей по обспечению техники безопасности во внеурочной деятельности | В течение года | Классные руководители | Предупреждение травматизма среди обучающихся |
Проведение бесед с обучающимися по проблемам охраны жизни и здоровья | В течение года | Классные руководители | Разработка памяток по безопасному поведению |
Организация дежурства педагогов по школе | В течение года | Зам.директора по ВР | Предупреждение травматизма среди обучающихся |
Профилактические программы классных руководителей | В течение года | Зам.директора по ВР | Профилактика вредных привычек, СОЯ и СОЗ |
Проведение Месячника безопасности, недель безопасности | В течение года | Зам.директора по ВР | Обучение школьников безопасному поведению |
Проведение Дней здоровья | 4 раза в год | Зам.директора по ВР, вожатый, учителя физкультуры | Формирование мотивации школьников на здоровьесберегающую деятельность |
Проведение Дня защиты детей | Май | Зам.директора по ВР, вожатый, учителя физкультуры |
Проведение тренировочных занятий по эвакуации из школы в случае чрезвычайных ситуаций | По плану | Директор |
Обучение школьников безопасному поведению на дорогах | В течение года | Классные руководители, организатор профилактики ДДТТ | Предупреждение травматизма на дорогах |
Проведение психологических консультаций для обучающихся и работников школы | В течение года | Педагог-психолог | Улучшение психологического здоровья участников образовательного процесса |
Работа школьного Совета профилактики и Школьной службы примирения | В течение года | Зам.директора по ВР | Снижение количества обучающихся, состоящих на различных видах учёта |
Вовлечение детей «группы риска» в сферу положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия, акции добровольцев, социальные проекты, дополнительное образование) | В течение года | Зам.директора по ВР, соцпедагоги, классные руководители |
Проведение общешкольных и классных родительских собраний по вопросам здоровьесбережения | В течение года | Администрация, классные руководители | Осведомлённость родителей о здоровье детей, воспитании здорового образа жизни, способах предупреждения школьных проблем |
организация групповых и идивидуальных занятий педагогом-психологом \ для детей определённых категорий | В течение года | Педагог-психолог | Развитие школьников с особыми образовательными потребностями |
Организация групповых занятий для педагогов в кабинете психологической разгрузки | | Улучшение психологического здоровья педагогов |
Ведение просветительской работы по вопросам здоровьесбережения с обучающимися, их родителями с привлечением представителей правоохранительных органов, медработников | В течение года | Зам.директора по ВР | Осведомлённость обучающихся, их родителей и педагогов по вопросам здоровьесбережения |
Выпуск методического сборника по вопросам здоровьесбережения и статей в школьной газете с освещением положительного опыта работы | Май | Руководитель программы | Пропаганда здорового образа жизни |
Проведение конкурсов, акций | В течение года | Зам.директора по ВР | Мотивация на здоровый образ жизни |
Деятельность волонтёров школы и добровольцев | В течение года | Вожатый Зам.директора по ВР |
Участие в социальных проектах |
Спортивная и оздоровительная работа |
Привлечение максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях и соревнованиях | В течение года | Учителя физкультуры, классные руководители | Увеличение количества обучающихся, занятых в спортивных секциях |
Участие в спортивных соревнованиях команд школы | В течение года | Учителя физкультуры | Повышение престижа спорта |
Круглогодичное оздоровление детей (лагерь с дневным пребыванием) | В течение года | Зам.директора по ВР | Укрепление здоровья школьников |
Развитие материальной базы медицинского кабинета | В течение года | Директор школы | Реализация требований СанПин |
Выполнение плана прививок | В течение года | Медработник школы | Снижение риска заболеваний |
Проведение плановых осмотров | Профилактика заболеваемости |
Проведение периодических осмотров на педикулёз | Профилактика педикулёза |
Организация горячего питания обучающихся и контроля за его проведением | В течение года | Медработник школы Директор | Предоставление всем обучающимся в школе полноценного горячего питания |
Медицинское сопровождение и медицинская профилактика | В течение года | Медработник школы | Укрепление здоровья школьников и педагогов |
Проведение мониторинга здоровья обучающихся и сотрудников школы. Составление паспорта здоровья | В течение года | Медработник школы Классные руководители Учителя физкультуры | Получение сведений о состоянии здоровья обучающихся и сотрудников |
Обеспечение безопасности |
Заключение обязательных договоров по обеспечению безопасности жизнедеятельности ОУ | В начале года | Директор | Повышение уровня безопасности |
Обучение работников правилам, методам и основам безопасности (инструктажи, тренировки) | В течение года | Ответственные за безопасность Директор | Реализация требований нормативно-правовых актов по обеспечению безопасности |
Проведение технических осмотров зданий | По плану | Зам.директора по АХЧ | Повышение уровня безопасности |
Работа школьных комиссий: -по охране труда -по предупреждению травматизма | В течение года | Председатели комиссий | Обеспечение безопасности ОУ |
Своевременное проведение ремонтных работ | В течение года | Зам.директора по АХЧ Директор | Повышение уровня безопасности |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Обеспечение кабинетов необходимым компьютерным оборудованием | В течение года | Администрация | Приведение оснащения школы в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу |
Приобретение дополнительной аудио- и видеотехники для работы |
Пополнение фонда медиатеки, учебников, литературы |
Приобретение необходимых медицинских препаратов |
Пополнение спортивного инвентаря |
Критерии эффективности реализации программы
Критерии | Показатели | Способы получения информации |
Безопасная и здоровьесберегающая среда | Отсутствие травматизма, пищевых отравлений, эпидемий, чрезвычайных ситуаций. Количество заключённых договоров. | Объективные данные |
Физическое здоровье обучающихся | Физическая подготовленность школьников. Оснащение спортинвентарём. Охват занятиями спортом. Количество физкультурных групп и групп здоровья. Достижения в спорте. Уровень заболеваемости. Охват прививками. | Объективные данные, экспертный анализ, результаты медицинских осмотров, диспансеризация |
Нравственное развитие обучающихся | Отношение к вредным привычкам. Знание и владение методами безопасного поведения в различных ситуациях. Победы в конкурсах «Безопасное колесо», «Соревнования по пожарно-прикладному спорту», «Спасатели». Победы в конкурсах социальных проектов в номинации «Здоровый образ жизни». | Наблюдение, аттестация, диагностика |
Профессиональный рост педагогов | Использование здоровьесберегающих технологий. Проведение мониторинга здоровья обучающихся. Методические разработки. Представление педагогического опыта на разных уровнях. | Экспертный анализ, объективные данные |
Удовлетворённость субъектов образовательного процесса | Отношения между различными участниками образовательного процесса. Потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария. Стремление к поиску знаний. | Экспертный анализ, наблюдение, анкетирование |
Список литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005. - N 3.
Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. Издание второе/Н.А. Склянова, Н.П. Юсупова, О.Г. Фокина и др.-Новосибирск: ГЦОЗ -Магистр», 2000.
Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми / М. Макаров //Воспитание школьников. - 2005. - N 1.
Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко //Педагогика. - ISSN 0869-561Х. - 2005. - N 6.
Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе / К. Петров //Воспитание школьников. - ISSN 0130-0776. - 2005. - N 2.
Резер Т. М. Здоровьесохраняющие технологии в образовательных учреждениях / Т. М. //Резер Школьные технологии. - 2003. - N 5.
Сенновский И. Б. Цели, условия и содержание валеологической программы школы / И. Б. Сенновский //Завуч. - 2004. - N 8.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003 г.
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика / Н.В.Тверская //Образование в современной школе -2005. - N 2.
Халемский, Геннадий Школа как территория здоровья / Г. Халемский //Народное образование. - 2006. - N 1.
25