СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа оздоровительной направленности "Музыка и здоровье"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Музыка и здоровье" построениа на принципах валеологической педагогики. Направлена на сохранение и укрепление здоровья и эмоционального благополучия старших дошкольников.  Срок реализации 2 года.

Просмотр содержимого документа
«Программа оздоровительной направленности "Музыка и здоровье"»

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка…………………………………………………………..……3

Особенности программы………………………………………………………………4

Цель программы………………………………………………………………..............5

Задачи программы……………………………………………………………………..6

Основные принципы Программы……………………………………………………6

Характеристика возрастных особенностей …………………………………………6

Условия реализации программы «Музыка и здоровье»…………………………10

Содержание системы музыкально-оздоровительной работы……………………12

Ожидаемые результаты..………………………………………………..……………13

Показатели результативности………………………………………………………..13

Методическое обеспечение программы ……………………………………………14

Календарно-тематическое планирование …..…………………………………. .14

Используемая литература …………………………………………………………..22



Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Всемирная Организация Здравоохранения

Пояснительная записка.

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: ухудшение экологической обстановки, климатические изменения, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором). Социальная напряженность в обществе сказывается на психическом здоровье детей. Анализ заболеваемости показал достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызвало потребность углублённо заняться оздоровлением детей и формированием у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Необходимо с малых лет привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него, воспитать привычку здорового образа жизни.

Одной из приоритетных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А в период пандемии, эта проблема тем более вышла на первый план. Особое внимание во ФГОС ДО уделяется становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. В детском саду важно не только сохранить здоровье детей, но и научить их тому, как быть здоровыми, активно вовлекать дошкольников в здравотворческую деятельность, формировать осознанное отношение к ЗОЖ.

Данная программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Музыка и здоровье» построена на идеях педагогической валеологии (от латинских слов «valeo» - быть здоровым и «logos» — учение, наука). Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья образовательными технологиями: использование различных видов самомассажа, комплексных общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминуток, пальчикового игротренинга, специально подобранный песенный репертуар, музыка, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.

Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Данная программа составлена на основе парциальной программы оздоровления дошкольников М.Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Используются интегрированные мероприятия, включающие познавательные беседы о здоровье, дидактические, подвижные и музыкальные игры, оздоровительные упражнения, встречи с интересными персонажами.

Программа направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Работа по оздоровлению детей ведётся в первую очередь через музыку путём формирования у ребенка эмоционально-музыкальной доминанты (ЭМД). По определению М. Лазарева, ЭМД - сложная система восприятия ребёнком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкального творчества (пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных инструментах, слушания музыки и т. д.), система, связанная с различными сторонами его эмоциональной сферы и обуславливающая стиль его поведения.

Занятия проводятся в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей. В различной последовательности на занятиях проводятся: дыхательные упражнения; валеологические песенки-распевки; обшеразвивающие упражнения; массаж или самомассаж (спины, рук, ног); фонопедические упражнения; пение песен с оздоровительным эффектом; коммуникативные игры; упражнения для коррекции осанки; подвижные игры пальчиковые игры; психогимнастические этюды; релаксационные музыкальные паузы.

Особенности программы:

Программа «Музыка и здоровье» направлена на формирование у маленького ребёнка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности. Она отличается от существующих программ для дошкольников следующими моментами:

  • использование музыки в качестве фактора, интегрирующего содержание педагогической работы с детьми.



  • Программа отличается вариативностью. Педагог может сократить занятие, если дети устали, заменить какую - либо его часть. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни; комплекс общеразвивающих упражнений можно заменить комплексом аэробики под ритмичную музыку и т. п.

  • Валеологические занятия не являются строго регламентированными по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. В идеале занятие рассчитано на 25 - 30 минут, но при необходимости его можно сократить.

  • В структуру валеологических занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребёнок поёт, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

  • Акцент в валеологической работе делается на профилактику простудных заболеваний, нарушений опорно- двигательного аппарата и зрения, что особенно актуально для нашего региона.

  • Важнейшую роль в программе играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

  • Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду рассматривается под валеологическим аспектом. Одной из особенностей программы является использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток) для валеологических пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традициях.

  • учет климато-географических и экологических особенностей региона;

  • сотрудничество в оздоровительной работе с родителями воспитанников ДОУ

Реализация программы строится на выделении доминирующих оздоровительно-образовательных целей. В соответствии с этим определяется стержневая деятельность, которая позволяет наиболее эффективно проводить оздоровительно - образовательную работу в детском саду. В одних случаях это может быть игра, в других — занятия или общение, в третьих — познавательная деятельность.

Цель программы: формирование у дошкольников понятия «здоровье» (здорового образа жизни), сохранение и укрепление психического и физического здоровья средствами музыки. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

  • формировать мотивацию «здоровья» и поведенческих навыков здорового образа жизни;

  • развитие сенсорных и моторных функций с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания (развивать навык правильного дыхания), простудных заболеваний;

  • формирование коммуникативных навыков, осознание и осмысление собственного «я», преодоление барьеров в общении, умения управлять своими поступками, чувствами. (Эмоциональное благополучие)


Основные принципы Программы:

  • Принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  • Принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса.

  • Принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

  • Принцип безопасности – не навреди!



Вся работа построена с учетом активного применения следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.

  • Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);

  • Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

  • Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

  • Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.

  • Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

  • Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.

  • Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)

  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.



Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Возрастные особенности детей  5–6 лет

Для периода 5-7 лет характерна высокая потребность в двигательной активности в сочетании с низкой эффективностью процессов ее обеспечивающих, а значит быстрая утомляемость при физических и умственных нагрузках – необходима частая смена деятельности. Хорошо развиты крупные мышц, но слабы мелкие, особенно кистей рук – необходима регулярная двигательная деятельность с включением в работу всех мышечных групп.

Формируется мозолистое тело, созревают двигательные и спинальные центры спинного мозга, периферические нервные центры, из-за чего особое значение приобретает освоение новых движений или выполнение действий в новых условиях. Необходимы сложно-координационные, кинезиологические упражнения, упражнения с активным дыханием, на развитие гибкости и равновесия, пальчиковая гимнастика.

Сосудистая регуляция слизистой носа обеспечивает противостояние инфекциям верхних дыхательных путей. Особое значение приобретает двигательная деятельность с активным дыханием, дыхательная гимнастика с формированием носового дыхания.

Детская слуховая система не сформирована до конца, поэтому следует соблюдать гигиену слуха и использовать специальные упражнения, музыку и тексты, речевые команды и рекомендации.

Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально. С удовольствием участвуют в инсценировках песен, проявляют творческие способности.

В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств: схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

Возрастные особенности детей  6–7 лет

В пред школьный период актуальность идеи целостного развития личности ребенка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социа­лизации ребенка, формирования нравственно-коммуникативных навыков. Внутренняя мотивация деятельности детей — саморазвитие музыкально-эстетической потребности, интерес к совместной деятельности, творческое самовыражение, общение, приобретение элементарных музыкальных знаний. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Возраст 6-7 лет — это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6-7(8) лет могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. В этот период у них качественно меняют­ся психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения — еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в связи с чем охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон постепенно расширялся — ре1 – до2.   В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво и стройно.

У детей 6-7 (8) лет появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно ис­полнить песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочи­нительству: охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст.

В музыкально-ритмических движениях ребенок уже способен посредством движений развить и передать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку, элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при перестроении в танцах, хороводах. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы. Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку выразительно, ритмично передавать характер музыки, отметить в движении некоторые ее выразительные средства, изменить характер движений в соответствии с формой произведения, его частями, предложениями, фразами.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Условия реализации программы «Музыка и здоровье».

Успех воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни обеспечивается следующими обязательными условиями:

- готовность ДОУ и педагогов к валеологическому образованию дошкольников;

- наличие материальной базы для успешной работы в данном направлении, в том числе наличием соответствующих помещений и гигиеническим требованиям к ним (музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с физкультурно-оздоровительными и музыкально-театральными зонами, спортивная площадка и игровые площадки на участках);

- активное участие родителей в жизни ДОУ.

- личностно ориентированный подход взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения программы по приобщению дошкольников к ЗОЖ

В ДОУ создана комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

Помещения

Процессы

Участники

Музыкаль-ный зал

- музыкальная НОД

-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность

- индивидуальная деятельность

- дети

-музыкальный руководитель

- воспитатели

- психолог,

учитель-логопед

- родители

Групповые помещения

- самостоятельная деятельность детей

- гимнастика после сна

- дети, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

Физкультур-ный зал

- утренняя гимнастика

- физкультурная НОД с музыкальным сопровождением

- музыкально-спортивные праздники и развлечения

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель

Музыкальная гостиная

- постановки сказок, музыкально-литературных композиций, кукольных спектаклей

- индивидуальная и подгрупповая музыкальная НОД

- досуги и развлечения

- дети, воспитатели

-музыкальный руководитель

- родители

Территория детского сада

- Музыкальные праздники и развлечения

- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Кабинет педагога-психолога

- Психогимнастика, арттерапия, куклотерапия, сказкотерапия

-дети, родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Содержание системы музыкально-оздоровительной работы

Основные направления:

  • Создание условий для сохранения физического и психического здоровья ребенка (соблюдение СанПиН, соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса и к организации образовательной среды).

  • Соответствие образовательного процесса базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям.

  • Использование здоровьесберегающих технологий в ОД и в других организационных формах.

  • Взаимодействие с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, логопедами и родителями.

  • Вся работа по музыкальному воспитанию построена с учетом активного применения следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.

  • Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);

  • Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

  • Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

  • Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.

  • Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

  • Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.

  • Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)

  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.



Занятия проводятся в игровой форме, учитывая возрастные особенности детей. Оно может быть проведено как игра-путешествие, сказка, знакомство с новым персонажем и т. д.

Примерные схемы музыкальных занятий с применением

здоровьесберегающих технологий

Старшая и подготовительная группа (продолжительность 25 – 30 мин.)

Схема 1.

1. Вводная ходьба (1-2 мин)

2. Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2 мин)

3. Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5 мин)

4. Активное слушание музыки (3 мин)

5. Артикуляционная гимнастика (1 мин)

6. Пение, песенное творчество (в качестве физкультминутки – пальчиковая игра) (7 мин)

7. Пляска, танцевальное творчество (5 мин)

8. Речевые и музыкальные, хороводы (4 мин)

Схема 2.

1. Спокойный вход, активная музыкотерапия с музыкально-ритмическими упражнениями и играми (4 мин)

2. Валеологическая распевка с упражнениями для формирования правильной осанки (2 мин)

3. Слушание музыки с элементами пассивной музыкотерапии, дыхательной гимнастикой (5 мин)

4. Самомассаж, игры-гимнастики для глаз, фон6опедические упражнения (2 мин)

5. пение. Песенное творчество, аккомпанирование на музыкалных инструментах (6 мин)

6. Игры – музыкально-дидактические, музыкальные, речевые или подвижные, с использованием звучащих жестов (4 мин)

7. Танцы, танцевальные импровизации (5 мин)

8. Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии (2 мин)


Программа содержит цикл интегрированных познавательно-музыкальных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в Здравгороде». Каждое мероприятие дополнено материалом для совместной деятельности взрослых и воспитанников в режимных моментах (имеются подборки стихотворений, пословиц и поговорок, комплексы утренней и корригирующей гимнастики, подвижные и дидадктические игры и упражнения.

Ожидаемые результаты:

  • сформированное представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;

  • стабильность эмоционального благополучия;

  • улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);

  • повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);

  • снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)



Показатели результативности:

  • Представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;

  • стабильность эмоционального благополучия;

  • улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);

  • повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);

  • снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

Данные показатели диагностируются с помощью основного метода педагогической диагностики – наблюдения. Мониторинг разработан на основе методических рекомендации О.Н Арсеневской («Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду») и М.Ю Картушиной (Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»): сформированность координации движений – по методике А.И. Бурениной, речевое развитие (вокально-хоровые навыки, голосовой аппарат) - по методике Н.А.Ветлугиной, Т.М.Орловой; уровень заболеваемости оценивают медицинские работники.

Методическое обеспечение программы

  1. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников/ М.Ю.Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007

  2. Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет/авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2015, - 279с.

  3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2012, - 204с.

  4. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

  5. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 3-7 лет. – СПб., 2001

  6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика программа

  7. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Методические рекомендации и репертуар с нотными приложениями к программе «Мир открытий». Средняя группа детского сада. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2020. –288 с.

  8. Т.Э. Тютюникова «Элементарное музицирование».

  9. Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.

  10. «Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнникова. Учебное пособие.

  11. Т.Э.тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» материалы семинара №3 «Песенки-бусинки», Москва,2004

  12. Картушина М.Ю. логоритмические занятия в детском саду: метод.пособие/М.Ю.Картушина.- М.сфера.2004

  13. Методика музыкального воспитания в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Прсвещение,1976

  14. Щетинин, М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.Н.Щетинин.- М.:Айрис –пресс, 2007



Календарно-тематическое планирование в старшей группе

месяц

тема

цель

содержание

Сентябрь

«Если хочешь быть здоров»

Формировать знания детей о пользе утренней зарядки

«Трямди-песенка» с оздоровительным массажем

Пословицы и поговорки о здоровье

Коммуникативная игра «Здравствуй говори!»

Музыкально-ритмическая разминка «Зверобика»

Песенка «Зарядка» муз. Слонова

Стихотворение «Зарядка» П.А.Синявского

Игра «Покажи комплекс зарядки»

Совместная деятельность с воспитателями: комплекс утренней зарядки «В осеннем лесу»

(Приключения в Здравгороде, с.9)

Октябрь

«Мы туристы»

Формировать представления детей о пользе прогулок и активного отдыха

Музыкально-ритмическая разминка «Мы туристы», дыхательная гимнастика «Осенние листья», «Ветерок»

Танец-импровизация с листочками.

Динамическое упражнение «Осенняя разминка»

Пальчиковая игра «Мишка»

(Приключения в Здравгороде с. 21, Система музыкально-оздоровит. раб. с.64)

Массажная игра с шишкой

Подвижная музыкальная игра «Грибники»

Пение знакомой песни об осени.

Ноябрь

Приключение «Всепорядочное»

Закрепить знания детей о пользе режима дня, формировать представления о часах (циферблат, стрелки, минуты, часы)

Беседа, чтение стихотворения «Часы» С.Баруздин

Песенка-распевка с пальчиковой гимнастикой «Минутка и часик»

Активное слушание «Зайцы»

Артикуляционная гимнастика «Котик Рыжик» (с. 68 система муз-оздоровит)

Игра-эстафета «Веселые повара»

Отгадывание загадок

Физкульминутка «Зверобика»

Релаксационное упражнение «Сладкая греза» П.И.Чайковский

Совместная деятельность с воспитателями: гимнастика пробуждения «Котята»

Коммуникативная игра «Вкусный ужин»

(Приключения в Здравгороде, с.43)

Декабрь

Логоритмическое занятие «В зимнем лесу»

Развитие мышц речевого аппарата, чувства ритма и совершенствование пространственного ориентирования: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад)

Валеологическая песенка-распевка «Трямди-песенка»

Динамическое упражнение «В зимнем лесу»

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Активное слушание «Ветерок и снежинки» («Зима» Вивальди» и «Вальс» Е.Доги)

Комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик зимой»

Речевое музицирование «Ты, мороз»,

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Танец «На лесной полянке»

Игровой массаж тела «Зайка»

Упражнение на развитие выразительности речи. Мимики и движений «Снеговики и сосульки»

(Система музыкально-оздоровит. раб. С. 71)

январь

«Что нам нравиться зимой?»

Развитие мелкой моторики.

Формирование подвижности и

дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений

Динамическое упражнение «В зимнем лесу»

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Активное слушание «Ветерок и снежинки» («Зима» Вивальди» и «Вальс» Е.Доги)

Инсценирование песни «Что нам нравится зимой» муз. Тиличеевой

Речевое музицирование «Ты, мороз». «Голоса вьюги»

Игра на детских музыкальных инструментах «Белая гамма» «Фея серебра»

Упражнение на развитие выразительности речи. Мимики и движений «Снеговики и сосульки»

Коммуникативная игра «Варежки передавайте»

февраль

Приключение «Дождливо-снежно-солнечное»

Обогащать знания детей о благоприятном влиянии сезонов года на здоровье человека

Музыкально-динамическое упражнение «Времена года»

Коммуникативная песенка-игра «Не грусти»

Пение песни про осень, танец импровизация с листочками, витаминные загадки, подвижная игра «Овощи-фрукты»

Песня –хоровод «Что нам нравится зимой» Тиличеевой

Дидактическая игра «Одежда по сезону»

Самомассаж «Мороз»

Слушание «Подснежник» П.И.Чайковского – пластический этюд.

Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»

(Приключения в Здравгороде, с.57)

март

Подвижные игры народов России на свежем воздухе

Познакомить детей и педагогов с народными играми, развивающими ловкость, подвижность, выдержку, коммуникативные навыки. Воспитывать привычку активного проведения прогулок.

Совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах

«Горелки» р.н.игра

«Жмурки» р.н.и.

«Медный пень» башкирская народная игра

«Вестовые» якутская народная игра

(с.71)

апрель

«Полет на Луну»

Развитие двигательных качеств, творческих способностей

Валеологическая песня-диалог «Лучше всех»

Упражнение с флажками «Веселый ветер» муз. Дунаевского, динамическое упражнение «На ракете полетим»

Импровизация - игра «Звездочки и Роботы»

Фонопедическое упражнение «Ракета», «Ракета приземлилась»

Пение песни «Марш космонавтов», «Песня о Родине» муз. Елинека

Релаксационное слушание «Лунный свет» К. Дебюсси

май

«Дорога в страну Неболейку»

Закрепить представления детей о здоровом образе жизни

Комплекс зарядки, аэробики

Эстафета «Трудная дорога»

Игра «Вопросы-ответы»

Игра «Рецепт от простуды»

Комплекс дыхательных упражнений

Чтение стихотворений

Эстафета «Средства гигиены»

Игра «Выбери полезные продукты»

Песенка о хорошем настроении

Общий хоровод «Улыбка» Шаинского (с.194)



Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе.

месяц

тема

цель

содержание

Сентябрь

«Волшебный сундучок»

Закрепить представления детей о необходимости держат тело в чистоте

Песенка-полезенка «С добрым утром»

Музыкально-ритмическое упражнение в парах «Поиграем-пошалим»

Песенка-полезенка «Настроение»

Упражнения для самомассажа с использованием различных предметов (автор И.Филиппова) Приключения в Здравгороде, с.255

Песня «Умывалочка» сл. и муз. О.Арсеневской с.39

Октябрь

Приключение «Аппетитное»

Закрепить знания детей о правильном питании, о полезных для организма продуктах.

Познакомить с витаминами А,В,С,D – где они содержатся

Валеологическая песенка-распевка «Лучше всех!»

Вкусные частушки

«Кабачковая зарядка»

Ритмодекламация «Борщ» Т.Боровик

Подвижные дидактические игры («Витамины», «Полезно-не полезно», «Вершки-корешки»)

Гречневый массаж рук

(Приключения в Здравгороде, с.131)

Ноябрь

Приключение «Старинное»

Расширить представления детей об осанке человека, о пользе специальных корригирующих упражнений.

Танцевальное творчество «Менуэт» Бокерини

Дыхательная гимнастика «Цветы»

Слушание «Песня Принцессы» сл. и муз. Арсеневской

Комплекс корригирующей гимнастики для сохранения правильной осанки «Старый замок»

Полезный танец

(Приключения в Здравгороде, с.94)


Декабрь

Приключение «Носики курносики»

Формировать элементарные представления детей об органе обоняния – носе, его функциях.

Песенка-полезенка «С добрым утром»

Комплекс дыхательных упражнений

Любая песня из разучиваемого репертуара

Любой знакомый детям танец

Игра «Угадай по запаху»

Совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах: чтение пословиц и поговорок про нос, стихотворения. С.221

(Приключения в Здравгороде, с.211)


Январь

Приключение «Ушки на макушке»

Формировать у детей элементарные представления об одном из органов чувств – ухе; дать знания о функциях органа слуха, способах сохранения его здоровья: обобщить знания детей о различных звуках окружающего мира.

Двигательное упражнение «Перекличка» (Приключения в Здравгороде, с.197)

Любой знакомый танец

Шумовой оркестр

Релаксация «Звуки природы»

Игра на развитие слухового внимания «Выполни движение», «Узнай по голосу», «Что звучит», «Найди такую же коробочку», «Музыкальное эхо»

Самомассаж ушей

Правила сохранения слуха и графические карточки

Совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах: чтение произведений детской литературы «Не кричите слишком громко» С.Шукшина, «Уши» Э.Мошковская

Февраль




Март

Приключение «Эмоциональное»

Закрепить знания детей о понятиях «настроение». «эмоции человека», как они влияют на здоровье.

Песенка-полезенка «Настроение»

Слушание стихотворения с последующей беседой

Активное слушание «Весело. Грустно» Бетховена, «Болезнь куклы». «Новая кукла».

дидактическая игра «Сложи из деталей портрет»

Игра «Я грушу, когда…

игра «Ручеек пожеланий»

Игра –пантомима «Веселые мартышки», расскажи стихотворение (с заданной эмоцией)

Исполнение песни «Друзья» Арсеневской или «Дружба» муз. и сл.Курячий

Совместная деятельность детей и взрослых в режимных моментах: игры с пиктограммами (по М.Чистяковой), чтение стихотворений

(Приключения в Здравгороде. С.258)


Апрель

Приключение «Чувствительное»

Закрепить представления детей об органах чувств, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, о правилах сохранения хорошего зрения.

Песенка-полезенка «Настроение»

Слушание стихотворения с последующей беседой

Опыт «Зрачки»

«Правила здоровых глаз»

Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц

Подвижная игра «Повтори за мной», «Не зевай!» Т.Суворовой

Оптические иллюзии

Коммуникативная итоговая игра «Клубочек»

Май

«Волшебные часы»

Закрепить знания детей о пользе режима дня, о назначении часов и их устройстве (циферблат, стрелки, минуты, часы)

Песенка-распевка с палчиковой гимнастикой «Минутки и Часик»

«Зарядка» танцевальная разминка

Песня «Веселые повара»

Комплекс упражнений для горла «Лягушка»

Любая песня из разучиваемого репертуара

Гимнастика для глаз «У лисички»

Игра «Тутти-фрутти»

Релаксационное упражнение «Сладкая греза» П.И.Чайковский

Упражнения из комплекса «Веселые медвежата»

Артикуляционная гимнастика «Корова» (система муз-оздоровит раб. С. 161)

Коммуникативный хоровод «Лавата» п.н.п.

Коммуникативная игра «Украсим торт»

Слушание или пение колыбельной

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".

  2. И.С.Бах. "Шутка".

  3. И.Брамс. "Вальс".

  4. А.Вивальди "Времена года"

  5. Й.Гайдн. "Серенада"

  6. Д.Кабалевский "Клоуны"

  7. Д.Кабалевский "Петя и волк"

  8. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"

  9. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"

  10. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский

  2. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

  3. "Будьте добры" А.Санин

  4. "Веселые путешественники" М.Старокадомский

  5. "Все мы делим пополам" В.Шаинский

  6. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин

  7. "Если добрый ты" Б.Савельев

  8. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко

  9. "Настоящий друг" Б.Савельев

  10. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"

  2. Э.Григ "Утро"

  3. А.Дворжак "Славянский танец"

  4. Лютневая музыка XVII века

  5. Ф.Лист "Утешения"

  6. Ф.Мендельсон "Песня без слов"

  7. В.Моцарт "Сонаты"

  8. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

  9. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

  10. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. Т.Альбиони "Адажио"

  2. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"

  3. Л.Бетховен "Лунная соната"

  4. К.Глюк "Мелодия"

  5. Э.Григ "Песня Сольвейг"

  6. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"

  2. Г.Свиридов "Романс"

  3. К.Сен-Санс "Лебедь"



Литература.

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г.Волгоград, изд. Учитель, 2009.

  2. Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет/авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2015, - 279с.

  3. О.Арсеневская «Песеки-полезенки», «Игры-говорушки» материалы семинаров

  4. Анисимова М.А. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьясберегающего развития дошкольников. – М.; ТЦ Сфера,2014.

  5. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008

  6. Картушина. М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду6 метод.пособие/ М.Ю.Картушина. – М.: Сфера, 2004

  7. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет", г. Волгоград, изд. Учитель, 2009.

  8. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ М.Н.Щетинин. – М.:Айрис-пресс, 2007

  9. В. Н. Шацкая «Детский голос» педагогические исследования

  10. Н. А. Метлов «Музыка детям».

  11. Психодиагностиика детей/ сост.А.С.галанов. – М.:Сфера, 2002

  12. Чистякова М.И. Психогимнастика/М.И. Чистякова. – М.: Просвещение: Владос,1995



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!