СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания, 5-9 классы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы- формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре страны, готовой к участию в делах на благо Родины

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания, 5-9 классы»

МБОУ Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина












Программа патриотического воспитания учащихся

«Патриотическая личность»,

5-9 классы















Автор-составитель: Степанова Н.Ф.,

учитель истории и обществознания













Пояснительная записка


Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать.

На сегодняшний день очень остро ощущаются проблемы духовно-нравственного и физического существования народа. Современное молодое поколение, к сожалению, оторвано от духовных корней отечественной культуры. Наблюдается утрата культурных традиций, падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, утрачены семейные формы культурного сотворчества, нет взаимопонимания «детей» и «взрослых», подростки негативно относятся к традициям и ценностям «отцов».

Необходимо передать подрастающему поколению уважение и особое отношение к историческому прошлому и культурному наследию своей страны, своего народа, сориентировать будущую деятельность маленьких граждан на возрождение и сохранение традиций и обычаев своей малой и большой Родины.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляются чувства ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранении материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм - есть «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней Любви и верности, осознание и переживание ее величины и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами, укреплять могущество и независимость». Это определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому народа;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа их будущее, выраженное в стремлении посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Как видно, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознавшей свою нераздельность и неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь играет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения социальной защиты, культуры и другие. Все это необходимо нам, педагогам, учитывать.

Поэтому, считаю, что нужно, прежде всего, восстановить в своём высшем гражданском достоинстве понятия «патриот» и «патриотизм». Эти благородные понятия неразрывно и действенно связывают человека со своей землёй, на которой будущему поколению строить свою жизнь.

В рамках своей воспитательной системы класса «Я - гражданин» мною была разработана данная программа патриотического воспитания учащихся «Патриотическая личность». Программа рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2013-2018 уч. годы).

Цель программы: формирование и развитие у учащихся патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.


Задачи программы:

  • изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;

  • знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;

  • формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

  • развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;

  • формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;

  • воспитание у детей готовности к защите Отечества.

Направления патриотического воспитания

Направление

(название блока)


Основное содержание


Формы работы




«Я живу на родной земле»

Знакомство с историей Смоленского края, своего поселка, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.

Деятельность по благоустройству школьного двора, школы, парков родного поселка.

Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.

Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера. Трудовые десанты и акции.




«Здоровый гражданин – здоровая нация!»

Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика - гражданина России.

Приобщение учащихся к различным формам физической культуры.

Развитие экологической культуры.

Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул.

Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках, клубах.

Тематические и проблемные классные часы, дискуссии, диспуты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, конкурсах.

Походы, экологические экспедиции.

Встречи с работниками районной больницы, тематические беседы о здоровом образе жизни.




«Красота и гармония

в творчестве»

Приобщение учащихся к творческой деятельности, в которой дети развивают творческие способности, формируется художественный вкус, стремление к красоте во всём, происходит творческая самореализация, приобщение к духовным ценностям.

Развитие творчества учащихся неразрывно связано со знакомством с жизнью и творчеством интересных людей своего края, страны.

Классные часы, конкурсы, смотры, творческие отчёты, фестивали патриотической песни, выставки, концерты.

Экскурсии, посещение музеев. Заочные и очные встречи. Просмотр видео фильмов. Знакомство с патриотическими песнями.






«Защитники Отечества – истинные сыны России»

Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности, истинных сынов России.

Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.

Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, акции «Ветеран», «Милосердие».

Участие в митингах.

Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.

Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества. Экскурсии в музей.

Встречи с бывшими учащимися школы-выпускниками военных училищ.






«Жить в XXI веке!»

Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке.

Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке.

Классные часы, дискуссии, проблемные столы.

Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия».

Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов, выступление на научно-практической конференции).

Участие в общественных программах.







Формы работы:



  1. Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.

  2. Уроки мужества.

  3. Митинги, торжественные линейки.

  4. Вахта памяти.

  5. Акции «Ветеран», «Школьный двор», «Милосердие».

  6. Спортивные игры, викторины.

  7. Фестивали, конкурсы, концерты.

  8. Выставки рисунков, поделок.

  9. Экскурсии, поездки, походы, экспедиции.

  10. Встречи с интересными людьми.

  11. Исследовательская и проектная деятельность.

  12. Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.

Цикл мероприятий

по патриотическому воспитанию

Лозунг

года

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Класс, учебный год

5 класс, 2018-2019 учебный год



«Мой дом – Россия»

1.Классный час «Государственная символика»

2.Классный час «Символы России»

3.Беседа «О правах ребёнка»

4.Классный час «Семья в моей жизни»

5.КТД «Герб нашего класса»

6.Творческий конкурс на лучший гимн класса.

7. Викторина «О символах России»

8. Посещение краеведческого музея в поселке


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

в течение I полугодия

январь

февраль



6 класс, 2019-2020 учебный год



«О доблести, о героизме, о славе…»


1.Классный час «Что такое Армия, её история»

2.Классный час - размышление «Земля – наш общий дом»

3. Классный час-рассказ «Смоленск-город-ключ»

4. Документальный фильм (хроника) дней войны 1941-1945 г.г.

5. Экскурсия в районный краеведческий музей

6.Литературно-музыкальная композиция «Цветы России и война…»





сентябрь


ноябрь

апрель


январь


февраль


май



7класс, 2020-2021 учебный год


«Я – гражданин России»

  1. Классный час «Гражданин нового XXI века»

  2. Игра-викторина «Героические страницы нашей истории»

  3. Классный час «О красоте и мужестве»

  4. Родительское собрание «Воспитание гражданина в семье»

  5. Классный час «Русская масленица».

сентябрь

ноябрь


декабрь


декабрь

февраль


июль

8 класс, 2021-2022 учебный год


«Путешествие по родному краю»

1.Виртуальная экскурсия в Москву

2.Заочные путешествия по залам и музеям России (конкурс презентаций учащихся).

4.Участие в выставках художников и фотографов родного края.

5. Классный час «Ими гордится Смоленская земля»


октябрь

октябрь-ноябрь



январь


май



9класс, 2022-2023 учебный год


«Современный Россиянин»

  1. Конкурс «Я - гражданин третьего тысячелетия» (разработка проекта)

  2. Посещение выставок художников и фотографов в Шумячском районном музее.

  3. Исследовательские работы о жизни ветеранов труда и ветеранах боевых действий Шумячского района.

  4. Участие в краеведческой конференции «Край мой Шумячский, край мой родимый»

сентябрь-октябрь


апрель-май

в течение года



сентябрь-ноябрь


ноябрь

Мероприятия,

проводимые каждый учебный год

  1. Классный час «Я – гражданин России»

  2. Классный час «Я и моя семья»

  3. Классный час «Традиции нашего края»

  4. Субботники по благоустройству школьного двора, парков.

  5. Трудовая вахта Памяти «Уход за памятниками и обелисками»

  6. Акция «Ветеран»

  7. Акция «Милосердие»

  8. Акция «Посылка солдату»

  9. Вахта Памяти

  10. Митинг, посвящённый Дню Победы 9 мая

  11. Конкурс плакатов на военную тему

  12. Конкурс патриотической песни

  13. Военно-спортивный праздник, посвящённый Дню Защитников Отечества

  14. Конкурс плакатов ко Дню здоровья

  15. Цикл бесед «Курение, алкоголь, наркотики – это враги здорового гражданина России» с приглашением специалистов.

  16. День земли

  17. День космонавтики

  18. Концерт ко Дню матери

  19. День народного единства

  20. День Конституции

  21. Походы по родному краю

  22. Экскурсии в краеведческий музей поселка

  23. Встречи ветеранами ВОВ 1941-1945 г.г.

  24. Встречи с ветеранами-афганцами, ветеранами чеченских событий.

  25. Изучение патриотических песен

  26. Родительские собрания на тему патриотизма.


сентябрь

октябрь

октябрь, март

октябрь, май


в течение года


февраль, май

февраль, май

февраль

февраль

май

май

февраль, май

ноябрь, февраль


апрель

в течение года



апрель

апрель

ноябрь

ноябрь

декабрь

июнь-август

в течение года

апрель-май

в течение года

апрель-май


в течение года

в течение года






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!