СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Пчеловодство"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий учебный план и программа предназначены для обучения основам пчеловодства в 7-х классах школ. На полный курс обучения предусматривается 70 часов.

         Программа теоретического обучения имеет цель дать учащимся знания основ пчеловодства в необходимом объеме для владения профессией пчеловода. На лабораторно-практических занятиях учащиеся должны  освоить теоретический материал, необходимый для самостоятельной работы в качестве пчеловода на пасеке.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Пчеловодство"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Среди многих отраслей сельскохозяйственного производства пчеловодство занимает особое место. Продукты этой отрасли – мед, воск, прополис, цветочная пыльца, пчелиный яд, маточное молочко – пользуются большим спросом у населения и находят широкое применение в медицинской, пищевой и ряде других отраслей промышленности. В условиях интенсификации сельскохозяйственного производства медоносные пчелы являются ценными, перспективными и надежными опылителями важнейших энтомофильных сельскохозяйственных культур.

В решении задач по увеличению производства продуктов питания, сырья для промышленности, большая роль отводится пчеловодам общественных пасек хозяйств, фермерских (крестьянских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, а также индивидуальным владельцам пасек.
В приусадебном хозяйстве содержание пчелиных семей не ограничивается. Доходы и прибыль от продукции пчеловодства, получаемые владельцами пчел любой формы собственности, налогами не облагаются. Министерство образования рекомендует ввести пчеловодство в общеобразовательные учреждения как обязательный предмет или факультатив. Полученные теоретические знания и практические навыки помогут учащимся вести уход за пчелами самостоятельно.

Настоящий учебный план и программа предназначены для обучения основам пчеловодства в 7-х классах школ. На полный курс обучения предусматривается 70 часов.

Программа теоретического обучения имеет цель дать учащимся знания основ пчеловодства в необходимом объеме для владения профессией пчеловода. На лабораторно-практических занятиях учащиеся должны освоить теоретический материал, необходимый для самостоятельной работы в качестве пчеловода на пасеке.



В задачи программы входит не только удовлетворение естественного интереса детей к природе, но и способствование выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому, обучение правильному поведению в природной среде, развитие потребности общения с природой.

На занятиях большое внимание будет уделяться изучению истории пчеловодства, продуктам пчеловодства, охране пчел — как одного из важнейших звеньев охраны всей природы.

Программа поможет расширить знания детей и подростков об условиях жизни пчел в естественных условиях, о растениях, необходимых для выращивания на пасеке. Ребята приобретут навыки по уходу за пчелами, по ведению наблюдений за их жизнью.

Обучение по данной программе опирается на полученные учащимися ранее знания по ботанике и зоологии и осуществляется на основе дальнейшего изучения перечисленных курсов, а так же народной медицины, живописи, что поможет детям увидеть прекрасное в окружающем мире, приобрести трудовые и творческие навыки.

Цели курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля ( в частности естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

-дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха

- формировать эколого-природоохранное мышление и подготовить

учащихся к практической деятельности.

- обучить взаимодействию с окружающей средой.

Задачи:

- формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

Чтобы стать пчеловодом, надо хорошо знать жизнь пчел. Одних теоретических знаний далеко не достаточно. Необходимо уметь работать и на пасеке. Данный курс предусматривает и практические занятия.

Данный курс рассчитан для учащихся 7-х классов по 2 часа в неделю, 70 часов в год.




В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса;

-создание проектов пасеки на определенных территориях;

-составление кратких рекомендаций по формированию пасеки;

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчётности о работе из предложенного перечня. Для учёта динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ. По окончании обучения ученик получает зачёт при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту (презентацию) отчётных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

- о биологических особенностях медоносных пчел и растений-медоносов;

-об основных направлениях применения продуктов пчеловодства;

-об общих требованиях к размещению пасеки;

-об истории развития пчеловодства;

-о перспективных профессиях пчеловода и зооинженера.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

-составлять проект пасеки с учётом требований;

-знать биологические особенности медоносных пчел и растений-медоносов.

- уметь использовать продукцию пчеловодства.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию.




СОДЕРЖАНИЕ



Значение пчеловодства –4 ч.

Пчеловод – профессия древняя. Охота за медом. Бортевики. Колодники. Современный пчеловод.

Пасеки. Лесные бортные ухожья. Ульи на деревьях. Борти и колоды. Бортевое пчеловодство природного заповедника «Шульган-таш» Бурзянского района. Домашние пасеки. Крупные промышленные и фермерские пасеки: медовые, опылительные и разведенческие. Что дают нам медоносные пчелы. Мед, воск, цветочная пыльца, прополис, маточное молочко, пчелиный яд. Пчелы и урожай



Биология пчелиной семьи-12ч.

Семья пчел – как единый организм. Состав пчелиной семьи: матка, рабочие пчелы, трутни. Функции особей, внешние отличия. Взаимозависимость членов семьи. Пчелиное гнездо. Соты, их расположение в гнезде. Виды ячеек, устройство и назначение. Старение сотов. Восковыделение пчел. Искусственная вощина. Микроклимат гнезда.

Корма пчел. Нектар и цветочная пыльца. Составляющие их элементы. Переработка нектара в мед, пыльцы в пергу. Потребность в воде. Строение органов пищеварения. Хоботок. Язык общения пчел. Издаваемые звуки, «танцы» пчел. Пахучие сигнальные секреты. Усики, их устройство и назначение.

Наружное строение пчелы. Органы зрения, цветовое восприятие. Строение ножек. Органы движения и функции. Размножение пчел. Спаривание матки с трутнями. Яйцо оплодотворенное и неоплодотворенное. Яйценоскость матки. Пчелиный расплод. Стадии развития матки. Пчелиный расплод. Стадии развития матки, рабочей пчелы и трутня.

Породы пчел. Среднерусская, серая, горная кавказская, карпатская, украинская, итальянская, их характеристика и отличия по внешнему виду, миролюбию, яйценоскости маток, сбору меда. Порода пчел, разводимая в нашей местности.


Пасечные постройки, ульи и пчеловодный инвентарь-4ч.

Планировка пасечной усадьбы. Где и как разместить пасеку, улей. Устройство мастерской по изготовлению ульев, сотохранилища. Зимовник, требования к нему. Размер зимовника, его вентиляции и устройство. Температурный режим и влажность в зимовнике. Выбор места для его постройки. Ульи. Краткая история улья. Вертикальные и горизонтальные ульи, их устройство. Двенадцатирамочный (дадановский) улей. Многокорпусный улей. Двухкорпусный улей. Улей – лежак. Контрольный улей и наблюдательный улей. Гнездовые и магазинные соторамки, их размеры. Предметы ухода за пчелами. Дымарь, Пчеловодная стамеска, пасечные ножи для распечатывания сотов, медогонка, роевня, кормушки, ульевые скрепы, разделительная решетка, электронаващиватель, поилка с водой. Их устройство, принципы работы.


Техника безопасности в пчеловодстве – 3 ч.

Как вести себя с пчелами. Пчелы – миролюбивые насекомые. Ужаление – средство защиты. Что раздражает пчел. Правила поведения. Личная гигиена. Как правильно надевать пчеловодный костюм и лицевую сетку. Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Меры безопасности при переработке воскового сырья и меры пожарной безопасности на пасеке. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях. Как вести себя с пчелами. Пчелы – миролюбивые насекомые. Ужаление – средство защиты. Что раздражает пчел. Правила поведения. Личная гигиена. Как правильно надевать пчеловодный костюм и лицевую сетку. Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Меры безопасности при переработке воскового сырья и меры пожарной безопасности на пасеке. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях.



Жизнь пчел и уход за ними-3 ч.

Пчелы готовят резервы. Матка положила первое яйцо. Весенний облет пчел, зимовавших на воле – в ульях и бортях, колодах и дуплах деревьев. Выставка ульев из зимовников. Подготовка места под ульи. Весенние работы на пасеке. Удаление зимнего подмора, замена и чистка доньев, сокращение гнезд и пополнение запасов корма в нем. Чистка гнезд и дезинфекция ульев, утепление гнезд. Усиление семей. Ориентировочные облеты молодых пчел. Обновление сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Перестановка частей расплодного гнезда.

Роение пчел-6 ч.

В семье созревает рой. Трутневый расплод. Роевые мисочки и маточники. Расположение их в гнезде. Накопление роевых пчел. Роение. Рождение семьи. Поиск пчелами-разведчицами нового жилья. Привой роя. Как поймать рой. Переселение роя в роевню. Комплектование гнезда для молодой семьи. Посадка роя в улей. Способы увеличения числа семей. Отводки от роевой семьи. Индивидуальный отводок. Сборный отводок. Усиление семей. Ориентировочные облеты молодых пчел. Обновление сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Перестановка частей расплодного гнезда.


Вывод маток-3 ч

Маточники на подрезанном соте. «Окно» в соте для маточников. Прививка личинок. Изготовление восковых мисочек. Перенос племенных однодневных личинок в мисочки. Семья-воспитательница маточных личинок. Смена маток. Посадка молодой матки в клеточки взамен старой.


Кочевка к медоносам-2 ч.

Подготовка ульев к перевозке. Скрепление частей ульев. Погрузка ульев в кузов автомашины, на тракторную тележку, разгрузка и размещение ульев на массиве медоносных растений.


Медосбор и соты. Значение сотов. Снабжение пчел магазинами (магазинными наставками) под мед.


Откачка меда-2 ч.

Отбор медовых рамок и магазинных медовых наставок. Удалитель пчел. Распечатка сотов. Откачка меда.Сотовый мед. Медовая секция. Пчелиное воровство. Причины возникновения, меры предупреждения и защиты от нападения чужих пчел.


Зимовка пчел-3 ч

Пчелы собираются в зимний клуб. Осенний облет. Формирование гнезда на зиму.

Зимовка пчел под открытым небом. Защита ульев от ветров. Вентиляция ульев. Зимовник. Расположение ульев в укрытии. Температура, влажность воздуха и вентиляция зимовника. Посещение зимовника.

Кормовая база пчеловодства и опыление

сельскохозяйственных культур пчелами-11ч.

Нектар и пыльца. Строение цветка. Формы цветков и соцветий медоносных растений. Расположение нектарников в цветках (на примере ряда растений). Нектар как продукт жизнедеятельности растений. Состав нектара. Условия, влияющие на его выделение. Падь и медовая роса. Цветочная пыльца, ее происхождение и состав. Сбор пчелами пыльцы и превращение ее в пергу. Основные медоносные угодья и растения. Основные медоносные растения лесной зоны. Весенние медоносы: мать-и-мачеха, орешник, ивняки. Влияние температуры, влажности и воздуха и состава почвы на выделение нектара. Сроки цветения. Лугопастбищные угодья как источники медосбора. Значение пастбищ (выгонов) как источников медосбора. Важнейшие медоносы лугопастбищных угодий: клевера, герань, луговой василек, душица, шалфей и др. Их ботаническая характеристика, кормовая ценность и медовая продуктивность. Особенности цветения и нектаровыделения растений суходольных, заливных и горных лугов. Древесные и кустарниковые медоносы лесов. Клены, акация желтая и белая, жимолость татарская, боярышник, липа, кипрей, дягиль, дудник, вереск и др. Нектарная характеристика (медопродуктивность). Сроки цветения.

Полевые угодья как источники медосбора. Основные полевые медоносы: эспарцет, донник, клевера, кориандр, гречиха, подсолнечник. Их ботаническая характеристика, строение цветков, нектаропродуктивность, требования к условиям произрастания и сроки цветения. Бахчевые и овощные медоносные культуры. Медоносы бахчевых культур: огурцы, тыква, арбуз, дыня. Медоносы овощных культур: лук, семенники крестоцветных (капуста, репа, брюква, турнепс, редька, редис) семенники моркови, пастернак. Сады и ягодники как источники весеннего поддерживающего медосбора для пчел. Сады – ягодники – пчелы. Плодовые культуры: яблоня, вишня, груша, слива, черешня. Ягодные кустарники: малина, крыжовник, черная смородина, ежевика. Специально высеваемые медоносы для пчел и растения-пыльценосы. Специально высеваемые для пчел медоносы: фацелия, синяк, огуречная трава, змееголовник, мелисса (лимонная мята). Растения-пыльценосы, их видовой состав и значение пыльценосов для пчеловодства.

Обогащение и улучшение кормовой базы для пчел. Посев медоносных трав, посадка кустарников и деревьев – ивовых, желтой акации, шиповника, малины, кленов, липы на неудобных землях, у оврагов, водоемов, вдоль дорог, при озеленении сел и поселков.

Болезни и вредители пчел – 12 ч

Общие сведения о болезнях пчел. Классификация болезней. Возбудители инфекционных и инвазионных болезней. Пути распространения инфекционных болезней. Инфекционные болезни. Американский гнилец. Европейский гнилец. Причины возникновения, распространения, возбудитель, признаки и меры борьбы, лечения.

Аскосфероз – широко распространенная инфекционная грибковая болезнь. Возбудитель, признаки, меры борьбы и лечения. Инвазионные болезни. Варроатоз и нозематоз. Причины возникновения и распространения. Возбудитель, признаки, меры предупреждения и лечения. Незаразные болезни. Классификация незаразных болезней. Голодание – белковая и углеводная дистрофия. Застуженный расплод. Запаривание. Токсикозы (отравления): падевый, пыльцевой, химический, их причины, признаки и меры борьбы с ними.

Вредители пчел. Восковые моли. Биология их развития и меры борьбы с ними. Паразиты и хищники пчел. Вред, причиняемый ими и меры борьбы с ними.


Продукты пчеловодства – 5 ч.

Мед. Пищевые и вкусовые достоинства меда. Его бактерицидные свойства. Применение меда в качестве лечебно-диетического продукта. Другие продукты пчеловодства, используемые в народном хозяйстве. Классификация меда. Химический состав меда. Содержание воды, сахаров в меде. Монофлорные и полифлорные меды. Наиболее часто встречающиеся монофлорные меды – липовый, гречишный, подсолнечниковый, донниковый и др. Падевый мед и медовая роса. Требования к качеству меда по стандарту. Основные качественные показатели меда. Кристаллизация меда. Брожение меда. Воск и восковое сырье. Химический состав воска. Физические свойства воска. Требования к качеству воска по стандарту. Характеристика воскового сырья. Переработка воскосырья в солнечной и паровой воскотопках. Маточное молочко и цветочная пыльца. Происхождение маточного молочка. Его значение для пчелиной семьи. Химический состав и свойства маточного молочка. Отбор маточного молочка во время роения пчел. Цветочная пыльца. Ее происхождение, химический состав и свойства. Технология получения пыльцы. Пыльцеуловители, принцип их работы. Прополис и пчелиный яд. Происхождение прополиса и назначение его в улье. Химический состав и свойства прополиса. Техника сбора прополиса, показатели качества прополиса. Пчелиный яд. Его происхождение и роль в пчелиной семье. Химический состав и свойства пчелиного яда. Его действие на организм человека. Получение яда, показатели качества яда. Стандарты на продукты пчеловодства.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Колличество часов

По плану

По факту



Значение пчеловодства – 4 ч

1

Что дают нам медоносные пчелы. Пчелы и урожай.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

1.09.16


2

Пчеловод – профессия древняя. Охота за медом. Бортевики. Колодники. Современный пчеловод.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

1.09.16



3

Пасеки. Лесные бортные ухожья. Ульи на деревьях. Борти и колоды. Домашние пасеки. Крупные промышленные и фермерские пасеки: медовые, опылительные и разведенческие.

2 ч

7 «А»,

7 «Б»

8.09.16

8.09.16



Биология пчелиной семьи – 12 ч

4

Знакомство с пчелами. Размещение ульев и их цвет. Постройки на пасеке.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

12.09.16



5

Состав пчелиной семьи: матка, рабочие пчелы, трутни. Функции особей, внешние отличия. Взаимозависимость членов семьи.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

12.09.16



6

Пчелиное гнездо. Соты.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

22.09.16



7

Корма пчел. Строение органов пищеварения. Хоботок

2 ч

7 «А»,

7 «Б»

22.09.16

29.09.16



8

Язык общения пчел. Издаваемые звуки, «танцы» пчел.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

29.09.16




9

Наружное строение пчелы.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

6.10.16


10

Размножение пчел.

2 ч

7 «А»,

7 «Б»

6.10.16

13.10.16


11

Породы пчел .

7 «А»,

7 «Б»


13.10.16

20.10.16


12

Среднерусская порода, биологические особенности и ценные хозяйственно-полезные признаки: высокая зимостойкость, злобливость, медопродуктивность во время цветения липы, ройливость и устойчивость к болезням.

7 «А»,

7 «Б»

20.10.16




Пасечные постройки, ульи и пчеловодный инвентарь – 4 ч

13

Планировка пасечной усадьбы.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

27.10.16


14

Зимовник, требования к нему.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

27.10.16


15

Ульи. Краткая история улья.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

10.11.16



16

Предметы ухода за пчелами. Их устройство, принципы работы.

7 «А»,

7 «Б»

10.11.16




4. Техника безопасности в пчеловодстве – 3 ч.

17

Как вести себя с пчелами.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

17.11.16



18

Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»


17.11.16



19

Меры безопасности при переработке воскового сырья и меры пожарной безопасности на пасеке. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

24.11.16


Жизнь пчел и уход за ними-3ч.

20

Пчелы готовят резервы. Матка положила первое яйцо

7 «А»,

7 «Б»

24.11.16


21

Весенние работы на пасеке.

7 «А»,

7 «Б»

1.12.16


22

Усиление семей.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

1.12.16



Роение пчел-6ч.

23

В семье созревает рой. Трутневый расплод. Роевые мисочки и маточники. Расположение их в гнезде. Накопление роевых пчел.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

8.12.16


24

Роение. Рождение семьи. Поиск пчелами-разведчицами нового жилья. Привой роя.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

8.12.16


25

Как поймать рой.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

15.12.16


26

Чтобы не допустить вторичного роения.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

15.12.16


27

Способы увеличения числа семей.


1 ч

7 «А»,

7 «Б»

22.12.16


28

Пакетная семья.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

22.12.16



Вывод маток-3ч.

29

Маточники на подрезанном соте. «Окно» в соте для маточников.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

29.12.16


30

Прививка личинок

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

29.12.16


31

Смена маток.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

19.01.17



Кочевка к медоносам-2ч.

32

Подготовка ульев к перевозке.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

19.01.17


33

Медосбор и соты.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

26.01.16



Откачка меда-2

34

Отбор медовых рамок и магазинных медовых наставок.



1 ч

7 «А»,

7 «Б»

26.01.16


35

Пчелиное воровство.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

2.02.17


Зимовка пчел-3ч.

36

Пчелы собираются в зимний клуб.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

2.02.17


37

Зимовка пчел под открытым небом.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

9.02.017


38

Зимовник.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

9.02.017



Кормовая база пчеловодства и опыление

сельскохозяйственных культур пчелами – 11 ч.

39

Нектар и пыльца. Строение цветка. Нектар как продукт жизнедеятельности растений. Состав нектара.

Условия, влияющие на его выделение. Падь и медовая роса. Цветочная пыльца, ее происхождение и состав.

Сбор пчелами пыльцы и превращение ее в пергу.

3 ч

7 «А»,

7 «Б»

16.02.17

16.02.17

23.02.17


40

Основные медоносные угодья и растения.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

23.02.17


41

Лугопастбищные угодья как источники медосбора.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

2.03.17


42

Древесные и кустарниковые медоносы лесов.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

2.03.17


43

Полевые угодья как источники медосбора

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

9.03.17


44

Бахчевые и овощные медоносные культуры.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

9.03.17


45

Сады и ягодники как источники весеннего поддерживающего медосбора для пчел

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

16.03.17


46

Специально высеваемые медоносы для пчел и растения-пыльценосы.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

16.03.17


47

Обогащение и улучшение кормовой базы для пчел.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

23.03.17



7. Болезни и вредители пчел – 12 ч

48

Общие сведения о болезнях пчел

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

23.03.17


49

Инфекционные болезни.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

6.04.17


50

Аскосфероз инфекционная грибковая болезнь..

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

6.04.17


51

Инвазионные болезни. Варроатоз и нозематоз.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

13.04.17


52

Незаразные болезни. Классификация незаразных болезней. Голодание – белковая и углеводная дистрофия. Застуженный расплод. Запаривание. Токсикозы (отравления): падевый, пыльцевой, химический, их причины, признаки и меры борьбы с ними.

2 ч

7 «А»,

7 «Б»

13.04.17

20.04.17


53

Вредители пчел. Восковые моли. Биология их развития и меры борьбы с ними.

Паразиты и хищники пчел. Вред, причиняемый ими и меры борьбы с ними.

2 ч

7 «А»,

7 «Б»

20.04.17

27.04.17



Продукты пчеловодства – 5 ч.


54

Мед. Пищевые и вкусовые достоинства меда. Его бактерицидные свойства. Применение меда в качестве лечебно-диетического продукта. Другие продукты пчеловодства, используемые в народном хозяйстве.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

4.05.17


55

Классификация меда.


1 ч

7 «А»,

7 «Б»

4.05.17


56

Воск и восковое сырье. Химический состав воска. Физические свойства воска. Требования к качеству воска по стандарту. Характеристика воскового сырья. Переработка воскосырья в солнечной и паровой воскотопках.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

11.05.17



57

Маточное молочко и цветочная пыльца. Прополис и пчелиный яд.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

11.05.17



58

Защита презентаций.

1 ч

7 «А»,

7 «Б»

18.05.17



Итого 70 часов

Список литературы

             

1.Комаров А. Г.Современный справочник. «Пчеловодство» М:. 2005г.-77с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Вестник образования 2002г. №6, с.11-40.
3. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития. Народное образование 2003г.№1, с.101-108.

4. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПКРО. 2004год.
5. Родионов В. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. М.: Агропромиздат, 1988.

6. Сиденко А.В. Как создать авторскую педагогическую разработку. М. Ассоциация учителей физики.2001 год

7. Соколова С.О. «Лечение пчел». М.: Агропромиздат, 1988.
8. Тименский П. И. Приусадебная пасека. М.: Агропромиздат, 1988.

Интернет-ресурсы:

http://www.beekeeping.orc.ru/

http://www.pchelovod.com/

http://www.videopaseka.ru/

http://www.pchelovod.info/














КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Пчеловод должен знать:

1.Состав пчелиной семьи, роль матки, рабочих пчел и трутней в семье, строение и биологию отдельных особей, состав пищи пчел, жизнедеятельность пчелиного роя, семьи в течение года;

2.Важнейшие медоносы полей, лесов и лугопастбищных угодий, основные типы взятка;

3.Роль пчел в повышении урожайности полей, особенности при опылении различных сельскохозяйственных культур, особенности использования пчел при опылении:

4. Требование к улью, инвентарь, применяемый при уходе за пчелами, а также при откачке меда и переработки воскового сырья;

5. Типовые зимовники, сотохранилища, пасечные постройки;

6. Понятие о лесоматериалах, необходимых для изготовления ульев, правила пользования столярными инструментами, нормы расходов материала на улей;

7. Преимущества сильных пчелиных семей и условия их содержания;

8. Время и технику выставки пчел, правила осмотра пчелиных семей, весенний уход за пчелами, способы расширения гнезда;

9. Основы племенного дела, технику вывода пчелиных маток, правила посадок маток в семьи;

10. Пакетное пчеловодство;

11. Методы содержания пчел в типовых ульях;

12. Технологию промышленного пчеловодства;

13. Болезни пчелиного расплода и взрослых пчел, отравления пчел ядохимикатами, меры борьбы с болезнями пчел;

14. Мед пчелиный, состав и свойства, упаковка и хранение меда;

15. Восковое сырье, его хранение и переработку на пасеке, качество вощины;

16. Маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу, прполис и их применение;

17. Вести производственные записи и учет продукции на пасеке;

18. Основы экономики труда и производства в объеме требований, предусмотренных «Общими положениями единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих»



Пчеловод должен уметь.


  1. Осматривать пчелиное гнездо, пчелиные семьи, определят качество сотов, количество в гнезде пчел, меда, наличие в гнезде матки и расплода всех возрастов;

  2. Определять основные медоносные растения и сроки их цветения по натуральным образцам и гербарийному материалу;

  3. Определять размер пасеки для медосбора и опыляемости сельскохозяйственных культур;

  4. Составлять медовый баланс пчелофермы, пасеки;

  5. Производить ремонт и покраску ульев, изготовлять рамки;

  6. Определять силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона, выставлять пчел из зимовника, проводить весеннюю ревизию пчелосемей;

  7. Производить натягивание и наващивание рамок, сокращение и утепление гнезда, расширение гнезда в ульях разных типов;

  8. Подготовить семьи воспитательницы, производить браковку маточников, формирование нуклеусов и подсадку маток;

  9. Формировать новые пчелиные семьи, определять подготовку семьи к естественному роению, собрать и посадить рой в улей;

  10. Формировать пакета пчел для пересылки, использовать их на медосборе и опыление сельскохозяйственных культур;

  11. Определять начало главного взятка, подготавливать пчелиные семьи к перевозке на медосбор, перевозить к источнику взятка;

  12. Производить отбор медовых сотов из ульев, их распечатывание, откачку и очистку меда;

  13. Производить подкормку пчел и сборку гнезда на зимовку, а также обеспечить уход за пчелами зимой;

  14. Использовать методы промышленного пчеловодства;

  15. Выявлять больные пчелиные семьи, подготавливать и отправлять на исследование пчел и образцы расплода, производит дезинфекцию улья и инвентаря;

  16. Проводить мероприятия по защите пчел от отравлениями ядохмикатами;

  17. Собирать маточное молочко, прополис, цветочную пыльцу;

  18. Составлять производственные задания пасеки;

  19. Заполнять учетную документацию.