СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ПДД для ЮИД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная мною программа ПДД для ЮИД

Просмотр содержимого документа
«Программа ПДД для ЮИД»


КЪЭБЭРДЕЙ- БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭ

ШЭДЖЭМ МУНИЦИПАЛЬНЭ КУЕЙ

ШЭДЖЭМ КЬАЛЭМ ЩIЭНЫГЬЭ ЩЫЗРАГЪЭГЪУЭТ

«МУНИЦИПАЛЬНЭ КАЗЕННЭ ЕТХУАНЭ КУРЫТ ЕДЖАПIЭ»


КЪАБАРТЫ-МАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКАНЫ

ЧЕГЕМ МУНИЦИПАЛ РАЙОНУНУ

МУНИЦИПАЛ КАЗНА БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН МЕКЯМЫ

ЧЕГЕМ ШАХАРНЫ «ОРТА БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН

БЕШИНЧИ НОМЕРЛИ ШКОЛУ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» г.п. ЧЕГЕМ

ЧЕГЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


361401, КБР, Чегемский район, г.п.Чегем, ул.Кабардинская, 103 Телефон: 8(86630)4-11-61, E-mail: sh5chegem@mail.ru



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Приказ № 1

от «31» августа 2024г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР Алоева М.А.

Приказ № 1

от «31» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор

_____Бекулова М.Н.


Приказ № 108

от «31» августа 2024 г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

для учащихся 3-4 классов

«Безопасная дорога»


Название детского объединения:

ЮИД (Отряд Юных Инспекторов Движения )

Направление внеурочной деятельности: социальное

Предназначена для обучающихся 3-4 классов (9-10 лет)

Срок реализации: 2 года

Форма обучения- очная



Составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Курашинова Ф.Х.





г.Чегем


2024-2026 уч.г.

 


Содержание.

Стр.

1.Пояснительная записка 3-5

2. Содержание обучения детей безопасному участию в

дорожном движении и профилактике детского дорожно-

транспортного травматизма

3. Календарно тематическое планирование 8-16

4. Результаты освоения программы, включающие описание

универсальных учебных действий


5.Актуальность проблемы обучения детей начальной школы правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. 21


6.Новизна 21-22


7. Часть I. Теоретический анализ основных условий и причин 22-24

возникновения ДТП с младшими школьниками.


8. Информационно-методическое обеспечение 25


9.Приложения 1-3 26-31



























1.Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.


  Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта, строятся новые дороги. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.

  В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия.  По информации ОГИБДД Отдела МВД России по г.Чегем. На территории города Чегема в 2024 году было зарегистрировано 19 ДТП с участием несовершеннолетних участников дорожного движения, 4 из которых были пешеходами, 14 – пассажирами, 4 – велосипедистами. В ДТП пострадали 23 ребенка в возрасте от 8 месяцев. 3 ДТП произошли по вине самих детей (2 велосипедиста, 1 пешеход).

Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему  сохраняет свою актуальность. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.


1.2.Цели и задачи программы:

Цель:

  • Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения.

 

Задачи программы:

1.   Формировать систему знаний, умений, навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения.

2. Формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.

3.   Повышать ответственность детей за свое поведение на дорогах.

 4. Прививать у обучающихся первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП.

5. Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения


1.3. Принципы, лежащие в основе разработки программы

  • - систематическое изучение правил дорожного движения,

  • - осознанность в их усвоении,


Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагога.

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый.

В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:

  • игровые технологии,

  • технология сотрудничества,

  • технология системно-деятельностного подхода,

  • проектные технологии.

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения: мультимедийная установка, видеоматериалы, презентации.



1.4. Нормативно-правовые основы разработки программы

При разработке программы используются следующие нормативно-правовые документы:

-Федеральное законодательство

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями);

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (часть 2 статьи 21);

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от24.06.1998г. No124 ( с изменениями),

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12, 23, 60, 76, 89).

-Распоряжения и Постановления

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-

«Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».

При реализации программы используется учебно-методическое пособие по обучению детей безопасному поведению на дорогах ( Тошева Л.И., Основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы, ВАКО, 2022)-Авторская программа начального общего образования Тошевой Л.И. «Основы безопасности дорожного движения».-М:ВАКО, 2022.

1.5. Отличительные особенности данной программы.

Содержание  программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить в практической деятельности. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;

  • формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

  • применение знаний обучающимися в различных ситуациях на дороге и улице.

  • 1.6. Механизм реализации программы

Срок реализации программы – 2 года.

Направление программы: социальное.

Программа рассчитана на детей 9 - 10 лет (3-4 классы).

Категории участников: обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические занятия, встречи со специалистами г. Чегема, занимающимися вопросами профилактики дорожно-транспортного травматизма, экскурсии. Для подготовки и проведения занятий и экскурсий привлекаются сотрудники автоинспекции, водители транспорта (родители), медицинская сестра, сотрудники МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем .Обучающимся предлагается участвовать в проектной деятельности. Применение проектной технологии активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Дети учатся стратегическому планированию, распределению ответственности и обязанностей в малой группе.


Также обучающимся предлагается участвовать в районных, областных конкурсах по темам программы.


Формы проведения:

  • Тематические занятия

  • Практические занятия на улицах г.Чегема

  • Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД

  • Настольные, дидактические и подвижные игры

  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;

  • Конкурсы рисунков и стенгазет

  • Экскурсии

  • Проектная деятельность, творческие работы

Метапредметные связи: с предметами «окружающий мир» (конкурсы), «литературное чтение» (викторины), «русский язык» (словарные диктанты) .


Режим занятий

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Безопасная дорога детства » составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:

3класс - 34 часа в год.

4 класс - 34 часа в год. Продолжительность занятия- 40 минут.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.































2. Содержание обучения детей безопасному участию в

дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1.Основные темы занятий:


3 класс

Кол-во часов

Тема занятия

Оценка знаний по

итогам работы за четверть

1

Вводное занятие. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»


2

Правила поведения учащихся на улице и дороге.


1

Как пешеходы и водители поделили дорогу. Оформление памятки для пешеходов.


1

Остановочный путь и скорость движения.


1

Пешеходные переходы.

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков» -МКОУ «СОШ №5» г.п. Чегем


1

Нерегулируемые перекрестки.


1

Проект № «Транспорт прошлого»

Проектная деятельность

1

Регулируемые перекрестки.


1

Регулировщик и его сигналы.


1

Где еще можно переходить дорогу.


1

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.


1

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.


1

Правила перехода железной дороги.


1

Проект №2 «История Светофора»

Проектная деятельность

1

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.



1

Час ПДД «В гостях у Светофорчика» в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем


1

Правила поведения в транспорте.


1

Поездка на автобусе и троллейбусе.


1

Поездка на трамвае и других видах транспорта.


1

Железнодорожный переезд.


1

Дорожные знаки и дорожная разметка.


1

Час ПДД «Движенья полон город» на базе МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем


1

Сигналы, регулирующие дорожное движение.


1

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»


Праздник

1

Где можно и где нельзя играть.


1

Ты – велосипедист.


1

Поездка за город.


2

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах


1

Что делать при ЧС на дорогах


2

Безопасность в летний период. Инструктаж.


1

Итоговое занятие «Азбука дорог».


Викторина

ИТОГО: 34 часа





4 класс

Тема занятия

Оценка знаний по

итогам работы за четверть

1

Вводное занятие.

Безопасность пешеходов.


1

Детский дорожно - транспортный травматизм


1

Основные понятия и термины ПДД.



1

Остановочный путь


1

Скорость движения.


1

Перевозка детей в транспорте


1

Движение учащихся группами и в колонне.


1

Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».

Проектная деятельность

1

Предупредительные сигналы.


1

Дорожная разметка и ее предназначение.


1

Оборудование автомобилей специальными приборами.


1

Труд водителя.


1

Час ПДД в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем


1

Соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем


1

Выступление агитбригады.

Выступление агитбригады

1

Современный транспорт.


1

Значение номерных знаков


1

Практическая работа «Разбор ситуаций на дороге».


1

Основные виды травм и первая помощь при них.


1

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП.


1

Обязанности велосипедистов.


2

Оценка дорожных ситуаций.


1

Остановочный и тормозной путь автомобиля.


1

Создание буклета «Помни, пешеход!»


Создание буклета

2

Ответственность за нарушение.


2

ГИБДД и ДПС


1

Познавательное занятие : «Я знаток дорожных знаков»


1

Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».


2

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах- территория школы


1

Итоговое занятие.

Инструктаж: правила поведения в летний период.

Олимпиадная работа

ИТОГО: 34 часа


3.Календарно тематическое планирование

3 класс

Дата

Тема

Базовое содержание

По плану

По факту




Вводное занятие. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

Формирование у обучающихся умений и навыков выбирать наиболее безопасный путь в школу. Формирование умений и навыков переходить проезжую часть на данном отрезке пути.

Словарная работа: безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.



Правила поведения учащихся на улице и дороге-2часа.

Формирование и развитие у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах



Как пешеходы и водители поделили дорогу.

Оформление памятки для пешеходов.

Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике.



Остановочный путь и скорость движения.

Остановочный путь автомобиля. Тормозной путь транспорта. Практический показ обучающимся тормозного пути автомобиля.



Пешеходные переходы.

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков»- МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем»

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Опасные ситуации при переходе дороги.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.




Нерегулируемые перекрестки.

Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.




Проект № «Транспорт прошлого»

Познакомить детей с историей появления транспорта, развивать интерес к технике, учить проявлять творческие способности и фантазию.



Регулируемые перекрестки.

Перекресток, регулируемый светофором или регулировщиком. Правила перехода улицы на регулируемом перекрестке. Выполнение практических упражнений.



Регулировщик и его сигналы.

Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров.

Сигналы регулирования дорожным движением.



Где еще можно переходить дорогу.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.




Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Формирование у обучающихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах.

- Обучение правильному ориентированию в дорожных ситуациях.



Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах.



Правила перехода железной дороги.

Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей



Проект №2 «История Светофора»

Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике.

учить проявлять творческие способности и фантазию.



Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.





Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».

-Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.



Час ПДД «В гостях у Светофорчика» в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

Формировать знания и ПДД через игровые формы и методы.



Правила поведения в транспорте.

- Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте.

- Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.



Поездка на автобусе и троллейбусе.

Правила пользования автобусом и троллейбусом.

Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса.

Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.



Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая.

Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.



Железнодорожный переезд.

Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей



Дорожные знаки и дорожная разметка.

Расширить знания о светофоре и дорожных знаках, разметке



Час ПДД «Движенья полон город» на базе МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

Разбор опасных ситуаций, которые могут произойти на дороге.



Сигналы, регулирующие дорожное движение.

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. 



Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»


Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.



Где можно и где нельзя играть.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.

Опасность игр вблизи железнодорожных путей.

Где можно играть в микрорайоне школы и дома.




Ты – велосипедист.

Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.



Поездка за город.

Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.

Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.




Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах-2часа

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.



Что делать при ЧС на дорогах

Алгоритм действия человека при ЧС. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.



Безопасность в летний период-2часа.

Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных ранее.

Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.



Итоговое занятие «Азбука дорог».

Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.



Вводное занятие. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

Формирование у обучающихся умений и навыков выбирать наиболее безопасный путь в школу. Формирование умений и навыков переходить проезжую часть на данном отрезке пути.

Словарная работа: безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.



Правила поведения учащихся на улице и дороге.

Формирование и развитие у обучающихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах




4 класс


По плану

По факту

Тема занятия

Базовое содержание

1



Вводное занятие.

Безопасность пешеходов.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

2



Детский дорожно - транспортный травматизм

Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.

Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.


3



Основные понятия и термины ПДД.


Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.



4



Остановочный путь

Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

5



Скорость движения.

Правила соблюдения скоростного режима.

6



Перевозка детей в транспорте

Правила

перевозки детей.

7



Движение учащихся группами и в колонне.

Ознакомление школьников с правилами движения по улицам и дорогам группами. Беседа с обучающимися.

8



Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».

- Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте и на улице.

9



Предупредительные сигналы.

Предупредительные сигналы водителей. Звуковые сигналы. Световые сигналы

указателями поворотов. Световой указатель сзади машины - стоп - сигнал. Сигналы,

подаваемые рукой.

10



Дорожная разметка и ее предназначение.

Дорожная разметка, ее назначение, виды.

11



Оборудование автомобилей специальными приборами.

Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.

Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.

Преимущественное право проезда специальных автомобилей.

Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или  желтого цвета.

12



Труд водителя.

Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.

Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.

13



Час ПДД в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

Просмотр и обсуждение видеофильма об обсуждении безопасности дорожного движения.

14



Соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

Закрепление ЗУН по темам.

15



Выступление агитбригады.

Разучивание стихов. Подготовка выступления по правилам дорожного движения. Показ на общешкольном мероприятии.

16



Современный транспорт.

- Закрепить полученные учащимися знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

17



Значение номерных знаков

- Номерные знаки.

Расширить словарный запас по дорожной лексике.


18



Практическая работа «Разбор ситуаций на дороге».

Закрепление полученных ЗУН.

19



Основные виды травм и первая помощь при них.

Практическое занятие о правилах оказания первой помощи.

20



Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП.

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия.

21



Обязанности велосипедистов.

Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

22-23



Оценка дорожных ситуаций.

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

-Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой

24



Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

25



Создание буклета «Помни, пешеход!»


Подготовка материала по ПДД. Оформление общего буклета.


26-27



Ответственность за нарушение.

Виды нарушений на дорогах (водители и пешеходы). Виды наказаний.

28-29



ГИБДД и ДПС

Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС.

-Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья родителей, пешеходов и пассажиров.

30



Познавательное занятие : «Я знаток дорожных знаков»

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.


31



Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».

Развитие творческих способностей, закрепление ЗУН.

32-33



Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах- территория школы

Закрепить полученные учащимися знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

34



Итоговое занятие.

Олимпиадная работа по итогам изученного материала.



4. Результаты освоения программы, включающие описание универсальных учебных действий

В результате освоения программы у обучающихся младшего школьного возраста будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.


Регулятивные


  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • основные понятия дорожной безопасности;

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения;

  • положения регулировщика,;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

  • правила оказания первой медицинской помощи

должны уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни:


  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

  • определять виды перекрёстков;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.


ФОРМА подведения итогов:

1.Промежуточные в течение четверти: викторины, конкурсы, разбор ситуаций ( в т.ч. на базе МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем .

2.Итоговые в конце каждой четверти: проектная деятельность, праздничные программы, инструктаж на каникулы, выступление агитбригады, создание буклета для пешеходов.

Возможные формы отслеживания результативности знаний обучающихся:

  • памятки (Приложение 1)

  • викторины, олимпиады ( Приложение 2)

  • контрольные вопросы ( Приложение 3)


В целом, программа ориентирована на следующие уровни усвоения воспитательных результатов:

1 уровень: приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Даже в 3 классе есть дети, у которых не сформирован круг знаний по вопросам дорожной грамотности.


2 уровень: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.


3 уровень: получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.


Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

На основании уровней усвоения воспитательных результатов в конце 4 класса каждый ребенок получает звание «Помощник Инспектора» (1,2 уровень усвоения материала), либо «Инспектор дорожного движения» (3 уровень усвоения материала). На итоговых занятиях возможно наградить обучающихся грамотами и медалями.


5.Актуальность проблемы

обучения детей начальной школы правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Находясь на проезжей части или играя на ней, школьники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, еѐ решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дети младшего школьного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всѐ это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В целом по стране, а также в нашей , накоплен определѐнный опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками и учащимися проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме:«Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»


6.Новизна

В целом в российском дошкольном и школьном образовании накоплен определѐнный опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение школьников начальной школы ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и школьников.
























Часть I. Теоретический анализ

основных условий и причин возникновения ДТП с младшими школьниками.

Условия:

  • Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дети , оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

  • Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра детей, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)

  • Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

  • Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.

  • Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребѐнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

  • Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространѐнная причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с школьниками

возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребѐнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребѐнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.

  • Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелѐных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на школьников, которых водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на

дорогу, ребѐнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.

  • Неподчинение сигналам светофора. Школьники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают

значения мигающего зелѐного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелѐный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

  • Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Школьники, увлѐкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

  • Незнание правил перехода перекрѐстка. Школьники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Школьники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрѐстках на зелѐный сигнал светофора, который горит для пешеходов.

  • Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей школьники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

  • Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дети не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.

  • Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дети катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

  • Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его

спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребѐнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.

  • Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперѐд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые не достаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения), а так же сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей. Психофизиологическая система младшего школьника находится в состоянии становления и ещѐ не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же

дорожные ситуации. Дети попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.Находясь на проезжей части, младшие школьники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперѐд, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. Такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом.По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение детей. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребѐнку путѐм организации в школе специальной образовательной деятельности построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.


Благодаря продолжительности программы дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребѐнку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями.


Результатом программы будет:

Дети получат знания о правилах поведения на дороге, научатся применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставить перед собой задачи, находить пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Заключение.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему учителя начальных классов. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей, учителей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей, учителей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и педагогов ОУ по обучению школьников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает,несомненно, положительные результаты, самое главное в нашей программе, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наша программа может быть использована в других ОУ в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно- транспортного травматизма.








































5. Информационно-методическое обеспечение


1.Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).

2.Тошева Л. И. Основы безопасности дорожного движения; 1-4 классы. Мастерская учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: ВАКО, 2011.

3.Сюньков В. Я., Ижевский П. В., Хренников Б. О. и др. / Под.ред. Ижевского П. В./.

Правила дорожного движения. Методическое пособие. 1-4 классы, 2016г. 4.Демонстрационный и раздаточный материал. С.В.Игнатова «Учим правила дорожного движения», 2016г.

5.В.И.Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу,1-4 классы, 2015г.

6.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл., М.: Просвещение,2008.

7. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях, М.,2006


для детей:

8. Жакулина И.В. На наших улицах и дорогах. Пособие (ПДД, 1-4 классы). Мультимедийное пособие для учащихся начальной школы.

9.Материалы газеты «Добрая Дорога Детства» (Интернет-Портал).

10.CD- диск «Школа Смешариков». Игра на диске по правилам дорожного движения. 

11.Энциклопедии : «Все обо всем», «Что? Где? Когда?».

12. «Советы Дяди Степы», 3-4 класс, Р.П.Бабина

13.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

14.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

15.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

16.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно- методическое пособие. - М., 2004.


17. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

18.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

19. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.

20 .Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.

22.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.

23.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

24.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

25.Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

26.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2023



Приложение 1.

Памятка для пешехода.



Ребята, будьте дисциплинированные на улице!!!

  1. Ходите только по тротуару!

  2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

  3. Переходя улицу, посмотри налево, а дойдя до середины – направо!

  4. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жезле регулировщика.

  5. Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!

  6. Не устраивайте игры и не катайтесь на велосипедах, коньках, лыжах, санках, скейтах и т. П. на проезжей части улицы!

  7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешена детям не моложе 14 лет.

  8. Соблюдайте правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким!







































Приложение 2



Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, накотором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?

13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором изображена вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором изображена кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.


Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?








Олимпиада по Правилам дорожного движения.

Категория: пешеход.

3-4 класс


1.Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части


3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.


4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два

Б. Три

В. Четыре


5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;

Б. Оштрафовать;

В. Посадить в тюрьму.


6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход;

Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;

Б. Да, разрешен;

В. Разрешен, если нет автомашин.


11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I,

Б — И. Грозном,

В — Александре Михайловиче.


13.Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж,

Б — Лондон,

В — Рим.


14. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне

Б. В России

В. В Гонконге


15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого

Б. Красного

В. Жёлтого


16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?


17.О каком дорожном знаке эта загадка?


Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?

А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Б. Участок дороги на проезжей части, по которому можно бегать.
В. Ура! Уроки закончились!

19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А — пешеход;

Б — водитель;

В — дорожный рабочий.

20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А — нет;

Б — да;

В — да, т.к. работают на дорогах.


21. Какого цвета были первые дорожные знаки?

А — красного,

Б — черного,

В — белого.


22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах?
А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.
В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.


23В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?

А — США;

Б — Франция;

В — Япония.


24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться

пешеходы?

Алевой;

Б — правой;

Влюбой.



25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?


А. Конечно, разрешается

Б. Категорически запрещается

В. Разрешается, если установлено детское сиденье.



















Приложение 3.



Вопросы итогового контроля знаний учащихся



  • Назови участников дорожного движения.

  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

  • Назови части городской (загородной) дороги.

  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»

  • Как называется место, где пересекаются улицы?

  • Назовите типы перекрёстков.

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Расскажи свой путь «Дом – школа»

  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

  • Где следует ожидать общественный транспорт?

  • Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

  • Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

  • Что такое «зебра»?

  • Что такое «островок безопасности»?

  • Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  • Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  • Где должны ходить пешеходы?

  • Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

  • Какие дорожные знаки тебе известны?

  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

  • Какие бывают светофоры?

  • Что означает каждый сигнал светофора?

  • Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

  • Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

  • Какое движение называют правосторонним и почему?

  • Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?



















Календарно тематическое планирование

2024-2026 учебный год

3 «Г» класс



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

1

08.09


2-3

Правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

15.09

22.09


4

Как пешеходы и водители поделили дорогу. Оформление памятки для пешеходов от ЮИД.

1

29.09


5

Остановочный путь и скорость движения.

1

06.10


6

Пешеходные переходы.

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков» - МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

1

13.10


7

Нерегулируемые перекрестки.

1

20.10


8

Проект № «Транспорт прошлого»

1

27.10


9

Регулируемые перекрестки.

1

10.11


10

Регулировщик и его сигналы.

1

17.11


11

Где еще можно переходить дорогу.

1

24.11


12

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

1

01.12


13

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

1

08.12


14

Правила перехода железной дороги.

1

15.12


15

Проект №2 «История Светофора»

1

22.12


16

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах.


1

13.01


17

Час ПДД «В гостях у Светофорчика» в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

1

20.01


18

Правила поведения в транспорте.

1

27.01


19

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1

03.02


20

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1

10.02


21

Железнодорожный переезд.

1

03.03


22

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1

10.03


23

Час ПДД «Движенья полон город» на базе МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

1

17.03


24

Сигналы, регулирующие дорожное движение.


1

11.03


25

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»


1

24.03


26

Где можно и где нельзя играть.


1

07.04


27

Ты – велосипедист.


1

14.04


28


Поездка за город с ЮИД.

1

21.04


29

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах


28.04

05.05



30-31

Что делать при ЧС на дорогах

2

12.05


32

Безопасность в летний период. Инструктаж от ЮИД.

1

19.05

20.05



33-34

Итоговое занятие «Азбука дорог».


2

27.05




Календарно тематическое планирование

2024-2026 учебный год

4 «Г» класс



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

1

Вводное занятие.

Безопасность пешеходов.

1



2

Детский дорожно - транспортный травматизм

1



3

Основные понятия и термины ПДД от ЮИД


1



4

Остановочный путь

1



5

Скорость движения.

1



6

Перевозка детей в транспорте

1



7

Движение учащихся группами и в колонне.

1



8

Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».

1



9

Предупредительные сигналы.

1



10

Дорожная разметка и ее предназначение.

1



11

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1



12

Труд водителя.

1



13

Час ПДД в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

1



14

Соревнование по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в МКОУ«СОШ №5» г.п. Чегем

1



15

Выступление агитбригады.

1



16

Современный транспорт.

1



17

Значение номерных знаков

1



18

Практическая работа «Разбор ситуаций на дороге».

1



19

Основные виды травм и первая помощь при них.

1



20

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП.

1



21

Обязанности велосипедистов.

1



22-23

Оценка дорожных ситуаций.

2



24

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1



25

Создание буклета «Помни, пешеход!»


1



26-27

Ответственность за нарушение.

2



28-29

ГИБДД и ДПС

2



30

Познавательное занятие : «Я знаток дорожных знаков»

1



31

Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».

1




32-33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах- территория школы

2



34

Итоговое занятие.

Инструктаж от ЮИД : правила поведения в летний период.

1


































26