ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАКЕЕВКИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №50 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» м-н Зеленый, 83, г. Макеевка, 86156, тел (06232) 7-15-30 email: [email protected] код ЕДРПОУ 23608313 |
Персонализированная
программа наставничества
педагога-наставника, учителя работающего по АООП
с молодым специалистом
Период реализации: 28.10.2022-25.05.2025
Куратор: Кисленко Наталья Геннадиевна, заместитель директора по УВР
Наставник: Ртищева Наталья Викторовна, учитель
Наставляемый: Ефимова Екатерина Александровна, учитель
МАКЕЕВКА
2022
Сведения о молодом специалисте:
Фамилия, имя, отчество: Ефимова Екатерина Александровна
Образование: ????
Какое учебное заведение окончил и год окончания:????
Специальность по диплому:
Переподготовка: нет
Педагогический стаж: года
Место работы: МБОУ «СШ № 50 г. Макееевки»
Должност: учитель
Предмет: учитель
Учебная нагрузка: 9 часов
Классное руководство: нет
Квалификационная категория: нет.
Сведения о педагоге-наставнике
Фамилия, имя, отчество: Ртищева Наталья Викторовна
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил и год окончания: Славянский Государственный педагогический институт
Специальность по диплому: учитель вспомогательной школы, олигофренопедагог дошкольных учреждений
Переподготовка: ДонРИРО
Педагогический стаж: 32 года
Место работы: МБОУ «СШ № 50 г. Макееевки»
Должност: учитель
Предмет: учитель работающий по индивидуальному учебному плану АООП с детьми с ОВЗ
Учебная нагрузка: 32 часа
Преподает : 3 , 8 класс индивидуальное обучение (на дому) детей с ОВЗ.
Квалификационная категория: «Специалист высшей категории»
Пояснительная записка
Программа направлена на выявление и раскрытие через реализацию программы профессионального развития способности молодым педагогам обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с начинающими учителями, не имеющими стажа педагогической деятельности в данномобразовательном учреждении или имеющих стаж не более 3-х лет. Натставническтво осуществляет опытный учитель обладающий высоким профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания, помогать в пдагогической адаптации.
Цель программы: оказание помощи наставляемому учителю-дефектологу в его профессиональном становлении, формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-пррактика, а также формирование в школе кадрового ядра.
Задачи:
помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
включить учителя в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
развить профессиональное мышление и готовность к инновационным
преобразованиям;
предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в
организации коррекционных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный
процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
Обеспечение реализации образовательных запросов начинающего педагога.
Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-
педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Содержание программы
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет
собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального
мастерства молодого учителя-дефектолога, работающего в гимназии.
В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные
направления:
Направления | Содержание | Планируемые рехзультаты |
Психологически основы адаптац системе образования | Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально- психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах. | Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с обучающимися и их родителями. личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах. |
Организация учебно- воспитательного процесса | Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажером действующих программ коррекционных курсов, знакомство с авторскими программами; посещение занятий, проводимых специалистами высшей категории, с их последующим анализом. | Активное включение молодого учителя-дефектолога в учебно- воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в работу гимназии, совместную разработку коррекционных программ, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве. |
Школьная документация в работе учителя - дефектолога | Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами документации учителя – дефектолога в гимназии. | Формирование действующей прямой и обратной связи с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной помощи. |
Методическое сопровождение молодого учителя - дефектолога | Важно научить начинающего учителя правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно- методического комплекса (развивающего модуля, кабинета). | Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся. Формирование опыта создания собственных методических разработок. |
Организация воспитательной работы в классе | Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодого учителя организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание. | Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя. |
Социология образования. Ученик в социуме. | Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями гимназии с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения. | Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально- педагогической работы с обучающимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума. |
Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена
жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного
профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на
рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов
взаимодействия: обучающегося, самого наставника и организации-работодателя.
Важную роль в жизни молодого педагога играет наставничество. В первые годы
работы наставник помогает и направляет, корректирует деятельность молодого учителя.
Наставничество |
Наставник | Молодой специалист | Руководитель ОО |
Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения | Получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником | Повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, между сотрудниками |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Срок |
1 | Изучение нормативно-правовой базы учреждения | Сентябрь |
2 | Закономерности и принципы дидактики |
3 | Педагогика творчества |
4 | Педагогическая культура и этика |
5 | Организация системы работы с родителями | Октябрь |
6 | Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия |
7 | Технология педагогического портфолио |
8 | Воспитательная деятельность в школе. |
9 | Основы конструктивного общения в пед.коллективе | Ноябрь |
10 | Роль учителя - дефектолога в ОУ |
11 | Формы и методы диагностики обучающихся |
12 | Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогических работников | Декабрь |
13 | Программно-методическое обеспечение образовательного |
14 | Игровые методы обучения |
15 | Педагогическое проектирование в учреждении |
16 | Современные технологии проведения занятий в ОУ | Январь |
17 | Современные приёмы и формы работы с родителями |
18 | Воспитание в образовательном процессе |
19 | Методика организации воспитательной работы |
20 | Пути управления конфликтной ситуацией в ОУ | Февраль |
21 | Психологическое сопровождение образовательного процесса |
22 | Мониторинг образовательного и воспитательного процессов |
23 | Участие в вебинарах |
24 | Использование современных информационно- коммуникационных технологий в конструировании занятий | Март |
25 | Структура написания самоанализа |
26 | Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ОУ |
27 | Использование в практике современных педагогических технологий |
28 | Технология изучения и обобщения педагогического опыты | Апрель |
29 | Современные технологии воспитания. |
30 | Системный подход к организации работы с родителями |
31 | Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с детьми с ОВЗ. |
32 | Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить. | Май |
33 | Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе |
34 | Обзор интернет-сайтов, организующих дистанционные конкурсы профессионального мастерства для педагогов. Регистрация, отправка работы для участия в конкурсе профессионального мастерства (по выбору педагога) |
Формы организации занятий:
Психолого-педагогические семинары;
Семинары-практикумы;
Мастер-классы;
Коллективные и групповые консультации;
Круглые столы;
Практическая конференция;
Конкурсы и т.д
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируют
годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические уме
навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реали
программы.
В результате обучения учитель - дефектолог:
будет знать основные нормативные документы;
приобретёт навыки взаимодействия с коллегами, обучающимися, их родителя
приобретёт опыт педагогической деятельности, через организацию наставнич
сформирует навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций;
разработает свои рабочие программы коррекционного курса;
овладеет здоровьесберегающими технологиями;
познакомится и приобщится к традициям гимназии.
Учитель-дефектолог МБОУ «СШ № 50 г.Макеевки» __________ Ртищева Н. В.